Программа дополнительного образования "Юный эколог"
материал (1 класс) по теме

Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОГРАММА КРУЖКА

ЮНЫЙ ЭКОЛОГ

                 Учитель Просандеева Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспитание экологической культуры -актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер шенствования всей системы воспитательной работы с младши ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи ке экологического образования в начальной школе единой, рас считанной на весь период обучения, программы дополнительно го образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любо знательность и живой интерес к познанию мира природы, их ак тивность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их пове дение в окружающей биосреде стало более осознанным и адек ватным. Миссией образовательного учреждения является созда ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего об раза жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации зколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива яв ляется образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях
    природных явлений, единстве неживой и живой природы,
    о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества
    и человека.
  2. Формирование   осознанных   представлений  о   нормах
    и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения
    в своей жизнедеятельности,
  3. Формирование   экологически   ценностных   ориентации
    в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.
  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию са моценности Природы.
  6. Развитие способности формирования научных, эстетиче ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во просам.
  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов
    решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без
    образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения
    и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  1. принцип единства сознания и деятельности;
  2. принцип наглядности;
  3. принцип личностной ориентации;
  4. принцип системности и целостности;
  5. принцип экологического гуманизма;
  6. принцип краеведческий;
  7. принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча щихся начальной школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 380 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения- «Экология моего дома» (80 часов: теория - 52 ч; практика - 28 ч);

2-й год обучения- «Неживое в природе. Жизнь расте ний и грибов» (140 часов: теория - 62 ч; практика 78 ч);

3-й год обучения- «Экология животных» (160 часов: теория - 104 ч; практика - 56 ч).

Занятия проводятся 5 раз в неделю по одному академиче скому часу.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отли чается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «От крывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение трех лет), личностной ори ентацией и эксцентрическим подходом в рассмотрении вопро сов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст вует требованиям к содержанию образовательных программ до полнительного образования детей, построена с учетом преемст венности экологического образования дошкольников (програм ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает ся на теоретический, практический и личностный опыт уча щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс включает и раскрывает основные содержатель ные линии:

  1. Земля - единая экосистема.
  2. Человек - существо биосоциальное, часть экологической
    системы.
  3. Уникальная ценность природных существ вне зависимости
    от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, театрализованные представления, экологиче ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле чения семьи к совместной экологической деятельности: семей ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы полнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообраз ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:- интерес к познанию мира природы;

  1. потребность к осуществлению экологически сообразных
    поступков;
  2. осознание места и роли человека в биосфере как существа
    биосоциального;

-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

  1. планета Земля - наш большой дом;
  2. Солнце - источник жизни на Земле;
  3. неживое и живое в природе;
  4. основные группы растительных и животных организмов
    и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  5. влияние деятельности человека на условия жизни живых
    организмов (примеры);
  6. самоценность любого организма;
  7. значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ,
    связи между ними (примеры);
  8. значение растений и животных в жизни человека, условия
    их выращивания и правила ухода;
  9. многообразие растений, животных, грибов, экологические
    связи между ними;
  10. основные виды растений и животных различных экосистем
    (леса, луга и т. д.);
  11. организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не
    которые меры борьбы с ними;
  12. человек — существо природное и социальное; разносторон ние связи человека с окружающей природной средой;
  13. условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело
    века и природы;
  14. различия съедобных и несъедобных грибов;
  15. позитивное и негативное влияние деятельности человека
    в природе;
  16. способы сохранения окружающей природы;
  17. что такое наблюдение и опыт;
  18. экология - наука об общем доме;
  19. экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-        применять теоретические знания при общении с живыми
организмами и в практической деятельности по сохранению
природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними жи вотными (посильное участие);

-        составлять экологические модели, трофические цепи;
-доказывать уникальность и красоту каждого природного

объекта;

-        заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной сре ды, об улучшении качества жизни;

-        предвидеть последствия деятельности людей в природе
(конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  1. осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  2. наблюдать предметы и явления природы по предложенно му плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  1. ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой
    природы;
  2. работать с гномоном (астрономический инструмент для определения момента полдня и направления полуденной линии в данном месте), гербаризировать растения;
  3. оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения
    их экологической допустимости;
  4. проявлять нетерпимость к экологически неграмотным по
    ступкам и действиям;
  5. выражать свое отношение к природе и людям в игре и про
    дуктивной деятельности в виде рисования., изготовления поде лок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.

     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

Номер раз дела

Номер

заня тия

Тема

Кол-во часов

Дата

Тео рия

Прак тика

1

2

3

4

5

Введение

2

1—2

Что такое экология?

2

  2

1

Мой дом за окном

8

4

3-4

Мой дом

2

5

Дом, где мы живем

1

6

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

7

Откуда берется и куда девается

мусор?

1

8

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

9

Деревья твоего двора

1

10

Экскурсия по территории школы

1

11-12

Птицы нашего двора

2

13

Практическое занятие «Изготов ление кормушек для птиц»

1

14

Дорога из дома в школу

1

12

1

2

3

4

5

6

2

Я и мое окружение

12

8

15

Моя квартира

1

16

Моя семья

1

17

Соседи-жильцы

1

18

Мой класс

1

19

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком натах»

1

20

Дом моей мечты

1

21

Рассказы, стихи о семье

1

22-23

Комнатные растения в квартире, в классе

2

24-25

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

26-27

Практическое занятие «Малень кий огород на подоконнике»

2

28

Экскурсия в парк

1

29-31

Животные в доме

3

32-33

Рассказы, стихи, поговорки, по словицы о домашних животных

2

34

Практическое занятие «Уход за домашним животным в классе»

1

      20

3

Гигиена моего дома

8

6

35

Уход за квартирой

1

36

Гигиена класса

1

37

Практическое занятие «Гигиена

класса»

1

38-39

Бытовые приборы в квартире

2

40

Экскурсия в школьную кухню

1

41

Природа в квартире и в классе

1

42

Паша одежда и обувь

1

43-44

Русская народная одежда

    2

45

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

46

Практическая работа «Уход за одеждой»

1

47

Экскурсия в музей

1

48

Моделирование и демонстрация

одежды

1

14

4

Вода - источник жизни

8

3

49-50

Вода в моем доме и в природе

2

51

Стихи, рассказы о воде в природе

1

52

Экскурсия в парк

1

53

Весна в нашем городе

1

54

Экскурсия в парк

1

55

Вода в жизни растений

1

56

Вода в жизни животного мира

1

57

Вода и здоровье человека

1

58

Личная гигиена

1

59

Практическое занятие «Как пра вильно чистить зубы»

1

11

5

Солнце и свет в нашей жизни

8

60

Солнце, Луна, звезды - источни ки света

1

3

61

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

62

Практическое занятие по разме щению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

 

63

Отношение к свету и теплу раз личных животных

1

64

Практическое занятие «Наблю дение света Солнца и Луны, фо наря, лампы, свечи»

1

65-66

Электрический свет и тепло в моем доме

2

67

Откуда приходят свет и тепло в мой дом

1

68

Телевизор в моем доме

1

69

Сколько стоят свет и тепло. Экскурсия в музей

1

70

Итоговое занятие

1

11

6

Воздух и здоровье

1

1

71   1

Воздух и здоровье человека

1

72

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

2

7

Мой край

3

1

73

Растительный мир области

1

74

Животный мир области

1

75

Исчезающие растения и живот ные родного края

1

76

Экскурсия в музей

1

4

8

Весенние работы

4

77-78

Практическое занятие по подго товке почвы к посеву

2

79-80

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

2

4

52

28

Итого:

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников

Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...

Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 2-3 лет на 2019 - 2020 учебный год

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

Основная линия занятий кружка – прослеживание закономерных связей живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется установлению многообразных и сложных связей, существующих в растительно...


 

Комментарии

Экологии надо уделять мног внимания. Дети мало знают об окружающей среде. Эта программа поможет расширить представления детей об окружающей среде. Предлагаю использовать во внеурочной деятельности.