Занятие по внеурочной деятельности. Рассказ Е. Чарушина "Друзья" (2 класс)
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Занятие по внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" (2 класс).

Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять  знания на практике).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc51 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий конспект занятия по внеурочной деятельности

Курс «В мире книг»

Сапунова Т.В.

Книги о братьях  наших  меньших.

Е.И. Чарушин «Друзья»

1.Постановка цели. Проблемный вопрос.

-На уроках литературного  чтения, на занятиях в районной библиотеке, на занятиях нашего кружка мы  учимся  работать с  книгой.

-Кроме книг, где еще современный человек может найти нужную информацию? Что появилось раньше – книга или  интернет?

-Проблема: зачем современному человеку читать книги? Почему интернета недостаточно? Почему книгу назвают величайшим изобретением человечества?

-Сегодня мы продолжим наше знакомство с интересными  книгами.

2.Объявление темы занятия – «Книги о братьях наших меньших»

-Давайте рассмотрим выставку книг (Сладков, Бианки, Житков, Былины, Драгунский, Пришвин).                        -Как вы думаете, какие из них  относятся к теме нашего занятия?

-Подойдите поближе , выберите нужные книги из предложенных. Как мы можем узнать, предположить  - о чем книга ?  По обложке, по фамилии автора, по иллюстрациям, по оглавлению, содержанию.  Если книги вас заинтересовали, вы можете взять их в нашей библиотеке. Расставим их на выставке.

-А почему вот эти книги вы отложили ?( Былины, Драгунский)

-Многие наши  ребята ведут читательские дневники. А для чего мы  это делаем? (чтобы поделиться своими знаниями).

-Давайте попросим ребят прочитать нам свои отзывы о прочитанных книгах Бианки, Житкова.

3.Актуализация знаний.

-Сегодня будем работать с произведением Е.И.Чарушина (портрет).

-Он был писателем, иллюстратором (кто такой иллюстратор?)

-Рассмотрим  слайды с его иллюстрациями.

Художник любил наблюдать за животными, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно изучить его внешность, движения, повадки  и характер.

-У меня к вам неожиданный вопрос: а кого мы называем друзьями? Кто такие друзья?

- Произведение, которое мы будем читать, называется «Друзья». Предположите – о ком?

-Хотите узнать – кто же является героями этого    произведения?

На экране – фото щенка и лисенка ( 4 слайда). А как же они подружились?

4. Организация  познавательной деятельности.

Читаем 1 часть текста.

Евгений  Иванович  Чарушин

«Друзья»

         Однажды лесник  высмотрел в лесу лисью нору. Он  нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.

         А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Щенку был от роду один месяц. Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.

       Очень занятно они играли! Лисёнок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерёт трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать.

        Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он  говорил  тоненьким голоском — будто мяукал.

-Предположите – что же будет дальше?

-Где можно узнать значение новых для себя слов? (толковый словарь)

-Как  расположены  слова в словаре?

-Каждая группа выбирает себе словарь из предложенных и находит значение слов занятно, гончая, огарок.

-Объясните ребятам из других групп, как вы поняли значения этих слов.

-На фото (слайд) – гончая собака.

-Дочитываем произведение до конца.

Всё лето щенок и лисёнок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал настоящим  охотником, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес.

       «Подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку». Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.

        Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.

       «Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую».

       Позвал он своего Огарка, снял с полки ружьё.

       — Ищи, — говорит, — своего приятеля. — И показал следы на снегу.

Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе.

       Лесник спрятался за ёлку, поднял  ружье.

        И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять!

       Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину  и ловит шутя лисий хвост.

— Эх, вы! — сказал лесник. Опустил  ружьё и вернулся домой.

      И  жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить.  Ловила-ловила да и осталась в лесу насовсем.

       А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.

 

-Определите жанр (рассказ). Почему?

-Понравился вам рассказ? Чем?

Физминутка (звуки леса)

Мы оказались в лесу. Можно встать, найти для себя место в лесу, где вам хорошо. Кто-то из вас – лисенок (прячется, играет), кто-то – гончая идет по следу, кто-то – птица на ветке или в полете, а кто-то – бабочка. А кто-то растет как дерево, тянется к солнцу своими ветками…

5.Групповая работа.

-Какие мы знаем правила  групповой  работы?

Группа  1

Запишите  ключевые слова  к  тексту  рассказа  «Друзья».

Предметы

(кто? что?)

Действия

 

(что сделал? что делали?)

Признаки

(какой? какая? какие?)

Группа  2

Запишите   простые   вопросы   к  тексту  рассказа  «Друзья».

Простые  вопросы

Кто? Что? Где? Когда?

Группа  3

Запишите   сложные   вопросы   к  тексту  рассказа  «Друзья».

Сложные   вопросы

Почему?

А если бы …?

Предположите, а что было бы…?

Хорошо  или  плохо…?

6.Выступления групп, обсуждения.

-Кто может дополнить, добавить?

7. Составление коллективного отзыва о рассказе (план отзыва – на экране).

1.Автор, название книги. Жанр.

2.Тема. О чем эта книга?

3.Главные  герои.

4.Где происходит действие?

5.Какие новые  слова ты узнал?  

6.Твои впечатления: о чем ты размышлял в процессе чтения? Что в этом произведении для тебя самое важное, самое интересное?

8. Рефлексия

-Наше занятие приближается к финалу. Давайте поделимся впечатлениями. Выберите фразу, подумайте и закончите ее своими словами:

-На занятии у меня получилось…

-Теперь я знаю…

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что

-Меня удивило

-Мне понравилось

-Мне было интересно

 

9. Подведение  итогов.

-Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного, правда? А как  остальным нашим ребятам рассказать об этом, заинтересовать их, поделиться своими знаниями?

-Можно нарисовать рисунок – иллюстрацию к рассказу или написать отзыв в читательском дневнике.

-Спасибо вам за работу, на этом наше занятие завершается.  



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  занятия  по  внеурочной  деятельности

(курс «В мире книг»)

Сапунова  Татьяна  Валерьевна

Класс 2 «в»

Тема: Книги о братьях наших меньших.

Е.И. Чарушин «Друзья»

Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять  знания на практике)

Цель:

-знакомство с рассказом Е.Чарушина «Друзья», создание на практике условий для развития читательских умений  и интереса к чтению книг.

Задачи:

-развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребенка,

-создать условия для осмысления содержания текста с помощью ключевых слов, вопросов,

-продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

Планируемые результаты

предметные

-умение самостоятельно отбирать нужную литературу,

-пользоваться справочными источниками для получения и понимания дополнительной информации,

-умение строить речевое высказывание,

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

метапредметные

-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий (составление отзыва о книге),

-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги,

-развитие умения работать в паре и группе.

личностные

-развитие самостоятельности суждений, независимости мышления,

-развитие любознательности, интереса к чтению.

Ресурсы   занятия:

-книги В.Бианки, Б. Житкова, М.Пришвина, Н.Сладкова,

-зрительный  ряд: мультимедийная презентация,

-текст рассказа Е.Чарушина «Друзья»,

-читательские дневники,

-задания для групповой работы,

-толковые словари.

Ход занятия

Содержание  деятельности  учителя

Содержание  деятельности   учащихся

Мотивация   к   деятельности

Постановка проблемного вопроса:

-зачем современному человеку уметь работать с книгой?

-зачем мы ведем читательские дневники?

-где  можно найти необходимую  информацию?

-высказывают своё мнение,

-отбирают нужные книги, относящиеся к теме занятия, используя  знания об аппарате книги,

-читают и обсуждают отзывы о прочитанных книгах.  

Актуализация   знаний

-учитель сообщает новую для уч-ся информацию о Е.Чарушине, предлагает рассмотреть авторские иллюстрации к книгам,

-кого мы называем друзьями?

-предположите – о ком мы будем читать?

-как могли подружиться щенок и лисенок?

-рассматривают иллюстрации,

-делятся впечателениями, высказывают  предположения о содержании незнакомого текста.

Организация   познавательной   деятельности

-где можно узнать значение новых для себя слов?

-как расположены слова в словаре?

-определите жанр произведения,

-выполните задания в группах,

-составьте отзыв о прочитанном рассказе, опираясь на предложенный план.

-работают  с толковыми словарями,

-объясняют одноклассникам значения новых слов,

-определяют жанр произведения (рассказ),

-в группах задают друг другу вопросы по содержанию текста, находят в рассказе ключевые слова,

-составляют коллективный отзыв о произведении.

Рефлексия

Учитель предлагает  детям поделиться друг с другом впечатлениями по итогам занятия.

-Сегодня мы узнали много нового и интересного. Как заинтересовать других ребят? Как поделиться с ними своими знаниями?

(По желанию дома можно нарисовать иллюстрацию к рассказу, написать отзыв в читательском дневнике).

-На занятии у меня получилось…

-Теперь я знаю…

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что…

-Меня удивило…

-Мне понравилось…

-Мне было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс

Тема: Кто нас окружает в школе? Цели:   - расширять и конкретизировать представления о профессии  библиотекарь;            - спос...

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс...

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Занятие по внеурочной деятельности. Занимательная математика. 1 класс

Занятие по занимательной математике интеллектуальное напрвление. тема"Выделение заданной фигуры из множества фигур на чертеже. составление заданной фигуры из других". здесь представлен ход занятия....

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс

Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"...

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

   Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Учусь сравнивать" (3 класс) Курс «Мир деятельности»

Конспект внеурочной деятельности Курс «Мир деятельности» Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная Класс/возраст детей: 3 м/х, 8-9 лет Тема: «Учусь сравнивать&raqu...