Тема занятия: «Е. Чарушин «Друзья».
классный час (2 класс)

Царева Юлия Николаевна

Цель: создание условий для знакомства с рассказом Евгения Чарушина «Друзья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Е. Чарушин «Друзья».

Класс: 2

Направление: общеинтеллектуальное «Чтение с увлечением».

Цель: создание условий для знакомства с рассказом Евгения Чарушина «Друзья».

Задачи:

Образовательная: формирования познавательного интереса к произведениям природоведческого характера;

Развивающая: продолжить развивать навык беглого осознанного чтения, внимание, память, мышление.

Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе и понимание того, что дружбой надо дорожить.

УУД:

- познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, находят ответы на вопросы, используя информацию из текста, понимают информацию представленную в виде рисунков, текста.

- регулятивные УУД: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

- коммуникативные УУД: строить монологические и диалогические высказывания, договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности (в группах).

- личностные УУД: положительное отношение к занятию, интерес к данному виду деятельности.


Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Вводная часть

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Продолжаем занятия курса «Удивительный мир природы». О чём мы говорим на этих занятиях? Чему учимся?

- Давайте создадим доброе настроение. Улыбнитесь друг другу! От ваших добрых улыбок в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, любящие всё живое люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает всё вокруг!

Переход по кнопке «Далее». Слайд 2

- Облачко, облачко, к нам в гости спеши!

Всё, что увидишь, нам покажи!

Что же увидело облачко?

- Наверное, это главные герои следующего произведения о природе. Как называется текст, который вы читали дома?

- А кто его автор, вы запомнили?

Переход по кнопке «Далее». Слайд 3

- Верно. Сегодня мы начнём знакомиться с творчеством Евгения Чарушина и поговорим о его произведении «Друзья». Но сначала ответьте, как называют человека, который пишет произведения для чтения?

- А как называют человека, который пишет картины?

- А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?

- Таким человек, был Евгений Иванович Чарушин.

Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения.

- О природе.

- Евгений Чарушин

- Писатель

- Художник

Основная часть

Переход по кнопке «Далее». Слайд 4

- Евгений Иванович Чарушин - это талантливый писатель и художник. Родился Евгений Чарушин в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец его - известный русский художник-архитектор, много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец также дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Переход по кнопке «Далее». Слайд 5

- Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги Михаила Пришвина, Виталия Бианки, Самуила Маршака, Максима Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью. Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём, а с записной книжкой. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу — волков, медведей, лисиц. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек - хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

Переход по кнопке «Далее». Слайд 6

- Посмотрите на обложки книг Евгения Чарушина на экране, а также на нашей выставке книг. Глядя на них, что вы можете сказать?

- Верно.

Переход по кнопке «Далее».

Слайд 7

- В какой сборник можно поместить произведение Евгения Чарушина «Друзья»?

Переход по кнопке «Далее». Слайд 8

- Определите жанр произведения.

- Докажите.

- Найдите в рабочей тетради задание 1. Прочитайте, что необходимо сделать.

- Заполните карточку.

Самостоятельная работа детей.

- Зачитайте свои записи.

- Проверим, правильно ли вы заполнили карточку.

Щелчок по кнопке «Проверка» - появляются записи на слайде.

Автор: Евгений Чарушин.

Название: «Друзья».

Жанр: рассказ.

- Какие непонятные слова вам встретились в рассказе?

Лексическая работа:

Лесник - это лесной сторож, который следит за порядком в лесу.

Просека — это узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.

Гончая порода — это порода охотничьих собак. Назначение гончей собаки состоит в том, чтобы, найдя чутьем след четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать её.

Курок - это деталь ударно-спускового механизма в огнестрельном оружии.

- Поговорим о содержании этого рассказа. Скажите, кто является его главными героями?

- В какое время года произошла встреча лисёнка и щенка?

Переход по кнопке «Далее». Слайд 9

- Весной у лисиц появляются детёныши - слепые, темно- шёрстные щенки. Участие в воспитании принимают оба родителя. Искусству охоты лисята обучаются на майских жуках, лягушках и других мелких животных. Через полгода лисята отделяются от родителей и начинают самостоятельную жизнь.

- Где лесник заметил лисёнка?

Переход по кнопке «Далее». Слайд 10

- О норах лисиц стоит рассказать отдельно - это очень интересные конструкции с множеством «этажей» и входов-выходов! Потребность в норах у лисиц появляется весной, когда у них появляются лисята. Они могут занять заброшенную нору барсука или сделать свою. Лисья нора представляет собой сложную конструкцию с несколькими отнорками. Логово лисы находится глубоко под землёй. Подземный лабиринт состоит из нескольких туннелей, соединенных между собой. По каждому из этих коридоров можно выйти на поверхность. Удивительно то, что в норах круглый год поддерживается комфортная для лис температура воздуха. Так, в знойные летние дни она не превышает +17, а зимой не опускается ниже -2°С.

- Эта информация для вас дополнительная. Скажите, подружились лисёнок и щенок? Докажите.

- Какие у них были отношения между собой, несмотря на то, что щенок - это домашнее животное, а лиса - дикое?

- Как можно назвать тех, кто дружит?

- Что произошло к осени?

- Что хотел сделать лесник зимой с лисой?

-А почему леснику было жалко стрелять лису?

-Что нарушило планы лесника?

-Как вы думаете, почему лиса убежала в лес?

-Что задумал сделать лесник?

- Нашла ли гончая собака по следу лису, свою приятельницу? Чем закончилась эта встреча?

- Какие строчки из рассказа подтверждают то, что лиса и собака друг друга узнали и повели себя как друзья?

- Как произошла встреча зверей с лесником? Зачитайте отрывок из рассказа.

- Чем закончилась эта история?

- Мы с вами вспомнили все события, которые произошли с героями рассказа весной, летом, осенью и зимой. Это нам пригодится при выполнении следующего задания.

Переход по кнопке «Далее». Слайд 11

- Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «а». Прочитайте.

- Работать будем вместе. Прочитаем заголовок первого столбика.

- Что произошло весной?

- Записываем в таблицу в первый столбик.

Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лесник нашёл в норе лисёнка». Дети записывают в тетрадь.

- Что происходило летом?

- Записываем в таблицу во второй столбик.

Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Щенок и лисёнок подружились». Дети записывают в тетрадь.

-Что происходило осенью?

-Записываем в таблицу в третий столбик.

Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» - появляется запись «Друзья выросли». Дети записывают в тетрадь.

- Что произошло зимой?

-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.

Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса убежала в лес». Дети записывают в тетрадь.

-Какое ещё событие произошло зимой?

-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.

Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Друзья встретились». Дети записывают в тетрадь.

-Что было дальше и в какое время года?

-Записываем в таблицу в первый столбик.

Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса осталась в лесу». Дети записывают в тетрадь.

-Пришло время отдохнуть.

Динамическая разминка

- В рассказе произошло много событий с главными героями. Вспомните их клички. Почему их так назвал человек?

- А каким был лесник в этом рассказе?

Переход по кнопке «Далее». Слайд 12

-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «б». Прочитайте.

- Приступайте к работе.

Самостоятельная работа.

- Прочитайте первое предложение со вставленными словами.

Для проверки учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляются пропущенные слова.

- Прочитайте второе предложение со вставленными словами.

Для проверки учитель щёлкает по кнопке «Проверка» - появляются пропущенные слова.

-  Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Зачем написал Евгений Чарушин- это произведение?

Предположения детей.

Переход по кнопке «Далее». Слайд 13

- Найдите в рабочей тетради задание 3 под буквой «а». Прочитайте.

- Рассказ Евгения Чарушина «Друзья» - это...

Прочитайте три ответа, верный ответ отметьте галочкой.

Самостоятельная работа.

Рассказ Евгения Чарушина «Друзья» - это...

Даны три ответа:

наблюдение за жизнью лисы;

наблюдение за жизнью щенка;

история дружбы дикого и домашнего животного.

- Какой ответ вы выбрали?

Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» - отмечается галочкой ответ: «История дружбы дикого и домашнего животного».

- Мы сказали, что основная мысль рассказа заключается в том, чтобы показать дружбу между животными. Какие ассоциации у вас возникают при слове «дружба»?

Что такое ассоциация? Это то, что вы представляете, когда произносите какое-либо слово. Например, лиса в сказках ассоциируется с хитростью, голубой цвет ассоциируется с чем?

- Верно. В задании 3 под буквой «б» напишите слова- ассоциации к слову «дружба».

Работать будете в группах. (Группы можно объединить по рядам.)

Самостоятельная работа в группах.

Учитель по необходимости оказывает помощь детям.

- Послушаем ваши слова-ассоциации.

Каждая группа зачитывает свои слова.

Слова-ассоциации к слову «дружба» могут быть такими: доверие, верность, помощь, защита, доброта, забота, радость, общение, мир, игра, приятель, улыбка, вместе, рядом, поддержка, тепло.

Слушают информацию педагога. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

- Что все эти книги о природе.

- Рассказы о животных.

- Рассказ

Выполняют задание в соответствии с инструкцией учителя. Выполняют проверку.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/04/s_601c3505dd808/1629417_1.png

- Главные герои-лисенок и щенок.

- Весной.

- В лисьей норе.

- Да, подружились. Они вместе все лето забавно играли. Спали рядышком.

- Друзья.

- Лисенок и щенок выросли.

- Он хотел продать лису в городе на шкурку, потому что ему жалко было самому ее стрелять.

- Она была ласковая.

- Лиса оборвала цепь и убежала в лес.

- Потому-что лиса-это дикое животное.

- Застрелить ее , как дикую.

- Собака нашла по следу лису. И они вместе прибежали к леснику.

Находят нужную информацию в тексте. Зачитывают отрывки.

«Выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели - плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются».

«Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и хамкает, и ловит шутя лисий хвост.

- Эй, вы, чертенята! - сказал лесник. Спустил курки на ружье и вернулся домой».

- Весной лиса стала уходить в лес мышей ловить, ходила-ходила, да и осталась в лесу.

Находят ответы в тексте. Выполняют проверку.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/04/s_601c3505dd808/1629417_2.png

- Щенка он назвал Огарок, потому что он был рыжий, как огонь. Лисёнка он назвал Васька, как кота, потому что он лаял тоненьким голоском, будто мяукал.

- Лесник был наблюдательным, добрым.

Самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/04/s_601c3505dd808/1629417_3.png

- Дружба бывает не только между людьми, но и между животными.

Самостоятельно выполняют задание.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/04/s_601c3505dd808/1629417_4.png

Выполняют проверку.

Работают в группах. Рассказывают о результатах совместной деятельности.

Заключительная часть

- Подходит к концу наше занятие. Скажите, с каким писателем мы сегодня познакомились?

- Что необычного в его творчестве?

- О чём он писал свои рассказы?

- Вот как обращался Чарушин к людям: «А ты человек - хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно... Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море - озеро... Расти поскорее, учись лучше!»

Скажите, чему научил вас рассказ Евгения Чарушина «Друзья»? Расскажите, чему вы научились на этом занятии.

Учитель даёт возможность высказаться всем учащимся.

- Почему надо любить и беречь природу?

Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину»!

- А теперь оцените себя и свою работу:

• если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали их самостоятельно - закрасьте листок зеленым цветом;

• если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали некоторые трудности - закрасьте листок желтым цветом;

• если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания - закрасьте красным цветом.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие - исследование по теме: "комнатные растения - наши друзья" 1 класс

Конспект занятия исследования по теме: "Комнатные растения - наши друзья"...

методическая разработка занятия по теме"Я и мои друзья",1 класс

Материал может быть использован во внеклассной работе с учащимися 1 класса, для классного часа, для работы с Портфолио учащихся в связи с требованиями ФГОС. К методической разработке прилагается презе...

Тема занятия: «Наши маленькие друзья»

Конспект урока по окружающему миру в начальных классах на тему "Наши маленькие друзья".Основная идея и цель урока - систематизировать и расширить представления учащихся о жизни домашних животных.В ход...

Внеклассное занятие на тему «Мой класс- мои друзья» (2 класс).

Внеклассное занятие на тему «Мой класс- мои друзья» (2 класс)....

Занятие по внеурочной деятельности. Рассказ Е. Чарушина "Друзья" (2 класс)

Занятие по внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" (2 класс).Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять  знания на практике)....

Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».

Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой  «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...

Конспект занятия – беседы на тему «Режиму дня мы – друзья»

Показать значимость режима дня в жизни школьника,необходимость соблюдать режим дня ради укрепления своего здоровья....