Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития
материал по теме
Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).
На страницах журнала “Дефектология” с тревогой отмечается появившаяся в нашем обществе на рубеже ХХ-ХХI века нездоровая тенденция, носящая название “ДЕЦЕЛЕРАЦИИ”. (ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ – это замедленный темп физического и интеллектуального развития, недоразвитость эмоций, моторики). Наиболее ярко проявление “децелерации” наблюдается у детей дошкольного возраста. С каждым годом число детей, имеющих умсвенную отсталость, выраженую в той или иной степени, и речевые нарушения неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 2 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. В связи с этим перед педагогом-дефектологом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию ребенка.
Но всякое ли обучение способно заглянуть в будущее, помочь ребенку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный – информационный – метод обучения не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. Поэтому в работе с детьми, имеющими умственные и речевые нарушения, по - моему мнению, необходимо использовать сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации. К ним можно отнести: внешние стимулы (новизна); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора; биологические и социальные потребности (например, потребность в еде, общении, поощрении и др.); утилитарный мотив (мне это нужно). Сочетание различных мотивов в работе с такими детьми возможно только в игре, которая является за частую основным видом деятельности этих детей. Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребенка, является такой вид деятельности как творческая игра - игра-театрализация. С помощью театрализованной деятельности, педагог побуждает ребенка к высказыванию своих мыслей, эмоций, своего отношения к увиденному, что способствует умственному и речевому развитию ребенка. Процесс развития ребенка предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи. Для развития речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды.
С социально-педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту), креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал ребенка) развивающую – терапевтическуюфункцию (лечебный эффект, сказкотерапия), и самую основную, главная функцию – лексико-образную. Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексико-образная функция дополнительно активизирует и развивает слухо-речевую память ребенка.
Вышеназванное направление я реализую через чтение художественного произведения, при котором происходит индивидуальная интерпритация вербально – знаковых форм произведения, а при воспроизведении ребенком (ответы на вопросы,пересказе, повторении, драматизации и т.д.) осуществляется развитие способностей к индивидуальной интерпритации произведения, развитие его речевых способностей. При этом у ребенка функционируют и развиваются обе языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от их имени. При работе с использованием элементов театрализованной деятельности мной было замечено, что большое влияние на поведение ребенка оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает свое отношение к изображаемому, свои мысли, чувства стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Разыгрывая роль, ребенок не только подражает действиям того или иного персонажа, но и передает его отношение к людям, к обязанностям, его чувствам, переживаниям. Речь ребенка более выразительна, содержательна, образна, эмоционально окрашена. У него улучшается монологическая, диалогическая речь, ее лексико-грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, способствует приобщению его к социуму, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. И как следствие, у ребенка развиваются эмпатиии и антипатии к определенному образу или действиям, совершаемым каким-либо героем. Благодаря театрализованной деятельности происходит познание ребенком мира не только умом, но и сердцем.
Для развития речи ребенка, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:
- Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, и т.д.).
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с разными видами кукольных театров).
- Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
- Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Важным моментом в данной работе является общение (взаимодействие субъектов) и определенная система работы, которая состоит из специфических компонентов (эмоциональное погружение в произведение, отражение прочитанного в видах деятельности, собственно драматизация произведения).
Одним из наиболее простых и доступных способов эмоционального погружения ребенка в произведение – это выразительное прочтение произведения педагогом с созданием определенной атмосферы (волшебство, таинственность). Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, педагог представляет ребенку видение того нового знания, которым он будет овладевать шаг за шагом со своими новыми друзьями – героями произведений, которые по мере ознакомления с произведения будут появляться в поле зрения ребенка. При чтении произведения педагог передает эмоциональное отношение к рассказываемому, и берет на себя функцию образца. Особый эмоциональный всплеск наблюдается при непосредственном общение персонажа произведения с ребенком (в гости пришел персонаж сказки), когда он ищет у них помощи, совета. В этой ситуации педагог (персонаж произведения) берет на себя функцию советника. От лица героя педагог преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к решению проблемы. При чтении произведения педагог постоянно следит за своим исполнением, а также за восприятием и вниманием слушателей. То есть педагог выполняет функцию наблюдателя, используя в последующем свои наблюдения для предоставления детям возможности оречевления своих чувств, эмоций, переживаний. Таким образом создается ситуация мотивации общения, вследствие, которой развивается активный словарь.
После ознакомления с произведением необходимо предоставить ребенку некоторое время прожить с ним. Для этого педагогом готовятся вопросы для закрепления текста произведения, совместно с ребенком рисуются схематичные предложения, эпизоды сказки и т.д., а затем на последующих занятиях оречевляют нарисованное.
Завершающим этапом работы по произведению является его драматизация. Она проявляется в самых разнообразных формах (инсценирование готового произведения, импровизация сценок по хорошо знакомым сказкам, театральная постановка сказки и т.д.). Этот этап может быть использован как при индивидуальной (герой произведения - ребенок и педагог), так и при подгрупповой и групповой работе.
Но каким бы не был завершаюший этап он всегда должен соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям, его желаниям и потребностям.
При работе в данном направлении важно помнить, что эмоциональное погружение ребенка в произведение должно быть плавным, постепенным, также необходимо учесть выход из того состояние, в которое мы погрузили ребенка, т.е. возвращение ребенка в реальность, не травмируя его психику.
Содержание моей работы заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при реализации сюжета занятия. Это может быть хорошо известная сказка или новый сюжет, придуманный педагогом. Ребенку предлагается стать участником действия, выполнять роль какого-либо героя. По ходу развития сказочного сюжета у ребенка появляется необходимость опосредованно, от имени героя, выражать свое отношение к происходящему, а наличие игрушки (перчатки-игрушки) вызывает желание взять ее в руки и произвести какие-либо действия, движения героя. Это способствует развитию мелкой моторики ребенка, а согласованные действия слова и движения руки облегчают процесс автоматизации и введения звуков в спонтанную речь, так как развитие моторики и речи это два взаимосвязанных процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.
При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лексических тем , что дает возмож...
Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...
«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»
Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагог...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...
Дидактические игры в коррекционной работе учителя-дефектолога по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития
Использование дидактических игр в коррекционной работе по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития является важнейшей предпосылкой при ста...
Использование современных оценочных средств в работе учителя-дефектолога
В прикрепленных документах приведены примеры некоторых методик.В целом, для проведения мониторинга использую следующие методики:- анкета уровня школьной мотивации по Н.Г.Лускановой;- шкала выраженност...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗ
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗЦель применения информационно ...