Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Крюгер Лариса Александровна

Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_programme_vneurochnoy_deyatelnosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Берегите Землю! Берегите!» 

Класс: 2 класс.

Время реализации занятия: 90 минут( по программе на это занятие нужно 2 часа)

Цель   занятия:

Обратить внимание детей  на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;

Познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе, с основными проблемами и задачами экологии;

Формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи   занятия:

Учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;формировать коммуникативную компетентность, умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.

Учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать жизненно важные задачи;

Учебно-воспитательные: продолжать формирование у  обучающихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; гражданскую позицию «Земля –это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять»; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.

Тип  занятия: когнитивный, поисковый

Форма  занятия: урок конструирования правил поведения в природе.

Оборудование:

  • ноутбуки
  • презентация
  • плакаты с предупредительными знаками
  • для опыта: 2 стакана с водой, сухие листья деревьев; салфетки, бумага, стеклянная посуда, одноразовые стаканчики; свечи, полиэтиленовый пакет
  • « мусорные ящики» с надписями , мусор
  • карточки для гостей

Ход занятия

Организационный момент:

Постановка проблемы:

1 ученик  выходит и говорит:

-Ребята, мне сегодня приснился страшный сон. Как - будто мы с другом  гуляем в лесу. Там мы увидели поломанные ветки, срубленные деревья, вытоптанные полянки. Птички не пели, бабочки не летали. Страшно!Что за странный у нас лес? Непорядок! Лес облез!

Где трава? А где кусты?

Неужели сорвали их вы?

Где река и рыба где?

Нет их в этой стороне!

Нет деревьев и кустов,

Нет тут ягод и грибов.

Кто сорвал и срезал их?

Страшно очень. Лес затих.

Расскажите, объясните,

Что случилось? Помогите!

Постановка цели урока.

- Ребята, а как вы думаете , что случилось? Посмотрите вокруг и скажите о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии ? Ответы детей.

-   Какие правила поведения в природе вы знаете? Кто приготовил какое правило – расскажите.

Ответы детей. Рисунок прикрепить к доске. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

(обучающиеся готовили эко-знаки на предыдущих занятиях, а теперь каждый представляет свой знак)

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников
  • Не рви в лесу, на лугу цветов.
  • Не сбивай грибы, даже несъедобные.
  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых
  • Не лови диких животных, не уноси их домой.
  • Не вырезай надписи на деревьях
  • Не разоряй гнёзд птиц.
  • Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор. Не выбрасывай мусор в водоёмы

Молодцы! Правила то вы знаете, а всегда ли вы их выполняете?

-Подведение итога 

Вы видите,  что наша  планета вся замусорена  и мы слышим сигналы «SOS» из разных уголков нашей страны: «SOS»

«Спасите наши души!»   (запись на доске)

«Спасите нашу сушу!»,

«Спасите нашу воду!»,

«Спасите мать-природу!».

Экологи всего мира проводят акции «Берегите Землю, берегите! (запись на доске)

Актуализация знаний и поиск решения проблемы: 

Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках.    Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.

Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом. Наше занятие посвящено

экологическим проблемам. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.

 А как человек может влиять на природу? 

1 группа: Как человек помогает природе? (ответы детей)

2  группа: Как  человек вредит  природе? (ответы детей)

 Учитель :Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.

Как же мы загрязняем природу?

ОПЫТ №1 ( опыт демонстрирует учитель)

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой.Что случилось с огоньком? (ответы детей)

ОПЫТ №2   (дети выполняют самостоятельно за столами)

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

Вот ак же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

Физминутка    «Это я, это я ,это все мои друзья!»( повторить правила поведения в природе)

Применение знаний

Учитель: Что же все-таки делать с мусором?

Ответы детей, составление алгоритма: не выбрасывать, собрать, отнести, вывезут, обработают, закопают.

Игра «Мусоробол» стоят мусорные баки , давайте очистим нашу планету от мусора- рассортируем мусор по специальным бачкам.

1. жёлтые бачки—пищевые отходы                       2. зелёные-  стекло

3. синие – металлолом                  4. красные- пластмасса, полиэтиленовые мешки

5. коричневые – бумага

-Куда везут пищевые отходы? На фермы и перерабатывающие комбинаты.

- А зеленые с битым стеклом? На стеклоплавильные фабрики.

-А синие с металлоломом? На сталелитейные заводы.

-А красные с полиэтиленовыми пакетами? На нефтеперерабатывающие комбинаты.

 -А коричневые бачки с бумагой ?    На бумажные фабрики.

Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки. Мы наносим вред здоровью, природе и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны.

Так давайте же беречь природу! И пусть каждый начнет именно с себя!

Стих читает ребёнок

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что землю нужно тоже охранять

Она, как мы, такая же живая!

Рефлексия. 

Работа с ноутбуком – ребята читают текст и находят ошибки. Взаимопроверка

-  Какие ошибки совершили ребята? А как надо было поступать в этих случаях?

Задание 1.

 Девочки в лесу.( по В.А. Сухомлинскому)

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на траву и пообедать. После обеда Оля собрала остатки пищи, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? - спросила Лида.— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Лида тихо ответила подруге: ………..

Что по-твоему ответила Лида? Кто поступил правильно?

Задание 2

Дети работают на ноутбуках, раздать листочки присутствующим.

  «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек».

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

1. пластмасса

2. стекло

3. металл

2. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

1. компостировать

2. сжечь при специальных условиях

3. переплавить

3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. рассортировать

2. собрать в одном месте

3. раскрошить

4. Первоочередная забота при выборе места свалки:

1. защита поверхности земли и грунтовых вод

2. ограждение места свалки

3. укомплектование соответствующей техникой.

5. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. их захоронение

2.повторное использование отходов (рециркуляция).

6. Гарбология – это:           (слово напечатать и повесить на доске)

1. наука о доме, местопребывании

2. наука, изучающая почву

3. мусороведение.

7. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет

2. 50 лет

3. 100 лет и более.

8. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:

1. 1 – 2 года

2. 5 – 8 лет

3. 20 и более лет

Самооценка.   Проверь себя. Вывешивается таблица на доске с ответами

1. 1   2.2.    3.1.    4.1    5.2.      6.3    7.3       8.1

        Задание 3

  Главные союзники экологов.

Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждой квартире.

 Наши школьники приняли участие в конкурсе «Отходы – в доходы!»   Показ поделок .

Подведение итога занятия

1.Ребята на цветной бумаге обводят контур своей руки, вырезают  и пишут  как каждый  будет охранять Землю от загрязнения.(это дети сделали на предыдущем занятии)  Приклеивают «руки»    на  «Землю» – громко зачитывают свои слова

2. Ученик  читает наизусть  стихотворение  «Ты береги нас, береги!»

       

3.Встать всем в кружок и прочитать слова «Декларации» .Поставить подписи под декларацией.

4.Закончить занятие  песней   «Берегите лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Берегите землю, берегите!"Неделя экологии 4 класс

Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.Привлекать к природоохранной работе....

Экологическое мероприятие (устный журнал) "Берегите Землю, берегите!"

Стихи, загадки, сказки об охране нашей природы, правила, как беречь растительный и животный мир Земли...

Экологический праздник "Берегите Землю, берегите!"

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному.  «Экология, - сказал один из моих учеников, - это когда люди улыбаются…». А если так, то по...

Внеклассное мероприятие "Берегите Землю, берегите"

Разработка внеклассного мероприятия...

Внеклассное занятие по экологии "Берегите Землю, берегите!"

Экологическое воспитание в начальной школеСовременные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации эффективного обучения младших школьнико...

"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология

Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....

Конспект занятия на тему: Берегите Землю, берегите!

Наша игра посвящена проблемам экологии, кото­рые еще в XX веке стали глобальными, т.е. пробле­мами всего человечества, а значит, решить их можно только всем вместе, сообща, и юным и взрослым ж...