«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Хакимьянова Регина Данисовна

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Цели урока: освоить нравственный смысл сказки; найти сходства и отличия в народной и авторской сказках.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст;
  • развивать целостное восприятие художественных образов;
  • способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

Личностные:

  •   Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
      Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.5,  презентация, видео с песней на стихотворение «Зима»

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Словесный: беседа

1 мин.

- Сказки - мудростью богаты

 Сказке - скажем “Приходи”!

 Это присказка ребята

 Но, а сказка впереди.

-Что же такое СКАЗКА?

- Сказка – это жанр устного народного творчества.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5 мин.

- В сказках Владимир Фёдорович  стремился осуществлять свои идеи.

Одна из самых известных сказок писателя «Городок в табакерке» была опубликована в 1834 году, сказка «Мороз Иванович» появилась в 1840 году.

- Когда-то давным-давно,  долгими вечерами, сказки рассказывали вслух, их никто не записывал. Самим первым творцом их был народ, который вкладывал в них мечты о справедливости, рассказывал о красоте, уме, трудолюбии людей. Это были русские народные сказки.

Слушать учителя.

Читать информацию со слайда.

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Решение частных задач

Словесный: беседа

Практический: чтение первой части сказки

Словесный: беседа.

Практический: чтение второй части сказки

Словесный: беседа.

Практический: выборочное чтение

20 мин.

-Откройте свои учебники на странице 5.

-Перед сказкой  «Мороз Иванович» есть эпиграф. Что это?

Как вы его понимаете?

Нам даром, без труда ничего не даётся,-

Недаром исстари пословица ведётся.

-Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

-Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

Чтение сказки по частям учениками вслух «по цепочке».

После чтения первой части:

– Говорят ли имена девочек об их делах?

-Что они означают?

-Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)

Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.)

-Прочитайте зачин.

– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

Чтение второй части по «цепочке» вслух

После чтения второй части:

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей.

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Чтение учителем 3 части

После чтения третей части:

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

Почему?

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

-Сколько дней должна была прожить рукодельница у Мороза Ивановича? (Три).

– Как отблагодарил её дед?

Чтение учителем 4 части

После чтения четвертой части:

-Прочитайте с какими словами провожала нянюшка ленивицу к Морозу Ивановичу.

Что ответила она пирожку?

Что ответила она яблоньке?

Прочитайте как готовила обед ленивица.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

Чтение по отрывкам выбранными учениками.

5-я часть.

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?

Вести беседу с учителем.

Читать сказку по цепочке.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать сказку по цепочке.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать чтение сказки учителем.

Анализировать услышанное.

Слушать чтение сказки учителем.

Находить в тексте ответы на вопросы.

Читать текст.

Анализировать прочитанное.

Структурировать знания(П)

 

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение(Р)

Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (Л)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Физминутка

2 мин.

Сейчас мы с вами немного разомнемся. Повторяйте движения за мной.

Повторять движения за учителем.

Закрепление изученного

Словесный: обобщающая беседа

10 мин.

Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

Работа с текстом после чтения.

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.)

Анализировать и обобщать прочитанное.

Осознанно строить речевые высказывания( П)

 

Аргументировать свое  мнение и позиции(К)

Заключение

Рефлексия

2 мин.

– Что мы делали на сегодняшнем уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.)

-На следующем уроке мы продолжим работу над этой сказкой.

-Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к этой сказке.

-Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей.

 Оценивать свою работу на уроке.

Записывать домашнее задание.

Контролировать  и оценивать  процесса и результатов деятельности(П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

Тест по сказке В.Одоевского "Мороз Иванович"

Поможет провести итоговый урок по сказке....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Тест по литературному чтению по сказке В. Одоевского "Мороз Иванович"

Тестпо литературному чтению по сказке В. Одоевского "Мороз Иванович"...

Работа по сказкам. В. Одоевский "Мороз Иванович" и рус. нар. сказка "Морозко"

Проверочные работы ( тест и таблица) в формате ФГОС...

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев".

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев". 3 класс...