Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа (2 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_2_kl.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности

«Юный эколог»

Для учащихся 2 класса

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов за год: 34 часа

                                                                                         

                                                                       Рассмотрено на заседании

                                                                          Методического объединения

                                                                    (педагогического совета)

                                                                       Протокол №_____________

                                                                        От «____» __________2011г.

Составлена учителем начальных классов

Карпичевой Лидией Владимировной

                                                     

                             2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.

        Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1-4  классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Тематический план

2-й год обучения

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                         Тема

Формы и методы

Формы подведения итогов

1

ВВЕДЕНИЕ (9ч.).

1

Мы – жители планеты Земля

Диалог

Рисунок «Мы – жители планеты Земля»

2

Планета Земля в Солнечной системе.

Беседа. Ролевая игра «Земля – наш родной дом»

Создание модели из пластилина «Солнечная система»

3

Моя малая Родина

Экскурсия «Мой город»

Рисунок «Любимый уголок»

4

Что такое экология?

Рассказ учителя. Чтение и анализ рассказа: В Бианки «Сова»

Мини – сочинение «Что такое экология»

5

Экология и мы

Разбор экологических ситуаций

Создание модели «Экология и мы»

6

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

Игра на школьном дворе

В результате игры формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё

7

Организм и окружающая среда.

Наблюдение

Рисунок «Окружающая  среда и живой организм»

8

Место человека в мире природы

Игра

Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита своего проекта.

9

Первые уроки экологической этики.

Экскурсия

Акция «Книги, живите долго!»

2

НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ (12ч.).

10

Неживая природа

Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы»

Дидактическая игра «Живое и неживое» Рисунки представителей неживой природы

11

Солнце – источник тепла и света

Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?»

Ролевая игра «Я – солнышко»

12

Вода, её признаки и свойства

Практическая работа. Опыты.

Чтение и обсуждение детской экологической литературы.

13

Берегите воду. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы.

Проект «Сбережём капельку!»

Рисунок «Я и вода»

14

Погода. Климат

Практическая работа

Деловая игра «Синоптики сообщают»

15

Прогноз погоды

Анализ фенологических наблюдений, работа с календарём природы.

Деловая игра «Прогноз погоды»

16

Предсказание погоды по народным приметам.

Конкурс народных примет. Викторина «Признаки определения погоды»

Конкурс рисунков «Угадай погоду»

17

Кислотные дожди

Сообщения учащихся, создание ситуации прогнозирования   экологически безграмотной деятельности человека.

Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода».

18

Почему нельзя?

Практическая работа. Беседа.

Стенгазета «Сменная обувь необходима»

19

Времена года в неживой природе.

Практическая работа

Рисунок «Живая и неживая природа»

20

«Лампочкин» марафон

Беседа

Акция «Экономим свет»

21

Диалог с неживой природой

Ролевая игра «Что сказала нам…»

Акция «Мы против мусора!»

3

ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ (11ч.).

22

Практикум «Хлебные крошки»

Конструирование модели кормушки

Домашнее задание: изготовление кормушки

23

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни

Эвристическая беседа.

Ролевая игра «Мой дом лучший» (например:крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь…).

24

Экологические связи неживой и живой природы

Дискуссия, ситуация прогнозирования  «Если бы не было…»

Моделирование «цепи питания»

25

Вода и жизнь

Опыты, рассказ

Изготовление простых фильтров

26

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

Наблюдения источников загрязнения воздуха, сравнение листьев деревьев около дороги и во дворе

Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра.

27

Растения рядом

Экскурсия, практикум по выявлению повреждений деревьев.

Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка»

28

Растение – живой организм

Опыты. Практическая работа по правильному поливу комнатных растений.

Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений»

29

Будем понимать и любить растения!

Ситуация эмпатии «Растению тоже больно» и ситуация выбора «Срывать или нет»

Ролевая игра «Я в гостях у природы»

30

Мы – за экологические поступки

Беседа, разработка экологических знаков

Зарисовка экологических знаков

31

Угадай экологический знак

Конкурс

Игра «Отгадай мой знак»

32

Экологические памятки

Коллективный проект

Экологические памятки

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2ч.).

33

Обобщение проделанной экологической работы за год

Обобщающая беседа.

Творческий отчёт.

Дискуссия о важности и необходимости работы экологического кружка

34

Праздник «Тайник Вселенной»

Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, я – экологическая семья».

ИТОГО:34

Список литературы

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
  4. Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
  5. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
  6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст  /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность программа Моя первая экология

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология

Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».

Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...

Программа внеурочной деятельности "Экология"

Программа внеурочной деятельности "Экология"...

Программа внеурочной деятельности "Эколог.ру"

Программа ВД для учащихся 1-4 классов...