Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» для обучающихся 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность

Культура здоровья

Класс

4

Нормативные документы

  1. 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года №35916)

  2. 2.Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея.

  3. 3.Программа внеурочной деятельности начального общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея

  4. 4.План внеурочной деятельности МОУ Октябрьского сельского лицея на 2015-2016 учебный год.

  5. 5.Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1 - 11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УлГУ, 2011. – 17 с.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

 

Общая характеристика курса

Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Программа «Культура здоровья» направлена на обучение школьников жизненным умениям и навыкам по сохранению и укреплению собственного здоровья, воспитание здорового физически, психически, нравственно, адекватно оценивающего свое место и предназначение в жизни обучающегося начальной школы.

Объём часов, отпущенных на занятия, продолжительность одного занятия.

Рабочая программа составлена из расчета на 34 часа:

количество учебных недель – 34ч;

количество часов в год – 34ч;

количество часов в неделю – 1ч;

продолжительность занятия - 40 мин

Структура рабочей программы

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка,
  3. Общая характеристика курса
  4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
  5. Содержание курса внеурочной деятельности
  6. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
  7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья»

для обучающихся 4 класса

      Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

      Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

       Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность образовательной программы   внеурочной деятельности « Культура  здоровья». Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

      Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений.

Предлагаемая примерная программа призвана послужить моделью, которую образовательные учреждения и учителя смогут использовать при разработке рабочих программ, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений обучающихся.

Цель  программы  «Культура здоровья»:

Сформировать у  обучающихся  знания, умения и  навыки (компетентности), которые помогут  им  осуществлять  ответственное поведение в отношении   собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

- формирование знаний о физическом,     психическом, социальном     благополучии      человека;

- обучение ребенка самопознанию;

- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;

-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных    заболеваний;

- обучение здоровому питанию;

- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);

- формирование физической культуры личности;

- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.

Программа состоит из семи разделов:

Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика  ПАВ – зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.

 Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.

Программа основана на овладении обучающимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

  К основным методам активного вовлечения обучающихся в процесс формирования умений и  навыков относятся: дискуссия,  «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя,  ролевые игры,  работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций,  изучение отдельных случаев , рассказывание  историй,  дебаты,  проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.

Принципы  реализации программы:

Наряду с обще дидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного  подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах всего 34 часа в год. Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год (1 раз в неделю). Продолжительность одного занятия 40 минут.

  • количество учебных недель – 34ч;
  • количество часов в год – 34ч;
  • количество часов в неделю – 1ч;
  • продолжительность занятия - 40 мин

Формы организации занятий

Для более эффективной внеклассной работы в этом направлении можно использовать самые различные формы работы с учащимися:

Проведение занятия в виде урока

Беседы «Что такое гигиена», «Культура питания: самые полезные продукты», « Твой режим дня», «Физкультура и спорт», «Закаливание», «Берегите осанку», «Визит к стоматологу», «Начинаем утреннюю гимнастику», «Гигиена одежды», «Берегите зрение», «Лекарственные растения», « Овощи и фрукты- витаминные продукты», «Зубы и наше здоровье»

Акции: «Нет сигарете!» (Международная неделя отказа от курения- с 18 ноября или Всемирный день борьбы с курением – 31 мая);

«Мир без наркотиков»;

«Мы за ЗОЖ»;

«Бегом от болезней!»;

«Эстафета здоровья».

Творческие  конкурсы:

Конкурс плакатов, пропагандирующих ЗОЖ;

Конкурс рисунков: « Если хочешь быть здоров!», «Я и спорт» и т. д.; Фотоконкурсы

Спортивные игры и соревнования

 Дискуссии, «круглые столы»

День здоровья ( 7 апреля – Всемирный день здоровья, 27 сентября  - Всемирный  день туризма).

Просмотр фильмов, отражающих  разнообразные  жизненные   ситуации    Встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки

Встречи с людьми спецслужб (пожарными, медиками, сотрудниками милиции)

Классные часы на нравственные темы

Тематические викторины, устные журналы

Выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человек

Обучающие должны овладеть знаниями:

Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.

Правила ухода за кожей.

Органы пищеварения.

Золотые правила питания, полезные продукты.

Правила здорового сна, хорошего настроения.

Правила для поддержания правильной осанки.

Признаки здорового и закаленного человека.

Правила безопасности на воде.

Правила хорошего тона.

Задачи оздоровительных пауз.

Вопросы физического и духовного здоровья.

Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.

Обучающиеся должны овладеть умениями:

Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.

Следить за кожей, ногтями.

Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.

Соблюдать режим дня.

Соблюдать правила поведения в общественных местах.

Выполнять правила для поддержания правильной осанки.

Общая характеристика курса

Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во- первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во- вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.

В ряде общеобразовательных учреждений ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, но при этом довольно часто  основными формами такой работы являются лекции и беседы, которые, как правило, малоэффективны.

Во многих школах акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При несомненной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным обучающий потенциал образовательного учреждения по вопросам формирования культуры здоровья.

«Культура здоровья личности»: это социально – детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно – ценностных ориентаций, социальных ценностей, приобретенных в результате обучения и воспитания и интегрированных в образе жизни.

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.

 Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям с особо жизненным приоритетом здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Предметные:

  • формирование понятия, что такое здоровье
  • ознакомление со способами сохранения и укрепления собственного здоровья
  • формирование представлений об основных пищевых веществах, их значении для здоровья, полноценного питания.
  • оценивание правильности поведения в местах общественного питания, организация питания в течении дня.
  • осознание важности двигательного режима как фактора здорового образа жизни
  • умение переключаться на разные виды деятельности во избежание утомления
  • умение отличать состояние здоровья от состояния болезни
  • умение осуществлять простейшие физиологические измерения
  • овладение правилами поведения на улице, общение с незнакомыми людьми.
  • умение оказывать первую доврачебную помощь при травмах
  • освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя
  • определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя
  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Познавательные УУД
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в дополнительных источниках
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здоровья, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Работать в парах.

Личностные УУД:

  • Освоить роли ученика; формирование интереса( мотивации) к учению.
  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «терпение», «природа», «семья».
  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувств гордости за свою Родину.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Предполагаемый результат:

     Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • соблюдение правил здорового образа жизни;  принятых в обществе норм  поведения и общения; правил конструктивной групповой работы:
  • организация коллективной творческой деятельности;
  • самостоятельный поиск, нахождение и обработка информации;
  • знание  правил проведения исследования.
  • понимание своего внутреннего состояния, умение оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и коррекция несоответствия;
  • валеологическая просвещенность учащихся;
  • умение отказываться от сомнительных и опасных  предложений;

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • осознание учащимися роли  ЗОЖ в жизни человека, практическое овладение запасами соответствующих знаний, понимание учащимися ценности человеческой жизни;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

        школьник может приобрести

  • опыт исследовательской деятельности;
  • опыт публичного выступления;
  • опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми

Содержание курса внеурочной деятельности

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»- 8ч

Семья и здоровье. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. Значение движения для органов и систем организма. Гигиена труда и отдыха. Профилактика инфекционных заболеваний.

 Обучение самопознанию- 6ч

Знание своего тела. Осознание и признание себя. Самопознание через ощущение, чувство, образ. Уважение к себе. Ответственность за выражение эмоций. Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

Межличностное общение-6 ч

Семейные связи. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев-8 ч

  Обучение безопасности. Поведение на пожаре. Обучение безопасности. Вызов экстренной помощи. Профилактика несчастных случаев. Стихийные бедствия и катастрофы.

Профилактика  ПАВ – зависимостей-3 ч

   Аспекты курения. Что находится в сигарете. Влияние курения на организм человека. Детство без алкоголя.  Навыки противостояния и

сопротивления распространению наркомании

Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание- 4 ч

   Изменения при переходе от детства к зрелости. Базовая информация об основах репродукции.

   Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.

      В результате реализации программы обучающиеся должны  овладеть

знаниями:

Здоровье, здоровый образ жизни

Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.

 Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного питания. Как происходит пищеварение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы в основных продуктах питания. Подбор продуктов питания. Традиции приема пищи в разных странах.

Что такое сбалансированное питание. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общественного питания.

Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма.  индивидуальную норму физических нагрузок. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.

Основные гигиенические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.  Для чего делаются прививки.

      Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Составлять индивидуальное меню, с учетом энергетической ценности продуктов. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами. Приготовить элементарные блюда. Оценивать правильность и сроки хранения продуктов питания.

Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.

Иметь стереотип мытья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиту при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров. Распознавать  ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.

Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во избежания утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.

Обучение самопознанию

     Информация об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма. Физиологические процессы, происходящие в организме в разные периоды взросления.

 Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка. Биологические основы поведения. Кризисы в периоды взросления. Стресс и его профилактика.

       Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.

Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.

Межличностное общение

       Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми.

Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах.  корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и  из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать  аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

       Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций в школе.

Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Безопасно обращаться с электро- газовыми и другими бытовыми приборами. Оказать первую помощь при травмах. Критическое отношение к поведенческим рискам. Ориентироваться в экстремальных ситуациях.  объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.

Профилактика ПАВ - зависимостей  

    Иметь общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют ПАВ. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете.  Вред табачного дыма. Почему люди начинают и продолжают курить. Что такое алкоголь и чем опасно его употребления. Как алкоголь влияет на организм человека. Последствия употребления наркотиков. История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Влияние употребления ПАВ на потомство. Как отказаться от употребления ПАВ.

      Избегать ситуации пассивного курения. Вести себя, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сопротивляться групповому давлению с целью употребления ПАВ. Объяснять младшим детям пагубность употребления ПАВ.

Обучение навыкам семейной жизни

      О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека.  Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье.

       Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях. Избегать рисков, связанных с сексуальным здоровьем.

Название раздела программы

Количество часов

Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»

Обучение самопознанию.

6 ч

 Межличностное общение

6 ч

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

8 ч

 Профилактика  ПАВ – зависимостей

3 ч

Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание.

4 ч

Итого

35

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п/п

Разделы программы/

темы занятий

Дата

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

По плану

Фактически

I .  Здоровье, здоровый образ жизни

1-2

Семья и здоровье.

03.09

10.09

Проблемно ориентированный диалог

3

Обработка пищевых продуктов перед употреблением.

17.09

Проектирование и моделирование

4

Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

24.09

Проектирование и моделирование

5-6

Значение движения для органов и систем организма.

01.10

08.10

Проблемно ориентированный диалог

7

Гигиена труда и отдыха.

15.10

Учебная дискуссия

8

Профилактика инфекционных заболеваний.

22.10

Выполнение практических работ

     II.   Обучение самопознанию.

9

Знание своего тела.

29.10

Подготовка презентаций

10

Осознание и признание себя.

12.11

Формулирование вопросов для получения информации

11

Самопознание через ощущение, чувство, образ

19.11

Анализ жизненного опыта

12

Уважение к себе.

Ответственность за выражение эмоций.

26.11

Анализ жизненного опыта

Решение проблемных ситуаций

13

Уважение к себе.

Ответственность за выражение эмоций.

03.12

Анализ жизненного опыта

Обсуждение докладов

14

Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

10.12

Решение проблемных ситуаций

    III.    Межличностное общение

15-16-17

Семейные связи. Правила семейного общения.

17.12

24.12

14.01

Подготовка презентаций

Решение проблемных ситуаций

Проблемно ориентированный диалог

18-19

Права ребенка в семье.

21.01

28.01

Анализ жизненного опыта

Проблемно ориентированный диалог

20

 Правила групповой деятельности.

04.02

Решение проблемных ситуаций

IV. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

21-22

 Обучение безопасности. Поведение на пожаре.

11.02

18.02

Ситуации выбора

Решение проблемных ситуаций

23-24

  Обучение безопасности. Вызов экстренной помощи.

25.02

03.03

Ситуации выбора

Решение проблемных ситуаций

25-26

Профилактика несчастных случаев

10.03

17.03

Ситуации выбора

Решение проблемных ситуаций

27-28

Стихийные бедствия и катастрофы.

24.03

07.04

Решение проблемных ситуаций

 V. Профилактика  ПАВ – зависимостей

29

 Аспекты курения. Что находится в сигарете

Влияние курения на организм человека

14.04

Формулирование вопросов для получения информации

30

Детство без алкоголя

21.04

Формулирование вопросов для получения информации

31

 Навыки противостояния и

сопротивления распространению наркомании

28.04

Формулирование вопросов для получения информации

VI. Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание.

32-33

Изменения при переходе от детства к зрелости.

05.05

12.05

Формулирование вопросов для получения информации

34

Базовая информация об основах репродукции.

19.05

Формулирование вопросов для получения информации

35

Повторение и закрепление изученного материала.

26.05

Итого:

35

35

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Оценка достижений обучающихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).

Оценивать достижения обучающихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.

Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.

Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки обучающихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности.

        Цель диагностики — выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

        Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников предусматривает:

1. Личность самого воспитанника (Анкета «Я и мои интересы»);

2. Детский коллектив (Диагностическая методика «Какой у нас коллектив?» по А. Н. Лутошкину, Методика социометрии, направленная на изучение межличностных отношений в классе, группе);

3. Профессиональная позиция педагога (Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя).

4. Удовлетворенность родителей организацией ВДУ. (Анкета для родителей)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Основная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся  1 - 11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск:    УлГУ, 2011. – 17 с.

Дополнительная литература: 

  • В.А. Крутецкая: Правила поведения и безопасности. 1-4 классы.Издательство Литера, 2015
  • С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. Справочник по ОБЖ. 1-4 классы.Издательство: Экзамен, 2015 г.

Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education.
  • Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
  • Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
  • Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm.

Технические средства обучения: 

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • демонстрационный экран;

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Культура здоровья»

Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риск...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-4 классы

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно-тематический план и учебно-тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Планета здоровья» для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Планета здоровья» для 2 класса...

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающихся с интеллектуальными нарушениями – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью и безопас...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-4 класс

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в...

Рабочая программа внеурочной деятельности Культура здоровья для обучающихся 1-4 классов.

В Рабочей программе внеурочной деятельности "Культура здоровья " описываются цели, задачи , которым должна соответствовать программа. Прописаны все виды умений , результаты оценочной деятель...