Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
материал по русскому языку (1 класс) на тему
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка).
Задачи урока:
· обеспечить условия для совершенствования техники чтения (осознанное, выразительное чтение целыми словами);
· формирование у детей интереса к чтению книг;
· развивать речь учащихся, творческое воображение, умение работать
с художественным текстом;
· способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,
создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и
навыков взаимодействия;
· закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;
· способствовать формированию нравственного понятия о добре.
Оборудование:
· Учебник «Букварь», Т. М. Андрианова, 1 класс, УМК «Планета знаний», АСТ «Астрель», Москва: 2013год;
· Текст со сказкой Г. Цыферова «Маленький тигр»;
· Модель «Цветик-семицветик»;
· Карточка с пословицей;
· Карточки с «Солнышками» и «Тучками»
· Презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №24 города Тамбова
1 класс «Д»
Обучение грамоте «Букварь»
Урок-игра "Цветик-семицветик"
по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр»
И
русской народной сказке «Сказки в сказке»
Паршина Т. П.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №24
2014
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка).
Задачи урока:
- обеспечить условия для совершенствования техники чтения (осознанное, выразительное чтение целыми словами);
- формирование у детей интереса к чтению книг;
- развивать речь учащихся, творческое воображение, умение работать
с художественным текстом;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,
создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и
навыков взаимодействия;
- закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;
- способствовать формированию нравственного понятия о добре.
Оборудование:
- Учебник «Букварь», Т. М. Андрианова, 1 класс, УМК «Планета знаний», АСТ «Астрель», Москва: 2013год;
- Текст со сказкой Г. Цыферова «Маленький тигр»;
- Модель «Цветик-семицветик»;
- Карточка с пословицей;
- Карточки с «Солнышками» и «Тучками»
- Презентация
Ход урока
- Организационный момент.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых.
- Вы здороваетесь как?
- Вот так!
- Вы садитесь тихо как?
- Вот так!
- Настроение, какое?
- Вот такое!
( показывают сигнальные карточки: «солнышко», « туча»)
- Актуализация опорных знаний учащихся
- К какому уроку приготовились?
- Мы приготовились к уроку чтения!
- Чем бы вы хотели сегодня заняться на уроке?
- читать новые сказки, фантазировать…
- Пригодятся ли вам эти умения в жизни?
- Будем уметь читать – будем много знать и правильно
поступать…
- Откуда можно узнать о новом, интересном, полезном?..
- О многом можно узнать из книг.
Сегодня все ваши желания исполнятся – мы будем учиться читать целыми словами, грамотно и выразительно,
определять жанры произведений, находить главное и важное
в сюжете, фантазировать…
- Вспомните, пожалуйста, о ком мы читали вчера?
(«Медвежонок»)
- Кто написал произведение?
(Г.Снегирёв)
- Каков жанр этого произведения?
(Сказка)
- О чем это произведение?
(О том, как Сладков играл с медвежонком.)
- А в какие игры любите играть вы?
- А хотите ли вы поиграть сейчас на уроке?
Если вы во время урока будете дружны и прилежны, то
сумеете ответить на трудный для взрослых вопрос:
- Легко ли быть добрым?
III. Работа над темой урока
На дворе стоит зима…
В нашем классе уж весна!
Вот расцвел цветочек нежный.
Он чудесный и прелестный!
Что же это за цветок?
Назови его дружок!
( на доске модель цветика-семицветика)
- Почему цветик называют семицветиком?
Число 7 – волшебное число. Оно приносит удачу, везение.
- Где вам встречалось это число?
1. Игра «Доскажи словечко»
Лепесток красного цвета - игра «Доскажи словечко»
Только тот, кто очень дружен,
Нам в игре сегодня … (нужен)!
Раз, два, три, четыре,… (пять)!
Начинаем мы … (играть)!
2. Фонетическая зарядка – чистоговорка
Лепесток оранжевого цвета «Классный хор»
Ра-ра-ра – начинается игра!
Ре-ре-ре – собрались уже мы все!
Ри-ри-ри – поиграем – раз, два, три!
Ры-ры-ры – будем дружными все мы!
Ро-ро-ро – победит игре добро!
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру!
Ра-ра-ра – вместе смело в путь пора!
3. Скороговорная 5-минутка
Лепесток жёлтого цвета - игра «Очень умелый язычок»
Кот ловил мышей и ◻рыс.
◻роли◻ лист ◻апустный грыз.
Этапы работы:
- попытка самостоятельного чтения;
- восстановление текста;
- осмысление прочитанного текста.
- О ком эта скороговорка?
- Какой согласный звук пропущен?
Игра-соревнование между девочками и мальчиками:
- чтение с удивлением (?);
- чтение с радостью (!);
- чтение «с талантом» (☺)
4. Работа с текстом произведения
Лепесток голубого цвета - Игра «Живые картинки»
А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.
Кто-то на огромной кошке,
Взял и начертил полоски.
Видно, просто так, для игр,-
Долго возмущался… (тигр)
Послушайте следующую загадку.
Кто с усами родится? (котёнок)
- В чём сходство и отличие этих животных?
- Что подсказала вам ваша фантазия?
- О ком будем читать?
5. Сказка Г. Цыферова «Маленький тигр»
Лепесток зелёного цвета - «Говори и читай»
- Предположите, к кому из этих животных относится название сказки?
- Первичное восприятие сказки
Текст читают дети с хорошим навыком чтения.
- Проверка первичного восприятия
- Кто же такой «маленький тигр»?
- Почему автор его так назвал?
- Что значит «быть добрым»? Кого называют добрым?
- Найдите и перечитайте последнее предложение.
- Бывали ли случаи, когда вам было трудно «быть добрым»?
5. Физкультминутка
Лепесток фиолетового цвета - «Дорогою добра»
3) Повторное чтение. Работа над содержанием текста
- Каким был Тигр до встречи с Котенком?
- Какие слова доказывают, что Тигр был очень сердит? Прочитайте.
- Почему при встрече с Котенком Тигр не зарычал?
- Чему и как Маленький тигр учил Большого тигра? Прочитайте.
- Как Маленький тигр повел себя при встрече с Лохматым Щенком?
- Почему он рассердился?
- Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом.
(Выясняется значение выражения «как кошка с собакой»)
- Что общего заметили в поведении тигра и котенка?
Вывод: Тигр стал добрым, потому что Котенок научил его
замечать хорошее в других, но при этом научил котёнка дружить с собакой.
6. Работа в учебнике
Лепесток синего цвета - Игра «Сказка в сказке»
- Чтение сказки учителем, а дети следят или слушают.
- Беседа по восприятию
- Эпизоды каких сказок приснились Лисе?
- Что общего во всех этих сказках?
- Что их объединяет?
7. Итог урока
1) Центр цветка «Сердечко»
- Что нужно иметь, чтобы творить добрые дела?
- Добрую душу и доброе сердце.
Поздравляю вас!
Вы вывели формулу Доброты: Сердце + Душа = Доброта
2) Игра «Строители»
Дети восстанавливают последовательность чисел, затем переворачивают
карточки, читают:
Жизнь дана на добрые дела!
- Как понимаете смысл данной пословицы?
- Можно ли сказать, что она подходит к сказкам? Почему?
- Так легко ли быть добрым?
3) Игра «Доскажи словечко»
Вы желанья исполняли,
Выразительно … (читали),
Язычки тренировали,
Отдыхать … (не забывали),
И друг другу … (помогали),
Вы открытья совершали,
Очень весело … (играли).
Большое спасибо за работу на уроке! Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Русские народные сказки. Сказка "Зимовье зверей"
Презентация включает тест по теме "Сказки", кроссворд по сказке "Зимовье зверей"....
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...
Викторина по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"
Расширить знания учащихся о сказках. Развивать речь, память, интерес к чтению....
Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе УМК " Начальная школа ХХ I века" по теме: Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...
Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе. Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»
Тема урока: Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Тип урока: Применение знаний и способов действий на практике Цель: способствовать расширению читательского опыта посредством чтен...
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»
laquo;Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»...
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ....