Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
опыты и эксперименты на тему
Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
город Нижневартовск
Конкурс профессионального мастерства классных руководителей общеобразовательных учреждений города Нижневартовска
«Классный руководитель – 2016»
Описание опыта и системы работы по теме:
«Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
Юркина Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Описание опыта и системы работы по теме
«Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Конечно, на школу возлагается огромная роль в воспитании подрастающего поколения, но какими бы не были прекрасными педагоги и школы, самыми главными образцами поведения для ребенка являются родители. Школа как не может оградить ребенка от негативного влияния семьи, так и не может компенсировать положительное влияние семьи на ребенка. Как правило, проблемы в поведении ребенка и конфликты между семьей и школой возникают там, где эти две составляющих единого процесса воспитания смотрят на этот процесс по-разному, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно воспринимались ребёнком. Это возможно, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками в процессе воспитания.
Важнейшей задачей, стоящей перед коллективом нашей школы, является создание такой педагогической системы, которая будет основана на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и учеников. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности, поэтому девизом содружества родительской общественности и школы стали слова В.А. Сухомлинского: «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей». Мы должны действовать в одном направлении.
На мой взгляд, задача школы – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, действия, ощутить себя значим, нужным другим людям. В этом заключается мое педагогическое кредо и гражданская позиция. За 27 лет работы в школе научилась по лицам и взглядам ребят читать их мысли, чувствовать эмоции, жить одной с ними жизнью, поэтому, набирая 1 класс, каждый раз начинаю с главного, а именно, с создания условий, в которых бы классный коллектив стал настоящим, теплым, комфортным домом для моих детей. Я понимаю, что классный коллектив - это живой организм, в котором должны совмещаться учеба, воспитание, получение радости от прихода в школу. Вместе со своими воспитанниками и их родителями ищу наиболее эффективные способы взаимодействия с семьей.
Как научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека? Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищи и класс в целом.
Дети приходят из детских садов активные, с желанием принимают участие во всех мероприятиях, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы самостоятельно организовать их. Вот тут и нужны нам родители, которые в начальной школе не менее активны, чем их детки. Главное - сразу вовлечь родителей в жизнь класса.
Как это можно сделать? Поделюсь собственным опытом.
Начиная с первого года обучения, в классе при участии родителей формируется детское самоуправление. Вместе с родителями мы придумываем тот образ классной семьи, в которой нам нужно будет жить. И начинается все с простейшей формы самоуправления – конференции класса, на которой объясняю, что все мы большая семья, в которой у каждого должны быть свои права и обязанности. Мы составляем свой свод правил, кодекс чести, узнаем, о чем ребята мечтают, кем хотят стать в будущем. В итоге приходим к выводу, что у нас настоящее детское государство со своими учителями, врачами, биологами, музыкантами, художниками.
Мы создаем города, которыми управляют мэры, дума, министерства. Так ребята узнают устройство государства, города, в котором живут. При этом надо помнить, что такого рода деятельность для детей- это не просто игра, а модель их будущего поведения в обществе. Поскольку дети маленькие, то у каждого ребенка есть свой советник из числа родителей. Таким образом, к организации общественной жизни класса привлечены все дети и родители. Родители помогают освоить управленческие навыки и распределить обязанности в совместной деятельности в определенном министерстве, наладить взаимотношения. Все это утверждается на родительско - ученической конференции. Так для каждого ребенка и родителя находится своя общественно значимая работа.
Вместе с родителями мы принимаем участие в таких городских социально – значимых проектах, как: фестиваль детского, юношеского и молодежного творчества «Самотлорские роднички»; акция «Нижневартовск – город наш» и «Чистый город»; конкурс «Фауна Сибири»; конкурс Почта России - «Поздравь маму и папу»; конкурс «Строим музей сказок» (городская библиотека).
Родители готовят ребят к школьным конкурсам «Радуга творчества», «Самый умный ученик», «Югорский эрудит», отчетным концертам ( в школе специализированные классы: художественные, музыкальные и хореографические).
Сохранение и укрепление традиций школы и семьи организуем через проведение:
- выставки «Семейные умельцы»;
- мастерской Деда Мороза «Новогодняя игрушка»;
- круглого стола «Моя помощь по дому»;
- спортивного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья»;
- конкурса рисунков «Дом родной, живу я в нем. Это самый лучший дом».
В нашем классе ведется кружок «Проектная и исследовательская деятельность». Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию художественно - эстетического мышления младших школьников, формированию навыков работы в малых группах, навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, самоопределению учащихся в глазах сверстников и родителей. В этой работе также важна помощь родителей. Ребята с желанием принимают активное участие в конкурсах детских проектов школьного, городского, межрегионального и всероссийского уровней и являются активными членами школьного научного общества «Эврика», где представляются семейные проекты. Итогам совместной работы стали следующие результаты:
Год/ уровень | Школьный уровень | Место | Городской уровень | Место | Региональный уровень | Место | Всероссийский уровень | Место |
1 кл. | «Ученик года» | 2 | «Я-гражданин России» | Участие | «Грани познания» | 1 | «Человек на Земле» | Лауреаты |
3 конкурс молодежных проектов по экологической проблеме | Участие | |||||||
Фестиваль «Портфолио» | Участие | |||||||
«Ученик года» | Участие | |||||||
2 кл. | НОУ | 1 | «Открытие мира» | Участие | Интернет-конкурс педагогического творчества | 2 | ||
«Лучшее портфолио» | 1 и 2 | Конференция исследовательских и проектных работу уч-ся | Лауреаты | |||||
3 кл. | «Грани познания» | 1 | ||||||
4 кл. | «Открытие мира» | 1 |
Активное участие принимают родители в формировании здорового образа жизни своих детей и укреплении здоровья. Приобщение к спорту, обучение оказанию первой помощи, С-витаминизация, экскурсии, выходы в природу, Дни здоровья, разучивание народных игр и состязаний, конкурсы «Безопасность на улицах и дорогах», «Безопасное колесо», цикл мероприятий по ПДД, ППБ - это все проведено и подготовлено родителями и детьми министерства здравоохранения.
Результатом работы в этом направлении стало участие всех детей во всех спортивных праздниках.
Направления/ Год, класс | 2010-11 1 кл. | 2011-12 2 кл. | 2012-13 3 кл. | 2013-14 4 кл. |
Военно – спортивные игры к 23 февраля и 9 мая (мальчики) | 30% (все мальчики) | 30% | 30% | 30% |
Веселые старты | 68% | 89% | 100% | 100% |
Дни здоровья | 100% | 100% | 100% | 100% |
Учащиеся и родители активно проявляют интерес к жизни города. Ребята и родители рисуют листовки к акциям «Нет наркотикам», «Нет курению», «Чистый город». Выставляют свои художественные работы ко Дню рождения города, округа, принимают участие в экологической тропе в парке «Сибирские Увалы»; вместе с родителями делают кормушки для птиц и развешивают в микрорайоне и городском парке. В конце учебного года, по традиции, устраивают концерты для жителей микрорайона в рамках школьного образовательного события «Югорский Арбат», показывая своё мастерство на сцене в пении, чтении стихов, танцах, инсценировке сказок.
Важным является участие родителей в организации гражданско-патриотического воспитания. Ими подготовлены следующие мероприятия:
- проведение акций «Милосердия» (помощь пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны и «Город мой»);
- бесед («Скажи мне, кто твой друг», «Каким быть и каким не быть»);
- цикла бесед «Идем дорогою добра»;
- конкурсы рисунков, посвященных дню Победы и защитнику Отечества.
Вместе с родителями ребята активно принимают участие в защите природной среды (подкормка животных и птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц); по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу); по улучшению природной среды (посадка растений); по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на уроках трудового обучения и окружающий мир).
Помощь родителей необходима ребенку при создании «Портфолио ученика», который служит и инструментом оценки достижений ребенка, и механизмом планирования новых задач. Победители школьного конкурса «Лучший ученик года школы» представляли свои портфолио на окружной стажерской площадке по внедрению ФГОС НОО.
Школа вовлекает родителей в реализацию социально значимых образовательных проектов «Югорские эрудиты», «Мой дом – Югра», «Ученическое портфолио как индивидуальный образовательный маршрут», «Портфолио класса», «Портфолио семьи», «Великая сила искусства», «Музеи-сокровищница мировой культуры», «Детское самоуправление «Радуга»» и другие.
Проект «Портфолио семьи» - это один из эффективных способов организовать и объединить семью на общее важное дело, которое становится гордостью ребенка и механизмом воспитания.
В конечном итоге, мы, педагоги, понимаем, что создавая условия для воспитания ребенка, мы воспитываем и их родителей, направляя их внимание на формирование нравственно здоровых детей, способных отличать хорошее от плохого, учим жить в обществе по общепринятым законам.
Только в содружестве семьи и школы можно воспитать счастливого ребенка, который станет успешным в будущей своей жизни. А воспитать успешного человека – это и есть общая задача и мечта каждого педагога и родителя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование деятельности классного руководителя в современных условиях как фактор успешной социализации учащихся
Выступление на педагогическом совете ОУ....
Успешная социализация обучающихся как результат совместной деятельности семьи и школы
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, п...

выступление: "Классный руководитель - координатор взаимодействия педагогов, семьи, социума."
Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения, школы и ЦТ и Д "Солнышко." Проведение совместных мероприятий вместе с родителями стало традицией в нашей школе....
Описание опыта и системы работы
В своей статье я поделюсь своим опытом и расскажу о системе работы классного руководителя как организатора деятельности учащихся, способствующей духовно – нравственному развитию их личности....
Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, дей...

Использование воспитательного потенциала учебных занятий как фактор успешной социализации обучающихся.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к саморазвитию, саморазвитию и правильному взаимодействию с окружающим миром. Чтобы помочь ребенку, необходимо ...
Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)...