Сказка за сказкой
методическая разработка
Привить интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazaka_za_skazkoy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Привить интерес к устному народному творчеству.
Задачи:
1.Прививать любовь к чтению русских народных сказок.
2.Развивать любознательность, память, логическое мышление.
3.Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование:
Русские народные костюмы; сказочные атрибуты – жетоны (золотой ключик, мухоморы, рубли; сказочные предметы ( золотое блюдечко, гребень, волшебное кольцо, клубочек, яблоко наливное, зеркальце, сказочная карта); слайды; видеоматериал с изображением сказочных персонажей.
Предварительная работа: знакомство с различными русскими народными сказками, запоминание волшебных слов, зачинов и концовок сказок. Рисование иллюстраций к сказкам.
Ход мероприятия:
Сказочница: Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки… Потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема- самые расписные, птицы – самые звонкие.
( Звучит музыка, бьют часы).
Не пристало добрым молодцам по палатям валяться да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать.
Как звать вас, добры молодцы, а вас красны девицы? ( Дети отвечают).
Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка вам предстоит дальняя. Надо корзинки собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть – самобранка. Но на ней не явства заморские, а предметы «сказочные», которые помогут вам в пути: гребень, полотенце, колечко, яблоко, клубочек, зеркальце.
Предлагаю самым смелым выбрать поочерёдно 3 предмета, но с таким условием: вы должны назвать свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается.
( Дети отвечают на эти «волшебные»вопросы).
Корзинки собрали в путь! В страну Сказок, Чудес и Волшебства!
А совершить наше путешествие поможет золотое блюдечко и наливное яблочко, покатаю яблочко по блюдечку и покажет оно нам волшебное зеркало, где всё видно.
(Звучит «Песня охранников» из мульфильма «Бременские музыканты». Появляются два стражника, видео))
Вот мы и на месте. Но почему ворота заперты? Почему стражники такие сердитые?
1 стражник: А это кто? Что они тут расселись? Что вообще здесь делают? Они что, не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказки. Неучам в ней нет места.
2 стражник: Да, мы не можем их просто так пропустить в страну Сказок. Надо устроить им испытание! Пусть ответят на загадки. Отгадают, молодцы, а нет – придётся вернуться. Только тогда они смогут отомкнуть печать на карте нашей страны ( показывают свёрнутую в рулон карту с печатью). Она не хуже волшебного клубочка укажет в путь.
(Стражники по очереди задают вопросы командам, выдают жетоны – ключи. Если командыне дают правильного ответа, они отбирают по одному «сказочному» предмету, называя слово).
- Одно из имён Василисы. (Премудрая)
- Имя царя, пославшего Ивана – царевича за жар – птицей. (Берендей)
- Яблоки, дарящие молодость. (Молодильные
- Дерево, чаще всего встречающееся в сказках. (Дуб)
- Оружие, которым пользовались сказочные богатыри. (Меч)
- Гуси – лебеди летят, унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река)
- Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех досыта.
Что сама собой она вкусных кушаний полна. ( Скатерть – самобранка)
- Сладких кушаний яблок аромат
- Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи как днём. (Жар - птица)
1 стражник: Испытанье вы прошли, чуть затраты понесли.
2 стражник: Но зато теперь я вам, карту чудную отдам.
( Срывают печать, прикрепляют карту, уходят).
Сказочница: Долго ли, коротко ли шли путники по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова нужно сказать? ( презентация)
Дети: Избушка, избушка,
Встань к лесу задом, ко мне передом.
Мне в тебя влезть, хлеба – пива не есть.
( Звучит музыка, появляется Баба –Яга, поёт и танцует, видео).
Баба –Яга: Я – фольклорный элемент, у меня есть документ
Я вообче могу отселяя улететь в один момент.
За жару ли, за пургу все бранят меня, каргу.
А во мне вреда не больше, чем ромашек на лугу.
Баба – Яга: Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли – позабросили. До чего дошло – стороной обходят, злыдней считают, бояться! А я вовсе не такая, я очень даже хорошая! Вот на досуге сказки почитываю… Хотите расскажу? Нет, я лучше вам загадки загадаю, да не простые, а про нечисть всякую. Кто быстрее отгадает?
1.Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)
2. Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса. ( Леший)
3. Если вымоешь велик в речушке
И без толку наловишь мальков.
Кто – то с грустной улыбкой лягушки,
Тут же вынырнет из пузырьков.
Заколдует тебя, так и знай
А кто это скорей угадай. (Водяной)
4. Если выбросишь ржавую банку
И костёр не погасишь лесной
Тут же рядом на эту полянку
Прыгнет некто с мохнатой спиной.
Быстро имя его угадай, и в ужастики не попадай. (Леший)
5. В каких родственных отношениях состояли Кощей Бессмертный и Баба – Яга? ( Ни в каких).
6. Нечистая сила неизвестного пола: « не то мужик, не то баба». (Лихо одноглазое)
( Баба Яга награждает отвечающих жетонами – мухоморами, расхваливая игроков).
Ладно, так и быть, отпущу вас, если последнюю мою загадочку отгадаете! Как зовут мою сестрицу, хозяйку болота? ( Кикимора). Вот как раз за моим домом дорожка к ней и ведёт ( показывает на карте). Прощайте! Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь…
Сказочница: Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Как же нам задобрить Кикимору, чтобы она нас через своё болото пропустила? А давайте её портрет нарисуем. А ну, смельчаки, выходите по двое от команд. Пока ребята рисуют, и мы время терять не будем, а поиграем.
Игра со зрителями « Перейди болото».
Перед вами «кочки» (круги). На кочку можно ступить и не провалиться в болото, только сказав волшебные слова – зачин русской народной сказки (Жили – были… В некотором царстве… и т. д.) Молодцы!
А теперь посмотрим, как наши смельчаки справились с заданием. Думаю, после такого прелестного портрета Кикимора смилостивится и пропусти нас через болото ( показывает портрет, награждает). Тогда следуем дальше за нашим волшебным клубочком. Клубочек катится по нашей карте. А это что за дом? Кто в нём живёт?
(Выходит Хозяюшка, танцует, садится на скамеечку возле домика,видео).
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Располагайтесь поудобнее. Давайте знакомиться, меня зовут Марья Ивановна. Я – Хозяйка этого дома. А вы как в нашу страну попали? Небось, сказки любите? Вижу, долгонько уже идёте… Вот и отдохнёте у меня. Домик у меня небольшой, да уютный. Всё своими руками сдомовничала, люблю порукодельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в русских сказках много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо готовили, шили. (Марья – царевна, Хаврошечка, Василиса Премудрая, Марьюшка, Варвара - Краса и т. д.)
Хозяюшка: А знаете ли вы, какие явства наиболее часто предлагают в сказках герям? ( Каша, баранки, лепёшки, щи, мёд, хлеб – соль и т.д.)
Попробуйте назвать сказочные строения и их хозяев ( Изба, царский дворец, избушка на курьих ножках, терем, купеческий дом и т. д. )
( За правильные ответы Хозяюшка одаривает гостей сушками).
Молодцы, не буду вас задерживать. Но напоследок хочу дать вам совет: чтобы из леса поскорее выбраться, назовите героев сказок, чьи голоса вы услышите, и названия сказок. Счастливого вам пути! ( Уходит).
Сказочница: И вот оказались мы в лесу дремучем, нехоженом. Т-ссслышите, кто- то говорит? ( запись на кассете, презентация)
*«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» (Морозко)
* «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». ( Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
* Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Котлы горят кипучие. Ножи точат булатные, хотят меня зарезати». (Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
* Фу! Русским духом пахнет, русский дух сам пожаловал! (Баба –Яга)
* Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» ( Царевна – лягушка и з сказки «Царевна – лягушка»).
* «Ясни – ясни на небе, мёрзни – мёрзни волчий хвост». ( Лиса из сказки «Волк и лиса»). ( Награда: конфеты – жетоны).
( Звучит музыка).
Сказочница: Уф, Вот и вышли мы из леса. Вот ещё одно препятствие – высокие горы ( презентация).Вершинами своими они небо протыкают, даль затмевают. Как же нам через них пробраться? Не унывайте! Думаю, что вопросы сказочной юморины помогут нам справиться и с этим препятствием! Поскорее вспомните:
*В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?
(« Каша из топора»)
*В какой сказке говорится про уникальное в своём роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьбы на ней?
(«Сивка – бурка»)
*В какой сказке говорится про то, как заяц стал бездомным а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?
( «Заячья избушка»)
*Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон.
(« Царевна - лягушка»)
*Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия?
(« Колобок»)
*Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?
(Рукава)
*Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях?
( Клубок)
*Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочного долгожителя?
(Игла)
*Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоит сказочно дорого.
( «Царевна – Несмеяна)
*Какую обувь носил Кот в сапогах?
(Сапоги)
Сказочница: Вот и горы остались позади, а впереди нас ждёт…
Физ. Минутка.
( Появляются царь,видео).
Царь: Ой вы, гости – господа, долго ль ехали? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Сказочница: Прошу, ребята, ответить вас царю – батюшке, какие сказочные чудеса вы знаете?
(« Летучий корабль», « Двое из сумы», « золотые орешки, «Конёк – горбунок», « Золотая рыбка», « Финист – ясный сокол»).
Царь: Обычно цари в сказках давали по три задания или загадывали по три загадки. Я тоже решил вам испытание устроить. Царь я или не царь!
Ну – ка, скажите мне, по каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за молодильными яблоками, за жар – птицей, за конём, за живой и мёртвой водой и т. д.)
Какую награду обычно обещают сказочные цари героям? (пол – царства, дочь, злато – серебро).
Назовите царя, жившего так давно, что этого уже никто и не помнит.(Горох). ( За правильные ответы царь раздаёт царские рубли – жетоны).
Царь: Жаль мне с вами расставаться, да делать нечего. Вижу, люди вы знающие, учёные да и мне понравились. Поэтому хочу вам услугу оказать. За моим дворцом вас ожидает река огненная (презентация). Укротить вам помогуть заклинания и слова волшебные, что в русских сказках встречаются. НО помните, что не меньше трёх вам вспомнить надо! ( уходит). (По- щучьему велению…», «Земля, прощай! В добрый путь!» «Сивка - Бурка, вещий каурка…», «Избушка на курьих ножках, встань ко мне передом, к лесу задом», «Ловись рыбка, большая и маленькая…» «Смилуйся надо мной, государыня рыбка…»
Сказочница: Вот и река огненная позади осталась… Заканчивается и наше с вами путешествие по стране Сказок,Чудес и Волшебства! Но зато мы можем продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок и в путь!
А сегодня, прощаясь с вами, думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми заканчиваются все сказки: «И стали они жить – поживать,да добра наживать», «И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало…». (Награждение команд).
Мы с хорошей сказкой неразлучны.
А чудес у сказки – до небес.
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес!
Когда и кто её сложил
В своей избушке где – то,
И самый старый старожил не вспомнит, это точно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
• Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Любимые сказки» (инсценирование сказки «Золушка»).
Здесь представлен краткий театрализованный сценарий спектакля, дети с удовольствием участвуют в перевоплощении в любимых героев, учатся работать в группе....
"Сказка за сказкой"Сценарий праздника для младших школьников
Праздник представляет собой путешествие к сказочным героям, проводится с целью вызвать интерес в чтении книг, обобщить знания обучающихся о почитанных сказках, расширить кругозор и словарный зап...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...
Учимся писать сказку.Сказка - не сказка без чудес. Заходи в волшебный лес...
Учимся писать сказку - это методическая разработка в помошь ученикам для написания сказки об осени. Эпиграфом к работе взяты слова Александра Сергеевича Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым...
«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...