«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Цели урока: освоить нравственный смысл сказки; найти сходства и отличия в народной и авторской сказках.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст;
- развивать целостное восприятие художественных образов;
- способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
Личностные:
- Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.5, презентация, видео с песней на стихотворение «Зима»
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Мотивационный Словесный: беседа | 1 мин. | - Сказки - мудростью богаты Сказке - скажем “Приходи”! Это присказка ребята Но, а сказка впереди. -Что же такое СКАЗКА? - Сказка – это жанр устного народного творчества. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. | Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 5 мин. | - В сказках Владимир Фёдорович стремился осуществлять свои идеи. Одна из самых известных сказок писателя «Городок в табакерке» была опубликована в 1834 году, сказка «Мороз Иванович» появилась в 1840 году. - Когда-то давным-давно, долгими вечерами, сказки рассказывали вслух, их никто не записывал. Самим первым творцом их был народ, который вкладывал в них мечты о справедливости, рассказывал о красоте, уме, трудолюбии людей. Это были русские народные сказки. | Слушать учителя. Читать информацию со слайда. | Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) |
Решение частных задач Словесный: беседа Практический: чтение первой части сказки Словесный: беседа. Практический: чтение второй части сказки Словесный: беседа. Практический: выборочное чтение | 20 мин. | -Откройте свои учебники на странице 5. -Перед сказкой «Мороз Иванович» есть эпиграф. Что это? Как вы его понимаете? Нам даром, без труда ничего не даётся,- Недаром исстари пословица ведётся. -Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? -Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете? – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. Чтение сказки по частям учениками вслух «по цепочке». После чтения первой части: – Говорят ли имена девочек об их делах? -Что они означают? -Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.) Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.) -Прочитайте зачин. – Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) Чтение второй части по «цепочке» вслух После чтения второй части: – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей. – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. Чтение учителем 3 части После чтения третей части: – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? – Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) -Сколько дней должна была прожить рукодельница у Мороза Ивановича? (Три). – Как отблагодарил её дед? Чтение учителем 4 части После чтения четвертой части: -Прочитайте с какими словами провожала нянюшка ленивицу к Морозу Ивановичу. Что ответила она пирожку? Что ответила она яблоньке? Прочитайте как готовила обед ленивица. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? Чтение по отрывкам выбранными учениками. 5-я часть. После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) – Справится ли она с этой работой? После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? Почему? | Вести беседу с учителем. Читать сказку по цепочке. Отвечать на вопросы учителя. Читать сказку по цепочке. Отвечать на вопросы учителя. Слушать чтение сказки учителем. Анализировать услышанное. Слушать чтение сказки учителем. Находить в тексте ответы на вопросы. Читать текст. Анализировать прочитанное. | Структурировать знания(П)
Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К) Выполнение учебного действия(Р) Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение(Р) Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (Л) Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) |
Физминутка | 2 мин. | Сейчас мы с вами немного разомнемся. Повторяйте движения за мной. | Повторять движения за учителем. | |
Закрепление изученного Словесный: обобщающая беседа | 10 мин. | Выявление первичного восприятия текста. – С кем произошла сказочная история? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? Работа с текстом после чтения. – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.) – Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) | Анализировать и обобщать прочитанное. | Осознанно строить речевые высказывания( П)
Аргументировать свое мнение и позиции(К) |
Заключение Рефлексия | 2 мин. | – Что мы делали на сегодняшнем уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.) -На следующем уроке мы продолжим работу над этой сказкой. -Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к этой сказке. -Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей. | Оценивать свою работу на уроке. Записывать домашнее задание. | Контролировать и оценивать процесса и результатов деятельности(П) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.
Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....
Сказка. В.Ф.Одоевский Мороз Иванович"
конспект урока...
Тест по сказке В.Одоевского "Мороз Иванович"
Поможет провести итоговый урок по сказке....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Тест по литературному чтению по сказке В. Одоевского "Мороз Иванович"
Тестпо литературному чтению по сказке В. Одоевского "Мороз Иванович"...
Работа по сказкам. В. Одоевский "Мороз Иванович" и рус. нар. сказка "Морозко"
Проверочные работы ( тест и таблица) в формате ФГОС...
Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев".
Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев". 3 класс...