Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа на тему
Внедрение стандартов нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_na_1.docx | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»
Забайкальского края
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный эколог»
Составила: Фёдорова О.А.
с.Усть-Курлыч 2013-2017г.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придается значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться как результат экологического образования и воспитания.
Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. В кратком виде законы были сформулированы американским учёным Б.Коммонером:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничто не даётся даром.
Эти законы человек обязан учитывать в своей практической деятельности.
Программа «Юный эколог» решает проблемы занятости школьников в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.
Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Данная особенность программы в значительной степени способствует активизации краеведческих исследований. На занятиях осуществляются межпредметные связи с биологией, географией, химией, технологией, изобразительным искусством.
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель экологического воспитания :
– формирование экологической культуры школьников, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи экологического воспитания:
Образовательные задачи:
- научить понимать пользу и значение природы для
хорошего самочувствия и настроения
- научить основам экологических знаний
- совершенствовать речь, умение обмениваться
экоинформацией, находить объяснение - обоснования.
Воспитательные задачи:
- формировать понимание необходимости соблюдения
человеком правил поведения в природе
- возбуждать желание охранять природу
- воспитывать умение сопереживать всему живому
- воспитывать экологическое мышление детей
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу
Развивающие задачи:
- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление
- развивать психические процессы (внимание, память)
и мыслительные операции (сравнение, обобщение)
- развивать познавательные и творческие способности
детей, коммуникативное общение
Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.
Принципы программы:
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Учёт возрастных особенностей.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Приоритетные направления развития воспитания школьников.
- Направление 1. « Здоровье».
- Направление 2. «Интеллект».
- Направление 3. «Нравственность».
- Направление 4. «Патриотизм».
- Направление 5. «Профилактика».
- Направление 6 «Семья».
Раздел 2. Место в учебном плане
В учебном плане внеурочной деятельности на данный курс выделяется 102 часа:
1 год – 1 час в неделю, 34 часа в год.
2 год – 1 час в неделю, 34 часа в год.
3 год– 1 час в неделю, 34 часа в год.
Раздел 3. Сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы 3года.
Раздел 4. Ведущие формы , методы технологии обучения.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.
• Ведение бесед «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
2. Общекультурное направление
• Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических открытых мероприятий для школьников в параллели, для родителей;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
3. Общеинтеллектуальное направление:
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
• Разработка проектов к занятиям, выполнение рефератов, мини-докладов;
4. Духовно-нравственное направление:
• Выставки рисунков, поделок.
• Оформление газет, плакатов с напоминанием экологических законов;
• Тематические классные часы;
• Конкурсы экологических знаков, песен, стихотворений.
• Написание сочинений о природе родного края
5. Социальная деятельность:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
• Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»
• Акция «Тёплый дом».
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.
К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у старшеклассников гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.
ЭКТД. Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования, предлагаются встречи с местными зоологами, охотниками, рыбаками. Такие встречи сопровождаются видеороликами, беседами, просмотром фотографий, посещение краеведческого музея.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных предметов для школы и дома.
Раздел 5 . Тематический план и содержание программного материала по годам.
№ | ТЕМЫ | Содержание программного материала 1 года обучения | Всего часов | Практика | Теория |
1 | Что такое экология? | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснением, что такое экология. Экология – это наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. | 1 | 1 | |
2 | Мой дом | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе. Составление детьми рассказа о своем доме, рисунки. | 1 | 1 | |
3 | Мой двор | Экскурсия на пришкольный участок. Техника безопасности, уборка территории, беседа, игры. | 1 | 1 | |
4 | Экскурсия в природу | Правила поведения в парке, сбор природного материала. Беседа, рассказы детей. | 1 | 1 | |
5 | Экскурсия в природу | Правила поведения у водоёма. Сбор природного материала. Беседа. Рассказы детей. | 1 | 1 | |
6 | Возможности природного материала | Изготовление поделок и аппликаций из природного материала: «Ёжик», «Рыбка» . Беседа о разнообразии рыб. | 1 | 1 | |
7 | Возможности природного материала | Изготовление поделок и аппликаций из природного материала: «Бабочка», «Цветы» . Беседа о разнообразии бабочек. | 1 | 1 | |
8 | Влияние природы на эмоции человека. | Беседа «Влияние природы на эмоции человека», прослушивание записи «Звуки леса» | 1 | 1 | |
9 | Влияние природы на эмоции человека. | Беседа, просмотр зарисовок и картин великих художников. Самостоятельные зарисовки пейзажей. | 1 | 1 | |
10 | Викторина «по лесной тропе» | Вопросы и задания на знание названий птиц, животных, времен года, художников. | 1 | 1 | |
11 | Планета Земля в Солнечной системе | Знакомство детей с названием планет, их расположением. Образованием планет. | 1 | 1 | |
12 | Планета Земля в Солнечной системе | Конкурс рисунков «Планеты» | 1 | 1 | |
13 | Солнце – источник тепла и света | Беседа «Как появилось солнце?». Изготовление объемного солнца из бумаги. | 1 | 1 | |
14 | Небесные тела | Беседа: «Что такое небесное тело?», астероиды, метеориты, метеоры. | 1 | 1 | |
15 | Небесные тела | Аппликация «Звездное небо» | 1 | 1 | |
16 | Земля, на которой мы живем! | Знакомство детей с размерами земли, с глобусом. Изготовление из пластилина макета земли. | |||
17 | Земля, на которой мы живем! | Растительный мир Земли. Беседа о многообразии растительного мира. Рисование полевых цветов «Ромашка», «Лютик» | 1 | 1 | |
18 | Экология и мы | Беседа «Почему погибают растения», просмотр презентаций о редких растениях, о растениях, занесенных в Красную книгу России. | 1 | 1 | |
19 | Экология и мы. | Беседа: «Зимний сад» Сахалинской области. Просмотр фотографий . Теплицы, парники. Их значение. | 1 | 1 | |
20 | Принятие в юные экологи, праздник | Праздник, с участием родителей. | 1 | 1 | |
21 | Неживая природа | Беседа :Что относится к неживой природе» явления природы. | 1 | 1 | |
22 | Вода, её признаки и свойства | Знакомство детей со свойствами воды. Растворение соли, сахара, соды. Рисование рек, ручейков. | 1 | 1 | |
23 | Берегите воду! | Беседа об охране воды. Что такое очистительные сооружения. Рисование экологических знаков , сохраняющих качество воды. | 1 | 1 | |
24 | Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. | Работа с пластилином. Размазывание пластилина по контуру знаков. | 1 | 1 | |
25 | Экскурсия к реке. | Беседа «Какие бывают реки». Обсуждение экологических проблем в разные сезоны. Правила поведения у реки. | 1 | 1 | |
26 | Водоемы. | Беседа «Что такое водоемы, водохранилище». Какие кусочки природы человек может сделать у себя на участках. Лепка своего участка с водоемом. | 1 | 1 | |
27 | Птицы водоемов. | Беседа «Разнообразие животного мира водоемов». Прослушивание голосов птиц. Раскрашивание цапли, утки. | 1 | 1 | |
28 | Разнообразие животных | Беседа «Заповедники». Рисование животных «Медведь, заяц». | 1 | 1 | |
29 | Разнообразие животных. | Лепка лисы, зайца. Беседа о питании лесных животных. | 1 | 1 | |
30 | Что такое зоопарк? | Беседа «Зоопарк». Для чего люди создают зоопарки? Какие животные имеются в зоопарке Южно- Сахалинска. Фотоконкурс. «Я был в зоопарке» | 1 | 1 | |
31 | Что такое зоопарк? | Рисование животных нашего зоопарка. Мини –зоопарк дома. Рассказы детей о домашних питомцах. | 1 | 1 | |
32 | Мой любимец. | Беседа о животных, которые живут в квартире человека. Рассказы детей о своих питомцах, рисование своих питомцев. | 1 | 1 | |
33 | Домашние животные. | Беседа о домашних животных и их пользе. Рисование свиньи. | 1 | 1 | |
34 | Обобщающее занятие «Окружающая среда» | Обобщающий час. Презентация к занятию, сценки с участием родителей и учеников, чтение стихотворений. | 1 | 1 | |
№ | ТЕМЫ | Содержание программного материала 2 года обучения | Всего часов | практика | теория |
1 | Что такое экология? | Знакомство детей с целями и задачами 2 года обучения. | 1 | 1 | |
2 | Экологическая игра «В гости к Лешему»» | Беседа о сказочных чудищах, экологическая игра. Рисунки детей сказочных персонажей. | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия. Правила заготовки природного материала. | Правила поведения на берегу моря, реки. Беседа: Что можно собирать не в ущерб природе. | 1 | 1 | |
4 | Рисуем зелёные листья. | Рисование листьев, раскрашенные красками. Составление из крашеных листочков узоров. | 1 | 1 | |
5 | Конкурс рисунков. «Самый красивый узор» | Конкурс крашенных листочков и узоров из них. Игра «Угадай что нарисовано» | 1 | 1 | |
6 | Аппликация из сухих листьев «Бабочка» | Беседа «Почему люди делают гербарий? Как использовать сухие листья? Выполнение аппликации из сухих листьев. | 1 | 1 | |
7 | Аппликация из сухих листьев «Павлин» | Беседа «Природная красота птиц». Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |
8 | Экскурсия в лес. «Красота природы» | Экскурсия проходит в лесу. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. | 1 | 1 | |
9 | Изготовление поделок с природного материала. «Лебеди» | Беседа о красоте лебедей. Вспоминаем в каких сказках присутствовали лебеди. Как и за что люди любят этих птиц. Изготовление поделок. | 1 | 1 | |
10 | Изготовление поделок из природного материала «Олени» | Беседа о благородном олене, их питании , их месте проживания. Изготовление поделок. | 1 | 1 | |
11 | Беседа: Поговорим о чистоте леса. | Беседа о том как и зачем мы должны беречь лес. Сочинение рассказов, сказок на тему «Очистим лес от мусора». | 1 | 1 | |
12 | Викторина. «Осенний лес» | Викторина , беседа о красоте осеннего леса. Разнообразие осенних красок. | 1 | 1 | |
13 | Беседа: Лесные жители. | Беседа о лесных жителях, о насекомых, их необходимости . Сочинение рассказов о насекомых, мелких животных. | 1 | 1 | |
14 | Беседа : Влияние природы на эмоции человека. | Прослушивание музыкальных произведений. Просмотр картин великих художников. Сочинения и рассказы детей о настроении в лесу, на море, у реки. | 1 | 1 | |
15 | Беседа «Игры природы» | В беседе затрагиваем климатические изменения. Осадки, явления природы. | 1 | 1 | |
16 | Праздник «Это нам природа принесла» | С участием родителей проводится праздник, на котором можно сделать выставку продукции из овощей, фруктов. | 1 | 1 | |
17 | Проект «Животный мир родного края» | Обсуждение плана работы над проектом. Подготовка и сбор информации о животных родного края. | 1 | 1 | |
18 | Проект «Животный мир родного края» | Сбор информации, оформление проекта. Представление на обсуждение своих набросков. | 1 | 1 | |
19 | Защита проектов. | Выставка проектов, защита проектов каждой группы. | 1 | 1 | |
20 | Музыкальная игра «Узнай голос» | Беседа «Какие голоса имеют птицы, звери. Игра. | 1 | 1 | |
21 | Растения на окне. | Беседа о разнообразии растений, от куда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях. | 1 | 1 | |
22 | Зачем нам растения на подоконнике? | Беседа о красоте и разнообразии растений. Полезные и лекарственные растения. | 1 | 1 | |
23 | Правила пользования растениями. | Беседа о правилах ухаживания за растениями. Рассказы детей о своих комнатных растениях. | 1 | 1 | |
24 | Экологическая викторина «Этот цветок мне знаком» | Викторина . Дети повторяют и знакомятся с экзотическими растениями. | 1 | 1 | |
25 | Зачем зимой кормят птиц? | Беседа о птицах, зимующих в родном лесу, дворе. Уточнение знаний видов птиц. Беседа «Почему мы подкармливаем птиц?» | 1 | 1 | |
26 | Экскурсия. «Помоги пернатым» | Экскурсия в лес с привлечением родителей, для установки кормушек. Подкормка птиц. | 1 | 1 | |
27 | Экологические знаки «Снег должен быть белый» | Беседа о значении снега для человека, животных. О необходимости очистительных сооружений. | 1 | 1 | |
28 | Скоро Весна «Мы за чистоту!» | Беседа «Почему по весне появляются мусорные «подснежники», как с ними бороться. | 1 | 1 | |
29 | Я рисую красоту. Конкурс рисунков. | Беседа о красоте весны. Рисование весенних изменений в природе. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
30 | Познакомьтесь! Это грязнуля! | Беседа о личной гигиене. Как не стать грязнулей. | 1 | 1 | |
31 | Зачем мыть руки, лицо и нос? Беседа о гигиене. | Беседа о личной гигиене. Уточняем знания детей о пользе чистой кожи, чистых рук, носа, глаз. | 1 | 1 | |
32 | Скоро лето! Мы в гостях у природы! | Беседа о правилах поведения в природе при прогулках в лесу, пикниках, рассказы детей о прогулках в природе семьей. | 1 | 1 | |
33 | Правила поведения в природе. | Беседа о правилах поведения у моря, у реки. Подведение итогов работы кружка. | 1 | 1 | |
34 | Обобщающее занятие. «Праздник чистюль!» | Праздник совместный с родителями. Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песни. | 1 | 1 |
№ | ТЕМЫ | Содержание программного материала 3 года обучения | Всего часов | практика | теория |
1 | Моя малая Родина (конкурс рисунков) | Знакомство с природными красотами Земли, показ фотографий природных сообществ. Рисование по представлению, конкурс рисунков, подведение итогов. | 1 | 1 | |
2 | Дом, где мы живём | Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в доме. Беседа, рассказы детей. Работа в группах. Рисование плакатов: грязный и чистый дом. Подведение итогов. | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия в природу | Правила поведения в парке, сбор природного материала. Беседа, рассказы детей. | 1 | 1 | |
4 | Возможности природного материала | Самостоятельное изготовление поделок из природного материала. | 1 | 1 | |
5 | Возможности природного материала | Выставка поделок, сделанные детьми самостоятельно и с помощью родителей. | 1 | 1 | |
6 | Планеты солнечной системы. | Знакомство детей с образованием планет, их размерами. | 1 | 1 | |
7 | Планеты солнечной системы. | Продолжение знакомства с планетами солнечной системы. Лепка планет из пластилина. Создание макетов. | 1 | 1 | |
8 | Небесные тела | Образование небесных тел. Составление собственных легенд образования небесных тел. | 1 | 1 | |
9 | Экскурсия в лес. «Красота природы» | Экскурсия проходит в лесу. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. | 1 | 1 | |
10 | Беседа «Игры природы» | Вспоминаем сезонные изменения в природе. Расширяем знания о явлениях природы: смерч, гроза… | 1 | 1 | |
11 | Растительный мир. | Беседа о многообразии растительного мира нашего края. Растения, занесенные в Красную книгу. | 1 | 1 | |
12 | Охрана растений. | Работа с пластилином , размазывание по контуру «Василек». | 1 | 1 | |
13 | Чистота – залог здоровья. | Беседа о содержании домашних животных. Рисование конюшни, коровника. | 1 | 1 | |
14 | Чтение рассказов о животных. | Библиотечные книжки. Беседа о животных, описанных в книгах писателями. Час чтения . | 1 | 1 | |
15 | Проект «Животные» | Беседа по созданию проекта о животных. Распределение обязанностей. Просмотр литературы, картинок. Составление плана работы. | 1 | 1 | |
16 | Проект «Животные» | Организация работы групп, оформление титульных листов. Рисование животных, аппликации, лепка. | 1 | 1 | |
17 | Проект «Животные» | Выставка проектов и их защита. | 1 | 1 | |
18 | Экскурсия в библиотеку. | Экскурсия в библиотеку. Природа Сахалинской области. | 1 | 1 | |
19 | Викторина «Встречи с животными» | Викторина о животных, диких и домашних. | 1 | 1 | |
20 | В мире животных | Ролевая игра «В мире животных» распределение ролей, создание посильных декораций. | 1 | 1 | |
21 | Мой самый лучший друг. | Беседа «Кто может быть другом человеку?». Рассказы детей о своих друзьях, событиях из их жизни. | 1 | 1 | |
22 | Спешим на помощь природе. | Беседа « Как человек может помочь природе?» правила поведения в лесу, у водоема. Создание знаков запрещающих и разрешающих. | 1 | 1 | |
23 | Комнатные растения. | Беседа о разнообразии комнатных растений. Рисование растений с натуры: фиалка, герань. | 1 | 1 | |
24 | Комнатные растения. | Беседа «Уход за комнатными растениями». Игра «Кто прав». | 1 | 1 | |
25 | Почему они такие разные? | Беседа о теплолюбивых и холодолюбивых растениях, о светолюбивых и тенелюбивых. | 1 | 1 | |
26 | Культурные растения. | Беседа о культурных растениях. Значение культурных растений в жизни человека. | 1 | 1 | |
27 | Культурные растения. | Беседа «Уход за культурными растениями». Аппликация методом обрыва «Колосок пшеницы» | 1 | 1 | |
28 | Откуда появились ткани. | Беседа о культурных растениях: лён, хлопчатник. | 1 | 1 | |
29 | Почему исчезают поля? | Беседа об экологических проблемах полей. Роль человека в восстановлении природного баланса. | 1 | 1 | |
30 | Обобщающее занятие «Растения» | Игровое занятие. Загадки, интересные вопросы, игры. | 1 | 1 | |
31 | Мы за чистоту! | Рисование плакатов, рисунков о чистоте природы. Коллективная работа с помощью родителей. | 1 | 1 | |
32 | Домашние животные. | Беседа о животных, которые дают человеку мясо и молоко. Лепка животных: корова, конь, свинья. | 1 | 1 | |
33 | Мы за экологическую культуру! | Беседа об экологической культуре людей. Подведение итогов работы кружка. | 1 | 1 | |
34 | Мы – юные экологи! | Праздник совместно с родителями. Проведение праздника на природе. Игры с экологическими знаками, эстафеты по экологической тропе. | 1 | 1 |
Раздел 6. Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий;
- место и роль человека в природе;
- меры по охране неживой и живой и природы;
- многообразие растений и животных, условия их жизни;
- охраняемые растения и животные своей местности;
- значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира;
- о биосфере как глобальной экосистеме;
- о месте человека в экосистеме Земли;
- редкие и исчезающие виды растений и животных своей местности
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- соблюдать правила поведения в природе;
- вести наблюдения за животными, оказывать помощь;
- собирать материал по состоянию окружающей среды и ее охране;
- пользоваться научно-популярной и периодической литературой;
- самостоятельно работать с источниками информации;
- принимать участие в охране природы.
Раздел 7. Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать :
Что изучает экология;
Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе;
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и
общества;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее
чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье
человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности
человека на окружающую среду;
Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из
природы в целом;
Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей
местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему
экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Озеленять территорию школы;
Выполнять исследовательские проекты.
7.Предполагаемые результаты:
•внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
•улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
•укрепление здоровья воспитанников;
•развитие творческой активности каждого ребёнка;
•укрепление связи между семьёй и школой.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральныхдилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества
Раздел 8. Литература.
1. Сосновский И. П. «Редкие и исчезающие животные» 1987г.
2. Ю.Н. Александрова «Юный эколог» программа кружка, разработка занятий. 2011г.
3. Л. Д. Ласкина «Экологическое образование младших школьников» 2012г.
4. Г. Н. Элькин «Красная книга России»2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Моя первая экология
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...
"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология
Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».
Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...
Программа внеурочной деятельности "Экология"
Программа внеурочной деятельности "Экология"...
Программа внеурочной деятельности "Эколог.ру"
Программа ВД для учащихся 1-4 классов...