Занятие по внеурочной деятельности. Рассказ Е. Чарушина "Друзья" (2 класс)
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Занятие по внеурочной деятельности. Курс "В мире книг" (2 класс).
Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять знания на практике).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 51 КБ |
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткий конспект занятия по внеурочной деятельности
Курс «В мире книг»
Сапунова Т.В.
Книги о братьях наших меньших.
Е.И. Чарушин «Друзья»
1.Постановка цели. Проблемный вопрос.
-На уроках литературного чтения, на занятиях в районной библиотеке, на занятиях нашего кружка мы учимся работать с книгой.
-Кроме книг, где еще современный человек может найти нужную информацию? Что появилось раньше – книга или интернет?
-Проблема: зачем современному человеку читать книги? Почему интернета недостаточно? Почему книгу назвают величайшим изобретением человечества?
-Сегодня мы продолжим наше знакомство с интересными книгами.
2.Объявление темы занятия – «Книги о братьях наших меньших»
-Давайте рассмотрим выставку книг (Сладков, Бианки, Житков, Былины, Драгунский, Пришвин). -Как вы думаете, какие из них относятся к теме нашего занятия?
-Подойдите поближе , выберите нужные книги из предложенных. Как мы можем узнать, предположить - о чем книга ? По обложке, по фамилии автора, по иллюстрациям, по оглавлению, содержанию. Если книги вас заинтересовали, вы можете взять их в нашей библиотеке. Расставим их на выставке.
-А почему вот эти книги вы отложили ?( Былины, Драгунский)
-Многие наши ребята ведут читательские дневники. А для чего мы это делаем? (чтобы поделиться своими знаниями).
-Давайте попросим ребят прочитать нам свои отзывы о прочитанных книгах Бианки, Житкова.
3.Актуализация знаний.
-Сегодня будем работать с произведением Е.И.Чарушина (портрет).
-Он был писателем, иллюстратором (кто такой иллюстратор?)
-Рассмотрим слайды с его иллюстрациями.
Художник любил наблюдать за животными, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно изучить его внешность, движения, повадки и характер.
-У меня к вам неожиданный вопрос: а кого мы называем друзьями? Кто такие друзья?
- Произведение, которое мы будем читать, называется «Друзья». Предположите – о ком?
-Хотите узнать – кто же является героями этого произведения?
На экране – фото щенка и лисенка ( 4 слайда). А как же они подружились?
4. Организация познавательной деятельности.
Читаем 1 часть текста.
Евгений Иванович Чарушин
«Друзья»
Однажды лесник высмотрел в лесу лисью нору. Он нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.
А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Щенку был от роду один месяц. Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.
Очень занятно они играли! Лисёнок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерёт трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать.
Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он говорил тоненьким голоском — будто мяукал.
-Предположите – что же будет дальше?
-Где можно узнать значение новых для себя слов? (толковый словарь)
-Как расположены слова в словаре?
-Каждая группа выбирает себе словарь из предложенных и находит значение слов занятно, гончая, огарок.
-Объясните ребятам из других групп, как вы поняли значения этих слов.
-На фото (слайд) – гончая собака.
-Дочитываем произведение до конца.
Всё лето щенок и лисёнок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал настоящим охотником, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес.
«Подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку». Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.
Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.
«Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую».
Позвал он своего Огарка, снял с полки ружьё.
— Ищи, — говорит, — своего приятеля. — И показал следы на снегу.
Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе.
Лесник спрятался за ёлку, поднял ружье.
И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять!
Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и ловит шутя лисий хвост.
— Эх, вы! — сказал лесник. Опустил ружьё и вернулся домой.
И жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу насовсем.
А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.
-Определите жанр (рассказ). Почему?
-Понравился вам рассказ? Чем?
Физминутка (звуки леса)
Мы оказались в лесу. Можно встать, найти для себя место в лесу, где вам хорошо. Кто-то из вас – лисенок (прячется, играет), кто-то – гончая идет по следу, кто-то – птица на ветке или в полете, а кто-то – бабочка. А кто-то растет как дерево, тянется к солнцу своими ветками…
5.Групповая работа.
-Какие мы знаем правила групповой работы?
Группа 1
Запишите ключевые слова к тексту рассказа «Друзья».
Предметы (кто? что?) | Действия
(что сделал? что делали?) | Признаки (какой? какая? какие?) |
Группа 2
Запишите простые вопросы к тексту рассказа «Друзья».
Простые вопросы Кто? Что? Где? Когда? |
Группа 3
Запишите сложные вопросы к тексту рассказа «Друзья».
Сложные вопросы Почему? А если бы …? Предположите, а что было бы…? Хорошо или плохо…? |
6.Выступления групп, обсуждения.
-Кто может дополнить, добавить?
7. Составление коллективного отзыва о рассказе (план отзыва – на экране).
1.Автор, название книги. Жанр.
2.Тема. О чем эта книга?
3.Главные герои.
4.Где происходит действие?
5.Какие новые слова ты узнал?
6.Твои впечатления: о чем ты размышлял в процессе чтения? Что в этом произведении для тебя самое важное, самое интересное?
8. Рефлексия
-Наше занятие приближается к финалу. Давайте поделимся впечатлениями. Выберите фразу, подумайте и закончите ее своими словами:
-На занятии у меня получилось…
-Теперь я знаю…
-Сегодня я узнал…
-Я понял, что
-Меня удивило
-Мне понравилось
-Мне было интересно
9. Подведение итогов.
-Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного, правда? А как остальным нашим ребятам рассказать об этом, заинтересовать их, поделиться своими знаниями?
-Можно нарисовать рисунок – иллюстрацию к рассказу или написать отзыв в читательском дневнике.
-Спасибо вам за работу, на этом наше занятие завершается.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности
(курс «В мире книг»)
Сапунова Татьяна Валерьевна
Класс 2 «в»
Тема: Книги о братьях наших меньших. Е.И. Чарушин «Друзья» | Тип: комбинированное занятие (выработка умения самостоятельно применять знания на практике) | ||
Цель: -знакомство с рассказом Е.Чарушина «Друзья», создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг. | |||
Задачи: -развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребенка, -создать условия для осмысления содержания текста с помощью ключевых слов, вопросов, -продолжать работу над развитием связной речи учащихся. | |||
Планируемые результаты | |||
предметные -умение самостоятельно отбирать нужную литературу, -пользоваться справочными источниками для получения и понимания дополнительной информации, -умение строить речевое высказывание, -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | метапредметные -уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий (составление отзыва о книге), -прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги, -развитие умения работать в паре и группе. | личностные -развитие самостоятельности суждений, независимости мышления, -развитие любознательности, интереса к чтению. | |
Ресурсы занятия: -книги В.Бианки, Б. Житкова, М.Пришвина, Н.Сладкова, -зрительный ряд: мультимедийная презентация, -текст рассказа Е.Чарушина «Друзья», -читательские дневники, -задания для групповой работы, -толковые словари. | |||
Ход занятия | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Постановка проблемного вопроса: -зачем современному человеку уметь работать с книгой? -зачем мы ведем читательские дневники? -где можно найти необходимую информацию? | -высказывают своё мнение, -отбирают нужные книги, относящиеся к теме занятия, используя знания об аппарате книги, -читают и обсуждают отзывы о прочитанных книгах. | ||
Актуализация знаний | |||
-учитель сообщает новую для уч-ся информацию о Е.Чарушине, предлагает рассмотреть авторские иллюстрации к книгам, -кого мы называем друзьями? -предположите – о ком мы будем читать? -как могли подружиться щенок и лисенок? | -рассматривают иллюстрации, -делятся впечателениями, высказывают предположения о содержании незнакомого текста. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
-где можно узнать значение новых для себя слов? -как расположены слова в словаре? -определите жанр произведения, -выполните задания в группах, -составьте отзыв о прочитанном рассказе, опираясь на предложенный план. | -работают с толковыми словарями, -объясняют одноклассникам значения новых слов, -определяют жанр произведения (рассказ), -в группах задают друг другу вопросы по содержанию текста, находят в рассказе ключевые слова, -составляют коллективный отзыв о произведении. | ||
Рефлексия | |||
Учитель предлагает детям поделиться друг с другом впечатлениями по итогам занятия. -Сегодня мы узнали много нового и интересного. Как заинтересовать других ребят? Как поделиться с ними своими знаниями? (По желанию дома можно нарисовать иллюстрацию к рассказу, написать отзыв в читательском дневнике). | -На занятии у меня получилось… -Теперь я знаю… -Сегодня я узнал… -Я понял, что… -Меня удивило… -Мне понравилось… -Мне было интересно… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс
Тема: Кто нас окружает в школе? Цели: - расширять и конкретизировать представления о профессии библиотекарь; - спос...
Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс
Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс...
Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...
Занятие по внеурочной деятельности. Занимательная математика. 1 класс
Занятие по занимательной математике интеллектуальное напрвление. тема"Выделение заданной фигуры из множества фигур на чертеже. составление заданной фигуры из других". здесь представлен ход занятия....
Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).
Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3-4 КЛАССАХ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛЕШИНСКАЯ СОШ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУТОНА ТЮЛЬПАНА »
Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не дол...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Учусь сравнивать" (3 класс) Курс «Мир деятельности»
Конспект внеурочной деятельности Курс «Мир деятельности» Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная Класс/возраст детей: 3 м/х, 8-9 лет Тема: «Учусь сравнивать&raqu...