Описание представленной дефектологической практики
учебно-методический материал
Описание дефектологической практики к видеоролику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_predstavlennoy_defektologicheskoy_praktiki_tropnikova_d.s.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание представленной дефектологической практики.
Тема представленной дефектологической практики:
«Ориентировка на листе бумаги в клетку»
Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости и на листе в клетку.
Нозологическая группа – дети с задержкой психического развития.
Возраст 7 лет (первый класс)
Выбор представленной дефектологической практики не случайный, так как на сегодняшний день проблема слабой ориентировки на плоскости и листе бумаги у старших дошкольников и младших школьников является актуальной и значимой. При слабой ориентировке в пространстве и на листе бумаги страдают основные школьные навыки (письмо, чтение, математические умения).
Во время проведения диагностики, у многих детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень ориентировки на листе бумаги, соскальзывание со строки, неумение ориентироваться на листе бумаги в клетку, а также, нарушение почерка, ребенок не чувствует границ строки и клетки. Низкий уровень у школьников графо-моторных функций оказывает негативное воздействие на формирование функции письма.
Письмо - сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. При недостатках зрительно-моторной координации отмечаются:
•неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
•трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры геометрической фигуры).
Дети с задержкой психического развития дольше овладевают письменной речью, так как достаточно долго овладевают умением ориентироваться в пространстве, на плоскости и на листе.
Анализ результатов проведенного обследования по выявлению уровня сформированности графо-моторных функций и умения ориентироваться на листе бумаги у младших школьников с ЗПР позволил сделать вывод о том, что для успешного освоения детьми школьной программы, а также формирования навыка письма и чтения необходимо умение хорошо ориентироваться на листе бумаги, на плоскости.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - это дети у которых тип психического развития характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом.
Дети с задержкой психического развития часто затрудняются в ориентировке в собственном теле, на вертикальной, горизонтальной плоскости, а также в определении середины листа, строки и клетки. Им часто бывает сложно определить середину листа, строки, клетки.
Недоразвитие пространственных функций мозга (по мнению нейрофизиологов) приводят к трудностям в овладении чтением, письмом, математикой, нарушению грамматического строя речи.
Во время изучения данной проблемы, я выяснила, что при коррекции пространственных функций мозга педагоги предлагают ориентироваться сначала на листе бумаги, потом на строке и затем в крупной клеточке.
Работа по формированию оптико-постранственной ориентировки состоит из следующих этапов, для усвоения которых используются, как правило, различные игры.
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела (слева справа, спереди-сзади, сверху-снизу), определение частей тела у товарища напротив.
- Ориентировка в окружающем пространстве (назови, что от тебя находится справа, что сзади и т.д.)
- Обучение восприятию пространственных отношений между предметами (что находится справа от стола и т.д).
- Обучение ориентировки на плоскости.
- Четвертый этап для детей является самым сложным, так как требует длительной концентрации внимания и усидчивости.
В представленной дефектологической практике продемонстрированы этапы формирования умения ориентировки на плоскости и листе в клетку.
В процессе урока детям были предложены задания на усвоение определенных навыков: умение находить стороны право-лево, направления вверх-вниз, находить и называть стороны, углы и середину листа, выполнять графический диктант по клеточкам.
Основным критерием достижения поставленной цели на уроке (умение детей ориентироваться на листе в клетку) являлось правильное выполнение обучающимися графического диктанта.
На более ранних этапах с детьми проводилась подготовительная работа по определению сторон, направлений, что обучающимися было продемонстрировано на уроке.
Все предложенные задания строились по принципу поэтапного усложнения, наглядности, практичности, целесообразности и др., учитывалась возрастная и нозологическая группа детей.
Для поддержания продуктивности работы использовались здоровье сберегающие технологии в виде расслабления мышц глаз, активизации мышц пальцев рук, динамическая пауза.
Учащимся в игровой форме предлагалось выполнить несколько заданий.
Первое задание было направлено на определение детьми сторон право - лево.
Детям предлагалось разложить предметы в две группы по заданному признаку в соответствии со сторонами право-лево, в результате чего закреплялись названия сторон и умение распределять предметы по заданному признаку на две группы. Затем, это же задание было предложено выполнить в парах, с целью закрепления навыка и развития коммуникативных умений между детьми при работе в паре. Учитывались индивидуальные особенности детей, более слабому ребенку было предложено облегченное задание.
На каждом этапе детям предлагалось оценить свою выполненную работу с целью формирования самоконтроля и самооценки.
При выполнении второго задания детям было предложено определить верх и низ листа, тем самым соблюдая этапы формирования умения ориентироваться на листе бумаги.
Дети группировали предметы по заданному признаку, соблюдая условие их распределения (на верхнюю или нижнюю часть листа).
В процессе выполнения этого задания учащиеся закрепляли направления, а также активизировали словарный запас при объяснении назначения предметов изображенных на карточках.
Включение динамической паузы в урок, позволило организовать смену видов деятельности у детей, дало возможность ученикам отдохнуть, переключить внимание, поддерживать интерес и познавательную активность у детей, а яркий, узнаваемый, музыкальный видеоряд добавил детям положительных эмоций.
В третьем задании предлагалось определить углы, стороны, середину листа. Детям нужно было работать с интерактивной доской.
Часто дети с задержкой психического развития затрудняются работать у доски, стесняются. Использование электронных ресурсов и ИКТ вызывает у школьников интерес, что помогает детям в игровой форме освоить сложные навыки. Для того чтобы дети научились работать с электронной доской, предварительно проводятся обучающие занятия.
Четвертое задание предполагало применение на практике полученных ранее навыков. Детям предлагалось выполнить графический диктант, тем самым закрепить пройденный материал. Умение выполнять задания по клеткам, у многих детей с задержкой психического развития вызывает трудности, так как у них страдают процессы анализа и синтеза. Поэтапное обучение детей ориентировке на плоскости способствует более точному выполнению графического диктанта, умению ориентироваться на листе бумаги, соблюдать инструкцию.
На уроке применялся поисковый метод и метод решения проблемных ситуаций, которые позволяли детям проявлять инициативу, творчество, развивать мышление. Применение игровых методов помогают детям с задержкой психического развития осваивать материал в ненавязчивой форме, не вызывает негативных реакций.
Работа в парах и взаимопроверка развивает у детей коммуникативные способности, помогает научиться договариваться, оценивать свою и чужую работу, анализировать, делать выводы.
Умение называть и определять направления вверх-вниз, право-лево, является одним из важных этапов формирования у детей умения ориентироваться на листе бумаги, так как формирует базу для дальнейшей работы по ориентировке на листе бумаги.
Не менее важным является развитие взаимосвязи зрительного и двигательного анализатора. В ходе обучения дети раскладывают (сортируют) предметы, при этом закрепляя названия сторон.
Таким образом, представленная дефектологическая практика имеет практическую значимость, так как способствует формированию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку и развитию ориентировки на плоскости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дефектологическое представление на учащегося (2–4 класс)
Дефектологическое представление на учащегося (2–4 класс)...
Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата
Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...
Конспект дефектологического занятия по развитию математических представлений, 1 класс
Тема занятия: «Порядковый счёт в пределах 3 с опорой на наглядный материал»Цель: Закреплять умение пересчитывать предметы в пределах 3;Задачи: -вести порядковый счет; соотносит цифру с опр...
Дефектологическое представление
Дефектологическое представление...
Дефектологическое представление.
Дефектологическое представление на ребёнка нужно учителю , логопеду, дефектологу для направление коррекционной работы с ним....
Актуальные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образо- вания
Сборник включает публикации участников Всероссийской (с международ-ным участием) научно-практической конференции «Актуальные тенденции взаимодействия...
Описание опыта воспитательных практик
В описываем опыте воспитательной работы рассматриваются разные методы и формы работы, направленные на формирование классного коллектива в начальной школе....