Рабочая программа внеурочной деятельности "Домовёнок" для обучающихся 3-4 классов
рабочая программа (4 класс)
Внеурочная деятельность по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО №______от___________ | Утверждена протоколом педсовета №______от__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДОМОВЁНОК»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 4-5 КЛАСС (вариант2)
Учитель Версан Мария Ивановна
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Совершенствовать трудовые умения и навыки по уходу за собой и своим жилищем.
2. Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.
3.Коррегировать ВПФ учащихся с учётом их возрастных особенностей.
4. Развивать эмоциональную сферу ( ответственность, целеустремлённость, решительность, самостоятельность).
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа «Домовенок» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3-4 классах. Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников специальных коррекционных школ приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Как и учащиеся массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, что бы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребёнка с ограниченными возможностями здоровья труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития. Коррекционное значение занятия трудом школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.
Обучая детей, педагог корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим и т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка. У них воспитываются определённые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещений, что создаёт условия для здорового образа жизни. Включение школьников в общественно - полезную деятельность позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Принципы построения программы:
При организации работы по социальному творчеству с учащимися руководствуемся следующими принципами:
1. Соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям детей.
2. Индивидуализация заданий.
3. Использование активных форм и методов обучения.
4. Преемственность начального и общего образования
Место программы внеурочной деятельности в учебном плане
Программа разработана для учащихся 4-5 класова, рассчитана на 34 занятия в год (68 за 2 года). Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности
Основная цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время
Данный курс позволяет формировать следующие учебные действия :
Личностные учебные действия
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- изготавливать изделие с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее.
- контролировать правильность выполнения задания с помощью учителя.
- самостоятельно кратко оценивать свое задание с указанием недостатков и достоинств работы.
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.
Содержание рабочей программы внеурочной деятельности
Программа состоит из 4 разделов:
1. « Общественно-полезный труд»: практическая работа по уборке и озеленению двора; волонтёрская помощь взрослым, акции милосердия; операции, трудовые десанты.
2. «Хозяйственно-бытовая деятельность»: самообслуживающий труд; уход за сезонной одеждой (чистка, стирка, глажка, пришивание пуговиц, ремонт); навыки уборки помещений ( школы, класса, комнаты, рабочего места); правила ухода за комнатными растениями; общая ориентировка в мире профессий и профессиональное самоопределение.
3. «Хранители природы»: основы экологических проблем, разнообразие растительного и животного мира края, станицы, пришкольного участка; знакомство с заповедниками, музеями охраны природы; изучение пагубного влияния предприятий на экологию и здоровье людей; создание экологической тропы; проведение исследования пришкольного участка.
4. «Творческая мастерская»: активная творческая работа, выпуск листовок, охранных грамот, информационных листов, выставки творческих работ, поделок, конкурсы, праздники труда, написание сочинений; проведение литературных вечеров.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | кол-во час | дата проведения | Форма проведения |
1. | «Моя школа пришкольный участок» | 1 | Экскурсия | |
2. | Выполнение обязанностей дежурных. | 1 | Беседа – практикум | |
3 | Сбор опавших листьев для гербария | 1 | творческое занятие | |
4-5 | Изготовление поделок из природного материала. | 2 | Творческое занятие | |
6-7 | Прогулки в лес, парк: наблюдение за трудом людей. | 2 | Прогулка – экскурсия | |
8 | Что такое одежда? | 1 | беседа | |
9-10 | Картины леса | 2 | прогулка выставка рисунков | |
11 | Моя улица - частица Родины | 1 | Экскурсия | |
12 | Трудовая деятельность людей осенью | 1 | Беседа – рассуждение | |
13 | Чистый двор. | 1 | Операция | |
14 | Наш зеленый двор | 1 | Операция | |
15 | Как мы учились выполнять поручения по дому? | 1 | Рассказ | |
16 | Братья наши меньшие | 1 | Беседа | |
17 | Кто что умеет делать? | 1 | Практикум | |
18 | Когда мамы дома нет | Сюжетно – ролевая игра | ||
19 | Как одеться на улицу? | 1 | Практикум | |
20 | Кто для нас трудиться? | 1 | Ролевая игра | |
21 | Ухаживаем за животными | 1 | Занятие – практикум | |
22 | Уход за комнатными цветами | 1 | Практикум | |
23-24 | «Мир вокруг нас» | 2 | утренник | |
25 | Уход за зимней одеждой | 1 | Занятие-практикум | |
26-28 | Мастерская Деда Мороза | 3 | Конкурсы - практикумы | |
29 | Мамы и папы на работе | 1 | воспитательный час | |
30 | Моя домашняя одежда | 1 | Игра | |
31-32 | Подготовка корма и кормушек для птиц | 2 | Практикум | |
33-34 | Птицы- друзья леса Пернатые друзья. Выставка рисунков | 2 | Акция | |
35 | Всякая вещь трудом создана | 1 | Беседа | |
36 | Мой друг режим | 1 | Беседа | |
37-38 | Мой внешний вид | 2 | Творческое занятие | |
39-40 | Подарок солдату | 2 | Творческое занятие Выставка-практикум | |
41 | Уберемся вместе(уборка школьного двора) | 1 | Практикум | |
42 | Моя полка в шкафу | 1 | Практикум | |
43 | Природа и мы | 1 | Беседа | |
44-45 | Посев семян цветов на рассаду | 2 | Выставка-практикум | |
46 | Для чего руки нужны? | 1 | Беседа | |
47 | Подарок маме | 1 | Дидактическая игра | |
48 | Выставка рисунков: « Лес весной» | 1 | Практикум | |
49 | Уход за деревьями на школьном дворе | 1 | Практикум | |
50 | Содержи в порядке книжки и тетрадки | 1 | Практикум | |
51 | Уход за рассадой | 1 | Практикум | |
52 | Человек- друг лесов полей и рек | 1 | Беседа-презентация | |
53 | Весенние забавы | 1 | Подвижные игры на воздухе | |
54 | Уход за одеждой | 1 | Практикум | |
55 | Правила поведения на пришкольном участке | 1 | Беседа-инструктаж | |
56 | Правила безопасности работы с садовым инвентарем | 1 | Беседа-инструктаж | |
57 | Весна в рощу пришла | 1 | экскурсия | |
58 | Пост бережливых | 1 | Беседа-практикум | |
59-60 | Чистый двор. Зеленый двор | 2 | Операция Операция | |
61-62 | Уход за комнатными растениями | 2 | Практикум | |
63 | Птицы рядом с нами | 1 | Беседа-презентация | |
64 | Как мы учились выполнять поручения по дому | 1 | Дидактическа игра | |
65-66 | Панно «Цветущий сад | 2 | Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...