Описание опыта воспитательных практик
статья
В описываем опыте воспитательной работы рассматриваются разные методы и формы работы, направленные на формирование классного коллектива в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_po_formirovaniyu_kollektiva.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта новых форм воспитательных практик
«Классный час»
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ школа №7
Курская Е.В.
«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания,
должен обладать совершенно определенными качествами»
А.С. Макаренко
Классный руководитель – это ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Многие педагоги со мной согласятся, что классный руководитель - это не профессия, а это призвание души и сердца.
Воспитание и обучение – две взаимосвязанные стороны одного процесса, и воспитание не менее важно, чем обучение, так как, только соединив эти две задачи, можно сформировать творчески активную и зрелую личность. Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. [1, 14]Цель своей воспитательной работы с классом ставлю: создание атмосферы комфорта в классном коллективе для формирования положительной мотивации к общению. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать развитию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности учащихся.
В чем же заключается деятельность классного руководителя? Это прежде всего создание благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе, забота о здоровье, организация свободного времени учащихся, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности - учение, делает школу центром жизни ребенка. Школа для учащихся младших классов, особенно на первых порах, - это прежде всего учитель, за работой, за словами и поступками которого непрестанно следят дети. Воспитательная работа классного руководителя начинается с установления правильных взаимоотношений с учащимися, которые должны быть основаны на глубоком взаимоуважении.
Свою деятельность в роли классного руководителя строю на основе Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательного учреждения, интересов учащихся, личностно - ориентированного подхода. Ведущие ценности, которыми руководствуюсь в работе - воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе и охране культурного наследия.
Основные направления воспитательной деятельности:
- формирование гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни и выбору будущей профессии;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся;
- формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Нередко, ребенок, переступивший порог школы, с трудом адаптируется к новым условиям жизни, испытывает трудности в отношениях с детьми. Поэтому перед классным руководителем стоит важная задача - формирование дружного сплоченного коллектива. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия - вот главное условие успешного воспитания.
Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. И это действительно так, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплочённым. Ведь далеко не о каждом классе можно сказать, что здесь живут и действуют по правилу «один – за всех и все – за одного». А если в классе каждый сам по себе и каждый беспокоится лишь о собственном благополучии, выгоде, разве по плечу им такая сложная задача – воспитывать своих членов? Если классный руководитель постоянно взывает к совести учащихся, «тянет» всю работу один или с несколькими активными учениками, о каком дружном коллективе может идти речь? Даже очень хороший классный руководитель не сможет длительное время один нести это тяжкое бремя руководителя, если у него не будет твёрдой и надёжной опоры под названием коллектив. Вот почему его сверхзадачей является формирование и сплочение коллектива. Одно из удивительных свойств коллектива – его способность к саморазвитию. А классный руководитель должен в этих условиях быть дирижёром, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Я не могу заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это мне под силу. И только опытный классный руководитель может создать такие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание всех ребят станут обязательными для всех.
Формирование и сплочение коллектива можно сравнить с восхождением к вершине. Одному на вершину никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей ещё не можем назвать коллективом, то оказавшейся на вершине группе «присваивается» это «звание». Класс под руководством классного руководителя проходит этот тяжелый и сложный маршрут по восхождению к вершине и становится настоящим коллективом. Известно, что в своем развитии коллектив как минимум проходит три стадии. Что же может помочь классному руководителю при формировании коллектива?
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. По мнению А.С. Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. Макаренко считал, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать ему.[3, 136]
В первом классе я использую традиционные формы: капитан и дежурные. Капитана ребята выбирают путём голосования. Командир класса посещает общешкольные собрания и доводит до сведения одноклассников план работы школы. На классных часах дети обсуждают вопросы жизнедеятельности коллектива и принимают по ним соответствующие решения. Учащимися класса в начале первого года обучения в школе были совместно составлены правила дружбы и правила поведения в школе. Сначала ребята сформулировали правила в небольших группах, затем проходило обсуждение этих правил в классном коллективе, где каждый мог высказать свою точку зрения. Окончательные варианты правил дружбы и правил поведения в школе представлены в классном уголке. Начиная со второго класса кроме выбора капитана класса, дети выбирают четырех его помощников, каждый из которых набирает себе команду из шести-семи человек, при этом учитывается желание ребят: хотят ли они быть в этой команде и с этим командиром. Таким образом, все учащиеся класса разбиваются на четыре группы. Выборы помощников капитана, как правило, проводятся открытым голосованием, но иногда я сама назначаю помощников капитана, тем самым давая возможность побыть в этой роли скромным, тихим детям. Получается, что за годы учебы в начальной школе попробовать себя в роли помощника капитана смогут все ребята класса. Команда придумывает себе название. Каждая команда выполняет одно поручение в течение одной недели, на следующей неделе другое. За свою работу в конце недели на классном часе каждая команда получает баллы, которые выставляются в таблицу с названием «Наши итоги». Баллы выставляет не учитель, а сами дети. Каждый имеет право высказаться при обсуждении. В конце каждой четверти происходит общий подсчет набранных баллов и выявляется команда-победитель, которой вручается приз. Также происходит обсуждение, почему этой команде удалось победить, анализируется работа каждой группы, отмечаются наиболее активные ребята. Дети выполняют поручения по четырем направлениям: спорт, дежурство, дисциплина, досуг. Обязанности по группам:
Спорт. В начале учебного дня проводит зарядку. На каждом уроке проводит физ.минутки, во время прогулок в группе продленного дня организует подвижные игры.
Дежурство. Эта группа следит за чистотой классной доски, проверяет готовность детей перед каждым уроком, следит за внешним видом учащихся, раздает тетради, учебники; поливает цветы.
Дисциплина. Следит за поведением учащихся на перемене в классе, в коридоре, в столовой. Помогает учителю в дежурстве по школе.
Досуг. Эта группа готовит поздравления с днем рождения ребят, придумывает поздравления к календарным праздникам, организует отдых учащихся во время перемен.
Воспитание - это процесс постоянного творчества. Соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск стенгазет, коллективные творческие дела - позволяют добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Все мероприятия, тематические беседы, классные часы должны быть направлены на повышение уровня воспитанности, сплочение коллектива, раскрытие индивидуальных и творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса, должны прививать навыки культуры общения, обогащать знания ребят.
Метод проектов считаю одним из интереснейших инструментов для достижения целей воспитания и развития коллектива. На сплочение классного коллектива, а также на вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего развития межличностные отношения, получить опыт участия в социально значимых делах была направлена реализация мною социального проекта «Прикоснуться к подвигу сердцем», в рамках которого учащиеся класса расширяют знания о событиях 1941-1945 годов; знакомятся с книгами по данной теме; проводят различные мероприятия в школьном зале Боевой славы для учащихся школы. Такого рода внеурочная деятельность направлена на воспитание у школьников любви к истории своей страны, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, сплачивает коллектив, ребенок думает не только за себя, но и за команду, выстраивает стратегию; кто-то готов повести за собой, проявив организаторские качества; здесь ребята развивают и коммуникативные качества, также важна установка на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.
В каждом наборе осуществляю реализацию и другого проекта «Новогодний калейдоскоп сказок», целью которого является: создание условий для развития творческого потенциала активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности. В ходе проекта происходит: распределение ролей, подбор костюмов, инсценировка сказок, самооценка своей работы путём коллективного обсуждения. Как, правило, в спектаклях каждый ученик класса выбирает для себя роль. Данный проект позволяет: раскрыть индивидуальные творческие способности личности детей; поддерживать стремление к самовыражению, самореализации, самосовершенствованию; развивать коммуникативные навыки работы в группах, принимать на себя разные роли и обязанности; формировать нравственно-интеллектуальные качества и адекватную самооценку учащихся; способствовать развитию толерантных отношений. Считаю, что благодаря этому проекту происходит формирование классного коллектива, а дети учатся ценить труд в коллективе и осознают, что успех постановки зависит от того, как каждый сыграет свою роль в сказке. Продуктом проекта «Новогодний калейдоскоп сказок» является инсценировка новогодних сказок. Новогодний спектакль представляем ребятам начальной школы и воспитанникам детских садов (так было до пандемии), а самое важное - это показ сказки родителям, без участия которых реализация проекта была бы очень затруднительна. Каждый год родители, как мои верные помощники, проникаются идеей театрализацией и помогают с костюмами.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя, которая тоже способствует воспитанию классного коллектива. В своей работе использую как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирования, практикумы, разработка памяток. Классные родительские собрания моделирую так, чтобы они стали школой просвещения родителей, расширили их педагогический кругозор, стимулировали желание стать хорошими родителями. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. Провожу анализ учебных достижений, возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. К родительскому собранию готовлю выставки творческих работ учащихся, портфолио. О трудностях ребенка беседую с родителями индивидуально, обязательно начиная с положительных моментов в обучении, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание.
В современном мире, к сожалению, на мой взгляд, с каждым годом становится всё сложнее и труднее работать с родителями, нет того уважения к педагогам, которое было 15-20 лет назад. Но тем не менее стараюсь больше внимания уделять работе с родителями и привлекать их к проведению совместных праздников, вечеров, походов, экскурсий. Ведь деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками, а воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. В основе сотрудничества лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, вырабатывает верный подход к развитию его способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.В своей практике замечаю, что чем дружнее родительское сообщество, тем сплочённее и классный коллектив. Поэтому многие планируемые мероприятия и дела направлены на то, чтобы объединить, увлечь, сплотить родителей для достижения общей цели.
Традиционными мероприятиями с участием родителей стали: «Первый раз в первый класс», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «День Матери», «Новогоднее путешествие в лес со сказочными героями в 1 классе», «До свидания, первый класс», «Подари школе дерево», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Праздник «Радуга талантов»», «Моя семья», «Прощание с начальной школой». Считаю, что триединство «классный руководитель-ученик-родитель» – это сильный фактор, который имеет большое значение в воспитании классного коллектива, поэтому совместные мероприятия и родительские собрания обычно заканчиваю фразой: «Благодарю Вас за сотрудничество и взаимопомощь, и надеюсь, на успешную совместную работу в дальнейшем!»
Одна из форм воспитательной работы – это классный час. Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному. Классный час выполняет просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую функции.
Для проведения классного часа я использую такие формы как акция, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, квест, творческая мастерская, турнир, виртуальная экскурсия. Эти формы не являются новыми, но зарекомендовали себя как эффективные. Поэтому наполняя их новым актуальным содержанием и применяя информационные технологии, индивидуально подобранные под возрастные и личностные особенности обучающихся и воспитательные запросы образовательного процесса, можно говорить о новых формах воспитательных практик, которые применяются в данном классе. В первом классе на одном из классных часов мы с ребятами говорим о семье, о семейных традициях и приходим к тому, что классный коллектив – это школьная семья, у которой тоже могут быть свои классные традиции (разработка данного классного часа приведена ниже).
Традиции помогают воспитанию коллектива, но со временем они меняются и обновляются, а новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся более или менее популярными, а это в свою очередь способствует возникновению новых и стиранию старых традиций. «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции», так считал А.С.Макаренко. [3, 196] У нашей школы тоже есть свои традиции. Учащиеся класса являются активными участниками большинства традиционных школьных мероприятий. Так ребята постоянно участвуют: в школьных праздничных концертах, посвящённые Дню учителя, Дню Матери, 8 Марта; в экологической акции по сбору макулатуры «Собери макулатуру - спаси дерево» и использованных батареек «Батарейки, сдавайтесь!»; в «Весёлых стартах», посвященных Дню Защитника Отечества.
В нашей школе совсем недавно появилась новая традиция: каждый год выбирать учеников года и класс года. Победившие лучшие ученики и класс года получают свои награды на традиционном празднике «Мы славим тех, кто нас прославил», который ежегодно проводится 25 января в Татьянин день. Стремление получить звание «Класс года» также на мой взгляд способствует сплочению классного коллектива. При выборе лучшего класса учитывается: успеваемость класса; победы ребят в олимпиадах, конкурсах, викторинах; участие в общешкольных делах; внешний вид учеников. В этом году класс занял второе место, совсем немного нашему коллективу не хватило до заветного звания «Класс года». Надеюсь, что в следующий раз ребята ещё активнее будут участвовать во всех мероприятиях школы.
На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы», так считал А.С. Макаренко. [3, 184] Какие традиции могут быть у класса? К большим традициям в нашем коллективе можно отнести праздник «День рождение класса», который празднуем в первой четверти, проводы Масленицы, ежегодные выезды на природу и другие. К малым традициям в классе можно отнести: обязательное приветствие учителя и одноклассников, ежедневное проведение утренних зарядок, оформление стенгазет с поздравлениями к праздникам и так называемая «Минута славы» (поздравление именинников и победителей различных конкурсов, викторин и олимпиад).
На протяжении четырех лет, которые дети проводят в начальной школе, интересно наблюдать как зарождается и развивается классный коллектив. Для этого в своей практике использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование («Наш класс нашими глазами», «Что же делать, как же быть?» и другие). Проводимая ежегодно социометрия позволяет выявить лидеров класса, отвергнутых и изолированных. Диагностические методики: «Фотография», «Урок физкультуры», «Пьедестал» и “Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе» (авторы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) помогают увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся, определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса, изучить привязанность учащихся друг другу.Данные, полученные в ходе проведения выше названных методик, позволяют выстраивать дальнейший воспитательный процесс в нужном направлении, определять верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося, а самое главное видеть, как развивается детский коллектив.
В ходе своей воспитательной работы продолжаю создавать атмосферу комфорта в классном коллективе для формирования положительной мотивации к общению. К результатам своей воспитательной работы можно отнести достижения классного коллектива, а именно участие и победы в различных школьных и городских конкурсах. Много грамот у класса за сплоченную работу и достижение цели в образовательных марафонах на образовательной платформе Учи.ру.
Считаю, что в своей деятельности затрагиваю все основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива, а именно: организация коллективной деятельности; организация самоуправления; организация перспективы развития коллектива; организация традиций коллектива; воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
Список литературы
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 1. – 127 с.
3. Макаренко А.С. О воспитании - М.: Политиздат, 1988. – 256с.
4. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта .Использование гимнастики для глаз
В своей работе использую гимнастику для глаз, разработанную группой профессора, доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Возникает вопрос: почему именно гимнастикой для глаз?...
Описание опыта работы
Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....
Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...
Описание представленной дефектологической практики
Описание дефектологической практики к видеоролику...
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...
Описание опыта новых форм воспитательных практик «Классный час», "Они такие же как мы"
Материал классного часа посвящен созданию в коллективе системы сотрудничества с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Классный час "Описание новых форм воспитательных практик"
Формирование классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для учеников (4 к компетенции)...