Организация театрализованной деятельности на уроках с детьми ОВЗ.
статья
Использование театрализованных игр на уроках, как средство социального развития детей с ОВЗ, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию, сопереживанию, преодолеть робость, неуверенность в себе, связанную с трудностями в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация театрализованной деятельности на уроках с детьми ОВЗ. | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация театрализованной деятельности
на уроках с детьми ОВЗ.
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Через игру ребенок получает сведения об окружающей жизни, усваивает правила человеческих отношений, в игре развиваются его мышление и творческие способности, формируется воля. Правильно подобранную, и умело проведенную педагогом игру с детьми с отклонениями в развитии следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что все игры требуют от детей артистизма, умения перевоплощаться, раскрепощаться и общаться друг с другом, преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе . Здесь на помощь могут прийти театрализованные игры, используемые на уроках. Выбор игры обуславливается целями, содержанием этапа урока. Так же как и сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Особенно распространены театрализованные игры на этапах повторения и закрепления . Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать ученики. Игра, умело и тонко введенная в учебный процесс, позволяет ученику с отклонениями в развитии на уроке испытывать радость в преодоления интеллектуальных трудностей. Использование при обучении игровых методов создает благоприятные условия для формирования у детей таких важных для становления учебной деятельности качеств и состояний, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «создавать» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью и предоставляют детям огромные возможности в развитии творческих способностей, формирование коммуникативных навыков, приобретение социально – нравственного опыта, позволяет решать многие актуальные проблемы. Например, игра с куклой или переодевание, в перевоплощение в игровой персонаж пользуется прием для знакомства с детьми, детей друг с другом, а также для создания игровой мотивации . Приобщение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывается более эффективным, чем прямое
общение. Если ребенок проявляет интерес и желание ответить сам за животного, то нужно поощрять эти попытки. Поначалу дети наблюдают за тем, как действует с игрушкой взрослый, а затем они самостоятельно учатся взаимодействовать с ней. Постепенно, по мере овладения элементами театрализованной игры, дети начинают выступать от имени персонажа. Они благодарят сверстников, обращаются друг к другу, хвалят друг друга. Таким образом, дети овладевают возможными способами невербального общения: учатся привлекать внимание партнера выражать заинтересованность в общении и игре с ним жестами, мимикой. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что манипулирование взрослым куклой делает возможным телесный контакт, прикосновения, что очень важно для детей, испытывающие страхи при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации. В результате такой формы установления контакта, дети начинают воспринимать взрослого как «друга». Ребенок привыкает к тому, что взрослый «ведет» его, изменяя его движения. У него возникает доверие к педагогу, чувство общности с ним, интерес занятия с взрослым. И дети учатся активно улыбаться, смотреть в глаза педагогу. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдая друг за другом, стараются лучше сыграть роль. В своей работе педагоги используют аудиозаписи для образных театрализованных игр. Музыка помогает детям имитировать движения персонажей, подчеркивать характер героев, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движение в свою очередь помогает детям повышать активность речедвигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения. Именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования всех сторон речи (словаря, фонетики, синтаксиса), ее выразительности, речевой активности ,перевода неречевых средств общения в речевые, в процессе чего происходит непосредственное формирование навыков речевого общения. Игры можно использовать на протяжении многих лет, как средство коррекции недостатков у детей с отклонениями в развитии. Широко применяются на уроках разные виды театрализованных игр: Настольный театр картинок. Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние. Так как возможны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, они обязательно должны быть устойчивыми. Он дает возможность развивать у детей речь, терпение, координацию движений. Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из любого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе. Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок одевает на пальцы, но, как в драматизации, сам действует за персонажем, изображение которого на руке. По ходу спектакля ребенок действует одним или всеми пальцами. Проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Данный вид позволяет развивать мелкую моторику, усидчивость, координацию движений. По утверждению А. Н. Леонтьева, игра-драматизация является одной из важных форм перехода к продуктивной, творческой, а именно эстетической деятельности, с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Импровизация. Разыгрываем темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и самая интересная игра. Можно на уроке импровизировать детские стихи, инсценировать сказки «Репка», «Колобок», сказки К.И Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Так, например, с учащимися на уроке по ознакомлению с окружающим природным миром была показана сказка «Отчего заяц зимой белый, а летом серый», с использованием кукол. Для того, чтобы поставить сказку, необходимо провести цикл уроков разнообразных по видам деятельности, но логически взаимосвязанных по содержанию:
- Знакомство со сказкой. - Прослушивание грамзаписи сказки. - Рисование. Рисуем сказку. - Лепка «Зайчик» - Ручной труд. Изготовление кукол. - Игра «Чей силуэт?» - Аппликация «Зайчик в лесу» - Конструирование из бумаги. Лес – деревья, елки. - Пальчиковый театр. Драматизация сказки. Такая системная работа позволяет использовать разные виды детской творческой деятельности, направленные на определенный конечный результат. Вот почему, такие разные, на первый взгляд, игры – путешествия в «Математическую сказку», «Мир звуков и букв» или «Заколдованный лес», которым может быть посвящен урок или серия уроков, в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность. Несмотря на весьма широкий спектр игр, педагогу всегда надо помнить о тех общих положениях, которыми следует руководствоваться при подборе игры независимо от того, какие задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные) их предназначено решать . Игровой замысел должен быть согласован с возрастными и индивидуальными особенностями детей ОВЗ. Следует оценить соответствие общего замысла игры нормирующим ее правилам и непосредственному содержанию. С позиций безопасности и целесообразности должно быть проанализирована обстановка и оборудование, необходимые для проведения игры, ее длительность степень участия и активности в ней взрослого. Анализу подлежат ход игры в целом и его поэтапная разбивка, меры педагогического влияния на игровое состояние и поведение детей, соотношение в ходе игры их интеллектуальной и физической нагрузки и способы ее регулирования. Чтобы решить все эти функции в театрализованной игре, помогают в работе с детьми с нарушением интеллекта комплексный подход, который тесно взаимосвязанный с уроками . Комплектность таких уроков достигает взаимодействие в работе с педагогами, которые знакомят с методами и приемами игры. Особой задачей является развитие экологической и социальной направленности мотивации детей, пробуждение их интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности. Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются неизменной любовью у них. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям. Использование театрализованных игр на уроках, как средство социального развития детей с нарушением интеллекта, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию, сопереживанию. Активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)
Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....
Организация проектной деятельности на уроках русского языка
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная а на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и пед...
Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...
Организация рефлексивной деятельности на уроке.
Завершающим этапом любого урока является организация рефлексивной деятельности. Именно этот этап позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребё...
Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций
В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка в 3 классе. Фрагмент урока.
Тема «Наши проекты. Рассказ о слове»Цель: создать условия для обучения составлению рассказа о слове по аналогии, защиты обучающимися своих достижений....