Эссе "Быть или не быть моему ребенку одаренным?"
статья по теме
Мои размышления о проблеме выявления и дальнейшего развития одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serikova_s.v._mbou_ryazhenskaya_sosh_rostovskaya_oblast_matveevo-kurganskiy_rayon.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Быть или не быть?»
С.В. Серикова
учитель начальных классов
МБОУ Ряженская сош
Ростовская область
Матвеево-Курганский район
с. Ряженое
Одаренность – конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность – это огонь ,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность – пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренность – философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
В.А. Сухомлинский.
Я не случайно начала свою работу со слов великого педагога В.А. Сухомлинского. В наше время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности. И с ростом интереса к данной теме, возникает огромное количество вопросов, на которые не всегда мы находим удовлетворительные ответы. Вот один из них: «Быть или не быть моему ребенку одаренным?!». Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. И я уверенна, что в этом со мною согласятся многие родители.
Не для кого не секрет, что одаренный ребенок в наше время для многих учителей считается трудным и автоматически становится обузой. И не потому что ребенок избалован или педагогически запущен, а потому что в наших школах (особенно сельских, чаще малокомплектных) пока еще не знают, как правильно выявить такого ребенка, что с такими детьми делать, как их развивать и поддерживать. А раз нет ответов на возникающие вопросы, так зачем их решать?! Со временем этот «груз» сбрасывают, объясняя нежеланием ребенка учиться дальше. А у ребенка есть желание, просто в данной системе обучения ему становится неинтересно. Я, как учитель и мама, прекрасно понимаю все стороны этого сложного процесса (учителей, родителей). Но, особенно, обидно за детей. Да, безусловно, все дети талантливы. Но лишь не многие из них наделены даром «свыше».
Проблема одаренности очень актуальна на сегодняшний день. Современное государство требует от нас воспитания активной, творческой, неординарной личности. Все, казалось бы, хорошо, пока дело не доходит до самого процесса воспитания и обучения. Практика показывает, что не все так хорошо на деле. Каждый ребенок, даже одаренный, требует к себе внимания, поддержки, он нуждается в помощи взрослых. А что же делать нам, родителям, которым не безразлична судьба собственного ребенка?!
С одной стороны, очень хорошо, когда ребенок активно проявляет себя в самых разных сферах, принимает участие в различных мероприятиях, показывает определенные результаты. Ребенок доволен, родители и учителя гордятся им. Но существует и другая сторона этой медали. Закон жизни таков - где есть плюсы, всегда появляются и минусы. Со временем, в процессе обучения, ребенку предъявляются требования, ставится определенная планка в достижении результатов, а поддержка со стороны взрослого превращается в самостоятельную подготовку.
Меня, как учителя, но прежде всего маму, давно интересует вопрос о выявлении и развитии одаренных детей. Я стараюсь посещать семинары, различные курсы, общаюсь с людьми, которые хоть на время могут снять завесу в этом нелегком вопросе. И все было понятно и ясно, до тех пор, пока у меня не появилась дочь.
Еще в раннем возрасте я стала замечать, что Валерия отличается от своих сверстников. Она рано стала говорить (причем сразу предложениями), ее никогда не привлекали игрушки (она сначала листала книги, потом стала самостоятельно читать). А что нужно родителям?! Слава Богу, здоровенькая, активная. В садике – только главные роли, участие в открытых мероприятиях (агитбригады, конкурсы). Разве не чудо?! Первый класс не за горами, а с ним нам распахнулись двери художественной школы. Валерия ходит на занятия с увлечением. Практически все ее работы участвуют в выставках. Грамоты, награды, приглашения… Все идет отлично, до тех пор пока…
И вот наступил тот момент, которого я боялась. Начальную школу окончили с отличием, перешли в среднее звено. И к моему большому огорчению, стали никому не нужными. Ребенок сразу получил новый образ – «белая ворона», внутри детского коллектива стала «ботаником». Почему такая разница? До сих пор не могу ответить на этот вопрос. Может потому, что в начальной школе – есть первый учитель, школьная мама. Она занимается развитием своих учеников, знает каждый жест, может предугадать сделанный шаг. А среднее звено – это немного другое. Каждый учитель отвечает только за свой предмет, ему нужно дать материал и получить положительный результат. За грудой тетрадей и учебной нагрузкой у них не остается времени и сил заниматься развитием одаренных детей. Да и сама система образования еще не готова предложить нам чего-то конкретного.
Проблема одаренности очень актуальна и решение этого вопроса займет еще не одно десятилетие. Пока, что еще все очень сыро и проходит свою апробацию. Но нас это не пугает. Мы дома занимаемся самостоятельно и обращаемся за помощью к учителям, когда возникают трудности в каком-либо вопросе.
Несмотря на все минусы в процессе выявления, обучения и развития одаренных детей, на вопрос «Быть или не быть?!», я с уверенностью отвечу «Быть!». Невольно на ум приходят слова великого композитора П.И. Чайковского «Талантам нужно помогать, бездарные пролезут сами». С полной уверенностью могу сказать, что эти слова описывают сложившуюся ситуацию в системе образования на данный момент. И если каждый родитель не боится поддержать своего ребенка, помочь ему во всех его начинаниях, ситуация изменится. Ведь наши дети – это наше будущее. А наше будущее – это будущее всей страны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаб...
Ваш ребенок первоклассник? Как помочь ребенку быть успешным учеником?
Советы родителям первоклассников....
Родительское собрание «ДРУЗЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА (ДЕТСКАЯ ДРУЖБА)»
Родительское собрание «ДРУЗЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА (ДЕТСКАЯ ДРУЖБА)»План разработки собрания:1) Педагогическая проблема: Роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок.2) Тем...
Методическая разработка родительского собрания на тему: «Компьютер – друг или враг моему ребенку?»
Цель: актуализация проблем сохранения здоровья в информационный век.Задачи: 1) формировать культуру работы за компьютером;2) обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенкас ко...
В чем талант моего ребенка.
В детстве у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Задачей родителей...
"Моего ребенка обижают в школе"
От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов....