Тема занятия: «Е. Чарушин «Друзья».
классный час (2 класс)
Цель: создание условий для знакомства с рассказом Евгения Чарушина «Друзья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель: создание условий для знакомства с рассказом Евгения Чарушина «Друзья». | 65.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Е. Чарушин «Друзья».
Класс: 2
Направление: общеинтеллектуальное «Чтение с увлечением».
Цель: создание условий для знакомства с рассказом Евгения Чарушина «Друзья».
Задачи:
Образовательная: формирования познавательного интереса к произведениям природоведческого характера;
Развивающая: продолжить развивать навык беглого осознанного чтения, внимание, память, мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе и понимание того, что дружбой надо дорожить.
УУД:
- познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, находят ответы на вопросы, используя информацию из текста, понимают информацию представленную в виде рисунков, текста.
- регулятивные УУД: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .
- коммуникативные УУД: строить монологические и диалогические высказывания, договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности (в группах).
- личностные УУД: положительное отношение к занятию, интерес к данному виду деятельности.
Педагогическая деятельность учителя | Учебная деятельность учащихся |
Вводная часть | |
Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Продолжаем занятия курса «Удивительный мир природы». О чём мы говорим на этих занятиях? Чему учимся? - Давайте создадим доброе настроение. Улыбнитесь друг другу! От ваших добрых улыбок в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, любящие всё живое люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает всё вокруг! Переход по кнопке «Далее». Слайд 2 - Облачко, облачко, к нам в гости спеши! Всё, что увидишь, нам покажи! Что же увидело облачко? - Наверное, это главные герои следующего произведения о природе. Как называется текст, который вы читали дома? - А кто его автор, вы запомнили? Переход по кнопке «Далее». Слайд 3 - Верно. Сегодня мы начнём знакомиться с творчеством Евгения Чарушина и поговорим о его произведении «Друзья». Но сначала ответьте, как называют человека, который пишет произведения для чтения? - А как называют человека, который пишет картины? - А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником? - Таким человек, был Евгений Иванович Чарушин. | Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения. - О природе. - Евгений Чарушин - Писатель - Художник |
Основная часть | |
Переход по кнопке «Далее». Слайд 4 - Евгений Иванович Чарушин - это талантливый писатель и художник. Родился Евгений Чарушин в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец его - известный русский художник-архитектор, много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец также дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Переход по кнопке «Далее». Слайд 5 - Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги Михаила Пришвина, Виталия Бианки, Самуила Маршака, Максима Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью. Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём, а с записной книжкой. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу — волков, медведей, лисиц. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек - хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». Переход по кнопке «Далее». Слайд 6 - Посмотрите на обложки книг Евгения Чарушина на экране, а также на нашей выставке книг. Глядя на них, что вы можете сказать? - Верно. Переход по кнопке «Далее». Слайд 7 - В какой сборник можно поместить произведение Евгения Чарушина «Друзья»? Переход по кнопке «Далее». Слайд 8 - Определите жанр произведения. - Докажите. - Найдите в рабочей тетради задание 1. Прочитайте, что необходимо сделать. - Заполните карточку. Самостоятельная работа детей. - Зачитайте свои записи. - Проверим, правильно ли вы заполнили карточку. Щелчок по кнопке «Проверка» - появляются записи на слайде. Автор: Евгений Чарушин. Название: «Друзья». Жанр: рассказ. - Какие непонятные слова вам встретились в рассказе? Лексическая работа: Лесник - это лесной сторож, который следит за порядком в лесу. Просека — это узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ. Гончая порода — это порода охотничьих собак. Назначение гончей собаки состоит в том, чтобы, найдя чутьем след четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать её. Курок - это деталь ударно-спускового механизма в огнестрельном оружии. - Поговорим о содержании этого рассказа. Скажите, кто является его главными героями? - В какое время года произошла встреча лисёнка и щенка? Переход по кнопке «Далее». Слайд 9 - Весной у лисиц появляются детёныши - слепые, темно- шёрстные щенки. Участие в воспитании принимают оба родителя. Искусству охоты лисята обучаются на майских жуках, лягушках и других мелких животных. Через полгода лисята отделяются от родителей и начинают самостоятельную жизнь. - Где лесник заметил лисёнка? Переход по кнопке «Далее». Слайд 10 - О норах лисиц стоит рассказать отдельно - это очень интересные конструкции с множеством «этажей» и входов-выходов! Потребность в норах у лисиц появляется весной, когда у них появляются лисята. Они могут занять заброшенную нору барсука или сделать свою. Лисья нора представляет собой сложную конструкцию с несколькими отнорками. Логово лисы находится глубоко под землёй. Подземный лабиринт состоит из нескольких туннелей, соединенных между собой. По каждому из этих коридоров можно выйти на поверхность. Удивительно то, что в норах круглый год поддерживается комфортная для лис температура воздуха. Так, в знойные летние дни она не превышает +17, а зимой не опускается ниже -2°С. - Эта информация для вас дополнительная. Скажите, подружились лисёнок и щенок? Докажите. - Какие у них были отношения между собой, несмотря на то, что щенок - это домашнее животное, а лиса - дикое? - Как можно назвать тех, кто дружит? - Что произошло к осени? - Что хотел сделать лесник зимой с лисой? -А почему леснику было жалко стрелять лису? -Что нарушило планы лесника? -Как вы думаете, почему лиса убежала в лес? -Что задумал сделать лесник? - Нашла ли гончая собака по следу лису, свою приятельницу? Чем закончилась эта встреча? - Какие строчки из рассказа подтверждают то, что лиса и собака друг друга узнали и повели себя как друзья? - Как произошла встреча зверей с лесником? Зачитайте отрывок из рассказа. - Чем закончилась эта история? - Мы с вами вспомнили все события, которые произошли с героями рассказа весной, летом, осенью и зимой. Это нам пригодится при выполнении следующего задания. Переход по кнопке «Далее». Слайд 11 - Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «а». Прочитайте. - Работать будем вместе. Прочитаем заголовок первого столбика. - Что произошло весной? - Записываем в таблицу в первый столбик. Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лесник нашёл в норе лисёнка». Дети записывают в тетрадь. - Что происходило летом? - Записываем в таблицу во второй столбик. Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Щенок и лисёнок подружились». Дети записывают в тетрадь. -Что происходило осенью? -Записываем в таблицу в третий столбик. Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» - появляется запись «Друзья выросли». Дети записывают в тетрадь. - Что произошло зимой? -Записываем в таблицу в четвёртый столбик. Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса убежала в лес». Дети записывают в тетрадь. -Какое ещё событие произошло зимой? -Записываем в таблицу в четвёртый столбик. Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Друзья встретились». Дети записывают в тетрадь. -Что было дальше и в какое время года? -Записываем в таблицу в первый столбик. Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса осталась в лесу». Дети записывают в тетрадь. -Пришло время отдохнуть. Динамическая разминка - В рассказе произошло много событий с главными героями. Вспомните их клички. Почему их так назвал человек? - А каким был лесник в этом рассказе? Переход по кнопке «Далее». Слайд 12 -Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «б». Прочитайте. - Приступайте к работе. Самостоятельная работа. - Прочитайте первое предложение со вставленными словами. Для проверки учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляются пропущенные слова. - Прочитайте второе предложение со вставленными словами. Для проверки учитель щёлкает по кнопке «Проверка» - появляются пропущенные слова. - Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Зачем написал Евгений Чарушин- это произведение? Предположения детей. Переход по кнопке «Далее». Слайд 13 - Найдите в рабочей тетради задание 3 под буквой «а». Прочитайте. - Рассказ Евгения Чарушина «Друзья» - это... Прочитайте три ответа, верный ответ отметьте галочкой. Самостоятельная работа. Рассказ Евгения Чарушина «Друзья» - это... Даны три ответа: наблюдение за жизнью лисы; наблюдение за жизнью щенка; история дружбы дикого и домашнего животного. - Какой ответ вы выбрали? Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» - отмечается галочкой ответ: «История дружбы дикого и домашнего животного». - Мы сказали, что основная мысль рассказа заключается в том, чтобы показать дружбу между животными. Какие ассоциации у вас возникают при слове «дружба»? Что такое ассоциация? Это то, что вы представляете, когда произносите какое-либо слово. Например, лиса в сказках ассоциируется с хитростью, голубой цвет ассоциируется с чем? - Верно. В задании 3 под буквой «б» напишите слова- ассоциации к слову «дружба». Работать будете в группах. (Группы можно объединить по рядам.) Самостоятельная работа в группах. Учитель по необходимости оказывает помощь детям. - Послушаем ваши слова-ассоциации. Каждая группа зачитывает свои слова. Слова-ассоциации к слову «дружба» могут быть такими: доверие, верность, помощь, защита, доброта, забота, радость, общение, мир, игра, приятель, улыбка, вместе, рядом, поддержка, тепло. | Слушают информацию педагога. Отвечают на вопросы. Делают выводы. - Что все эти книги о природе. - Рассказы о животных. - Рассказ Выполняют задание в соответствии с инструкцией учителя. Выполняют проверку. - Главные герои-лисенок и щенок. - Весной. - В лисьей норе. - Да, подружились. Они вместе все лето забавно играли. Спали рядышком. - Друзья. - Лисенок и щенок выросли. - Он хотел продать лису в городе на шкурку, потому что ему жалко было самому ее стрелять. - Она была ласковая. - Лиса оборвала цепь и убежала в лес. - Потому-что лиса-это дикое животное. - Застрелить ее , как дикую. - Собака нашла по следу лису. И они вместе прибежали к леснику. Находят нужную информацию в тексте. Зачитывают отрывки. «Выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели - плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются». «Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и хамкает, и ловит шутя лисий хвост. - Эй, вы, чертенята! - сказал лесник. Спустил курки на ружье и вернулся домой». - Весной лиса стала уходить в лес мышей ловить, ходила-ходила, да и осталась в лесу. Находят ответы в тексте. Выполняют проверку. - Щенка он назвал Огарок, потому что он был рыжий, как огонь. Лисёнка он назвал Васька, как кота, потому что он лаял тоненьким голоском, будто мяукал. - Лесник был наблюдательным, добрым. Самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой. - Дружба бывает не только между людьми, но и между животными. Самостоятельно выполняют задание. Выполняют проверку. Работают в группах. Рассказывают о результатах совместной деятельности. |
Заключительная часть | |
- Подходит к концу наше занятие. Скажите, с каким писателем мы сегодня познакомились? - Что необычного в его творчестве? - О чём он писал свои рассказы? - Вот как обращался Чарушин к людям: «А ты человек - хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно... Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море - озеро... Расти поскорее, учись лучше!» Скажите, чему научил вас рассказ Евгения Чарушина «Друзья»? Расскажите, чему вы научились на этом занятии. Учитель даёт возможность высказаться всем учащимся. - Почему надо любить и беречь природу? Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину»! - А теперь оцените себя и свою работу: • если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали их самостоятельно - закрасьте листок зеленым цветом; • если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали некоторые трудности - закрасьте листок желтым цветом; • если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания - закрасьте красным цветом. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие - исследование по теме: "комнатные растения - наши друзья" 1 класс
Конспект занятия исследования по теме: "Комнатные растения - наши друзья"...
методическая разработка занятия по теме"Я и мои друзья",1 класс
Материал может быть использован во внеклассной работе с учащимися 1 класса, для классного часа, для работы с Портфолио учащихся в связи с требованиями ФГОС. К методической разработке прилагается презе...
Тема занятия: «Наши маленькие друзья»
Конспект урока по окружающему миру в начальных классах на тему "Наши маленькие друзья".Основная идея и цель урока - систематизировать и расширить представления учащихся о жизни домашних животных.В ход...
Внеклассное занятие на тему «Мой класс- мои друзья» (2 класс).
Внеклассное занятие на тему «Мой класс- мои друзья» (2 класс)....
Занятие по внеурочной деятельности. Рассказ Е. Чарушина "Друзья" (2 класс)
Занятие по внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" (2 класс).Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять знания на практике)....
Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».
Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...
Конспект занятия – беседы на тему «Режиму дня мы – друзья»
Показать значимость режима дня в жизни школьника,необходимость соблюдать режим дня ради укрепления своего здоровья....