"Кем быть"
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Ночевнова Валентина Тарасовна

Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, Дети сохраняют много качеств: легкомыслие, наивность. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Детям с ОВЗ не всегда, получается фантазировать и представлять в красках ту или иную профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kem_byt_.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочной деятельности для детей с ОВЗ  

коррекционно-развивающей и профориентационной  направленности

 «Кем быть»

Программа  внеурочной деятельности для детей с ОВЗ  

коррекционно-развивающей и профориентационной  направленности

 «Кем быть».

                                                                           

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  - разработана воспитателем начальных классов .

Программа направленна на развитие профориентации у детей с ОВЗ и решает коррекционно-развивающие задачи.

Уровень освоения программы: базовый.

Актуальность Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, Дети сохраняют много качеств: легкомыслие, наивность. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Детям с ОВЗ не всегда, получается фантазировать и представлять в красках ту или иную профессию. Поэтому им нужно помочь и наглядно показать, как устроен мир профессий.  В данной программе, использовала  личностно – ориентированные технологии и коррекционно-развивающие направленности. Они  помогают детям добыть много знаний самостоятельно, собирать информацию о мире профессий, охотно выбирать соответственную роль  в своей деятельности.  А так же, что бы детям привить новые знания о профессиях, нужен живой пример от родителей или представителей какой-либо профессии. Программа внеурочной деятельности рассчитана  на три года.

Новизна программы предполагает детям с ОВЗ самостоятельно добывать  информацию из внешнего мира. Предоставляется свободный выбор по использованию добытых материалов. Заинтересованность выполнения проектной деятельности в конечном результате. Программа требует минимальных знаний, но прибавляет большой жизненный опыт.

Отличается от других программ тем, что не требует усидчивости, концентрации внимания на одном объекте.

Педагогическая целенаправленность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач по воспитанию полноценной,  развитой личности и подготовке детей к самостоятельной жизни.

Цель: погрузить детей с ОВЗ в мир профессий, дать ребятам почувствовать каждую специальность и пропустить, через себя.

Задачи:

  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Адресат:  дети с ОВЗ 2-4 класса

Срок реализации программы 3 года

Планируемые результаты:

При разработке данной программы  не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков у детей с ОВЗ. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы. План работы построен таким образом, что представляет  возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Формы реализации программы: с целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:

- игровая деятельность (ролевые игры);                              - изобразительная деятельность;

- экскурсии;                                                                             - проектная деятельность;                                                      

- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Содержание программы внеурочной деятельности

Календарно-тематический план программы занятий внеурочной деятельности по профориентации «Кем быть»

 для обучающихся 2-х классов.

Наименование разделов и тем программы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Формы проведения занятий

1. Профессии, которые нас окружают

13

4

9

1.1

Многообразие профессий

1

Конкурс рисунков и поделок на тему «Кем быть»

1.2

Профессии, которые ты знаешь

1

1.3

1.4

Знакомство с профессией воспитатель

1

1

Подготовка, репетиция театрального представления ко дню воспитателя. Поздравление воспитателей

1.5

1.6

Знакомство с профессией агроном и работники сельского хозяйства.

2

Экскурсия

1.7

Знакомство с профессией продавец-кассир

1

Экскурсия по  магазинам 5 и Магнит .Интервью у продавцов- кассиров

1.8

Знакомство с профессией врач, медсестра

1

Посещение кабинета школьной мед. сестры. Взвешивание и измерение роста учеников.

1.9

Знакомство с профессией почтальон

1

Экскурсия на почту в п.г.т. Алексеевка. Отправление открыток ко «Дню Матери»

1.10

Знакомство с профессией повар

1

Посещение школьной столовой. Интервью у шеф-повара.

1.11

1.12

Знакомство с профессией библиотекарь

2

Посещение школьной библиотеки. Посещение поселковой библиотеки. Сравнение.  

1.13

Мастер-цветовод

1

Знакомство с комнатными растениями. Обсуждение, как ухаживать за цветами, зачем они нам нужны.

2. Профессии которые нас охраняют

8

4

4

2.1

Профессия пожарный

1

Правила поведения при пожаре. Отчего может возникнуть пожар.

2.2

2.3

2.4

Профессия полицейский

1

2

Запоминаем номер 02. Беседа «Как важна профессия полицейский»  Экскурсия в музей ГУВД Самарской области

2.5

Профессия лётчик

1

Знакомство с первыми летательными аппаратами. Первыми летчиками.

2.6

Профессия охранник

1

Интервью у школьного охранника и охранника магазина

2.7

Профессия «Следователь»

1

1

Знакомство с профессией следователь.

3. Творческие профессии

13

7

6

3.1

Знакомство с профессией экскурсовод

3

Экскурсия в краеведческий музей в г. Самара

3.2

3.3

Знакомство с профессией художник

2

Знакомство с картинами известных художников. Конкурс рисунков «Я художник»

3.4

Знакомство с профессией мультипликатор

1

2

Экскурсия в кинотеатр для просмотра мультика

История создания мультфильмов. Пробуем нарисовать свой мультик

3.5

Знакомство с профессией дизайнер

1

Создаем дизайн одежды сами

3.6

3.7

Знакомство с профессией ландшафтный дизайнер

1

1

Создание дизайна школьного двора

Уборка школьной территории.

3.8

3.9

Проект «Профессия, которая мне понравилась»

2

Проектная деятельность

Итог: 34 часа

Формы контроля и оценочные материалы

Критериями проверочных заданий служат задачи, поставленные на ранее проведенных занятиях, а так же самооценка детей, что является одним из условий формирования у школьников рефлексивного поведения, и способствует формированию у них ЗУМ.

Тестирование - эффективная форма оценки знаний учащихся, позволяющая дополнить арсенал педагогических средств, активизирующих процесс обучения. По результатам предлагаемых тестов и упражнений  педагог сможет проанализировать индивидуальные достижения ученика после изучения любой темы занятия.

Разноуровневые задания позволят осуществлять дифференцированный подход к оценке знаний.

Тематические итоговые тесты дают результаты, свидетельствующие о том, что их применение эффективно сказывается на повышении уровня достижений учащихся.

Тесты показывают, что учащиеся вполне могут успешно запоминать теоретический материал. Также контрольное измерение практической деятельности свидетельствует о реальном и объективном фиксировании результатов.

При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

• качество выполнения изучаемых на занятии приемов и работы в целом;

• степень самостоятельности;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии , его творческим находкам.

Практические задания (индивидуальное задание):

Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки.  Работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;

Устный ответ:

Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Детям с ОВЗ  отрицательная оценка не ставится.

Формы промежуточной аттестации:

- устный опрос;

- индивидуальная творческая работа;

- тесты.

Для индивидуальной оценки результатов каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Характеристика  ресурсов программы:                                                                           Ответственный за внеурочную деятельность  воспитатель. Помощь воспитателю в организации этой работы также оказывают родители. Установлены тесные контакты с  предприятиями разных профессий Самарской области.
Программу разрабатывает воспитатель . Разработка утверждена директором и зам. директора по ВР.                                                                                                                                            
Программно-методическое обеспечение:
- формирование банка методических материалов;
- информационное обеспечение.
Материально – техническое обеспечение:
- методическая и художественная литература по  профориентационной  направленности;
- компьютерную техника, мультимедийное оборудование;
- школьный автобус для экскурсий.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.

Данная программа была апробирована в 2020-2023 г. Данную программу можно реализовывать  дистанционно, в виде просмотра видеороликов на заданную тему.

Список литературы

1. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

2. Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/2004.- 368 с.

3.  Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кем быть? Каким быть?

Классный час, на котором обучающиеся 2 класса расширяют знания о профессиях, рассказывают о том, кем они хотят стать, когда вырастут, кто по профессии их родители, как надо относиться к своему труду и...

Кем быть, каким быть?

данное мероприятие расчитано на разновозрастную группу. в ходе практической части и теории использовала классическую музыку...

Способность коллектива быть воспитателем, а личности быть воспитуемой...

Направление педагогической деятельности на нравственное воспитание в формировании детского коллектива....

Быть весёлым, но не быть смешным

Классный час построен на обсуждении книги Д.С.Лихачёва "Письма о добром"...

Эссе "Быть или не быть моему ребенку одаренным?"

Мои размышления о проблеме выявления и дальнейшего развития одаренных детей....

Презентация "Сквернословие. Быть или не быть?"

Сквернословие, срамословие, злоречие, чёрное слово, грязное, гнилое слово...-всё богопротивное.  Язык бесов. Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». ...

Классный час "Быть современным - быть толерантным"

Цель: формирование качества толерантности.Задачи:-ознакомить с понятием "толерантность"-развивать коммуникативные умения детей-развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас-формировать ...