Сказка за сказкой
методическая разработка

Привить интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazaka_za_skazkoy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Цель:  

Привить интерес к устному народному творчеству.

     Задачи:

1.Прививать любовь к чтению русских народных сказок.

2.Развивать любознательность, память, логическое мышление.

3.Воспитывать умение работать в команде.

     Оборудование:

 Русские народные костюмы;  сказочные атрибуты – жетоны (золотой ключик, мухоморы, рубли; сказочные предметы ( золотое блюдечко, гребень, волшебное кольцо, клубочек, яблоко наливное, зеркальце, сказочная карта); слайды; видеоматериал  с изображением сказочных персонажей.

    Предварительная работа: знакомство с различными русскими народными сказками, запоминание волшебных слов, зачинов и концовок сказок. Рисование иллюстраций к сказкам.

Ход мероприятия:

Сказочница: Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки… Потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема- самые расписные, птицы – самые звонкие.

( Звучит музыка, бьют часы).

Не пристало добрым молодцам по палатям  валяться да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать.

Как звать вас, добры молодцы, а вас красны девицы? ( Дети отвечают).

Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дорожка вам предстоит дальняя. Надо корзинки собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть – самобранка. Но на ней не явства заморские, а предметы «сказочные», которые помогут вам в пути: гребень, полотенце, колечко, яблоко, клубочек, зеркальце.

Предлагаю самым смелым выбрать поочерёдно 3 предмета, но с таким условием: вы должны назвать свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается.

( Дети отвечают на эти «волшебные»вопросы).

Корзинки собрали в путь! В страну Сказок, Чудес и Волшебства!

А совершить наше путешествие поможет золотое блюдечко и наливное яблочко, покатаю яблочко по  блюдечку и покажет оно нам волшебное зеркало, где всё видно.

(Звучит «Песня охранников» из мульфильма «Бременские музыканты». Появляются два стражника, видео))

Вот мы и на месте. Но почему ворота заперты? Почему стражники такие сердитые?

1 стражник: А это кто? Что они тут расселись? Что вообще здесь делают? Они что, не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказки. Неучам в ней нет места.

2 стражник: Да, мы не можем их просто так пропустить в страну Сказок. Надо устроить им испытание! Пусть ответят на загадки. Отгадают, молодцы, а нет – придётся вернуться. Только тогда они смогут отомкнуть печать на карте нашей страны ( показывают свёрнутую в рулон карту с печатью). Она не хуже волшебного клубочка укажет в путь.

(Стражники по очереди задают вопросы командам, выдают жетоны – ключи. Если командыне дают правильного ответа, они отбирают по одному «сказочному» предмету, называя слово).

  • Одно из имён Василисы.  (Премудрая)
  • Имя царя, пославшего Ивана – царевича за жар – птицей.  (Берендей)
  • Яблоки, дарящие молодость.  (Молодильные
  • Дерево, чаще всего встречающееся в сказках.    (Дуб)
  • Оружие, которым пользовались сказочные богатыри.  (Меч)
  • Гуси – лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться?   (Печь, яблоня, река)

  • Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех досыта.

Что сама собой она вкусных кушаний полна. ( Скатерть – самобранка)

  • Сладких кушаний яблок аромат
  • Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи как днём.     (Жар - птица)

1 стражник: Испытанье вы прошли, чуть затраты понесли.

2 стражник:  Но зато теперь я вам, карту чудную отдам.

( Срывают печать, прикрепляют карту, уходят).

Сказочница: Долго ли, коротко ли шли путники по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова нужно сказать? ( презентация)

Дети:  Избушка, избушка,

Встань к лесу задом, ко мне передом.

Мне в тебя влезть, хлеба – пива не  есть.

( Звучит музыка, появляется Баба –Яга, поёт и танцует, видео).

Баба –Яга:  Я – фольклорный элемент, у меня есть документ

Я вообче могу отселяя улететь в один момент.

За жару ли, за пургу все бранят меня, каргу.

А во мне вреда не больше, чем ромашек на лугу.

Баба – Яга: Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли – позабросили. До чего дошло – стороной обходят, злыдней считают, бояться!  А я вовсе не такая, я очень даже хорошая! Вот на досуге сказки почитываю… Хотите расскажу? Нет, я лучше вам загадки загадаю, да не простые, а про нечисть всякую. Кто быстрее отгадает?

1.Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)

2. Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса. ( Леший)

3. Если вымоешь велик в речушке

И без толку наловишь мальков.

Кто – то с грустной улыбкой лягушки,

Тут же вынырнет из пузырьков.

Заколдует тебя, так и знай

А кто это скорей угадай.    (Водяной)

4. Если выбросишь ржавую банку

И костёр не погасишь лесной

Тут же рядом на эту полянку

Прыгнет некто с мохнатой спиной.

Быстро имя его угадай, и в ужастики не попадай.  (Леший)

5. В каких родственных отношениях состояли Кощей Бессмертный и Баба –    Яга? ( Ни в каких).

6. Нечистая сила неизвестного пола: « не то мужик, не то баба». (Лихо одноглазое)

( Баба Яга награждает отвечающих жетонами – мухоморами, расхваливая игроков).

Ладно, так и быть, отпущу вас, если последнюю мою загадочку отгадаете! Как зовут мою сестрицу, хозяйку болота? ( Кикимора). Вот как раз за моим домом дорожка к ней и ведёт ( показывает на карте). Прощайте! Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь…

Сказочница: Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Как же нам задобрить Кикимору, чтобы она нас через своё болото пропустила? А давайте её портрет нарисуем. А ну, смельчаки, выходите по двое от команд. Пока ребята рисуют, и мы время терять не будем, а поиграем.

Игра со зрителями « Перейди болото».

Перед вами «кочки» (круги). На кочку можно ступить и не провалиться в болото, только  сказав волшебные слова – зачин русской народной сказки (Жили – были… В некотором царстве… и т. д.) Молодцы!

А теперь посмотрим, как наши смельчаки справились с заданием. Думаю, после такого прелестного портрета Кикимора смилостивится и пропусти нас через болото ( показывает портрет, награждает). Тогда следуем дальше за нашим волшебным клубочком. Клубочек катится по нашей карте. А это что за дом? Кто в нём живёт?

(Выходит Хозяюшка, танцует, садится на скамеечку возле домика,видео).

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!  Располагайтесь поудобнее. Давайте знакомиться, меня зовут Марья Ивановна. Я – Хозяйка этого дома. А вы как в нашу страну попали? Небось, сказки любите? Вижу, долгонько уже идёте… Вот и отдохнёте у меня. Домик у меня небольшой, да уютный. Всё своими руками сдомовничала, люблю порукодельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в русских сказках много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо готовили, шили. (Марья – царевна, Хаврошечка, Василиса Премудрая, Марьюшка, Варвара - Краса и т. д.)

Хозяюшка: А знаете ли вы, какие явства наиболее часто предлагают в сказках герям? ( Каша, баранки, лепёшки, щи, мёд, хлеб – соль и т.д.)

Попробуйте назвать сказочные строения и их хозяев ( Изба, царский дворец, избушка на курьих ножках, терем, купеческий дом и т. д. )

( За правильные ответы Хозяюшка одаривает гостей сушками).

Молодцы, не буду вас задерживать. Но напоследок хочу дать вам совет: чтобы из леса поскорее выбраться, назовите  героев сказок, чьи голоса вы услышите, и названия сказок. Счастливого вам пути! ( Уходит).

Сказочница: И вот оказались мы в лесу дремучем, нехоженом. Т-ссслышите, кто- то говорит? ( запись на кассете, презентация)

*«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?»  (Морозко)

* «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». ( Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

* Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Котлы горят кипучие. Ножи точат булатные, хотят меня зарезати». (Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

* Фу! Русским духом пахнет, русский дух сам пожаловал! (Баба –Яга)

* Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве…»  ( Царевна – лягушка и з сказки «Царевна – лягушка»).

* «Ясни – ясни на небе, мёрзни – мёрзни волчий хвост». ( Лиса из сказки «Волк и лиса»). ( Награда: конфеты – жетоны).

( Звучит музыка).

Сказочница: Уф, Вот и вышли мы из леса. Вот ещё одно препятствие – высокие горы ( презентация).Вершинами своими они небо протыкают, даль затмевают. Как же нам через них пробраться? Не унывайте! Думаю, что вопросы сказочной юморины помогут нам справиться и с этим препятствием! Поскорее вспомните:

*В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

(« Каша из топора»)

*В какой сказке говорится про уникальное в своём роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьбы на ней?

(«Сивка – бурка»)

*В какой сказке говорится про то, как заяц стал бездомным а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

( «Заячья избушка»)

*Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон.

(« Царевна - лягушка»)

*Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия?

(« Колобок»)

*Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?

(Рукава)

*Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях?

( Клубок)

*Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочного долгожителя?

(Игла)

*Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоит сказочно дорого.

( «Царевна – Несмеяна)

*Какую обувь носил Кот в сапогах?

(Сапоги)

Сказочница: Вот и горы остались позади, а впереди нас ждёт…

Физ. Минутка.

( Появляются царь,видео).

Царь: Ой вы, гости – господа, долго ль ехали? Куда?

            Ладно ль за морем, иль худо?

            И какое в свете чудо?

Сказочница: Прошу, ребята, ответить вас царю – батюшке, какие сказочные чудеса вы знаете?

(« Летучий корабль», « Двое из сумы», « золотые орешки, «Конёк – горбунок», « Золотая рыбка», « Финист – ясный сокол»).

Царь:  Обычно цари в сказках давали по три задания или загадывали по три загадки. Я тоже решил вам испытание устроить. Царь я или не царь!

Ну – ка, скажите мне, по каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за молодильными яблоками, за жар – птицей, за конём, за живой и мёртвой водой  и т. д.)

Какую награду обычно обещают сказочные цари героям? (пол – царства, дочь, злато – серебро).

Назовите царя, жившего так  давно, что этого уже никто и не помнит.(Горох). ( За правильные ответы царь раздаёт царские рубли – жетоны).

Царь: Жаль мне с вами расставаться, да делать нечего. Вижу, люди вы знающие, учёные да и мне понравились. Поэтому хочу вам услугу оказать. За моим дворцом вас ожидает река огненная (презентация). Укротить вам помогуть заклинания и слова волшебные, что в русских сказках встречаются. НО помните, что не меньше трёх вам вспомнить надо! ( уходит). (По- щучьему велению…», «Земля, прощай! В добрый путь!» «Сивка - Бурка, вещий каурка…», «Избушка на курьих ножках, встань ко мне передом, к лесу задом», «Ловись рыбка, большая и маленькая…» «Смилуйся надо мной, государыня рыбка…»

Сказочница: Вот и река огненная позади осталась… Заканчивается и наше с вами путешествие по стране Сказок,Чудес и Волшебства! Но зато мы можем продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок и в путь!

А сегодня, прощаясь с вами, думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми заканчиваются все сказки: «И стали они жить – поживать,да добра наживать», «И я  там был, мёд – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало…». (Награждение команд).

Мы с хорошей сказкой неразлучны.

А чудес у сказки – до небес.

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес!

Когда и кто её сложил

В своей избушке где – то,

И самый старый старожил не вспомнит, это точно!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

• Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Любимые сказки» (инсценирование сказки «Золушка»).

Здесь представлен краткий театрализованный сценарий спектакля, дети с удовольствием участвуют в перевоплощении в любимых героев,  учатся работать в группе....

"Сказка за сказкой"Сценарий праздника для младших школьников

Праздник представляет собой путешествие к сказочным героям, проводится с целью вызвать интерес в чтении книг, обобщить знания обучающихся о почитанных сказках, расширить кругозор и словарный зап...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...

Учимся писать сказку.Сказка - не сказка без чудес. Заходи в волшебный лес...

Учимся писать сказку - это методическая разработка в помошь ученикам для написания сказки об осени. Эпиграфом к работе взяты слова Александра Сергеевича Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым...

«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...