Программа дополнительного образования "Юный эколог"
материал (1 класс) по теме
Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_.docx | 46.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОГРАММА КРУЖКА
ЮНЫЙ ЭКОЛОГ
Учитель Просандеева Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Воспитание экологической культуры -актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си туации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер шенствования всей системы воспитательной работы с младши ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи ке экологического образования в начальной школе единой, рас считанной на весь период обучения, программы дополнительно го образования с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любо знательность и живой интерес к познанию мира природы, их ак тивность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их пове дение в окружающей биосреде стало более осознанным и адек ватным. Миссией образовательного учреждения является созда ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего об раза жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации зколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива яв ляется образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях
природных явлений, единстве неживой и живой природы,
о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества
и человека. - Формирование осознанных представлений о нормах
и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения
в своей жизнедеятельности, - Формирование экологически ценностных ориентации
в деятельности детей. - Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.
- Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию са моценности Природы.
- Развитие способности формирования научных, эстетиче ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во просам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов
решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без
образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения
и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. - Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для уча щихся начальной школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 380 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения- «Экология моего дома» (80 часов: теория - 52 ч; практика - 28 ч);
2-й год обучения- «Неживое в природе. Жизнь расте ний и грибов» (140 часов: теория - 62 ч; практика 78 ч);
3-й год обучения- «Экология животных» (160 часов: теория - 104 ч; практика - 56 ч).
Занятия проводятся 5 раз в неделю по одному академиче скому часу.
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отли чается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «От крывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение трех лет), личностной ори ентацией и эксцентрическим подходом в рассмотрении вопро сов взаимоотношений человека и природы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст вует требованиям к содержанию образовательных программ до полнительного образования детей, построена с учетом преемст венности экологического образования дошкольников (програм ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает ся на теоретический, практический и личностный опыт уча щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Курс включает и раскрывает основные содержатель ные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек - существо биосоциальное, часть экологической
системы. - Уникальная ценность природных существ вне зависимости
от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются системати ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса явля ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, театрализованные представления, экологиче ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле чения семьи к совместной экологической деятельности: семей ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы полнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообраз ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных
поступков; - осознание места и роли человека в биосфере как существа
биосоциального;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов
и их приспособленность к условиям существования (примеры); - влияние деятельности человека на условия жизни живых
организмов (примеры); - самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ,
связи между ними (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия
их выращивания и правила ухода; - многообразие растений, животных, грибов, экологические
связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем
(леса, луга и т. д.); - организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не
которые меры борьбы с ними; - человек — существо природное и социальное; разносторон ние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело
века и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека
в природе; - способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми
организмами и в практической деятельности по сохранению
природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними жи вотными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
-доказывать уникальность и красоту каждого природного
объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной сре ды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе
(конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенно му плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой
природы; - работать с гномоном (астрономический инструмент для определения момента полдня и направления полуденной линии в данном месте), гербаризировать растения;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения
их экологической допустимости; - проявлять нетерпимость к экологически неграмотным по
ступкам и действиям; - выражать свое отношение к природе и людям в игре и про
дуктивной деятельности в виде рисования., изготовления поде лок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
Номер раз дела | Номер заня тия | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Тео рия | Прак тика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Введение | 2 | ||||
1—2 | Что такое экология? | 2 | |||
2 | |||||
1 | Мой дом за окном | 8 | 4 | ||
3-4 | Мой дом | 2 | |||
5 | Дом, где мы живем | 1 | |||
6 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | |||
7 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | |||
8 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | 1 | |||
9 | Деревья твоего двора | 1 | |||
10 | Экскурсия по территории школы | 1 | |||
11-12 | Птицы нашего двора | 2 | |||
13 | Практическое занятие «Изготов ление кормушек для птиц» | 1 | |||
14 | Дорога из дома в школу | 1 | |||
12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
2 | Я и мое окружение | 12 | 8 | ||||
15 | Моя квартира | 1 | |||||
16 | Моя семья | 1 | |||||
17 | Соседи-жильцы | 1 | |||||
18 | Мой класс | 1 | |||||
19 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком натах» | 1 | |||||
20 | Дом моей мечты | 1 | |||||
21 | Рассказы, стихи о семье | 1 | |||||
22-23 | Комнатные растения в квартире, в классе | 2 | |||||
24-25 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 2 | |||||
26-27 | Практическое занятие «Малень кий огород на подоконнике» | 2 | |||||
28 | Экскурсия в парк | 1 | |||||
29-31 | Животные в доме | 3 | |||||
32-33 | Рассказы, стихи, поговорки, по словицы о домашних животных | 2 | |||||
34 | Практическое занятие «Уход за домашним животным в классе» | 1 | |||||
20 | |||||||
3 | Гигиена моего дома | 8 | 6 | ||||
35 | Уход за квартирой | 1 | |||||
36 | Гигиена класса | 1 | |||||
37 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | |||||
38-39 | Бытовые приборы в квартире | 2 | |||||
40 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | |||||
41 | Природа в квартире и в классе | 1 | |||||
42 | Паша одежда и обувь | 1 |
43-44 | Русская народная одежда | 2 | |||
45 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 | |||
46 | Практическая работа «Уход за одеждой» | 1 | |||
47 | Экскурсия в музей | 1 | |||
48 | Моделирование и демонстрация одежды | 1 | |||
14 | |||||
4 | Вода - источник жизни | 8 | 3 | ||
49-50 | Вода в моем доме и в природе | 2 | |||
51 | Стихи, рассказы о воде в природе | 1 | |||
52 | Экскурсия в парк | 1 | |||
53 | Весна в нашем городе | 1 | |||
54 | Экскурсия в парк | 1 | |||
55 | Вода в жизни растений | 1 | |||
56 | Вода в жизни животного мира | 1 | |||
57 | Вода и здоровье человека | 1 | |||
58 | Личная гигиена | 1 | |||
59 | Практическое занятие «Как пра вильно чистить зубы» | 1 | |||
11 | |||||
5 | Солнце и свет в нашей жизни | 8 | |||
60 | Солнце, Луна, звезды - источни ки света | 1 | 3 | ||
61 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |||
62 | Практическое занятие по разме щению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | 1 |
| ||
63 | Отношение к свету и теплу раз личных животных | 1 |
64 | Практическое занятие «Наблю дение света Солнца и Луны, фо наря, лампы, свечи» | 1 | |||
65-66 | Электрический свет и тепло в моем доме | 2 | |||
67 | Откуда приходят свет и тепло в мой дом | 1 | |||
68 | Телевизор в моем доме | 1 | |||
69 | Сколько стоят свет и тепло. Экскурсия в музей | 1 | |||
70 | Итоговое занятие | 1 | |||
11 | |||||
6 | Воздух и здоровье | 1 | 1 | ||
71 1 | Воздух и здоровье человека | 1 | |||
72 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | |||
2 | |||||
7 | Мой край | 3 | 1 | ||
73 | Растительный мир области | 1 | |||
74 | Животный мир области | 1 | |||
75 | Исчезающие растения и живот ные родного края | 1 | |||
76 | Экскурсия в музей | 1 | |||
4 | |||||
8 | Весенние работы | 4 | |||
77-78 | Практическое занятие по подго товке почвы к посеву | 2 | |||
79-80 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | 2 | |||
4 | |||||
52 | 28 | ||||
Итого: | 80 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников
Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...
Программа дополнительного образования "Моя первая экология"
Социальное направление...
Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года
Кружок «Экология для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 2-3 лет на 2019 - 2020 учебный год
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Основная линия занятий кружка – прослеживание закономерных связей живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется установлению многообразных и сложных связей, существующих в растительно...
Комментарии
Юный эколог