«Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
статья (3 класс)
Социализация детей с ОВЗ очень хорошо решается в коллективе, в общении с другими людьми. И в этой работе даже небольшие успехи – это уже результат. И одним из самых эффективных методов для социальной адаптации, формирования коммуникативных способностей детей является театрализованная деятельность. Возможности детей школьного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность личностные взаимоотношения, социальные связи, в которых они не могут принять участия в реальной жизни, легли в основу коррекционной направленности данного вида деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 425.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность
в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Социализация детей с ОВЗ очень хорошо решается в коллективе, в общении с другими людьми. И в этой работе даже небольшие успехи – это уже результат. И одним из самых эффективных методов для социальной адаптации, формирования коммуникативных способностей детей является театрализованная деятельность. Возможности детей школьного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность личностные взаимоотношения, социальные связи, в которых они не могут принять участия в реальной жизни, легли в основу коррекционной направленности данного вида деятельности.
Знакомство с чувствами, настроениями героев, с освоением их внешних выражений, осознанием причин того или другого настроя – такое эмоциональное развитие осуществляется в театрализованной игре. Театрализованная игра является и средством самовыражения и самореализации ребенка. И поэтому трудно переоценить значение театрализованной игры для речевого развития ребенка. Эта игра приносит ребенку удивление и радость. Имея в себе слияние различных видов деятельности, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Это и цельность восприятия, и легкость воображения, и веры в превращения, и эмоциональная восприимчивость, не только образного, но и логического мышления, двигательная активность.
В нашем школьном учреждении организован кружок для детей ОВЗ 7-12 лет «Петрушкин Балаган». В процессе деятельности кружка решаются следующие задачи:
-развитие собственной активности детей, интереса к окружающему миру;
-развитие представлений об окружающем мире;
-развитие эмоциональной сферы детей, способности к сопереживанию;
-формирование и развитие коммуникативных навыков, умения подчиняться правилам игры;
-развитие психических функций детей;
-развитие двигательных навыков детей;
-развитие речи детей.
Занятия в театральном кружке «Петрушкин Балаган» построены по тематическим циклам. План работы кружка рассчитан на 4года: старший и младший возраст. Тематика занятий и игровые сюжеты достаточно разнообразны. Включают в себя диалоги, сценки, этюды, по народным и авторским сказкам. Занятия проводятся 1 раз в неделю в музыкальном зале, где установлены зеркала, что даёт возможность детям увидеть себя во время разнообразных игр. Перед зеркалом дети проигрывают различные эмоциональные состояния, изображают героев сказок, имитируют движения животных в разных ситуациях.
В кружке «Петрушкин Балаган» совместно с детьми, мы придумали ритуалы приветствия и прощания, проигрываем разные варианты как могла закончится сказка. В содержание каждого занятия включены игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и этюды. Не обходим стороной и такие темы, которые очень волнуют наших детей, такие как преодоление страхов, как справиться с гневом, злостью. Например:
• куклы подрались из-за игрушки, одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть - предлагается ребенку придумать, как помирить их;
• одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет-предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать;
Наши дети достаточно легко драматизируют несложные сказки. Переодеваясь в костюмы, дети входят в образ и с удовольствием меняют походку, выражение лица, голос. Все это способствует созданию благоприятного климата и расположению актёров друг к другу. В конце занятия подводим итоги, обсуждаем возникшие вопросы, рефлексируем.
Занятия в данном кружке способствуют усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса. Это также очень важно при работе с детьми с ОВЗ. Положительно влияет на умение детей взаимодействовать со сверстниками, развивают эмоциональный мир, повышают самооценку. У ребят снижаются внутренний зажим, развиваются творческие способности. Наш опыт показывает, что занятия в театральном кружке «Петрушкин Балаган» помогает развить у детей чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья положительное отношение к сверстникам и адекватного социального поведения. Оказывает положительное влияние и влияет на результативность коррекционно -развивающей работы с детьми ОВЗ.
Литература
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.; Книголюб, 2008.
- Дубинин Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. – М.; Книголюб, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития
Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...
Статья "Коррекционная направленность театрализованной деятельности при работе с детьми с ЗПР"
Для детей с задержкой психического развития характерно неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в...
Гармонизация взаимоотношений между детьми и родителями методами театрализованной деятельности.
Статья посвящена проблемам гармонизации детско-родительских отношений. Описан опыт использования сказкотерапии, арттерапии и театрализованной деятельности в работе с детско-родительскими парами ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...
коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психиче...
Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе.
Я работаю в образовательной организации, где обучаются дети с нарушением развития интеллектуальной сферы ( легкая, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, болезнь Дауна, тяжелые мн...
Организация театрализованной деятельности на уроках с детьми ОВЗ.
Использование театрализованных игр на уроках, как средство социального развития детей с ОВЗ, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать спосо...