Программа по внеурочной деятельности " Юные экологи"
рабочая программа (3 класс)

Жеребятьева Светлана Николаевна

Рабочая программа «Юные экологи» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы С.В.Машкова, Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева.  Программа реализуется в работе с обучающимися 3–4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_ekologi.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Юные экологи» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы С.В.Машкова, Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева.  Программа реализуется в работе с обучающимися 3–4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа).

Цель программы «Юные экологи» – достижение планируемого результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; в формировании осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

4. Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Общая характеристика программы.

Программа  «Юные экологи» основывается на принципах:

  • Принцип следования нравственному примеру.
  • Принцип идентификации
  • Принцип диалогического общения.
  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

 

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- экскурсии;

- наблюдения;

          - организация, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

          -круглый стол

Содержание программы

3 класс (34 ч)

 «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»

               «ВВЕДЕНИЕ»  (2 час)

Тема 1.  Вводное занятие. Мы жители планеты Земля  (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами работы отряда и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг.  (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

            Раздел 1 .     « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»   (5 часов)      

Тема 3.  Экология и мы.  (1 час)

Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4.    Осенние работы в поле.  (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5.   Практическое занятие «Пришкольный участок».  (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.  

Тема 6. Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7.    Осень в лесу (экскурсия)   (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

                  Раздел 2 .     « НЕЖИВОЕ  В  ПРИРОДЕ»   (12 часов)

Тема 8 – 9.    Неживая природа      ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11.  Вода, её признаки и свойства  (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду!  (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

 Тема 13.   Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14.    Практическое занятие  «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 15 – 16.   Погода. Климат.   (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема  17.   Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Тема 18.      Почему нельзя..?  (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19.  Практическое занятие  «Диалоги с неживой природой»  (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы населенного пункта.  Акция «Мы, против мусора!»

Раздел  3.  «ЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ   МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»     (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки»   (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края

Тема  22.   Экологические связи неживой и живой природы   (1 час)

  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23.  Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24.   Растения рядом  (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25.  Комнатные растения  (1час)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26.   Размножение комнатных растений   (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса  (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28.  Практическое занятие «Растения луга и леса»  (1 час)

 Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

                        Раздел  4.   «ЦАРСТВО ГРИБОВ»  (3часа)

Тема 29.  Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 30. Несъедобные  грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31.   Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

           Раздел 5.  «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»    (3 часа)

Тема 32.    Сельскохозяйственные машины и  орудия  (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33.  Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

Результаты развития универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

  • выбор оснований и критериев для сравнения ,классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

4. Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:

1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • будут иметь позитивный социальный опыт  (готовность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами, ответственность за свое поведение и за происходящее в процессе совместной деятельности);
  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;
  • о способах нахождения обработки и нахождения информации;
  • духовно-нравственные приобретения.

2 уровень (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
  • приобретут общечеловеческие нравственные качества;
  • стремление к коллективной творческой деятельности;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

3 уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
  • опыт самостоятельного  поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.
  • опыт взаимоотношения с разными людьми;
  • опыт перехода от одного вида общения к другому;
  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам;
  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
  • опыт самоорганизации;

Тематическое планирование

«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 34 часа

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

        Введение    

2

2

   Человек и природа

5

3

Неживое в природе        

12

4

  Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой.

9

5

  Царство грибов.

3

6

 Сельскохозяйственный труд весной  

3

                                              Итого:

34

                             

Календарно-тематический план программы

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Теория

Практика

        Введение     (2час)

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

6.09

2.

Мир вокруг.

1

13.09

   1.  Человек и природа  (5 часов)

2

3

3

Экология и мы.

1

20.09

4

Осенние работы в поле

1

27.09

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

4.10

6

 Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

1

11.10

7

Осень в лесу

1

18.10

    2.   Неживое в природе        (12часов)

6

6

8 – 9

Неживая природа

1

1

25.10, 8.11

10

Солнце – источник тепла и света

1

15.11

11

Вода, её признаки и свойства

1

22.11

12

Берегите воду!

1

29.10

13

Почва – святыня наша.

1

6.12

14

Состав и свойства почвы

1

13.12

15 – 16

Погода. Климат.

1

1

20.12

27.12

17

Предсказание погоды по народным приметам

1

10.01

18

Почему нельзя..?

1

17.01

19

Диалоги с неживой природой

1

24.01

   3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

4

5

20

Практикум «Хлебные крошки»

1

31.01

21

Кто улетает, а кто остаётся

1

7.02

22

Экологические связи неживой и живой природы

1

14.02

23

Вода и жизнь

1

21.02

24

Растения рядом

1

28.02

25

Комнатные растения

1

6.03

26

Размножение комнатных растений

1

13.03

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

20.03

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

3.04

     4.   Царство грибов  (3часа)

     3

29

Съедобные грибы

       1

10.04

30

Несъедобные грибы

1

17.04

31

Микроскопические грибы

1

24.04

   Сельскохозяйственный труд весной

( 3 часа)  

1

2

32

Сельскохозяйственные машины и  орудия

1

8.05

33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Рыхление почвы.

1

15.05

34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Высадка рассады цветочных культур.

1

22.05


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа внеурочной деятельности....

Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"

Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...

Презентация программы внеурочной деятельности "Юный эколог"

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по теме"Экологическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС". Презентация программы внеурочной д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Внедрение стандартов нового поколения...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...