Рабочая программа внеурочной деятельности Культура здоровья для обучающихся 1-4 классов.
рабочая программа (1 класс)
В Рабочей программе внеурочной деятельности "Культура здоровья " описываются цели, задачи , которым должна соответствовать программа. Прописаны все виды умений , результаты оценочной деятельности. Составлено тематическое планирование
по всем классам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Культура здоровья | 56.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»
Принята решением педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2021г.
Приказ № 350-ОД от 31.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»
(ФГОС)
Направление: Спортивно-оздоровительное
Курс обучения: 1 - 4 классы
Срок реализации программы: 2021 - 2025год
Автор: Шевцова Е.В., учитель начальных классов МБОУ «СШ №15» |
г. Нижневартовск.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Результаты освоения курса внеурочной деятельности | 5 |
3 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности | 7 |
4 | Тематическое планирование Приложение. Материально-техническое обеспечение программы | 9 |
Оглавление
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» (далее – Программа) для учеников 1 - 4-х классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 с изменениями;
2. Авторской программы Новолодской Е. Г. Уроки здоровья;
3. Основной образовательной программы НОО МБОУ «СШ №15»;
4. Плана внеурочной деятельности МБОУ «СШ №15».
Одной из основных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья – важнейшая часть существования человека в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и факторов риска возникновения заболеваний.
В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а многие факторы, влияющие на здоровье, управляются самим человеком, поэтому возрастает роль формирования у учащихся навыков и привычек здорового образа жизни.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.
Тематический план и программа практического курса рассчитана на учащихся 1 классов начальной школы в количестве 33 часов, 2 - 4 классов в количестве 34 часов по 1 часу в неделю в течение года. Программа данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Цель: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формировать мотивацию и стремление быть здоровым;
- совершенствовать практические навыки здорового образа жизни;
- способствовать приобретению знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;
В ходе изучения курса, учащиеся узнают:
- понятия «эмоции», «настроение», основные виды эмоций у себя и других людей; общепринятые правила коммуникации;
- правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- основные правила рационального питания с учетом возраста;
- правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;
- способы охраны своего здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
- какой вред представляют вредные привычки для здоровья;
- значение двигательной активности для развития здорового организма;
- роль физической культуры и спорта для здоровья человека;
Педагогические условия, обеспечивающие реализацию программы:
- учет возрастных психолого-физиологических особенностей развития детей и их индивидуальных особенностей;
- педагогическое мастерство педагога;
- высокий уровень квалификации приглашенных специалистов;
- подбор эффективных методов в соответствии с целями и содержанием занятий;
- оптимальное сочетание форм занятий.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа 1 класса состоит из двух разделов.
I. Я и мое здоровье.
Цель: познакомить детей с органами чувств человека; сформировать у них гигиенические знания, умения и навыки по охране органов чувств.
Познание окружающего мира. Органы чувств. Забота о глазах. Уход за ушами. Язык – орган вкуса. Уход за зубами. Здоровая улыбка. Правильно чистим зубы. Уход за руками и ногами. Обоняние. Запах. Что умеет наш нос? Осязание. Забота о коже. Органы чувств и мозг. Гигиена. Почему надо умываться? Друзья Мойдодыра. Опора тела и движение. Осанка – стройная спина! Как следует питаться. Режим дня школьника. Сон – лучшее лекарство. Как закаляться. Обтирание и обливание.
II. Я и общество.
Цель: помочь ребёнку адаптироваться социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, группе).
Настроение. Эмоциональная сфера личности. Эмоциональные переживания и способы их выражения. Настроение в школе. Настроение после школы. Как говорить по телефону. Поведение и характер. Доброта. Сотвори солнце в себе. Правила, обязательные для всех. Как вести себя в гостях. Я принимаю подарок. Я дарю подарок. Правила поведения в театре и кино. Правила вежливого общения. Волшебные слова. Как вести себя в транспорте и на улице. Велосипед как средство здорового образа жизни. Помоги себе сам. Изготовление настольных игр по ЗОЖ. Ложь и правда. Пословицы и поговорки о неправде. Опрятность, аккуратность в одежде. Каждой вещи свое место. Вредные привычки. Праздник «Огонек здоровья». Защита мини-проектов.
Формы организации занятий:
1. Деловая игра.
Игра – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях. Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Методика и содержание игр предлагают их использование для групповой формы работы.
2. Урок-практикум.
Практические занятия предполагают выработкуопределенныхправил:
- правила построения, проведения утренней зарядки
- составление режима учащегося
- составление правил этикета приема пищи и их обоснование.
- правила приема средств закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.
- правила общения «Я нужен людям, а люди нужны мне»
Ознакомление и разучивание отдельных упражнений и комплексов дыхательной гимнастики (по возможности приглашение специалиста); изучение СанПиН 3.1.2 1319-10 «Профилактика гриппа».
Оформление совместно с родителями стенда «Здоровые зубы – здоровый организм», «Борьба с вредными привычками» т. д.
3. Привлечение специалистов
- встреча со стоматологом, с окулистом, с психологом, с мед.работником школы.
Курс завершается праздником «Огонек здоровья». Учащиеся должны продемонстрировать полученные знания в форме защиты мини-проектов.
Система контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности, предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
4. Тематическое планирование
1 класс
Раздел | Темы занятий |
Я и моё здоровье. | Познание окружающего мира. Органы чувств. |
Забота о глазах. | |
Уход за ушами. | |
Язык – органа вкуса. | |
Уход за зубами. | |
Здоровая улыбка. Правильно чистим зубы. | |
Уход за руками и ногами. | |
Обоняние. Запах. Что умеет наш нос? | |
Осязание. Забота о коже. | |
Органы чувств и мозг. | |
Гигиена. Почему надо умываться? | |
Друзья Мойдодыра. | |
Опора тела и движение. | |
Осанка – стройная спина! | |
Как следует питаться. | |
Режим дня школьника. Сон – лучшее лекарство. | |
Как закаляться. Обтирание и обливание. | |
Я и общество. Правила, обязательные для всех | Настроение. Эмоциональная сфера личности. |
Эмоциональные переживания и способы их выражения. | |
Настроение в школе. Настроение после школы. | |
Как говорить по телефону. | |
Поведение и характер. Доброта. Сотвори солнце в себе. | |
Правила, обязательные для всех. | |
Как вести себя в гостях. Я принимаю подарок. Я дарю подарок. | |
Правила поведения в театре и кино. | |
Правила вежливого общения. Волшебные слова. | |
Как вести себя в транспорте и на улице. | |
Велосипед как средство здорового образа жизни. | |
Помоги себе сам. Изготовление настольных игр по ЗОЖ. | |
Ложь и правда. Пословицы и поговорки о неправде. | |
Опрятность, аккуратность в одежде. | |
Каждой вещи свое место. | |
Вредные привычки. | |
Праздник «Огонек здоровья». Защита мини-проектов. |
2 класс
Я и мое здоровье. | Строение тела человека. |
Почему мы болеем. | |
Как вести себя, когда что – то болит. | |
Кто и как предохраняет нас от болезней. Профессия – врач. | |
Как справиться с инфекцией. | |
Прививки от болезней. | |
Грипп – это не модно и разорительно. История болезни. | |
Лекарственные препараты. Польза и вред медикаментов. | |
Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. | |
Отравления. | |
Мир природы. | Природа – наш дом. |
Осень – золотая пора. Гармония осенних красок. | |
Лесные загадки зимушки – зимы. Как помочь зимующим птицам. | |
Изменения в природе весной. Природа в музыке и поэзии. | |
Красное лето – яркая песня природы. | |
Безопасность при любой погоде. | |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | |
Правила безопасного поведения на воде. | |
Опасный лед зимняя река и география безопасности. | |
Как вести себя вприроде. Экологические правила. Укус змеи. | |
Путешествие по лесу «В царство Берендея». | |
Путешествие к Грибу-грибовичу. Съедобные и несъедобные грибы. | |
Растения. Лекарственные и ядовитые растения. | |
Путешествие в город Огород. | |
Животные домашние и дикие. Предосторожности при обращении с животными. Укусы насекомых. | |
Я и общество. | Травма. Можно ли уберечься от травм? |
Первая помощь при травмах. | |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | |
Правила обращения с огнем. | |
Чем опасен электрический ток? | |
Отравление угарными газами, ядовитыми веществами. | |
ЧС – что это? | |
Природные изменения. Стихийные бедствия. | |
Расти здоровым. Команда скорой помощи. |
3 класс
Я и мое здоровье. Рациональное питание. | Полезные продукты. Витамины. |
Режим питания. Меню. | |
Здоровая пища для всей семьи. | |
Жирная пища. Ожирение. | |
Продукты, богатые углеводами. | |
Блюда из рыбы. Морепродукты. | |
Молочные продукты. | |
Фрукты, ягоды и овощи – кладовая здоровья. | |
Блюда из зерна. Путешествие с Крупеничкой. | |
Как вести себя за столом. | |
Сервировка стола. | |
Я и другие люди. | Досуг. |
Что такое дружба. Коллектив. | |
Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Пословицы и поговорки о дружбе. | |
Решение педагогических ситуаций и задач. | |
Помни о других. | |
Уважай свое время и время других. | |
Вежливые слова и поступки. | |
Взаимовлияние людей, способы разрешения конфликтных ситуаций. | |
Правила групповой деятельности: отзывчивость, честность, уважение чужого мнения. | |
Я и общество. Поведение в экстремальных ситуациях. | |
Экстремальные ситуации в городе. | |
Экстремальные ситуации, связанные с незнакомыми людьми. | |
Вызов экстренной помощи. | |
Я и мир вещей. | Что нас окружает. Разнообразный мир вещей. |
История создания книги. Правила чтения. | |
Мы идем в библиотеку. Правила обращения с книгой. | |
Одежда. История создания. Виды одежды. | |
Школьные принадлежности. | |
Игрушки. Развивающие и познавательные игры. | |
Мастерская деда Егора (русские народные куклы). | |
Инструменты. Правила использования и хранения инструментов. | |
Современная бытовая техника. Телевизор. Сотовый телефон. | |
Правила работы на компьютере. |
4 класс.
Я и моё здоровье. | Мои эмоции. |
Надо уметь сдерживать себя. | |
Наказание. Поощрение. | |
Чувства и поступки. | |
Стресс. | |
Учимся думать и действовать. | |
Вредные привычки. Зависимость. | |
Скажем вредной привычке «Нет!» | |
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. | |
Предупреждение употребления психических активных веществ (ПАВ). Общее представление о ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ? | |
Вред табачного дыма. Пассивное курение. | |
Что такое алкоголь. Чем он опасен. | |
Пословицы и поговоркио вреде алкоголя. | |
Принимаю решение. | |
Волевое решение. | |
Путешествие в город «Будьте здоровы!» | |
Изготовление настольных игр по профилактике употреьления ПАВ | |
Мальчики и девочки – чудо природы. | Мальчики и девочки. Мы одна семья. |
Что умеют делать девочки? | |
Что умееют делать мальчики? | |
Нехорошие слова. Недобрые шутки. | |
Отличие мальчиков от девочек. | |
Семья – древо жизни. | Тепло родного дома. Семья. Родители. |
Обязанности членов семьи. Домашний труд ребенка. Пословицы и поговорки о семье. | |
Советы родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг другу? | |
Моя родословная. История фамилии. | |
Фамильные гербы. | |
Праздник моей фамилии. | |
Права ребенка в семье. | |
Как помочь родителям. | |
Генеалогическое древо. | |
«По страницам семейного альбома» | |
Спешите делать добро. Пословицы и поговорки о добре и зле. | |
Презентация проекта «Моя родословная» |
Приложение
Материально-техническое обеспечение программы
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2014.
- Андреев В. И. Тест - анкета для изучения ориентации на здоровый образ жизни. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, эдоровьесберегающего обучения. Казань 2000.
- Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8, 9 / 2006.
- Каневская Л. Я. Рациональное питание детей школьного возраста. – М.: МИОО, 2016. – 48 с.
- Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2013.
- Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.- Москва, 2016. – 152 с.
- Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
- Сырчина Г. А. О формировании, сохранении и развитии здоровья ребенка // Культура здоровой жизни.- 2012.- № 1.- С.77 -80.
- Феофанов В. Н. Мотивация детей на здоровый образ жизни./Медико- педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников) Оренбург, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.Проблемы воспитания ...
рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс
готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» для обучающихся 4 класса
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельностиВнеурочная деятельностьКультура здоровьяКласс4Нормативные документы1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.
Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Домовёнок" для обучающихся 3-4 классов
Внеурочная деятельность по различным направлениям развития личности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитат...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура поведения" 4класс
рабочая программа ктп 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буквоежка" для обучающихся 1-2 классов
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как осн...