Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Т.В. Корнеева / Протокол № ___ от 30.08.2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ О.В.Бурова / 30.08.2012г | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 3» _____________/А.В.Широкова/ Приказ № _293 от 01.09.2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Я - гражданин России»
для 2 «Б», 2 «Г» класса
Направление: духовно - нравственное
Составитель
Косарева Светлана Анатольевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1от 30.08.2012г.
Рассмотрено на заседании
Управляющего совета
протокол № 4 от 30.08.2012г.
2012 -2013 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Структура курса
3.Учебно-тематическое планирование
4.Содержание программы
5.Характеристика основных результатов
6.Формы и виды контроля
7.Информационно-методическое обеспечение
1.Пояснительная записка
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО 2009г., а так же на основе программы «Я - гражданин России» автора С.В. Сабиной.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали
и нравственности;
-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данной программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135 часов: 33 часа в 1 классе, 34 ч. во втором классе и 68 часов в 3-4 классе. Продолжительность одного занятия 35 минут в 1 классе. 45 минут во 2-4 классах.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Практические занятия:
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
2.Структура курса
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Структура курса включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 класс (2011-2012 учебный год) «Маленькие Россияне» | ||
1 | “Я и я” | 4ч |
2 | “Я и семья” | 6ч |
3 | “Я и культура» | 5ч |
4 | “Я и школа” | 5ч |
5 | “Я и мое Отечество» | 6ч |
6 | “Я и планета» | 4ч |
итого | 33 | |
2 класс (2012-2013 учебный год) «Моя Малая Родина» | ||
1 | “Я и я” | 4ч |
2 | “Я и семья” | 5ч |
3 | “Я и культура» | 4ч |
4 | “Я и школа” | 6 |
5 | “Я и мое Отечество» | 9 |
6 | “Я и планета» | 6 |
итого | 34 | |
3 класс (2013-2014 учебный год) «Россия – Родина моя» | ||
1 | “Я и я” | 5 |
2 | “Я и семья” | 8 |
3 | “Я и культура» | 5 |
4 | “Я и школа” | 5 |
5 | “Я и мое Отечество» | 9 |
6 | “Я и планета» | 2 |
итого | 34 | |
4 класс (2014-2015 учебный год) «Я – гражданин России» | ||
1 | “Я и я” | 4 |
2 | “Я и семья” | 5 |
3 | “Я и культура» | 5 |
4 | “Я и школа” | 4 |
5 | “Я и мое Отечество» | 10 |
6 | “Я и планета» | 6 |
итого | 34 |
3.Учебно-тематическое планирование
2 класс (2012-2013 уч. г) «Моя Малая Родина»
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Количество часов | Даты | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудиторные | Неаудиторные | 1 «б» | 1 «г» | ||||
1. | Праздник первого звонка. | 1 |
| 1 | 03.09 | 07.09 | Встреча с одноклассниками, учителем, школой, учебниками и т.д. |
2. | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | 1 | 10.09 | 14.09 | Знакомство с символикой Саратовской области | |
3. | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 |
| 17.09 | 21.09 | Правила поведения в школе, взаимоотношениями с взрослыми, сверстниками. |
4. | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | 1 |
| 1 | 24.09 | 28.09 | Наблюдать за природой и делиться увиденным. |
5. | Подумай о других. | 1 | 1 |
| 01.10 | 05.10 | Беседа с элементами игры |
6. | Кто я? Какой я? | 1 | 1 | 08.10 | 12.10 | Наблюдение за самим собой | |
7. | Родной край в древности. Экскурсия в музей. | 1 |
| 1 | 15.10 | 19.10 | Экскурсия в музей |
8. | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | 22.10 | 26.10 | Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». | |
9 | Я люблю свою школу. | 1 | 1 | 12.11 | 09.11 | Конкурс сочинений. | |
10 | Мой портфель. | 1 | 1 |
| 19.11 | 16.11 | Игра – экспромт. |
11 | Моя любимая мамочка. Презентация. | 1 | 1 | 26.11 | 23.11 | Рассказывать о своей маме. Выставка рисунков. | |
12 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | 1 |
| 03.12 | 30.11 | Конкурс рисунков, стихотворений на тему «Школа» |
13 | Мой любимый город. Беседа. | 1 | 1 |
| 10.12 | 07.12 | Выяснить историю города Ершова. Выполнить коллаж « Мой город» |
14 | Наш город. Конкурс визиток. | 1 | 1 |
| 17.12 | 14.12 | Изучение истории города. Составление визитки «Наш город» |
15 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | 1 |
| 1 | 24.12 | 21.12 | Исследовать историю улиц города. |
16 | «Зимушка- зима». | 1 | 1 |
| 14.01 | 28.12 | Экскурсия в природу. |
17 | Экология нашего города. Беседа. | 1 | 1 | 21.01 | 18.01 | Выявление экологических проблем нашего города | |
18 | День добрых волшебников. | 1 | 1 |
| 28.01 | 25.01 | Вывешивание кормушек. |
19 | Я помощник в своей семье. | 1 | 1 | 04.02 | 01.02 | Беседа с элементами игры. | |
20 | Мы и наши права. Урок – игра. | 1 | 1 | 11.02 | 08.02 | В процессе игры познакомиться с правами и обязанностями детей. | |
21 | Психологический практикум «Правила счастливого человека» | 1 | 1 | 18.02 | 15.02 | В процессе игры познакомиться с правилами счастливого человека | |
22 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | 1 |
| 1 | 25.02 | 22.02 | Написание сочинений |
23 | Мама, папа, я – дружная семья. | 1 | 1 | 04.03 | 01.03 | Участие в конкурсе – соревновании. | |
24 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | 1 | 1 | 11.03 | 08.03 | Рассказывать о своих домашних питомцах | |
25 | Широкая Масленица. Игра. | 1 | 1 | 18.03 | 15.03 | Знакомство с народными играми. | |
26 | Поэты и писатели нашего города. | 1 | 1 | 01.04 | 22.03 | Выпуск буклетов. | |
27 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | 1 | 1 | 08.04 | 05.04 | Рассказать о семье. Создание фотоколлажа. | |
28 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | 1 | 1 |
| 15.04 | 12.04 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. |
29 | День птиц. Выставка рисунков. | 1 |
| 1 | 22.04 | 19.04 | Наблюдать за природой. |
30 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 1 | 1 | 29.04 | 26.04 | Экскурсия в музей. | |
31 | Герои ВОВ– наши земляки. | 1 | 1 |
| 06.05 | 03.05 | Чтение стихотворений о ВОВ |
32 | Открытка ветерану. | 1 | 1 | 13.05 | 10.05 | Рассказывать о своей Родине, читать стихи, петь песни. | |
33 | Десант чистоты и порядка. | 1 | 1 | 20.05 | 17.05 | Акция. Выполнение трудовых операций | |
34 | Знай и люби свой край. Викторина. | 27.05 | 24.05 | Рассказывать о своей Родине, читать стихи, петь песни. | |||
34ч | 12 | 22 |
4.Содержание программы
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, посещение кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4.“Я и школа”(ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
5 .Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный;
здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый;
открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Обучающийся научится:
_ понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
_ ориентироваться в историческом времени;
_ определять на карте границы и крупные города России;
_ рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
_ различать символы государства -флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
_ уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
_ уважительно относиться к защитникам Родины;
_ читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
_ различать художественную и научно-популярную литературу;
_ анализировать ответы товарищей;
_ осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
и версии в истории;
_ приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
_ различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
_ анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
_ на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
_ уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России.
6. Формы и виды контроля
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Формы и средства контроля
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
- Проектная методика «Автопортрет»;
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А.Андреева;
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
7. Методические рекомендации
В 2011-2012 учебном году был организован кружок « Я гражданин России»
Цель: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали
и нравственности;
-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Почти все задачи удалось выполнить полностью.
В кружке занимались учащиеся 1б и 1г класса. Всего 40 учащихся.
Так как занятия с детьми дают желаемый эффект в том случае, если они интересны, привлекательны для ребят, программа содержит занимательный и игровой материал, предполагает экскурсии, участие в выставках, встречах и т.д.. На мероприятиях использовались различные виды деятельности детей: творческая, практическая, поисковая а также сочетание разнообразных форм: бесед, игр, викторин.
Для системной и целенаправленной работы по краеведческому просвещению использовался материал с официального сайта г. Ершова.
Следует отметить такие мероприятия: «Моя семья - моя радость», « Откуда пришли елочные игрушки», « Фотографии из бабушкиного альбома». « Загляните в мамины глаза», «Встречаем Масленицу» и д.р.
Недостаточно исследованными остались темы « История моего города», « О чем шепчут названия улиц родного города» и некоторые другие.
Выводы:
- Программа кружка «Я гражданин России» формирует патриотическую культуру учащихся. Непрерывным условием является сочетания теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области краеведения;
- Программа позволяет занять часть свободного времени школьников;
- Программа усиливает элементы самостоятельной исследовательской работы учащихся;
Предложения:
1. Необходимость в проведении кружка «Я гражданин России» в школе в новом учебном году;
2. Продолжить изучение учащимися истории родного края.
8.Информационно – методическое обеспечение
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
- Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:
konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
- Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
- Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
- .О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова - Пособие для учителя. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
- Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
- .Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
- Чутко Н.Я. Я _ гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. _ Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
- Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2004.
- Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я _ гражданин России». 4 класс. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин"
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Я -гражданин"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс
Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 3 класс...