Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников КГКУ «Емельяновский детский дом» на период с 2021 до 2025 г.г.
рабочая программа

Татьяна Александровна Ковригина

Программа взята с офицального сайта учереждения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_i_sotsializatsiya.docx105.58 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

РАССМОТРЕНО:

Заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом»

Протокол №________

от «____»___________2021г.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР

_________________

«___» ____________2021г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

___________________

Приказ № __________

от «___» ___________2021г.

Рабочая программа воспитания и социализации

воспитанников КГКУ «Емельяновский детский дом»

на период с 2021 до 2025 г.г.

пгт. Емельяново, 2021 г.

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Актуальность проблемы обусловлена тем, что государственная стратегия успешного и устойчивого развития страны требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы воспитания. На федеральном уровне определены стратегические задачи развития образовательной системы, решение которых возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.

Полагаясь на вышесказанное, разработана рабочая программа воспитания, являющаяся обязательной частью основной образовательной программы учреждения. В центре Программы находится личностное развитие воспитанников в соответствии с государственной стратегией развития образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. При построении воспитательного процесса в учреждении мы исходим из того, что естественной потребностью ребенка является потребность в успехе, под которым мы понимаем осознаваемое им общественное признание собственных достижений. А воспитательная система должна способствовать созданию комфортной образовательной среды, в которой ребенок будет ощущать себя активным участником действительности, личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в период нахождения в учреждении и после выпуска.

Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники и заместитель директора по воспитательной работе могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с воспитанниками деятельности и тем самым сделать детский дом воспитывающим учреждением.

Особенности организуемого в учреждении воспитательного процесса. 

1. Специфика расположения.

Учреждение находится по адресу: Красноярский край, п. Емельяново, ул. Декабристов, д. 105 А. Учреждение располагается у федеральной     трассы. В районе  учреждения находятся школа и спортивный комплекс.

Природно-климатические особенности характеризуется как умеренно-континентальные. Зима умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным покровом, что позволяет уделять большое внимание зимним видам спорта. Лето в Средней полосе России теплое, умеренно влажное, с преобладанием переменной облачной погоды. Летние месяцы позволяют организовывать летние лагеря с дневным пребыванием детей.

Социальный статус населения, где расположено учреждение, неоднороден: большинство населения - люди преклонного возраста, существует полинациональность (армяне, азербайджанцы, таджики, украинцы и др), Часто поступают дети–инофоны или иноэтнические дети. Большой процент населения рабочих профессий.

Уникальность учреждения состоит в том, что оно располагается в 3-х этажном здании, функционирует как самостоятельная единица   краевой образовательной системы. В учреждении совершенствуется и развивается инфраструктура, имеется необходимая для образовательного и воспитательного процесса материально-техническая база: тренажерный зал, игровые и спортивные площадки, мастерские, социальная комната, библиотека, актовый зал, 2 учебных класса для дополнительны занятий с репетиторами, компьютерный класс, локальная сеть с выходом в Интернет, столовая, медицинский блок. Необходимые меры доступности и безопасности обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

2. Специфика деятельности учреждения.

Целью деятельности учреждения является создание условий для обучения, воспитания, развития, коррекции отклонений в развитии, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности, исполнение обязанностей опекуна и попечителя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержание их на полном государственном обеспечении, осуществлении социальной реабилитации, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в учреждении.

Концепция воспитательной деятельности учреждения построена в рамках гуманитарно-целостного отношения воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Учреждение основано в ноябре 1942 года для детей, которых во время Великой Отечественной войны вывезли по «дороге жизни» из блокадного Ленинграда. У детского дома богатая история, за 80 лет отсюда в большую жизнь вышло огромное количество воспитанников. В настоящее время в детском доме живёт 66 воспитанников от семи до восемнадцати лет. С ними работают 44 педагога. Ребята успешно обучаются в школах и техникумах, посещают кружки и спортивные секции в детском доме и за его пределами. Воспитанники увлекаются шитьём, рисованием, спортом.

3. Особенности социального окружения. 

В районе учреждения  расположены организации, полезные для проведения экскурсионных мероприятий с воспитаниками: Историко-краеведческий музей Емельяновского района, МБУ «Центр молодежной политики посёлка Емельяново», ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения»
по Емельяновскому району и поселку Кедровый. спортивно-оздоровительный комплекс «Заря» имени Б.М. Куропаткина,
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный дом культуры», компьютерный клуб «Курсор»

4. Значимые партнеры.

Хоккейный клуб «Сокол»;

Стекольная компания «Сибглас»;

Байкерский клуб г. Красноярск;

Благотворительный фонд «Счастливые дети»;

Муниципальный дом культуры п. Емельяново;

Сбербанк;        

Альфабанк;

КРОО «Новая жизнь»;

Питомник растений «Стожары»;

Фонд «Ветеран» центрального отдела полиции;

МО МВД Росии «Емельяновский»;

ОВО «Волонтер» (Е.А. Мандрик, руководитель).

5. Особенности контингента воспитанников

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. 

Так, показатели физического развития воспитанников детского дома ниже нормы у 10,2% человек.

Психологические проблемы определяются психическим дизонтогенезом и психической депривацией (около 40% детей при поступлении в детский дом уже имеют нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих). Нарушения в развитии проявляются в недостаточном уровне развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления; примитивности и неустойчивости эмоций -  что ведет к неадекватной реакции на внешние средовые раздражители и, как следствие, нарушению поведения.  Последствиями психической депривации являются: нарушение привязанности, отсутствие базового доверия к миру, синдром госпитализма.

Проблемы социального характера определяются, прежде всего, социальным статусом ребёнка. Социальные проблемы связаны также  с социально-педагогической запущенностью детей, которая выражается  в отставании от учебной деятельности, пренебрежительном отношении к труду, несоблюдении правил в детском доме и школе, не соблюдении требований детского коллектива и педагогов. На формирование личности ребенка, проживающего в условиях детского дома, накладывает отпечаток и организация жизни в детских домах, что способствует формированию следующих поведенческих особенностей: иждивенческое отношение к взрослым, нежелательные привычки, неумение быть благодарным, отсутствие способности к отложенному поведению, беспорядочное дружелюбие, несоответствие выражения эмоции и эмоционального состояния.

6. Источники положительного или отрицательного влияния на детей.

Команда администрации - квалифицированные, имеющие достаточно большой управленческий опыт руководители, в педагогическом составе - одинаковое соотношение стажистов с большим опытом педагогической практики и молодых педагогов с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий воспитаннников. Педагоги - основной источник положительного влияния на детей, грамотно организуют воспитательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика результатов уровня воспитанности.

Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные сети, компьютерные игры.

7. Оригинальные воспитательные находки учреждения:

- воспитательные системы групп-семей, разработанные воспитателями на основе системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных инструментов;

- обеспечение 100% охвата деятельностью всех категорий воспитанников за счет профессионального ресурса воспитателей с привлечением педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду и физической культуре;

- модель управления результатами воспитания на основе системы распределения профессиональных поручений с учетом свободного выбора, обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной работы.

8. Принципы взаимодействия педагогов и воспитанников, на которых основывается процесс воспитания:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в учреждении;

- ориентир на создание в учреждении психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие воспитанников и педагогов;

- реализация процесса воспитания через создание в учреждении детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел воспитанников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

9. Основные традиции воспитания в учреждении:

- стержень годового цикла воспитательной работы учреждения - ключевые общедомовые дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных дел педагогов и воспитанников - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- условия в учреждении создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его растущей роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- конструктивное межгрупповое взаимодействие воспитанников, их социальная активность;

- педагоги учреждения ориентированы на формирование коллективов в рамках групп-семей, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

Цель: личностное развитие воспитанников, проявляющееся:

- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям воспитанников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням образования:

1. В воспитании воспитанников младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;

- выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;

- подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание воспитанником младшего школьного возраста данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Выделение данного приоритета в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст — наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений воспитанников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения воспитанниками детского дома опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями воспитанников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в детском доме. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

-  трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

-  опыт природоохранных дел;

-  опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, в детском доме или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет - это то, чему педагогам, работающим с воспитанниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Задачи:

1. Реализовывать воспитательные возможности общедомовых ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в детском сообществе учреждения.

2. Реализовывать потенциал воспитательной работы в группе-семье, поддерживать активное участие групп-семей в жизни учреждения; вовлекать воспитанников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения; организовывать для воспитанников экскурсии, походы.

3. Использовать в воспитании детей возможности воспитательных занятий, поддерживать использование интерактивных форм.

4. Инициировать и поддерживать Молодежное самоуправление как на уровне учреждения, так и самоуправление на уровне групп-семей.

5. Организовывать профориентационную работу с воспитанниками.

Модули программы

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы учреждения. Каждое из них представлено в соответствующем модуле:

- модуль «Социализация воспитанников»;

- модуль «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание»;

- модуль «Формирование культуры безопасного и здорового образа жизни»;

- модуль «Трудовое воспитание»;

-  модуль «Творческое развитие»;

- модуль «Досуговая деятельность»;

- модуль «Молодежное самоуправление».

Планируемый результат: приобщение воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе; формирование у воспитанников основ российской идентичности, готовности к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению; активное участие в социально - значимой деятельности.

Форма оценки достижения планируемых результатов

Таблица 2. Основные направления самоанализа воспитательной деятельности

№ п/п

Направление

Критерии

Способ получения

информации

Ответственные

Оценочный инструментарий

1.

Результаты воспитания,

социализации и

саморазвития

воспитанников

Динамика личностного развития воспитанников

Педагогическое наблюдение (в протокол МО - наличие проблем)

заместитель

директора по ВР

педагоги

Методика Н.П. Капустина

Методика

«Уровень сформированности универсальных социальных действий воспитанников»

2.

Состояние совместной деятельности

воспитанников и педагогов

Наличие интересной, событийно

насыщенной и личностно развивающей совместной

деятельности воспитанников и педагогов

Беседы с воспитанниками и педагогическими

работниками,

заместитель директора по ВР

педагоги

Анкеты (опросы) для воспитанников и педагогов по итогам проведения воспитательных мероприятий

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Модуль «Социализация воспитанников».

1.1 Программа социализации и воспитания «Моя семья»,

 Цель: формирование и развитие жизненной компетентности у воспитанников детского дома как средство их подготовки к самостоятельной жизни.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления о той или иной социальной роли. Такие представления у детей – сирот, поступившие в детские дома в основном из неадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

   Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи –учреждением.

   Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации. Дети - сироты именно поэтому имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.

   Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, воспитывающихся в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

   Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, то в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим типом характера. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, в детском доме  при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

- позитивное отношение к людям;

- способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;

- потребность в труде как образе жизни;

- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

   Таким образом, для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, трудовому развитию воспитанников. Программа включает в себя пять теоретико-практических блоков:

- 1 блок - Твое здоровье;

- 2 блок – Этикет;

- 3 блок - Мораль и право;

- 4 блок - Семейное воспитание; 

- 5 блок - Профориентация.

Содержание.

- 1 блок - Твое здоровье.

Многие воспитанники, проживающие в детском доме, жили в неблагополучных семьях. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами.

Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников. В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики.  В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей. Каждый ребенок за время пребывания в учреждении получит знания, умения и навыки сохранения и укрепления собственного здоровья.

- 2 блок - Этикет.

Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни должна быть основана на комплексном подходе к их подготовке «новой информации», умеющего жить в современном обществе: компетентного, мобильного, уметь достойно вести себя в любой обстановке, готового к принятию решенияумеющего эффективно взаимодействовать с обществом. Воспитанники получат представление о этикетных нормам, в том числе при общении с разными людьми и в разных ситуациях; научатся высказаться, отстаивать свою точку зрения, слышать другого, адекватно реагировать на сообщение другого; размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважение любого мнения, равноправии позиций, взаимной доброжелательности.  В результате у детей вырабатаются такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

- 3 блок - Мораль и право.

Правовые знания способствуют формированию социальной активности воспитанника, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате работы по правовому воспитанию у детей не только формируются правовые убеждения, но вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты. Развиваются гражданские качества, необходимые для безконфликтной интеграции в обществе.

- 4 блок - Семейное воспитание. 

Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать их более успешной адаптации к условиям семейной жизни, поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Для ребенка, воспитывающегося вне семьи, значимыми аспектами социализации становится коллектив сверстников, сотрудники детского дома. Следовательно, информация о социальных ролях: муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя - может просто отсутствовать или быть искажена.    

Важно понимать, что воспитанники очень часто представляют себе свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим. У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношения. В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценности семьи, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности.

В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.

- 5 блок - Профориентация.

Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Трудности в профессиональном самоопределении подростков-воспитанников детского дома вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения, обыденностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Поэтому, важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей - залог успеха в будущей взрослой жизни.

У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направленны на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей среднего школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. В старшем школьном возрасте происходит изучение профессиональных предпочтений, ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь воспитанникам в правильном выборе профессий предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Ожидаемый результат.

1.Сформированность у воспитанников понятия о необходимости здорового образа жизни:

- наличие у воспитанников знаний о здоровом образе жизни;

-умение построения связи своего здоровья с различными

факторами;

-наличие устойчивости к вредным привычкам.

2. Развитие культурного уровня воспитанников, формирование у них нравственных установок:

- знание и соблюдение правил этикета;

- умение подчиняться правилам поведения, ориентироваться на

социальные нормы;

- ориентированность на духовно-нравственные   нормы.  

3. Развитие  у воспитанников правовых знаний и навыков

-знание и соблюдение норм поведения;

- знание своего статуса;

- ориентированность в государственных институтах и

экономической ситуации;

-умение прогнозировать будущее.

4. Готовность воспитанников к будущей семейной жизни

- представление воспитанников о семейных ролях,

благополучной семье;

- умение выполнять семейные правила, соблюдать нормы,

традиции семьи;

- знания по семейному праву, о способах решения конфликтных

ситуаций в семье

5.Сформированность профессионально-трудовой готовности воспитанника:

- широкая информированность в профессиях;

- понимание значимости трудовой профессии;

- наличие устойчивых избирательных интересов.

2. Модуль «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание».

2.1 Программа «Я – Гражданин»

Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Программа направлена на воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. 

Программа включает в себя следующие модули:

- «Я патриот и гражданин России» (цель: формирование у детей и подростков гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции).

- «Связь поколений» (цель: осознание детьми и подростками, как нравственной ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущем).

- «Мой родной край» (цель: воспитание у детей и подростков любви к родному краю как к своей малой Родине).

Отличительной особенностью программы является то, что она:

- рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста;

- составлена с учетом специфики учреждения, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков, проживающих в условиях детского дома;

- дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую.

По итогам реализации программы формируется лидерская группа из инициативных и активных детей и подростков, которые в дальнейшем принимают участие в окружной военно-патриотической игре «Патриот».

Содержание программы:

- просмотры и обсуждения фильмов: «Кадеты», «Война», «Офицеры», «9 рота», «Солдаты», «Байкальские каникулы» и др.;

- экскурсии: Краеведческий музей г. Красноярска, Районный краеведческий музей, памятные места и выставки, районная библиотека;

- конкурсы: конкурсы рисунков «Мой край родной», «Солдаты России», «Мой любимый учитель»,

- онлайн-конкурс «История России»;

- квесты: «В мире прав и обязанностей», «Моя малая Родина»;

- викторины: «Знай и люби свой край», «Конституция РФ», «Герои полководцы Великой Отечественной войны», «Как я знаю родную школу»,  «Знаменательные даты Великой Отечественной войны»;

- встречи с интересными людьми: встречи с представителями профессий, встреча с настоятелем храма, встреча с ветеранами Афганистана, встреча с воспитанниками-выпускниками, отслужившими в армии

- сочинения и творческие работы: «Россия! Какой тебя я вижу завтра»,

«Добрый человек, как им стать», «С чего начинается Родина», Письмо ветерану, Письмо солдату;

- акции: «День пожилого человека», «Чистый берег», «Ветеран живёт рядом», «Конфета за сигарету», «Скажи наркотикам НЕТ»;

- традиции детского дома: День пожилого человека, День рождения Детского дома, День защитника Отечества, 8 марта, Новый год, День защиты детей, Участие в митинге ко Дню Победы.

- занятия на патриотическую тему: «Кто они – герои спорта», «Дети герои Великой Отечественной Войны», «Мужество и трусость», «Беседа о жертвах холокоста», «Опасные ноты терроризма», «Уважение к религиозному многообразию», «Моя Конвенция о правах ребенка», «Молодежь за культуру мира против экстремизма», «Если бы не было Победы», «Мы граждане великой России», «Мы будущие избиратели», «В мире прав и обязанности», «Воспитай в себе патриота и гражданина»;

- игры: Богатыри Земли Русской, окружная игра «Патриот»;

- тематические мероприятия: «В память жертв Беслана», «День победы», «Земля – наш дом», «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ожидаемый результат

- осознание детьми и подростками ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность детей и подростков к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;осознание высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;

- воспитание у детей и подростков любви к родному краю как к своей малой Родине.

Условия реализации программы

Местом проведения занятий является учебно-материальная база Учреждения, с соответствующим оборудованием и материальным обеспечением:

- компьютерный класс (место проведения основных занятий);

- спортивный зал, актовый зал (занятия по военно-спортивной подготовке);

- учебное, спортивное оружие, боеприпасы, снаряжение и т.п.

2.2 Военно-патриотическая игра «Патриот»

Цель: физическое и гражданско-патриотическое воспитание подростков посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование.

К участию в игре «Патриот» привлекаются команды КГКУ центральной территории Красноярского края, в составе: 6 воспитанников в возрасте от 12 до 17 лет; внутри команд назначается командир. Для участия в Игре необходимо направить по адресу электронной почты КГКУ «Емельяновский детский дом» заявку на участие. Мероприятие однодневное, но участники за время проведения игры демонстрируют личное и командное мастерство в нескольких  этапах игры. Мероприятие включает в себя различные соревнования по направлениям:

- презентационно-показательное;

- военно-спортивное;

- гражданско-патриотическое.

Для участия в церемонии открытия и закрытия Игры - команды должны иметь военизированную форму с эмблемой команды. На открытие игры команды получают пакеты с  картой прохождения маршрута и указанием очередности прохождения  этапов. Каждый отряд направляется на свой этап. Игра начинается по звонку. После выполнения задания команда передвигается на следующий этап (по круговой системе). На каждом этапе команда зарабатывает баллы, которые заносятся в «карту маршрута». По окончании игры баллы суммируются. команда, набравшая большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются дипломами. Все участники игры могут отведать вкусной солдатской каши, приготовленной на традиционной полевой кухне,

Конкурсные испытания.

1. Конкурс строя и песни.

2. Конкурс «Визитка».

3. Тактическая игра на местности. Предполагает коллективные действия. Участники должны совершать марш в пешем порядке по маршруту (легенде) в район сосредоточения, ориентироваться на местности, определять азимут, высоту и расстояние. При совершении марша, быть в готовности действовать при налете авиации противника, преодолеть участок зараженной местности и минного поля в общевойсковом защитном комплекте, выполнять метание ножей и гранат, стрельбу из различных видов оружия, использовать радиосвязь, отразить нападение диверсионно-разведывательных групп противника, преодолеть искусственные и естественные преграды, оказать доврачебную помощь и выполнить транспортировку пострадавшего в безопасный район, организовать бивак.

3. Модуль «Формирование культуры безопасного и здорового образа жизни»

3.1 Программа дополнительного образования «Здоровым быть модно», направленная на физическое развитие воспитанников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

3.2 Программа дополнительного образования «Мой край родной», направленная на  воспитание у детей любви к своему краю, его истории, культуре, природе.

4. Модуль «Трудовое воспитание»

4.1 Программа «Трудовое воспитание»

Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Занятия направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду. Программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На всех этапах обучения у воспитанников формируются, уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду. Программа представлена следующими основными разделами:

-квартира;

-зимние вещи; нижнее бельё; стираем бельё;

-гигиена тела;

-кухня; организация питания в семье; домашние заготовки;

-сад и огород.

 метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: -Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной и трудовой деятельности и формирование личностного смысла учения и труда. -Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. -Развитие этических чувств. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, толерантности. -Формирование эстетических потребностей. -Развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты: Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, мире профессий и важности выбора профессии Приобретение навыков самообслуживания, овладение правил техники безопасности Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды

Планируемый результат. Обеспечить адекватное поведение, проживание в социуме.

5. Модуль «Творческое развитие».

5.1 Программа «От идеи до воплощения»

Цель: создание условий развития стойкого интереса воспитанников к швейному мастерству и художественно-прикладному искусству, раскрытие творческого потенциала посредством проектной деятельности.

Программа «От идеи до воплощения» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Особенное внимание уделяется развитию культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для духовно- нравственных ценностей, приобретению навыков общения в коллективе. Формируются также личностные качества, трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, умение ценить свой труд и уважать чужой.

В ходе выполнения творческих проектов воспитанники включаются в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления.

Отличительной особенностью программы является:

- планирование занятий методом проектов – принцип активного обучения, при котором воспитанники учатся самостоятельно или с помощью инструктора находить, исследовать и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать опыт решения реальных задач;

- учет специфики учреждения, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков, проживающих в условиях детского дома;

- сочетание групповых занятий и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Содержание программы

Вводное занятие

Осень (творческая проектная деятельность, панно)

Лоскутная графика (лоскутное полотно, декоративные диванные подушки)

Обереги

Новогодние фантазии (творческая проектная деятельность, новогодние сувениры)

Итоговая выставка поделок

Куклы из текстильного материала (творческая проектная деятельность, тряпичные куклы)

Пасхальный подарок (творческая проектная деятельность, пасхальные яйца)

Подари настроение ближнему (творческая проектная деятельность, комнатные тапочки)

Забавные мелочи (творческая проектная деятельность, украшения для волос)

Оригинальные изделия для интерьера дома (творческая проектная деятельность,вазоны)

Итоговая выставка поделок

Ожидаемый результат

В результате реализации Программы дети и подростки научаться:

- формировать проблемную ситуацию и самостоятельно создавать способ решения проблем творческого и поискового характера;

- ставить цель и планировать этапы предстоящей работы;

- продумывать последовательность выполнения поставленной задачи;

- использовать методы и приёмы художественного творчества.

Условия реализации программы

Местом проведения занятий является учебно-материальная база Учреждения, с соответствующим оборудованием и материальным обеспечением:

- кабинет «Швейная мастерская» (место проведения основных занятий;

- учебная мебель, швейные машинки, стеллажами для хранения, наглядные пособия и т.д.

5.2 Программа «Социализация и адаптация детей с ОВЗ средствами ИЗО»

Цель: повышение уровня социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства

Программа направлена на решение проблем в обучении, развитии, социальной адаптации детей с ОВЗ, а также освоения ими практических навыков изобразительного творчества, приобщение к искусству, познания культуры своей страны и народов других стран.

Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ОВЗ связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций.

Отличительной особенностью программы является:

- использование на занятиях различных методов и приемов обучения (выполнение работ в традиционных и нетрадиционных техниках рисования, создание сказочных ситуаций, выполнение игровых заданий и театрализованных действий);

- учет специфики учреждения, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков, проживающих в условиях детского дома;

- в каждом занятии присутствует коррекционно-развивающий компонент, направленный на развитие и коррекцию коммуникативной и познавательной сфер, коррекцию нарушений поведения (неуверенное поведение, агрессивное поведение, импульсивное поведение), коррекцию эмоционально-волевой сферы (уровень произвольной саморегуляции, тревожность и др.), коррекцию мотивационной сферы);

- сочетание групповых занятий и индивидуального подхода к каждому ребенку.

В результате реализации программы, каждый ребенок может, независимо от своих способностей, ощутить себя волшебником, творцом, художником, что способствует формированию положительных личностных качеств ребенка.

Содержание программы

дети 7-12 лет:

Вводное занятие

Графические приемы работы с карандашом и цветными мелками

Приемы работы с ножницами и клеем

Выполнение изображений с помощью шаблонов. Составление композиции из осенних листьев

Техники работы акварелью

Приемы работы гуашью

Изображение по образцу с добавлением собственных деталей

Соединение композиций

Знакомство с направлениями на листе

Обводка шаблонов по внешнему контуру

Закрепление навыков работы с художественно-графическими материалами

Портрет. Знакомство с частями лица

Ритм и узор в художественных изображениях

Работа с трафаретом с элементами штриховки

Аппликация из геометрических фигур

Выполнение работы в смешанной технике

Геометрическая мозаика (орнамент, мотив, композиция, ритм)

Приемы сочетания в рисунке различных материалов

Выполнение композиции на листе бумаги с учетом переднего, среднего и дальнего планов

Портрет, расположение основных частей лица

Весенний пейзаж

Фигура человека, строение и правильные пропорции фигуры человека

Человек в движении, строение и правильные пропорции фигуры человека в движении

Животные, строение и правильные пропорции фигуры животного

Натюрморт

Композиция

Итоговое занятие

Рисунок на свободную тему. Выставка работ

дети 12- 16 лет:

Вводное занятие

Основы рисунка (художественные материалы и графические приемы, линия, техники и приемы графики)

Основы цветоведения (цвет, пятно, цвет и свет)

Основы композиции (сюжет, эскиз, центр композиции, цвето-тоновое решение)

Основы декоративно-прикладного искусства (виды ДПИ, элементы украшений, создание декоративно-прикладной композиции)

Пейзаж (пейзаж в графике, городской пейзаж, пейзаж настроения)

Образ человека. Портрет (конструкция головы человека и
ее пропорции, роль цвета в портрете)

Изображение фигуры человека (фигура человека в мультфильме, пропорции и строение фигуры человека, поворот фигур, наброски)

Натюрморт (форма, объем, освещение)

Тематическое рисование (сюжет, жизнь каждого дня, жизнь в моем городе, исторические темы)

Рисунок на свободную тему. Выставка работ

Ожидаемый результат:

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, дети:

будут знать:

- свойства красок и графических материалов;

- контрасты форм;

- основные элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- основные приемы работы с бумагой (складывание, скручивание,вырезание);

будут уметь:

- выполнять работу по заданной инструкции и использовать изученные приемы работы;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий;

- уметь видеть и воспринимать художественную культуру в жизни;

- передавать на бумаге форму предметов, настроение в работе;

 -смешивать краски на палитре, получая нужные оттенки;

- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своими замыслами;

- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (ближе, дальше);

- передавать сюжет в композиции;

- понимать, что такое пейзаж, натюрморт, композиция, светотень;

- понимать, что такое композиционный центр, главное, второстепенное изображение, перспектива;

- работать в группе;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы

Личностные и метапредметные результаты:

- умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

- развитие личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других детей, творческий отклик на события окружающей жизни, усидчивость);

- повышение уровня развития познавательных процессов (индивидуально в зависимости от исходного уровня и степени нарушений в развитии);

- повышение уровня произвольной регуляции деятельности;

- формирование адекватной самооценки;

- развитие навыков работы в группе, повышение уровня социально-коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности;

- развитие навыков планирования и контроля своей деятельности, выполнения работы по заданной инструкции и использования изученных приемов работы;

- развитие умения анализировать результаты собственной и коллективной работы;

- развитие личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, проявлять интерес к успехам других детей, творчески откликаться на события окружающей жизни);

- положительное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формирование нравственных и эстетических чувств, познавательный интерес к предмету.

Условия реализации программы

Местом проведения занятий является учебно-материальная база Учреждения, с соответствующим оборудованием и материальным обеспечением:

- кабинет «Художественная мастерская» (место проведения основных занятий;

- учебная мебель, мольберт, стеллажами для хранения, наглядные пособия и т.д.

5.3 Программа «Радуга»

Цель: раскрытие и постепенное развитие индивидуальных творческих способностей детей через вокально-сценическое искусство.

Программа рассчитана на детей, проживающих в условиях детского дома, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, которые часто имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном пространстве.

Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

Отличительная особенность программы: программа предполагает раскрытие и постепенное развитие индивидуальных творческих способностей детей через вокально-сценическое искусство, приобщение детей к творчеству.  Программа составлена с учётом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Особенность программы в том, что она разработана для детей, оставшихся без попечения родителей и сирот. Это учитывается в организации занятий с детьми и подборе репертуара.  

Содержание программы:

- техника безопасности на занятиях;

- пение учебно-тренировочного материала;

- вокальная работа;

-индивидуальная работа;

- работа над  сценическими  действиями;

Ожидаемый результат. 

Воспитанники должны уметь: исполнять вокальные произведения с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, чистое интонирование), работать в вокальном ансамбле.  

В результате обучения детей должны быть видны презентабельные показатели: участие в мероприятиях, концертах, конкурсах, фестивалях и т.д.

Условия реализации программы:

Для реализации программы имеется учебный кабинет (актовый зал) инструмент (фортепиано), магнитофон, микрофоны, готовые фонограммы, методическая литература, нотный репертуар, фонотека, ноутбук.

5.4 Программа «Швейное дело»

Цель: Развитие  у детей интереса к швейному мастерству, раскрытие их творческого потенциала, позволяющего использовать собственные оригинальные идеи.

Программа способствует подготовке воспитанниц детского дома к самостоятельной  взрослой  жизни, самообслуживанию и труду.  Воспитывает эстетический вкус, приобщает к прекрасному, формирует условия для развития личности и её творческих способностей.

Отличительная особенность программы.

Программа позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности развития детей и обеспечивать индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Это способствует развитию детей и создает благоприятные условия для художественного самовыражения и творчества.

Программа построена с включением в темы занятий разнообразных приемов и методик (ИКТ, ЗОЖ, технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения), способствующих формированию и поддержанию у детей мотивации к шитью.  Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание групповых занятий.  Коллективные задания вводятся с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма, повышения уровня социализации. Самостоятельный выбор модели, подбор ткани стимулирует ребенка к развитию воображения, фантазии.

 Содержание программы

- материаловедение;

- виды ручных швов;

- виды машинных швов;

 - влажно тепловая обработка;

- проект «лоскутное шитье;

- проект «сумка;

-проект «юбка»;

- проект «брюки» (шорты);

- проект «плечевое изделие с цельнокроеным рукавом» (платье, топ, халат, пижама);

- проект «изделие с рубашечным рукавом» (свитшот, худи);

Ожидаемый результат

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, обучающийся

будет знать:

- безопасные приемы работы с ножницами, иглами, булавками;

- терминилогию и технологию выполнения ручных швов;

- терминологию и технологию выполнения машинных работ;

- технологию пошива изделий;

будет уметь:

- пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в работе;

- пользоваться технологическими картами при выполнении заданий;

- выполнять простые эскизы задуманных изделий из разных материалов;

- работать по определенным этапам работы, соблюдая технику безопасности;

- применять теоретические знания при изготовлении изделий;

- творчески подходить к изготовлению работ;

- доводить начатое дело до конца;

- выполнять ручные и машинные швы;

- выполнять влажно-тепловую обработку изделий;

- пользоваться готовыми выкройками и схемами при изготовлении изделий;

- творчески подходить к изготовлению изделий.

Личностные и метопредметные  результаты обучения:

- умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

- при оценке знаний принимается во внимание понимание задания педагога, владение инструментами, знание необходимой терминологии швейного дела;

- повышение уровня развития познавательных процессов (индивидуально в зависимости от исходного уровня и степени развитии);

- формирование адекватной самооценки;

- развитие навыков работы с тканью;

- развитие навыков планирования и контроля своей деятельности, выполнения работы по заданной инструкции и использования изученных приемов работы;

- развитие умения анализировать результаты собственной работы;

- развитие личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, проявлять интерес к успехам других детей, творчески откликаться на события окружающей жизни);

- положительное отношение к занятиям швейной деятельностью,

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формирование нравственных и эстетических чувств, познавательный интерес к занятию.

6. Модуль «Досуговая деятельность»

Цель: Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Организация досуга является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников. Часы, отводимые на досуговую деятельность, используются по желанию воспитанников и направлены на реализацию различных форм ее организации. Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, воспитательных часов, викторин, кружков, соревнований и т.д. На занятиях раскрываются у воспитанников такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. В процессе досуговой деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Досуговая деятельность реализуется через модули: «Традиции и коллективно-творческие дела детского дома», «Твой выбор», «В кругу друзей».

Содержание

1. Модуль «Традиции и коллективно-творческие дела детского дома» (традиционные праздники, различные конкурсы и выставки, соревнования, фестивали, дискотеки).

2. Модуль «Твой выбор» - занятия по интересам:

- отдых (просмотр кинофильмов, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение);

- спорт (занятия в тренажерном зале учреждения, на  футбольном поле, настольный теннис, дартс, бадминтон; посещение катка, секции «Футбол», секции «Дзюдо», секции «Бокс»);

- творчество (бисероплетение, рисование, кулинария);

- трудовая занятость (выполнение различных ремонтных и сельскохозяйственных работ)

3. Модуль «В кругу друзей» - встречи с волонтерами, социальными партнерами учреждения (БФ «Открывая горизонты», БФ «Счастливые дети» социальный проект «Полдень», БФ «Арифметика добра» и др.).

Ожидаемый результат

1. Расширение кругозора у воспитанников. Осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.

2. Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.

3. Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.

4. Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.

5. Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.

6. Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.

7. Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

8. Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.

7. Модуль «Молодежное самоуправление». Основная цель Молодежного самоуправления – совместная деятельность воспитанников, направленная на улучшение их положения в Учреждение.

Структура Молодежного самоуправления представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура молодежного самоуправления

В начале учебного года на общем собрании детей и работников тайным или открытым голосованием выбирается Президент детского дома. С целью выбора кандидатов на работу в группах-семьях проводится изучение общественного мнения через опрос детей и педагогов Учреждения.

Избранный Президент детского дома с учетом общественного мнения назначает секретаря Молодежного самоуправления; формирует комиссии и комитеты, назначает глав комиссии и комитетов. На собраниях в группах-семьях избираются члены комиссий и комитетов. За каждой комиссией  и комитетом закрепляется педагог-куратор, который помогает организовать их работу.

Членами директората являются директора групп-семей, избранные на собраниях в группах-семьях.

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Календарь ежегодных мероприятий

Дата

Название события

Направление РДШ

Ответственный педагог

1 сентября

День знаний

Личностное развитие

3 сентября

День солидарности в

борьбе с терроризмом

Гражданская активность

30 сентября

Выборы в органы ученического

самоуправления общеобразовательных

организаций

Гражданская активность

Первый выходной

октября

День пожилых людей

Гражданская активность

5 октября

День учителя

Личностное развитие

4 ноября

День Народного

единства

Гражданская активность

20 ноября

Всемирный день Ребенка

Гражданская активность

Третье воскресенье ноября

День памяти жертв ДТП

Гражданская активность

25 ноября

День Матери

Гражданская активность

9 декабря

День Героев Отечества

Гражданская активность

12 декабря

День Конституции

России

Гражданская активность

23 февраля

День Защитника

Отечества

Военно-патриотическое

8 марта

Международный

женский день

Личностное развитие

18 марта

День присоединения Крыма к России

Гражданская активность

27 марта

Всемирный День театра

Личностное развитие

3-я неделя марта

Единый день профориентации

Личностное развитие

7 апреля

Всемирный День здоровья

Личностное развитие

12 апреля

День космонавтики

Гражданская активность

1 мая

Праздник весны и труда

Гражданская активность

9 мая

День Победы

Гражданская активность

1 июня

День защиты детей

Личностное развитие

23 июня

Международный Олимпийский день

Личностное развитие

Тематический план воспитательской деятельности

Модуль

Программа / проект

Основные формы проведения, запланированные педагогами на 2021-2025 г.г.

Сроки

«Социализация воспитанников»

«Моя семья»

тематические воспитательские часы:

твое здоровье, этикет, мораль и право, семейное воспитание, профориентация

Ежедневно, по календарно-тематическому плану

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание»

«Я  гражданин»

тематические часы;

мероприятия гражданско-патриотического воспитания;

уроки-мужества;

мероприятия, посвященные Дню Победы;

мероприятия, посвященные изучению истории поселка и др.

По плану

Военно-патриотическая игра «Патриот»

конкурсные испытания.

1. Конкурс строя и песни.

2. Конкурс «Визитка».

3. Тактическая игра на местности

Май

Трудовое воспитание

«Трудовое воспитание»

тематические воспитательские часы

Уборка территории детского дома, озеленение участка детского дома , благоустройство территории посёлка;

приготовление блюд

По плану

«Формирование культуры безопасного и здорового образа жизни»

«Здоровым быть модно »

тематические классные часы;

просмотр фильмов о здоровом образе жизни; спортивные мероприятия;

беседы медицинского работника своспитанников;

мероприятия, посвященные безопасности воспитанникам (дорожная безопасность, пожарная безопасность,        информационная безопасность); конкурсы рисунков о здоровом

образе жизни и др.

По плану

«Мой край родной»

(виртуальные)экскурсии по природным  местам края;

экологические конкурсы;

конкурсы проектно-исследовательских работ и др.

По плану

Творческое развитие

«От идеи до воплощения»

Тематические воспитательские часы

квесты

конкурсы, проекты, акции

По плану

«Социализация и адаптация детей с ОВЗ средствами ИЗО»

Тематические воспитательские часы

квесты

конкурсы, проекты, акции

По плану

«Радуга»

Тематические воспитательские часы

квесты

конкурсы, проекты, акции

По плану

«Досуговая деятельность»

традиционные праздники, различные конкурсы и выставки, соревнования, фестивали, дискотеки

просмотр кинофильмов, прослушивание музыки, чтение, приятельское общении

По плану

Молодежное самоуправление

Молодежное самоуправление

собрания детей

директорат

парламент

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в месяц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Рабочая программа воспитания и социализации "Школа добрых дел"

Рабочая программа «Школа добрых дел»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представ...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )

Целью воспитательной работы класса  на 2018 – 2019  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )

Целью воспитательной работы класса  в 2016 – 2017  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...

Программа воспитания и социализации воспитанников интерната при школе МБОУ «Варьеганская ОСШ»

Сегодня особенно актуальным становится вопрос об использовании в социально-педагогической практике таких форм организации воспитательной работы с детьми, подростками, реализация которых позволяла бы в...

Индивидуальный план развития и жизнеустройства в КГКУ "Емельяновский детский дом"

VI краевого педагогического форума «Психолого-педагогическое сопровождение как условие обеспечения безопасной психологической среды для обучающихся, в том числе с ОВЗ»Дата проведения: 9 де...

Рабочая программа воспитания и социализации «Я - гражданин России»2 класс

Рабочая программа воспитания и социализации  «Я - гражданин России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Конституции Российской ФедерацииЗакона РФ «О...