Рабочая программа внеурочной деятельности "Буквоежка" для обучающихся 1-2 классов
рабочая программа (1 класс)
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занимательной грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_bukvoezhka.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Буквоежка» учителя начальных классов: Янчиной Татьяны Юрьевны,
2016 - 2017 учебный год |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Буквоежка»
1 -2 класс
Содержание
№ | Раздел программы | стр. |
1 | Пояснительная записка | 1 |
2 | Результаты освоения курса | 2 |
3 | Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности | 3 |
4 | Тематическое планирование | 5 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г. Сафоново по внеурочной деятельности курса «Буквоежка» для 1-ых и 2-ых классов составлена на основе :
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 );
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
- Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 2»г. Сафоново на 2016-2017 учебный год.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Цель курса: формирование качественной стороны речевой деятельности обучающихся.
Курс для учащихся 1-2-х классов ставит следующие задачи:
- формирование устойчивого познавательного интереса;
- формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения;
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
- воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
Программа курса рассчитана на 2 года обучения – 1 раз в неделю.
- Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- положительный интерес к изучению языка;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- стремление к совершенствованию собственной речи;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- представление о русском языке как языке своей страны;
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка);
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности;
- готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Регулятивные УУД:
– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
– выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме;
- использовать речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
- планировать в сотрудничестве с учителем с одноклассниками свои действия;
– оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
– осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
– коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в устной речи;
– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты:
К концу 1 класса
Ученик научится:
- отличать звуки от букв (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
- различать гласные и согласные звуки по их признакам;
- делить слова на слоги;
- распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
Ученик получит возможность научиться:
- правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
- правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
- переносить слова по слогам.
- писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
- ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
- составлять текст по вопросам учителя.
- отгадывать загадки.
К концу 2-го класса
Ученик научится:
- правописанию слов с изученными орфограммами.
- различать части речи по их признакам.
- определять главные члены предложения.
- различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- писать НЕ с глаголами.
- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки
Ученик получит возможность научиться:
- разбирать предложения по членам предложения.
- разбирать слова по составу.
- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- работать со словарем.
- группировать и подбирать слова на определенные правила.
- составлять рассказы по картинке.
Ожидаемые результаты за весь курс.
• освоение первичных навыков проведения самостоятельных исследований проблемы;
• умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход деятельности, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
• умение работать в группе, отстаивать собственную точку зрения;
• знание разнообразных источников информации и умение ими пользоваться;
• умение выступать перед аудиторией.
- Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Курс “Буквоежка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатить речь учащихся, обеспечить разностороннее развитие школьников, развить интерес к родному русскому языку, а также мотивировать активное участие в конкурсах разного уровня (в том числе «Русском медвежонке», «Еже» и др.), пробудить желание говорить и писать грамотно и красиво.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занимательной грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Буквоежка ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, праздники. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Включение элементов занимательности является обязательным условием для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между урочной и внеурочной деятельностью.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю в группах до 15 человек.
Методы и приемы:
• самодеятельная или сюжетно-ролевая игра;
• драматургия;
• техническое и художественное моделирование;
• детское экспериментирование;
• словесное творчество.
Практическая значимость курса:
• расширяется кругозор в филологической предметной области;
• повышается способность к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации;
• развиваются творческие способности;
• развивается речь и умение выступать перед аудиторией
• происходит приобщение детей к словесному творчеству;
• актуализируется потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих;
• происходит формирование у ребенка множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность;
• формируется готовность младших школьников к участию в интеллектуальных марафонах, международной интеллектуальной игре «Русский медвежонок», «Ёж», «Совёнок», «Львёнок» и др.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | дата |
1 | Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). | 1 | |
2 | Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). | 1 | |
3 | Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко - буквенный анализ слов). | 1 | |
4 | Сюжетная игра «Слово – имя собственное». | 1 | |
5 | Игра – сказка “Пропавшие имена”. | 1 | |
6 | Собираем слова. | 1 | |
7-8 | Игры Деда Буквоеда. | 2 | |
9 | Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя). | 1 | |
10 | Праздничный урок. Обобщение изученного материала. | 1 | |
11-12 | Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” | 2 | |
13 | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | 1 | |
14 | Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”. | 1 | |
15 | “Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). | 1 | |
16 | “А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?) | 1 | |
17 | Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда! | 1 | |
18 | “Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите). | 1 | |
19 | Играем в загадки. | 1 | |
20 | Добрый “волшебник” - Ударение. | 1 | |
21 | Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением). | 1 | |
22-23 | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. | 2 | |
24 | Звонкие и глухие “одиночки”. | 1 | |
25 | Из чего строятся слова? | 1 | |
26 | Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”. | 1 | |
27 | Приключения в стране “Имя существительное”. | 1 | |
28 | Приключения в стране “Имя прилагательное”. | 1 | |
29 | Дружба имени существительного с именем прилагательным. | 1 | |
30 | Здравствуй, глагол! | 1 | |
31 | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. | 1 | |
32-33 | Итоговое занятие. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-й класс (34 ч)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” | 1 | |
2 | Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. | 1 | |
3 | Незаменимый мягкий знак. | 1 | |
4 | Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. | 1 | |
5 | Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). | 1 | |
6 | Волшебник “Ударение”. | 1 | |
7 | Из чего же, из чего же состоят слова? | 1 | |
8 | Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. | 1 | |
9-10 | В стране парных звонких и глухих согласных. | 2 | |
11 | В стране одиноких согласных. | 1 | |
12-13 | Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). | 2 | |
14 | Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). | 1 | |
15 | Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). | 1 | |
16 | Новые друзья корней – приставки. | 1 | |
17 | Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). | 1 | |
18 | Слова – части речи. | 1 | |
19 | Имя существительное – часть страны Речь. | 1 | |
20 | Как у существительных род появился. | 1 | |
21 | Доброе утро, имя прилагательное! | 1 | |
22 | Имя прилагательное – часть страны Речь. | 1 | |
23 | Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). | 1 | |
24 -25 | Глагол – часть страны Речь. | 2 | |
26 | Глагол и его друзья. | 1 | |
27 | Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). | 1 | |
28 | С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! | 1 | |
29-30 | А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. | 2 | |
31-32 | Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры. | 2 | |
33-34 | Подведение итогов. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...