Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
«Юный эколог»
Для учащихся 2 класса
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год: 34 часа
Рассмотрено на заседании
Методического объединения
(педагогического совета)
Протокол №_____________
От «____» __________2011г.
Составлена учителем начальных классов
Карпичевой Лидией Владимировной
2012/2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
2-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | ВВЕДЕНИЕ (9ч.). | |||
1 | Мы – жители планеты Земля | Диалог | Рисунок «Мы – жители планеты Земля» | |
2 | Планета Земля в Солнечной системе. | Беседа. Ролевая игра «Земля – наш родной дом» | Создание модели из пластилина «Солнечная система» | |
3 | Моя малая Родина | Экскурсия «Мой город» | Рисунок «Любимый уголок» | |
4 | Что такое экология? | Рассказ учителя. Чтение и анализ рассказа: В Бианки «Сова» | Мини – сочинение «Что такое экология» | |
5 | Экология и мы | Разбор экологических ситуаций | Создание модели «Экология и мы» | |
6 | Что такое окружающая среда и окружающая природа? | Игра на школьном дворе | В результате игры формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё | |
7 | Организм и окружающая среда. | Наблюдение | Рисунок «Окружающая среда и живой организм» | |
8 | Место человека в мире природы | Игра | Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита своего проекта. | |
9 | Первые уроки экологической этики. | Экскурсия | Акция «Книги, живите долго!» | |
2 | НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ (12ч.). | |||
10 | Неживая природа | Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы» | Дидактическая игра «Живое и неживое» Рисунки представителей неживой природы | |
11 | Солнце – источник тепла и света | Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?» | Ролевая игра «Я – солнышко» | |
12 | Вода, её признаки и свойства | Практическая работа. Опыты. | Чтение и обсуждение детской экологической литературы. | |
13 | Берегите воду. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. | Проект «Сбережём капельку!» | Рисунок «Я и вода» | |
14 | Погода. Климат | Практическая работа | Деловая игра «Синоптики сообщают» | |
15 | Прогноз погоды | Анализ фенологических наблюдений, работа с календарём природы. | Деловая игра «Прогноз погоды» | |
16 | Предсказание погоды по народным приметам. | Конкурс народных примет. Викторина «Признаки определения погоды» | Конкурс рисунков «Угадай погоду» | |
17 | Кислотные дожди | Сообщения учащихся, создание ситуации прогнозирования экологически безграмотной деятельности человека. | Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода». | |
18 | Почему нельзя? | Практическая работа. Беседа. | Стенгазета «Сменная обувь необходима» | |
19 | Времена года в неживой природе. | Практическая работа | Рисунок «Живая и неживая природа» | |
20 | «Лампочкин» марафон | Беседа | Акция «Экономим свет» | |
21 | Диалог с неживой природой | Ролевая игра «Что сказала нам…» | Акция «Мы против мусора!» | |
3 | ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ (11ч.). | |||
22 | Практикум «Хлебные крошки» | Конструирование модели кормушки | Домашнее задание: изготовление кормушки | |
23 | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни | Эвристическая беседа. | Ролевая игра «Мой дом лучший» (например:крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь…). | |
24 | Экологические связи неживой и живой природы | Дискуссия, ситуация прогнозирования «Если бы не было…» | Моделирование «цепи питания» | |
25 | Вода и жизнь | Опыты, рассказ | Изготовление простых фильтров | |
26 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | Наблюдения источников загрязнения воздуха, сравнение листьев деревьев около дороги и во дворе | Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра. | |
27 | Растения рядом | Экскурсия, практикум по выявлению повреждений деревьев. | Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка» | |
28 | Растение – живой организм | Опыты. Практическая работа по правильному поливу комнатных растений. | Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений» | |
29 | Будем понимать и любить растения! | Ситуация эмпатии «Растению тоже больно» и ситуация выбора «Срывать или нет» | Ролевая игра «Я в гостях у природы» | |
30 | Мы – за экологические поступки | Беседа, разработка экологических знаков | Зарисовка экологических знаков | |
31 | Угадай экологический знак | Конкурс | Игра «Отгадай мой знак» | |
32 | Экологические памятки | Коллективный проект | Экологические памятки | |
4 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2ч.). | |||
33 | Обобщение проделанной экологической работы за год | Обобщающая беседа. Творческий отчёт. | Дискуссия о важности и необходимости работы экологического кружка | |
34 | Праздник «Тайник Вселенной» | Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, я – экологическая семья». | ||
ИТОГО:34 |
Список литературы
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
- Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
- Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
- Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Моя первая экология
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...
"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология
Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».
Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...
Программа внеурочной деятельности "Экология"
Программа внеурочной деятельности "Экология"...
Программа внеурочной деятельности "Эколог.ру"
Программа ВД для учащихся 1-4 классов...