рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 имени Героя Советского Союза Д.Ф.Чеботарева
«Рассмотрено» На заседании ШМО Классных руководителей Протокол № ____ от «___»________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Ятчева Е.В. «___»________2016г. | «Утверждено» Приказ №___ от Директор _________ Баркова И.В. «___»________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«культура общения»
для 1 «В» класса
Неретиной Любови Сергеевны
на 2016-2017 учебный год
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА 2011 ГОДА
Образовательная система «Школа России»
г. Воронеж
2016 год
Пояснительная записка
Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения и общения.
Особенностью концепции формирования культуры общения, которая реализуется в региональной программе и отличает ее во многом от других программ подобного типа – в приоритете обучения устной речи и в устной основе обучения.
Принадлежность предмета «Культура общения»
Кружок «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».
В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Кружок «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся культуру устного общения.
Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности «Культура общения»– формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность норм и традиций общения. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
- устойчивых риторических навыков;
- устойчивых навыков культуры устной речи;
- навыков эффективного общения.
Основные задачи курса
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:
1. Сформировать у детей универсальные учебные действия (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне.
2.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся
2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Объём учебного времени, отводимого на изучение «Культуры общения» с 1 по 4 класс – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, инсценировки, «устные журналы», дискуссии, игровые упражнения.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Культура общения"
• личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• метапредметные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
• предметные:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
1 -й класс
Личностными результатами изучения курса "Культура общения" в 1 -м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в конкретной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).
Метапредметными результатами изучения курса "Культура общения" в 1-м классе является сформированность у детей следующих универсальных учебных действий (далее - УУД):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- строить простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса "Культура общения" в 1-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- употреблять вежливые слова в изученных стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, обращение;
- произносить заданные фразы с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;
- изменять громкость и темп речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
- изменять тембр речи при изображении речи персонажей сказок и литературных произведений;
- использовать открытые жесты, приветливую мимику,
- изменять тон речи в зависимости от коммуникативной ситуации;
- четко произносить не менее 5 скороговорок.
Основные особенности проведения кружка по предмету “Культура общения”
Кружок культуры общения должен проводиться на устной основе. Рассказ учителя должен сочетаться с активной речевой деятельностью учащихся. Учащиеся должны активно участвовать в занятии, много говорить, приобретая практические навыки культуры общения и культуры речи.
Активные формы проведения занятий должны преобладать. Урок в начальной школе по названному предмету обычно включает речевую гимнастику, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры. Такие уроки помогают снять страх перед самостоятельным высказыванием; прививают навык анализировать свои поступки и проходящие события; дети узнают себя как партнера по общению, открывают в себе самые разнообразные стороны личности (те, которые помогают установить контакт с окружающими и те, которые мешают это сделать).
На уроке учащиеся должны знакомиться как с нормами коммуникативного поведения, с правилами этикета поведения и общения (как надо? как принято?), так и с правилами эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
На ранних этапах обучения – в начальной школе и преобладает обучение нормам общения. На каждом уроке учащиеся должны приобретать новые знания, умения и навыки по культуре общения и активно закреплять уже изученное.
Учитель должен замечать и исправлять речевые и коммуникативные ошибки учащихся и приводить правильные речевые образцы. Необходимо стимулировать учащихся к развернутым высказываниям, исправлению ими собственных речевых и коммуникативных ошибок и добиваться полного, развернутого повторения учащимися правильных речевых формул и речевых образцов.
Общение учителя с учениками должно осуществляться в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечать нормам толерантности, вежливости и речевого этикета.
Речь учителя должна быть образцом культуры речи, недопустимы орфоэпические, стилистические и речевые ошибки.
Внешность учителя должна отвечать нормам этикета внешнего вида.
На уроке должна присутствовать атмосфера доброжелательности, урок должен доставлять детям удовольствие и создавать положительный эмоциональный настрой.
Учащиеся должны демонстрировать на уроке культуру речи и поведения, а также учебную речевую активность.
На уроке должны использоваться современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.
Урок должен ориентировать учащихся на освоение норм и правил повседневного общения и поведения, на уроке не должно быть излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала.
Содержание программы
Основы этикета поведения и общения
1. Речь и этикет
- Понятие речи. Речь и информация. Речь и эмоция. Речь и взаимопомощь людей.
- Функции речи в жизни человека.
- Виды речи. Устная и письменная речь.
- Понятие вежливости. Вежливость как проявление уважения к другому человеку. Вежливость как выражение добрых отношений к человеку. Вежливость и добрые слова. Вежливость речи и вежливость поступка.
- Понятие этикета. Вежливость и этикет. Важность этикета в жизни общества.
- Роль. Постоянные и временные роли. Роль и правила поведения, ей соответствующие. Роль и вежливость.
- Говорящий и слушающий. Содержание речи. Цели речи.
2. Качества речи
- Громкость речи. Понятие громкости речи. Речь громкая, средняя и тихая.
- Зависимость громкости речи от ситуации, содержания высказывания, эмоций человека, расстояния до слушателей, количества слушателей. Ситуации, требующие громкой и тихой речи.
- Понятие темпа речи. Быстрый, средний и медленный темп речи. Ситуации, требующие разного темпа речи. Зависимость темпа речи от ситуации. Зависимость темпа речи от эмоции, от содержания высказывания.
- Тембр речи. Понятие тембра. Индивидуальная окраска голоса. Голос высокий и низкий, уверенный и робкий, грубый и ласковый. Изображение речи других людей, персонажей сказок.
- Тон речи. Понятие тона речи. Тон как оттенок звучащей речи. Тон вежливый, доброжелательный и тон грубый. Тон просительный, извиняющийся, возмущенный, огорченный, одобрительный, восторженный, радостный, нежный и др. Тон и ситуация речи. Тон речи и вежливость.
- Несловесное общение. Понятие несловесного общения. «Помощники» устной речи, их функции. Понятие жеста, мимики. Взгляд, поза. Громкость речи, темп речи как средства несловесного общения. Паузы. Интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная).
- Скороговорки как средство улучшения дикции и чистоты речи.
3. Речевой этикет
- Приветствие. Функции приветствия. Кого, как и когда надо приветствовать. Формулы приветствия. Приветствие краткое и развернутое. Различия в приветствии родных, знакомых и незнакомых, сверстников и взрослых. Формулы ответа на приветствие.
- Прощание. Функция прощания. Формулы прощания. Формулы ответа на прощание. Прощание краткое и развернутое. Прощание и пожелание. Различия в прощании с родными, знакомыми и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. С кем надо прощаться. Формулы ответа на прощание.
- Благодарность. Функции благодарности. За что надо благодарить. Формулы благодарности. Формулы ответа на благодарность. Благодарность краткая и развернутая.
- Обращение, вступление в контакт. Функции обращения: привлечение внимания, характеристика собеседника. Формулы обращения. Обращение вежливое, уважительное и грубое. Обращение на ты и вы, их различие и функции. Зависимость обращения от того, к кому обращаются: к ровеснику или старшему, к родным, знакомым или незнакомым.
- Имя человека. Различные формы личных имен. Имена полные, краткие, ласкательные. Обращение по имени, имени и отчеству, фамилии.
4. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях
- Особенности общения в семье. Обращение членов семьи друг к другу. Приветствие, прощание, благодарность в семье. Ласковые слова в семейном общении. Семейный разговор.
- Правила общения в школе. Приветствие и прощание с учителями и ребятами. Вежливость на уроке. Вежливая просьба. Извинение. Поведение на перемене. Вежливость в общении мальчиков и девочек.
- Разговор на улице со знакомыми и незнакомыми. Как разговаривать со своими друзьями в общественном месте. Громкость разговора на улице. Как задавать вопросы незнакомым взрослым.
- Как вести себя, когда разговор ведут взрослые.
- Как вести себя в магазине. Как разговаривать с продавцом, кассиром (приветствие, просьба, вопросы, благодарность).
- По окончании первого класса учащиеся должны знать:
- виды речи;
- функции речи в жизни человека;
- цели речи;
- понятие этикета и вежливости;
- основные правила вежливого общения в семье, в школе, со знакомыми и незнакомыми, с мальчиками и девочками, в магазине.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Что такое речь? | 3 | ||
1. | Для чего нужна речь? | 1 | |
2. | Слово сообщает, веселит, утешает. | 1 | |
3. | Какой бывает речь? | 1 | |
Что такое вежливость? | 2 | ||
4. | Вежливость- уважение другого человека. | 1 | |
5. | Понятие об этикете. | 1 | |
Роли, которые мы играем в жизни | 2 | ||
6. | Семь наших «я» | 1 | |
7. | Постоянные и временные роли | 1 | |
Кто – кому – что – зачем говорит. | 2 | ||
8. | Что? Кто? Кому? Как? | 1 | |
9. | Почему? Зачем? | 1 | |
Громкость речи | 1 | ||
10. | Громко или тихо? | 1 | |
Темп речи | 2 | ||
11. | Быстро или медленно | 1 | |
12. | Повторим без запинки | 1 | |
Тембр речи | 1 | ||
13. | Индивидуальная окраска голоса | 1 | |
Несловесное общение | 3 | ||
14. | Общение с помощью жестов | 1 | |
15. | Помощники устной речи | 1 | |
16. | Помощники устной речи | 1 | |
Тон речи | 2 | ||
17. | Различаем тон человека | 1 | |
18. | Какой тон лучше? | 1 | |
Приветствие | 2 | ||
19. | Вы сказали «здравствуйте» | 1 | |
20. | Приветствие родных и знакомых | 1 | |
Прощание | 1 | ||
21. | Как люди прощаются? | 1 | |
Благодарность | 1 | ||
22. | Я «спасибо говорю», если вас благодарю | 1 | |
Обращение, вступление в контакт | 2 | ||
23. | Хочу пообщаться! | 1 | |
24. | Человек и его имя. | 1 | |
Поведение в семье | 1 | ||
25. | Я и моя семья | 1 | |
Поведение в школе | 2 | ||
26-27 | Я – ученик | 2 | |
На улице | 1 | ||
28. | Как говорить со знакомыми, незнакомыми взрослыми. | 1 | |
В магазине | 1 | ||
29. | Я- покупатель | 1 | |
Ежели вы вежливы… | 4 | ||
30. | Ролевая игра «Вежливый слон» | 1 | |
31. | Ролевая игра «Мы в гостях» | 1 | |
32. | Театральное представление «Театр вежливых ребят» | 1 | |
33. | Обобщающее занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...