Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
творческая работа учащихся по чтению (3 класс) по теме
«Сказка ложь, да в ней намек…»
(русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
Аннотация
Цель исследования:
Исследовать особенности русских народных сказок и сказок народов Севера, найти их сходства и различия.
Задачи исследования:
- Изучить литературные и электронные источники об особенностях русских народных сказок и сказок народов Севера.
- Исследовать сходства и различия русских народных сказок и сказок народов Севера.
- Ознакомить с результатами нашего исследования одноклассников
- Создать буклет часто встречающихся в северных сказках слов.
Объект исследования:
Русские народные и северные сказки.
Предмет исследования:
Особенности, а также сходства и различия русских народных и северных сказок.
Методы исследования:
- Ознакомление с литературой.
- Выдвижение гипотезы.
- Анкетирование одноклассников.
- Консультация со специалистом.
- Наблюдение и анализ данных.
- Выводы и обобщение результатов.
Заключение
Изучив литературу об особенностях русских народных и северных сказок, проведя интервьюирование со специалистом, проведя исследования сказок о животных, бытовых и волшебных, можно сделать вывод о том, что северные и русские народные сказки имеют много общего:
- Сказки бывают трех типов: волшебные, бытовые и о животных
- Магическими считаются в сказках числа 3 и 7
- В волшебных сказках – троекратный повтор, волшебство и превращения, нереальные герои
- В сказках о животных – умение животных разговаривать, неодушевленных предметов
- Поучения
- Добро всегда побеждает зло
Но также в сказках можно найти характерные различия:
- В отличие от русских народных сказок в северных сказках точно указывается местность, где происходят события.
- Волшебная сила свойственна только шаманам
- Превращения происходят только людей в животных или птиц
- Задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками
- Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы
- В северных сказках встречается подробное описание быта (жилище, одежда)
- Чаще всего в ненецких сказках не бывает зачина и концовки, а, если и есть концовка, то она очень краткая.
Поработав над данной темой, я многое узнала о северных сказках и русских народных сказках. Считаю, что данные знания пригодятся мне и моим одноклассникам при изучении устного народного творчества на уроках литературного чтения и литературного краеведения. Также мною был составлен словарь слов, часто встречающихся в сказках народов Севера, который поможет моим одноклассникам лучше понимать смысл ненецких слов и северных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pogudina.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов среди обучающихся
I ступени образования «Я – исследователь»
Направление гуманитарное
СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК…
( РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ И
СКАЗКИ НАРОДОВ СЕВЕРА:
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ)
Автор:
Погудина Юлия Олеговна, обучающаяся
3 а класса МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги
Научный руководитель:
Рыкова Елена Александровна, учитель
начальных классов МАОУ СОШ №1
Лабытнанги
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………..................................с. 2
Актуальность…………………………………………………………..с. 4
Основная часть………………………………………………………...с. 4
Особенности русских народных сказок……………………………..с. 4
Особенности сказок народов Севера………………………………...с. 6
Практическая часть…………………………………………………...с. 8
Заключение……………………………………………………………с. 9
Список использованной литературы………………………………..с. 11
Введение
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Во втором классе мы начали изучать новый предмет – литературное краеведение, на которых мы знакомимся с фольклором народов, проживающих на территории Севера – ненцев, хантов, селькупов, коми, в частности, мы читаем сказки народов А на уроках литературного чтения в течение этого учебного года также изучаем жанр устного народного творчества – сказки. И я задумалась: а чем похожи и чем отличаются русские народные сказки и сказки народов Севера? И тогда я решила проверить ГИПОТЕЗУ: если я подробно изучу литературу об особенностях русских народных сказок и сказок народов Севера, то я смогу рассказать своим одноклассникам о своих открытиях, а это, в свою очередь, обогатит знания ребят в об особенностях данного жанра УНТ, и поможет им глубже и лучше изучить такие предметы, как литературное чтение и литературное краеведение.
Цель исследования:
Исследовать особенности русских народных сказок и сказок народов Севера, найти их сходства и различия.
Задачи исследования:
- Изучить литературные и электронные источники об особенностях русских народных сказок и сказок народов Севера.
- Исследовать сходства и различия русских народных сказок и сказок народов Севера.
- Ознакомить с результатами нашего исследования одноклассников
- Создать буклет часто встречающихся в северных сказках слов.
Объект исследования:
Русские народные и северные сказки.
Предмет исследования:
Особенности, а также сходства и различия русских народных и северных сказок.
Методы исследования:
- Ознакомление с литературой.
- Выдвижение гипотезы.
- Анкетирование одноклассников.
- Консультация со специалистом.
- Наблюдение и анализ данных.
- Выводы и обобщение результатов.
Актуальность
Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещеного света». Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка, общностью обрядов и традиций. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. (2) Поэтому, я думаю, что задача приобщения детей к национальной культуре, традициям, обрядам коренного населения Ямала становится актуальной в наше время. Каждый человек, проживающий на территории нашего округа, должен знать историю, культуру, традиции и обычаи не только своего родного народа, но и народов, населяющих ту местность, в которой он проживает.
Основная часть
Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
Особенности русских народных сказок
Русские народные сказки делятся на три группы:
- сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
- бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
- волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
Композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Герои сказок: Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка. Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. (5)
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!) Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (5)
Особенности сказок народов Севера
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. Северный фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность характерны для народных сказаний, легенд, преданий, сказок. Наверное, нет на Земле человека, который не любил или не любит сказки. Многие проносят эту любовь через всю жизнь. Сказки любят потому, что они, во-первых, рассказывают о самых волнующих моментах в жизни человека, когда особенно ярко проявляются добро и зло, бескорыстие и зависть, любовь и ненависть. Во-вторых, жизнь в сказках показана предельно конкретно, в резком противостоянии добра и зла, хорошего и плохого. В третьих, персонажи сказок отличаются целостностью и завершенностью – либо герой, либо злодей. Сказки нам четко показывают, какими должны быть Отец, Сын, Мать, Учитель, Ученик, Царь, Предатель и т.п. В-четвертых, в сказках всегда добро побеждает зло. Для сказок разных народов характерны повторы, устойчивые словесные формулы в начале и конце сказки. В сказках народов Севера также есть подобные словосочетания: «…жили на земле, которая принадлежала отдельным духам», «когда-то, в давние века, скажу я вам…», «…века на берегах многоводной Оби» и т.п. Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научного толкования сказки.
Все сказки северных народов можно разделить на три большие группы: бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки. (2)
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь действуют реальные герои: муж, жена и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, об одураченном барине и т.д. Это сказки на семейно-бытовые темы. Бытовые сказки повествуют о важнейших проблемах бытия человека (отношения детей к родителям, родителей к детям, взаимоотношения мужа и жены, богатого и бедного, жадного и щедрого, умного и глупого, сильного и слабого и т.п.)
Бытовые сказки:
- Хозяйка огня (ненецкая сказка)
- Дочка ростом с веретенце (сказка народа коми)
- Почему совы не видят солнечного света (ненецкая сказка)
- Два брата (ненецкая сказка) (4)
В основе сюжета ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее. Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой в конце сказки «воцаряется», то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Волшебные сказки:
- Старик – луна (ненецкая сказка)
- Комполэн – болотный дух (мансийская сказка)
- Деревянный идол (хантыйская сказка) (4)
Три фактора влияли на поэтический стиль СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ: связь с древними поверьями о животных, воздействие социальной иносказательности и, наконец, возобладавшее детское начало. Язык сказок о животных образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов. В текст могут включаться небольшие песенки. Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет развивается стремительно.
Сказки о животных:
- Как медведь хвост потерял (ненецкая сказка)
- Отчего у зайца длинные уши (мансийская сказка)
- Лисица, птичка и ворон (ненецкая сказка)
- Заяц и медведь (хантыйская сказка) (4)
Большое значение в сказках имеет сохранение традиций народа. Мы встречаем описание представлений для идолов, пример гадания на женитьбу, правил поведения за столом. Также сказки изобилуют специфическими терминами: названия одежды – малица, ягушка; обуви – кисы; действий – каслать; способ передвижения по тундре – аргиш; животные – важенка. Это ведет к усилению эффекта реалистичности происходящего в сказке. Синтаксические конструкции предложений предельно просты. Прослеживается разговорный оттенок речи, стилистически окрашенные слова, просторечия. (2)
Практическая часть
Изучив литературу об особенностях русских и северных сказок, я решила провести анкетирование одноклассников по данной тематике. Я задала ребятам вопросы:
- Какие русские народные сказки вы знаете?
- Какие сказки народов Севера вы знаете?
- Чем похожи русские народные и северные сказки?
- Чем различаются русские народные и северные сказки?
В анкетировании приняли участие 24 моих одноклассника. Результаты моего анкетирования оказались следующие: (см. ПРИЛОЖЕНИЕ I)
- На первый вопрос ответили все ребята, в среднем назвали по три сказки. Самые популярные ответы – «Колобок», «Курочка Ряба», «Царевна – лягушка», «Иван-Царевич и Серый волк»
- На второй вопрос ответили не все ребята. Были названы только те сказки, которые были прочитаны на уроках литературного краеведения: «Дочка ростом с веретенце», «Отчего ворон черный?»
- На третий вопрос самый популярный ответ был – «Тем, что в сказках русского народа и сказках народов Севера всегда добро побеждает зло»
- На четвертый вопрос большинство ребят ответить затруднились.
Из вышесказанного я сделала вывод о том, что мои одноклассники недостаточно хорошо знают устное народное творчество, в частности, сказки народов Севера.
Я решила обратиться за консультацией к преподавателю дополнительного образования Центра детского творчества Минаевой Марии Хатяковне, которая рассказала об особенностях сказок северных народов – хантов, ненцев, селькупов. Мария Хатяковна рассказала о том, что северные сказки, также как и русские народные, делятся на три типа – волшебные, бытовые и о животных. В сказках народов Севера считаются магическими числа 3 и 7 (что характерно и для русских народных сказок). Кроме этого, Минаева М.Х. рассказала о том, что в северных сказках подробно описан быт народов Севера, их одежда. Это и является отличием от русских народных сказок. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ II)
Кроме этого, мною было прочитано 20 русских народных и 20 сказок народов Севера. Я решила исследовать попарно (русские народные и северные) сказки разных типов – о животных, волшебные и бытовые, и найти их сходства и различия. Результаты своего исследования я оформила в виде таблицы. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ III)
Заключение
Таким образом, изучив литературу об особенностях русских народных и северных сказок, проведя интервьюирование со специалистом, проведя исследования сказок о животных, бытовых и волшебных, можно сделать вывод о том, что северные и русские народные сказки имеют много общего:
- Сказки бывают трех типов: волшебные, бытовые и о животных
- Магическими считаются в сказках числа 3 и 7
- В волшебных сказках – троекратный повтор, волшебство и превращения, нереальные герои
- В сказках о животных – умение животных разговаривать, неодушевленных предметов
- Поучения
- Добро всегда побеждает зло
Но также в сказках можно найти характерные различия:
- В отличие от русских народных сказок в северных сказках точно указывается местность, где происходят события.
- Волшебная сила свойственна только шаманам
- Превращения происходят только людей в животных или птиц
- Задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками
- Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы
- В северных сказках встречается подробное описание быта (жилище, одежда)
- Чаще всего в ненецких сказках не бывает зачина и концовки, а, если и есть концовка, то она очень краткая.
Поработав над данной темой, я многое узнала о северных сказках и русских народных сказках. Считаю, что данные знания пригодятся мне и моим одноклассникам при изучении устного народного творчества на уроках литературного чтения и литературного краеведения. Также мною был составлен словарь слов, часто встречающихся в сказках народов Севера, который поможет моим одноклассникам лучше понимать смысл ненецких слов и северных сказок. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ IV)
Можно сказать, что народная сказка открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В сказках народов Севера наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Для себя я определила в дальнейшем исследование и сравнение народных и авторских сказок.
Список использованной литературы
- Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. — М.: Просвещение, 1983.
- Мифология, фольклор и литература Ямала/Хрестоматия для 5-7 классов./Сост. Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко.- Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
- Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды. - Санкт-Петербург.- Изд. Дом «Светлячок».
- Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.
- Подбор тематического материала из сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки народов Севера
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным 60-летнему юбилею Магаданской области.Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народо...
Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"
Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...
Исследовательская работа по теме:"Сказка на кончиках пальцев".
Занятия рисованием влияют на развитие творческих способностей, мышления, воображения, эстетического вкуса и просто улучшают настроение. ...
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован на уроках ИЗО...
Технологическая карта урока литературного чтения "Сказки народов севера"
Урок внеклассного чтения. Способствует развитию умения коллективно инсценировать прочитанные сказки, формирует чувства прекрасного...
Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...