Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме

Косарева Светлана Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»

                        

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/Т.В. Корнеева /              


Протокол № ___ от 30.08.2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/ О.В.Бурова /                    


 30.08.2012г

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 3»

_____________/А.В.Широкова/


Приказ № _293 от  01.09.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Я - гражданин России»

для 2 «Б», 2 «Г» класса

Направление: духовно - нравственное

           Составитель

                                                                                              Косарева Светлана Анатольевна

                                                                                              учитель начальных классов,

                                                                                                 высшей квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании

                                                педагогического совета

протокол № 1от 30.08.2012г.

Рассмотрено на заседании

Управляющего совета

протокол № 4 от 30.08.2012г.

2012 -2013 учебный год

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Структура курса

3.Учебно-тематическое планирование

4.Содержание программы

5.Характеристика основных результатов

6.Формы и виды контроля

7.Информационно-методическое обеспечение

1.Пояснительная записка

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО 2009г., а так же на основе программы «Я - гражданин России» автора С.В. Сабиной.

        Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

      Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали

и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данной  программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135  часов: 33 часа  в 1 классе, 34 ч. во втором классе и 68 часов  в 3-4 классе. Продолжительность одного занятия 35 минут в 1 классе. 45 минут во 2-4 классах.

Формы организации внеурочной деятельности

          Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

Беседы

Сообщения

Встречи с интересными людьми

Литературно – музыкальные композиции

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Экскурсии

 Практические занятия:

Творческие конкурсы

Выставки декоративно-прикладного искусства

Соревнования

Показательные выступления

Праздники

Викторины

Интеллектуально-познавательные игры

Трудовые дела

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Акции благотворительности, милосердия

Творческие проекты, презентации

Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

2.Структура курса

Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы.  Структура курса  включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

 

№ п\п

Название раздела

Количество часов

1 класс (2011-2012  учебный год)

«Маленькие Россияне»

1

“Я и я”

2

“Я и семья”

3

“Я и культура»

4

“Я и  школа”

5

“Я и мое Отечество»

6

“Я и планета»

итого

33

2 класс (2012-2013 учебный год)

«Моя Малая Родина»

1

“Я и я”

2

“Я и семья”

3

“Я и культура»

4

“Я и школа”

6

5

“Я и мое Отечество»

9

6

“Я и планета»

6

итого

34

3 класс (2013-2014 учебный год)

«Россия – Родина моя»

1

“Я и я”

5

2

“Я и семья”

8

3

“Я и культура»

5

4

“Я и школа”

5

5

“Я и мое Отечество»

9

6

“Я и планета»

2

итого

34

4 класс (2014-2015 учебный год)

 «Я – гражданин России»

1

“Я и я”

4

2

“Я и семья”

5

3

“Я и культура»

5

4

“Я и школа”

4

5

“Я и мое Отечество»

10

6

“Я и планета»

6

итого

34

3.Учебно-тематическое планирование

2 класс  (2012-2013 уч. г) «Моя Малая Родина»  

Наименование разделов, тем

Всего

Количество часов

Даты

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудиторные

Неаудиторные

1 «б»

1 «г»

1.

Праздник первого звонка.

1

 

1  

03.09

07.09

Встреча с одноклассниками, учителем, школой, учебниками и т.д.

2.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

 1

10.09

14.09

Знакомство с символикой Саратовской области

3.

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

17.09

21.09

Правила поведения в школе, взаимоотношениями с взрослыми, сверстниками.

4.

 Осень в родном городе. Фотоконкурс.  

1

 

1

24.09

28.09

Наблюдать за природой и делиться увиденным.

5.

Подумай о других.  

1

1

 

01.10

05.10

Беседа с элементами игры

6.

  Кто я? Какой я?

1

1

08.10

12.10

Наблюдение за самим собой

7.

 Родной край в древности. Экскурсия в музей.  

1

 

1

15.10

19.10

Экскурсия в музей

8.

 Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1

1

22.10

26.10

Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо».

9

Я люблю свою школу.

1

1  

12.11

09.11

Конкурс сочинений.

10

 Мой портфель.

1

1

 

19.11

16.11

Игра – экспромт.

11

Моя любимая мамочка. Презентация.

1

1

26.11

23.11

Рассказывать о своей маме. Выставка рисунков.

12

 Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

1

  

03.12

30.11

Конкурс рисунков, стихотворений на тему  «Школа»

13

 Мой любимый город.  Беседа.

1

1

 

10.12

07.12

Выяснить  историю  города Ершова. Выполнить коллаж « Мой город»

14

 Наш город. Конкурс визиток.

1

1

 

17.12

14.12

Изучение истории города. Составление  визитки «Наш  город»

15

 О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

1

 

1

24.12

21.12

Исследовать историю улиц города.

16

«Зимушка- зима».

1

1

 

14.01

28.12

Экскурсия в природу.

17

Экология нашего города. Беседа.  

1

1

21.01

18.01

Выявление экологических проблем нашего города

18

 День добрых волшебников.

1

1

 

28.01

25.01

Вывешивание кормушек.

19

 Я помощник в своей семье.

1

1

04.02

01.02

Беседа с элементами игры.

20

 Мы и наши права. Урок – игра.

1

1

11.02

08.02

В процессе игры познакомиться с правами  и обязанностями детей.

21

Психологический практикум «Правила счастливого человека»

1

1

18.02

15.02

В процессе игры познакомиться с правилами счастливого человека

22

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

1

 

1

25.02

22.02

Написание сочинений

23

 Мама, папа, я – дружная семья.

1

1

04.03

01.03

Участие в конкурсе – соревновании.

24

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

1

1

11.03

08.03

Рассказывать о своих домашних питомцах

25

 Широкая Масленица. Игра.

1

1

18.03

15.03

Знакомство с народными играми.

26

 Поэты и писатели нашего города.

1

1

01.04

22.03

Выпуск буклетов.

27

 Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1

1

08.04

05.04

Рассказать о семье. Создание фотоколлажа.

28

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1

1

 

15.04

12.04

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

29

 День птиц. Выставка рисунков.

1

 

1

22.04

19.04

Наблюдать за природой.

30

 След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

1

1

29.04

26.04

Экскурсия в музей.

31

 Герои ВОВ– наши земляки.

1

1

 

06.05

03.05

Чтение стихотворений о ВОВ

32

Открытка ветерану.

1

1

13.05

10.05

Рассказывать о своей Родине,  читать стихи, петь песни.

33

Десант чистоты и порядка.

1

1

20.05

17.05

Акция. Выполнение трудовых операций

34

Знай и люби свой край.

Викторина.

27.05

24.05

Рассказывать о своей Родине,  читать стихи, петь песни.


34ч

12

22

4.Содержание программы

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 Диагностика. Сбор игр.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.  

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, посещение  кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4.“Я и школа”(ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».  

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

5 .Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое  значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).    

      С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению,  при этом предметом воспитания как учения являются не  столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для  участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

        В результате реализации программы ожидается:

  1. развитие творческих способностей;
  2. осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  3. способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  4. осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

        Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

         Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный;

здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый;

открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.

        В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Обучающийся научится:

_ понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

_ ориентироваться в историческом времени;

_ определять на карте границы и крупные города России;

_ рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

_ различать символы государства -флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

_ уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

_ уважительно относиться к защитникам Родины;

_ читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

_ различать художественную и научно-популярную литературу;

_ анализировать ответы товарищей;

_ осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. 

Обучающийся получит возможность научиться:

_ понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное

и версии в истории;

_ приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

_ различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

_ анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

_ на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

_ уважительно относиться к своему  городу, людям своего города, народу, России.

6. Формы и виды контроля

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

 Формы и средства контроля

  1. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  
  2. Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  3. Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
  4. Изучение самооценки личности младшего школьника;  
  5. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
  6. Проектная методика «Автопортрет»;
  7. Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  8. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А.Андреева;
  9. Социометрия;
  10. Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
  11. Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
  12. Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  13. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

7. Методические рекомендации

В 2011-2012 учебном году был организован кружок « Я гражданин России»

Цель: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Задачи:

-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали

и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Почти все задачи удалось выполнить полностью.

В  кружке  занимались  учащиеся 1б и 1г класса. Всего 40 учащихся.

 Так как занятия с детьми дают желаемый эффект в том случае, если они интересны, привлекательны для ребят, программа содержит занимательный и игровой материал, предполагает экскурсии, участие в выставках, встречах и т.д.. На мероприятиях использовались  различные виды деятельности детей: творческая, практическая, поисковая а также сочетание разнообразных форм:  бесед, игр, викторин.

Для системной и целенаправленной работы по краеведческому просвещению использовался материал с официального сайта г. Ершова.  

Следует отметить такие мероприятия: «Моя семья - моя радость», « Откуда пришли елочные игрушки», « Фотографии из бабушкиного альбома». « Загляните в мамины глаза», «Встречаем Масленицу» и д.р.

Недостаточно исследованными остались темы « История моего города», « О чем шепчут названия улиц родного города» и некоторые другие.

Выводы:

- Программа  кружка  «Я гражданин России» формирует патриотическую культуру учащихся. Непрерывным условием является сочетания теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области краеведения;

- Программа позволяет занять часть свободного времени школьников;

- Программа усиливает элементы самостоятельной исследовательской работы учащихся;

Предложения:

1. Необходимость в проведении  кружка  «Я гражданин России» в школе в новом учебном году;

2. Продолжить изучение  учащимися  истории родного края.

8.Информационно – методическое обеспечение

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
  3.  Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:

konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

  1.  Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
  2.  Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  
  3.  Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
  4.  Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
  5.  Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
  6.  Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  
  7.  Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
  8. .О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
  9.  Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова - Пособие для учителя. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
  10.  Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
  11. .Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  12.  Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
  13. Чутко Н.Я. Я _ гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. _ Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
  14. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я -  гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2004.

  1. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я _ гражданин России». 4 класс. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин"

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Я -гражданин"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы

рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс

Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 3 класс...