Статья "Коррекционная направленность театрализованной деятельности при работе с детьми с ЗПР"
статья по теме

Рубашко Екатерина Викторовна

Для детей с задержкой психического развития характерно неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере.

По словам К.С.Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собой», «…на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит исключительно из диалогов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_doma.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность театрализованной деятельности при работе с детьми с ЗПР.

Для детей с задержкой психического развития характерно неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в интеллектуальной недостаточности, так и в эмоционально-волевой незрелости.

Основной деятельностью коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование знаний и умений, необходимых для успешного обучения в школе.

Одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. Театрализованная деятельность носит игровой характер и способна увлечь ребенка, удовлетворить его потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР.

Особенности эмоциональной  картины детей с ЗПР в значительной мере связанны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости страхам. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. Для детей с ЗПР также характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности.

Участвуя в театрализованной деятельности, они учатся управлять своим эмоциональным состоянием, формировать адекватное поведение. Она позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актёрской игры. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребёнка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют сочувствовать и сопереживать персонажам. Важная функция эмоций – коммуникативная. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям. Большое значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко. В.И.Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В. Г.Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Также проводится работа над памятью. Ученики запоминают свои роли в стихотворной форме. Для того, чтобы вовремя вступить в диалог с оппонентом, дети должны быть внимательными к ходу всех инсценировки. Таким образом, во время театрализованной деятельности, происходит влияние на познавательные процессы ребенка.

Также театрализованная деятельность корректирует речевое недоразвитие.

Речь является специфическим единством смыслового и эмоционального содержания. В таком виде эмоциональность играет в развитии речи человека значительную роль, проявляясь в ритме, паузах, интонациях, модуляциях голоса и других экспрессивных, выразительных моментах. Таким образом, посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит, к кому обращается.

Различные эмоциональные состояния отражаются в интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикуляции и расстановки и длительности пауз, а также в лингвистических особенностях построения фраз. Этому были посвящены исследования: А.А.Леонтьева, Э.Л. Носенко и др.

По словам К.С.Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собой», «…на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит исключительно из диалогов».

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

 Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Таким образом, театрализованная деятельность для ребенка с ЗПР обеспечивает комплекс психолого–педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста, максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и пр.).

 

Список литературы:

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.-М.:ТЦ Сфера, 2009.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: КНОРУС, 2003.

Гончарова О.В. Карташова М.Г. Театральная палитра. – ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...

« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»

Методическая тема:« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»Предмет  математика настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занима...

Особенности здоровьесберегающей деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями

Проблема состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе, в последнее время является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей ...

Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "

Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....

Организация театрализованной деятельности на уроках с детьми ОВЗ.

Использование театрализованных игр на уроках, как средство социального развития детей с ОВЗ, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать спосо...