Рабочая программа воспитания и социализации «Я - гражданин России»2 класс
рабочая программа (2 класс)

Наталья Анатольевна Калько

Рабочая программа воспитания и социализации  «Я - гражданин России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Конституции Российской Федерации

Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Примерной авторской программы внеурочной деятельности Власенко И.Г. «Я – гражданин России», опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011 г

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Актуальность. Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_rossii_-_2klass.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка.

Рабочая программа воспитания и социализации  «Я - гражданин России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Конституции Российской Федерации

Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Примерной авторской программы внеурочной деятельности Власенко И.Г. «Я – гражданин России», опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011 г

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Актуальность. Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программой образовательного учреждения.

Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его социализации, самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.  

Формы и режим занятий.

Занятия рассчитаны на 1 год обучения. Предполагаемый возраст детей 8-9 лет. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Формы организации  деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии;

 

Практические занятия:

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в   стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

Принципы обучения

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и  активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,

последовательность, прочность.

Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.

Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.

Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.

Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку  посильных задач и подборку   средств для их решения.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с  последующим, постепенное увеличение нагрузки.

Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.

При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

        Планируемые результаты        

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

 В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

•  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

•  порядочный;

• самодисциплинированный;

•  уверенный;

• терпимый (толерантный);

• самостоятельный;

• ответственный;

• целеустремленный (особенно к знаниям);

• внимательный к сверстникам;

• аккуратный;

• уважительный;

•  любящий;

• интеллектуальный;

• здоровый;

• общительный;

• любознательный;

•сопереживающий;

• воспитанный;

• трудолюбивый;

• открытый;

•  активный;

•  коммуникабельный;

• социально зрелый и др.

                                                        Содержание курса.

2-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)

.

1Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

   Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. .

Тест «Познай себя»

2Я и семья» (8 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка.  Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья .Я помощник в своей семье. Выставки. Конкурсы рисунков

  3.Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству.

Родной край в древности.  Поэты и писатели нашего города ( села).   Что посеешь, то и пожнешь  . Широкая

Масленица. Экскурсия в   библиотеку

4. «Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Школьная символика. Самый уютный класс. Подумай о других. Я люблю свою школу.

Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурсы рисунков. Выставки поделок.

5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану

Конкурсы стихов. Выставки рисунков.. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Экология нашего города.

День добрых волшебников Вывешивание кормушек.. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц Промежуточная аттестация. Десант чистоты и порядка.

Акции. Конкурсы рисунков

                                              Календарно-тематическое планирование

        

№ п/п

№в теме

Тема  занятия.

Дата

Примечание

4

Я и я

1

1

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

2

2

Мой портфель. Игра – экспромт.

3

3

Подумай о других. Игры.

4

4

Игры на развитие произвольных процессов.  Тест «Познай себя»

5

Я и семья

5

1

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

6

2

Моя любимая мамочка. Презентация.

7

3

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

8

4

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

9

5

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

4

Я и культура

10

1

Родной край в древности. Экскурсия в музей.

11

2

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

12

3

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

13

4

Широкая Масленица. Игра.

6

Я и школа

14

1

Обязанности ученика в школе. Беседа.

15

2

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

16

3

Самый уютный класс. Конкурс.

17

4

Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

18

5

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

19

6

По каким правилам мы живем в школе? Игра.

9

Я и моё Отечество

20

1

Урок Мира.

21

2

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

22

3

Мы и наши права. Урок – игра.

23

4

Мой любимый город(село).  Беседа.

24

5

Наш город(село). Конкурс визиток.

25

6

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

26

7

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

27

8

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

28

9

Открытка ветерану. Акция.

6

Я и планета

29

1

Осень в родном городе. Фотоконкурс.

30

2

Знай и люби свой край. Викторина.

31

3

Экология нашего города.

32

4

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

33

5

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков. Проверочный тест.

34

6

Десант чистоты и порядка.

Список литературы

1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических         рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.

      2. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

      3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.

      4. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.

      5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

      6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

Интернет-реурсы:

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.

http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.

Система мониторинга планируемых результатов

С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 3 раза в сентябре, декабре, мае.

Формы и средства контроля:

•  диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

•  анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);

• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);

•  изучение самооценки личности младшего школьника;

• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);

• проектная методика «Автопортрет»;

• конкурс рисунков «Я и мой класс»;

• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степа-

нова;

• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);

• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа воспитания и социализации "Школа добрых дел"

Рабочая программа «Школа добрых дел»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 3 класс

Данный материал содержит программу по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению....

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )

Целью воспитательной работы класса  на 2018 – 2019  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )

Целью воспитательной работы класса  в 2016 – 2017  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...