Рабочая программа внеурочной деятельности "Домовёнок" для обучающихся 3-4 классов
рабочая программа (4 класс)

Версан Мария Ивановна

Внеурочная деятельность по различным направлениям развития личности.

            Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

            Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена  на

заседании МО

№______от___________

Утверждена

протоколом педсовета

№______от__________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДОМОВЁНОК»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 4-5 КЛАСС (вариант2)

Учитель Версан Мария Ивановна

Пояснительная записка.

        В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

        Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.

        Задачи:

1. Совершенствовать трудовые умения и навыки по уходу за собой и своим жилищем.

2. Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.

3.Коррегировать ВПФ учащихся с учётом их возрастных особенностей.

4. Развивать эмоциональную сферу ( ответственность, целеустремлённость, решительность, самостоятельность).

        Общая характеристика программы внеурочной деятельности

        Программа «Домовенок» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 3-4 классах. Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников специальных коррекционных школ приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Как и учащиеся массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, что бы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

        В системе педагогических мер воздействия на психику ребёнка с ограниченными возможностями здоровья труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития. Коррекционное значение занятия трудом школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.

        Обучая детей, педагог корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим и т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

        Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка. У них воспитываются определённые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещений, что создаёт условия для здорового образа жизни. Включение школьников в общественно - полезную деятельность позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

        Принципы построения программы:

        При организации работы по социальному творчеству с учащимися руководствуемся следующими принципами:

1.  Соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям детей.

2.  Индивидуализация заданий.

3.  Использование активных форм и методов обучения.

4.  Преемственность начального и общего образования

        Место программы внеурочной деятельности в учебном плане

        Программа разработана для учащихся 4-5 класова, рассчитана на 34 занятия в год (68 за 2 года). Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.

        Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности

        Основная цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время

        Данный курс позволяет формировать следующие учебные действия :

        Личностные учебные действия

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

        Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать в коллективе;

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

        Регулятивные учебные действия:

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

        Познавательные учебные действия:

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- изготавливать изделие с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее.

- контролировать правильность выполнения задания с помощью учителя.

- самостоятельно кратко оценивать свое задание с указанием недостатков и достоинств работы.

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

- уметь сортировать крупы (3 вида);

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играть с конструктивными материалами.

- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;

- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.

        Содержание рабочей программы внеурочной деятельности

        Программа состоит из 4 разделов:

1. « Общественно-полезный труд»: практическая работа по уборке и озеленению двора; волонтёрская помощь взрослым, акции милосердия; операции, трудовые десанты.

2. «Хозяйственно-бытовая деятельность»: самообслуживающий труд; уход за сезонной одеждой (чистка, стирка, глажка, пришивание пуговиц, ремонт); навыки уборки помещений ( школы, класса, комнаты, рабочего места); правила ухода за комнатными растениями; общая ориентировка в мире профессий и профессиональное самоопределение.

3. «Хранители природы»: основы экологических проблем, разнообразие растительного и животного мира края, станицы, пришкольного участка; знакомство с заповедниками, музеями охраны природы; изучение пагубного влияния предприятий на экологию и здоровье людей; создание экологической тропы; проведение исследования пришкольного участка.

4. «Творческая мастерская»: активная творческая работа, выпуск листовок, охранных грамот, информационных листов, выставки творческих работ, поделок, конкурсы, праздники труда, написание сочинений; проведение литературных вечеров.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

кол-во час

дата проведения

Форма

проведения

1.

«Моя школа пришкольный участок»

1

Экскурсия

2.

Выполнение обязанностей дежурных.

1

Беседа – практикум

3

Сбор опавших листьев для гербария

1

творческое занятие

4-5

Изготовление поделок из природного материала.

2

Творческое занятие

6-7

Прогулки в лес, парк: наблюдение за трудом людей.

2

Прогулка – экскурсия

8

Что такое одежда?

1

беседа

9-10

Картины леса

2

прогулка

выставка рисунков

11

Моя улица - частица Родины

1

Экскурсия

12

Трудовая деятельность людей осенью

1

Беседа – рассуждение

13

Чистый двор.

1

Операция

14

Наш зеленый двор

1

Операция

15

Как мы учились выполнять поручения по дому?

1

Рассказ

16

Братья наши меньшие

1

Беседа

17

Кто что умеет делать?

1

Практикум

18

Когда мамы дома нет

Сюжетно – ролевая игра

19

Как одеться на улицу?

1

Практикум

20

Кто для нас трудиться?

1

Ролевая игра

21

Ухаживаем за животными

1

Занятие – практикум

22

Уход за комнатными цветами

1

Практикум

23-24

«Мир вокруг нас»

2

утренник

25

Уход за зимней одеждой

1

Занятие-практикум

26-28

Мастерская Деда Мороза

3

Конкурсы - практикумы

29

Мамы и папы на работе

1

воспитательный час

30

Моя домашняя одежда

1

Игра

31-32

Подготовка корма и кормушек для птиц

2

Практикум

33-34

Птицы- друзья леса

Пернатые друзья. Выставка рисунков

2

Акция

35

Всякая вещь трудом создана

1

Беседа

36

Мой друг режим

1

Беседа

37-38

Мой внешний вид

2

Творческое занятие

39-40

Подарок солдату

2

Творческое занятие

Выставка-практикум

41

Уберемся вместе(уборка школьного двора)

1

Практикум

42

Моя полка в шкафу

1

Практикум

43

Природа и мы

1

Беседа

44-45

Посев семян цветов на рассаду

2

Выставка-практикум

46

Для чего руки нужны?

1

Беседа

47

Подарок маме

1

Дидактическая игра

48

Выставка рисунков: « Лес весной»

1

Практикум

49

Уход за деревьями на школьном дворе

1

Практикум

50

Содержи в порядке книжки и тетрадки

1

Практикум

51

Уход за рассадой

1

Практикум

52

Человек- друг лесов полей и рек

1

Беседа-презентация

53

Весенние забавы

1

Подвижные игры на воздухе

54

Уход за одеждой

1

Практикум

55

Правила поведения на пришкольном участке

1

Беседа-инструктаж

56

Правила безопасности работы с садовым инвентарем

1

Беседа-инструктаж

57

Весна в рощу пришла

1

экскурсия

58

Пост бережливых

1

Беседа-практикум

59-60

Чистый двор.

Зеленый двор

2

Операция

Операция

61-62

Уход за комнатными растениями

2

Практикум

63

Птицы рядом с нами

1

Беседа-презентация

64

Как мы учились выполнять поручения по дому

1

Дидактическа игра

65-66

Панно «Цветущий сад

2

Творческая работа




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...