Описание опыта новых форм воспитательных практик «Классный час», "Они такие же как мы"
классный час (3 класс)
Материал классного часа посвящен созданию в коллективе системы сотрудничества с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурсе профессионального мастерства
работников сферы воспитания и дополнительного образования
«Воспитать человека»
Номинация: «Воспитание классного коллектива»
Описание опыта новых форм воспитательных практик
«Классный час»
Выполнила:
Учитель начальных классов
МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»
Гафиятулина Гульнара Зялилевна
пгт. Нижние Вязовые, Зеленодольский район
2021
Содержание работы
Для воспитания полноценной личности ребенка с ограниченными возможностями необходимо способствовать социализации ученика. Общение в одноклассниками, друзьями могут способствовать его социально- психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Предлагаемая воспитательная практика ориентирована на создание в классном коллективе системы сотрудничества с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательная работа реализуется через вовлечение учащихся в совместную деятельность, поиску решений, общих мероприятий.
Сущностью инклюзивного образования - является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности.
Цель воспитательной практики: формировать толерантное и уважительное отношение к личности, научить детей выделять нравственную сторону поступков, развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
Задачи:
- Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- Формировать понимание необходимости образования «для всех»;
- Помочь учащимися осознать, что доступ к образованию для детей-инвалидов – задача не только законодателей, но и всего общества;
- Воспитывать у учащихся чувство уважения к людям, независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.
Основные направления воспитательной работы – нравственное, духовное.
Функции воспитательной работы:
- создание воспитывающей среды,
-сплочение коллектива, привлечение к своей деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы,
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности.
Сценарий классного часа
«Они такие же, как мы» (3 класс)
- Вступительное слово учителя
Начинаем мы игру.
Развиваем логику,
Все мы станции пройдем
И назад не повернем
Игра « Я+ТЫ = МЫ»
А) постройтесь по принципу «низкий – высокий»
Б) сначала встанут девочки, потом мальчики.
- Как вы думаете, сможем ли мы найти среди нас абсолютно одинаковых людей?
- Все люди разные. Каждый из нас особенный, оригинальный, симпатичный, но общее у нас тоже есть - мы учимся в одном классе, у нас есть общие интересы.
- Не всем повезло как нам.
Презентация «Они такие же, как мы» - слайд 4,5 «Люди с особенностями развития»
- Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?
Сегодня мы говорим о людях-инвалидах. На самом деле это уникальные люди, столько в них силы, любви к жизни, а сколько среди них поистине талантливых людей: художников, музыкантов.
- Как вы поняли кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья?
Им очень непросто жить нормальной, полноценной жизнью. Особенно тяжело детям-инвалидам, ведь им так хочется играть, бегать, прыгать, радоваться жизни, но вместо этого они прикованы к инвалидной коляске.
- Что вы о них узнали?
Разделимся на команды. Выберите свой цвет лепестка. И садимся за столы свое цвета. Наши команды «Доброта» - красный цвет, «Творчество» - зеленый цвет, «Позитив»- синий. Выберите капитана.
Дети – это цветы жизни. Ваша задача - собрать как можно больше цветов и приклеить их на табличку с название своей команды. В конце игры проверим – чья поляна зацвела.
1 станция – «Предлагаю – выбираю» (слайд 6)
Предложи выход из ситуации.
1 ситуация – На детской площадке играли в футбол ребята школьного возраста. Рядом в инвалидном кресле сидел мальчик Витя и наблюдал за ребятами. Неожиданно мяч попал в Витю и ударил по коляске.
- Что бы вы посоветовали ребятам? Как бы вы поступили?
2 ситуация – В класс пришли новые ученики, приехавшие из Средней Азии. Они отличались своим внешним видом от всех ребят, плохо говорили на русском языке. Что бы вы предложили своим одноклассникам?
3 ситуация - Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде или автобусе окажется человек в инвалидной коляске?
Информация о Нике Вуйчич
2 станция – Литературная (слайд 7)
Собери пословицы.
1 группа – о доброте
Доброе дело - два века живет
Добро творить - себя веселить
Добрые слова - дороже богатства
2 группа – о дружбе
Доброе братство - милее богатства
Новых друзей наживай - а старых не теряй
Недруг поддакивает - а друг спорит
3 группа – о справедливости
Где справедливость – там и правда
Осень хвастлива- весна справедлива
Как аукнется – так и откликнется
Информация о Соне Шаталовой
3 станция – Музыкальная (слайд 8)
Отгадай загадки о музыкальных инструментах (на доске загадки, на оборотной стороне листа – отгадка – рисунок инструмента).
1.Три струны, играет звонко
Инструмент тот-
«треуголка».
Поскорее узнавайка,
Что же это? (балалайка)
- Все мы очень любим слушать
Как поет у нас Тамара,
И в руках ее послушна
Шестиструнная … (гитара)
- Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит-
В ногу всем шагать велит (барабан)
- Очень весело поет, если дуете в нее.
Вы все на ней играете и сразу отгадаете. Ду-ду-ду да- да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка
А что же это? (дудочка)
- У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет-
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем.
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой … (баян)
- Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль)
Информация о Диане Гурцкой, о Л. Бетховене
4 станция – Спортивная (слайд 9)
Проверим, какие виды спорта вы знаете. Вспомните виды спорта, названия которых начинаются с буквы и запишите их.
«Ф» - футбол, фехтование, фигурное катание.
«В» - волейбол, водное поло, велоспорт
«П» - прыжки в воду, плавание, парусный спорт
Информация о паралимпийце С.В. Шилове
5 станция – Мои желания (слайд 10)
А теперь на своем лепестке напиши свое заветное желание. Соберем с вами цветок исполнения желания (музыкальное сопровождение Домисолька «Цветик- семицветик»)
Итог занятия
-Что бы вы пожелали людям с ограниченными возможностями здоровья?
- Какую помощь мы можем предложить детям – инвалидам?
У нас с вами вырос замечательный цветок желаний.
Этот цветок мы прикрепим к нашему воздушному шару и пустим наши желания в небо, чтобы они исполнились.
Заключение
В воспитательной работе активно применяю учебно-игровую, социально- ориентированную деятельность, посещение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, социализация ребенка, совместную групповую работу на основе нравственных установок и моральных норм непрерывного образования. В процессе работы использовались различные приемы включения учащихся в деятельность: самостоятельное определение задач, планирование, самостоятельный поиск информации.
Вывод:
Поставленные цели и задачи определялись с учетом психофизиологических особенностей развития детей данного возраста. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач я считаю позитивные изменения в сознании учеников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Это касается, их оценки мероприятия, их заинтересованного участия в предлагаемых заданиях.
Список использованной литературы
- Калейдоскоп школьных дел. В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенкова, Москва- Псков, 2002г
- Праздники круглый год: в учебное время и летом. Калашников О.В. Волгоград, 2002г3 .
- https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-inklyuzivnogo-vospitaniya
- https://www.2099.ru/2019/10/26/muzykalnye-instrumenty-v-zagadkakh
- https://tunnel.ru/post-istoriya-zhizni-i-stikhi-autistki-soni-shatalovojj
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы
Выступление на педагогическом совете по теме: "Новые формы воспитательной работы"....

"Новые формы воспитательных практик" для конкурса "Самый классный классный"
Презентация моей воспитательной программы, а также новых форм воспитательных практик....

Новые формы воспитательных практик на тему "Классный час"
Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Од...

«Новые формы воспитательных практик».
Основные направления воспитания учащихся, эффективные формы. Проектная работа "Умные игрушки"....
Классный час "Описание новых форм воспитательных практик"
Формирование классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для учеников (4 к компетенции)...
Новые формы воспитательной работы
поделюсь опытом...