Гармонизация взаимоотношений между детьми и родителями методами театрализованной деятельности.
статья

Кузнецова Ольга Вадимовна

Статья посвящена проблемам гармонизации детско-родительских отношений. Описан опыт использования сказкотерапии,  арттерапии и театрализованной деятельности в работе с детско-родительскими парами в рамках программы  «Гармонизация детско-родительских отношений средствами театральной деятельности «Семейный театр». Освящена актуальность проблемы, прописаны цели и задачи работы, описан алгоритм проведения занятий, указаны используемые на занятиях игры и упражнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 О.В. Кузнецова, педагог-психолог

Гармонизация взаимоотношений между детьми и родителями методами театрализованной деятельности.

Проблемам гармонизации детско-родительских отношений уделяется большое внимание. В зависимости от стиля воспитания, от взаимоотношений между родителями в семье формируется личность ребенка. Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К этой теме обращались многие авторы (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Буянов, Г. Хоментаускас, Э.Г Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.). От типов воспитания в семье, особенностей взаимодействия членов семьи друг с другом, детско-родительских позиций, функций семьи зависит личностное и психическое развитие детей, степень их социализации и адаптации в социуме.

Адекватность родительской позиции определяется, как умение понимать и принимать индивидуальность своего ребенка. Неправильный стиль семейного воспитания, нарушения внутрисемейного взаимодействия приводят к дисгармоничным взаимоотношениям между родителями и детьми. Под дисгармоничными мы понимаем взаимоотношения, обусловленные неверием взрослых в возможности ребенка, отрицание черт его характера, невозможность безусловного принятия, чрезмерный контроль со стороны взрослых или же его недостаточность,  отсутствие взаимопонимания, симбиотические взаимоотношения,  авторитаризм по отношению к ребенку,  стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.    

Одним из способов позитивного влияния на семью является привлечение ее  членов в процесс творчества. Прекрасной возможностью оказания помощи семье в поиске  внутренних ресурсов,  построения  гармоничных отношений,  улучшения взаимопонимания и укрепления духовной близости поиска адекватной воспитательной позиции являются театрализованная деятельность.

Во время разыгрывания разнообразных сюжетов на сцене родители и дети могут посмотреть друг на друга со стороны, увидеть новые стороны друг друга, оценить новые качества. Родители, наблюдая за детьми в необычных обстоятельствах, могут подметить что-то очень важное, что не замечали прежде.

Для реализации поставленной задачи нами была разработана программа  «Гармонизация детско-родительских отношений средствами театральной деятельности «Семейный театр», основой целью которой было обучение  детей и родителей регулированию  своего эмоционального состояния и оказание помощи в налаживании взаимодействия друг с другом. Программа рассчитана на совместную работу детей и родителей  Отбор в группу производится по 3 критериям:

  • Запросу семьи, желанию детей и родителей принимать участие в программе
  • Нарушениям в формировании эмоционально-волевой сферы детей
  • Выявленным нарушениям семейного воспитания и семейного взаимодействия

По окончании курса планируется, что между детьми и родителями:

  • улучшаться взаимоотношения в области межличностного взаимодействия
  • появится взаимопонимание
  • укрепиться духовная связь
  • сформируется душевная близость

В то же самое время у детей:

  • нормализуется самооценка
  • разовьется творческое воображение
  • улучшится нервно-психическое состояние
  • разовьется умение распознавать собственные эмоции и регулировать собственное эмоциональное состояние
  • разовьется умение распознавать эмоциональные состояния других людей и учитывать их в процессе общения
  •  разовьется  способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих

Курс рассчитан на 14 занятий (28 академических часов).  Занятия проводятся спаренные, в процессе каждого предусмотрены динамические и релаксационные упражнения. На занятия приглашаются дети 6 – 9 лет вместе в родителями.  

Каждое занятие построено по определенной схеме: разминка, ритуал вхождения в сказочное пространство «Театр», основная часть, арттерапевтическая часть, рефлексия  и ритуал выхода.

В разминке используются упражнения, направленные на сплочение группы, на развитие внимания, на установление доброжелательной атмосферы на занятии. Для снятия психо-эмоционального напряжения используются упражнения по системе Джекобсона, позволяющие при помощи попеременного напряжения и расслабления отдельных частей тела достичь желаемого результата. Все упражнения выполняются детьми и родителями совместно.

Для улучшения взаимодействия между детьми и родителями используются парные упражнения, такие как «Путник и тень», «Водитель и машинка». Эти упражнения особенно любимы детьми, так как дают не только ощущения радостного возбуждения, но и позволяют детям и их мамам почувствовать друг друга.

В ритуале вхождения используется прием совместного произнесения в кругу «волшебного» заклинания. После этого используется сказочные театральный персонаж – кукла-марионетка Клоун. Ведущий повествование ведет от его имени.

Клоун знакомит детей и родителей с азами актерского мастерства и тут же предлагает проиграть предложенный материал в виде этюдов. Все этюды выполняются в парах ребенок-родитель и происходят на импровизированной сцене, при этом остальные участники являются зрителями. Задания даются короткие, доступные для исполнения детям. Примеры этюдов: «Послушный ребенок», «Непослушный ребенок», «Кукла сломалась», «Повстречались Радость и Грусть».

Помимо этюдов на заданную тему возможны импровизации по актуальным проблемам.  Игра на сцене позволяет участникам проявить себя с новой стороны,  снять собственные зажимы, преодолеть страхи. По нашим наблюдениям все участники с удовольствием участвуют в показах, перестают стесняться, проявляют себя.  Нам кажется важным, что участники группы имеют возможность посмотреть друг на друга, увидеть, что подобные проблемы есть у многих и они решаемы.  В данной практике отсутствует назидание, прямые указания на то или иное действие. Коррекция взаимоотношений происходит в спонтанной игре при поддержке и одобрении участников. Каждый показ обязательно заканчивается аплодисментами. Участие детей и родителей в совместных этюдах позволяет искать новые поведенческие стратегии внутри семьи. Помимо этюдов родители и дети разыгрывают на сцене небольшие сценки и детские сказки. При этом, находясь в предлагаемых обстоятельствах, приняв заданные образы, дети и родители имеют возможность эмоционально пережить состояния, присущие  своим героям, поучиться на чужом опыте и чужих ошибках.  Подобный опыт эмоциональных переживаний, важен  для отыгрывания собственных эмоций и чувств, решения своих внутренних, возможно не вполне осознанных проблем. Проигрывая отдельные сюжеты из жизни семьи, участники имеют возможность менять по своему усмотрению сценарии, пробуя новые стили взаимоотношений. Постепенно родители и дети приходят к идее сотрудничества.  

Применение на занятиях техники гротеска и юмора снижает напряжение, позволяет разрядить негативные эмоции, почувствовать прилив бодрости и энергии.

На каждом занятии проводиться арттерапевтическая часть. Детям и родителям предлагается выполнить совместный рисунок, отражающий наиболее важный, с их точки зрения, эпизод,  только что разыгранный на сцене.  На время изобразительной деятельности, которая выполняется цветными карандашами на листах формата А3, включается жизнерадостная детская музыка без слов.

По окончании этапа рисования проводиться этап рефлексии в кругу. Участники группы рассказывают, что и почему изобразили на своих картинах, задают друг другу вопросы. Ведущий обобщает сказанное, выделяют главное, акцентирует  внимание на существенных деталях.

Конечным этапов каждого занятия является ритуал выхода и обязательный этап рефлексии, где подводятся итоги занятия и выясняется самочувствие и настроение каждого участника.

Само привлечение в актерскую игру родителей способствует сближению между родителями и детьми. Наблюдение за их взаимоотношениями на сцене дает возможность продиагностировать характер детско-родительских взаимоотношений и повлиять на них в сторону их гармонизации. При этом следует отметить, что вмешательство происходит  мягким ненасильственным способом под влиянием  творческой атмосферы, возникающей на сцене.

Помимо достижения основной цели – гармонизации взаимоотношения, театрализованная деятельность способствует  активизации мышления, тренирует внимание,  развивает воображение и фантазию.  Подобный опыт является прекрасной возможностью развития  творческой направленности личности.

Члены семей  учатся адекватным способом проявлять свои эмоции и чувства, вербализовать их и передавать  при помощи средств художественной выразительности - речи, мимики, жестов, движения. Новый опыт общения, чувств, знаний члены семей могут  перенести в обычную жизнь.  Вырабатывается умение управлять своими эмоциями, преодолевать волнение,  побеждать  страх выступления перед аудиторией.

Одновременное использование сказкотерапии,  арттерапии и театрализованной деятельности создает на каждом занятии творческую атмосферу, позволяющую детям и взрослым расслабиться, проявить полет фантазии, раскрыться с неожиданных сторон,  выразить свои чувства и переживания.  

Полученный опыт самореализации и общения способствует гармонизации взаимоотношений между членами семей, укрепляет духовную связь между ними, формирует душевную близость, ведет к всестороннему  развитию личностных качеств детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации для установления правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

В статье даны рекомендации для установления  правильных взаимоотношениях между детьми и взрослыми....

Психолого-педагогические рекомендации для установления правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Донный материал - в помощь родителям для установлеия контакта со своим ребенком....

Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы».

Перспективный  план работы с детьми и родителями «Опытно - исследовательская деятельность детей старшей группы»....

Моя статья в газету "Дошкольник". "Театр родителей". Описание опыта вовлечения родителей в театрализованную деятельность. Постановка сказки "Репка"

Театр родителей.    Я работаю в группе «Боровичок» детского сада №466 с детьми 3-4 летнего возраста. В группе 26 чудесных ребятишек, у которых активные, понимающие, интересующиеся жизнь...

"Методы гармонизации взаимоотношений, развитие отношений, партнерства"

В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования,  принцип обучения детей в детском саду и нача...

Рекомендации педагога-психолога родителям по выстраиванию благополучных взаимоотношений между детьми

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ СИБЛИНГОВ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ:Роли «любимец» - «отвергнутый»Обратите внимание на то, нет ли среди ваших детей явных &q...