ПРОГРАММА по социализации обучающихся
рабочая программа
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnogo_pedagoga.docx | 57.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по социализации обучающихся
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Введение
Для адекватного вхождения ребенка в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности.
Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно.
Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей, поступивших в детский приют в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.
Основной особенностью социализации воспитанников детского приюта является временное замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.
Дети, воспитывающиеся без надлежащего воспитания родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие таких детей отличается от развития их ровесников, растущих в семье: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.
Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Перед педагогами стоит задача – выпустить из приюта несовершеннолетнего, у которого сформированы:
- позитивное отношение к людям;
- способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;
- потребность в труде как образе жизни;
- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.
Совершенно очевидно, что именно дети-попавшие в приют должны проходить более глубокое сопровождение.
Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.
1.Семейное воспитание. Это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Одной из задач социального воспитания является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства, с воспитанием в таких качеств как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.
В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.
Психолого-педагогическим средством являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.
2. Мораль и право. Правовые знания способствуют формированию социальной активности реьенка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате работы по правовому воспитанию у детей не только формируются правовые убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты. Формирование гражданских качеств, необходимых для бесконфликтной интеграции в обществе.
3.Профориентация. Дети должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим необходимо проводить работу по профориентации воспитанников и подготовку воспитанников к профессиональному самоопределению. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.
У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей среднего школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. В старшем школьном возрасте происходит изучение профессиональных предпочтений, ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов.
4.Психологическая реабилитация и развитие.
Первой задачей данного раздела программы следует назвать обогащение чувственного опыта воспитанников в комплексе с оптимизацией психологических функций.
Вторая задача профилактика девиантного поведения и развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие эмоционально-волевой сферы прежде всего направленно на данном этапе на формирование «Я - концепции», т.е. адекватного представления ребенка о себе и окружающем мире. Эти два направления тесно связаны и позволяют максимально выполнить поставленные задачи. Девиантное поведение детей и подростков – явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные нормы, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.
Работа с подростками основывается как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Третья задача помощь преодолеть трудности в общении.
Содержание курса данных занятий направлено на знакомство детей с различными эмоциональными состояниями, развитие эмоциональных состояний, развитие способности к рефлексии эмоционального поведения, формирование умения распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций (мимика, пантомимика, голос и др.), развитие самоконтроля.
Структура занятий по психологической реабилитации и развитий включает следующие этапы:
1.Разминка. Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес к совместному занятию, настроить интерес детей на активную работу и контакт друг с другом.
2.Мимические и пантомимические этюды. Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психологического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.).
3.Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4.Окончание занятия, психомышечная тренировка.
Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Для создания и поддержания эмоционального фона можно использовать музыкальное сопровождение.
Можно выделить ряд преимуществ интегративного подхода:
- возможность получать обратную связь от других членов группы;
- «растворение» роли психолога;
- интенсивное влияние коллективного бессознательного и образов архетипического значения;
- белее интенсивная динамика изменений психосоматической картины;
- глубокая ресурсная подпитка каждого через совместное переживание образа, обогащение индивидуального опыта через сотрудничество, сотрудничество и поддержку в группе.
Цель раздела «Психологическая реабилитация и развитие»:
- активизация и развитие воображения
- развитие способности выражать свои чувства через речь
- снижение агрессии
- приемы и методы:
- представление образов
- рисование
- обсуждение
- беседа
- телесные упражнения
Структура занятий:
- разминка-приветствие (5 минут)
- упражнения, игры (15 минут)
- представления (3 минуты)
- совместное рисование (15 минут)
- подведение итогов (2 минуты)
Структура раздела:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ- лекции и беседы, которые проводятся с детьми.
АКТИВНАЯ, ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Дети обучаются элементам самоконтроля, точечному массажу, методам релаксации, дыхательной гимнастике, методам контроля дыхания. В работе используются ситуационные задачи, видеофильмы.
ПСИХОКОРЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ. С детьми проводится психологическая коррекционная работа по методу игротерапии и символдрамы.
Целью занятий с использованием методов групповой игротерапии является профилактика и восстановление психического единства личности путем нормализации ее межличностных отношений.
Задачи:
- развить «Я- концепцию».
- стать более ответственным в своих действиях и поступках.
- стать более самоуправляемым.
- в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля.
- выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений.
- развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.
Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.
В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме ( предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение разряжается в процессе игры вместо преженего отреагирования.
Рекомендуемое колическво участников группы 5-6 человек.
Структура всех занятий одинакова: сначала проводится разминка или упражнения на разогрев , затем проводится основная часть – игротерапевтическая, которая включает проведение одной из нескольких игр, затем следует завершающий этап, во время которого дети имеют возможность обсудить занятие, поделиться своими впечатлениями и чувствами, а также высказать свои пожелания на дальнейшие занятия. Во время занятиягруппа может взять 1 «тайм-аута» 5 минут для того , чтобы отдохнуть, побегать или просто сбегать в туалет. Для этого группе надо договориться друг с другом о проведении пятиминутной паузы и сообщить о своем решении психологу. Такая организация игры помогает участникам группы почувствовать себя единой сплоченной командой, где мнение каждого участника выслушивается и учитывается.
Во время проводимых занятий каждый участник проходит несколько этапов коррекционного воздействия:
- коррегирующее эмоциональное переживание. Принятие другими детьми, признание его ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира.
- конфронтация. Это столкновение участника группы с самим собой, со своими проблемами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами.
- научение. Осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая ситуация это ситуация многопланового, реального взаимодействия. Дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. Ощущая уважение психолога при отсутствии оценок и постоянном эмоциональном принятии, дети научаются уважать себя и других. Так как детям позволяется самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, реализуются и развиваются их собственные их внутренние ресурсы, дети получают возможность делать выбор и отвечать за него.
- эмоциональное отреагирование. Снятие запретов на возможность эмоционального отреагирования, на осознание неопасности различных эмоций и перцептивных реакций.
На третьем этапе реализации программы задачами раздела психологической реабилитации и развития является развитие психологической компетенции в общении как одного из основных условий успешной социализации воспитанников.
Компетентность в общении имеет две составляющие: теоретические знания по психологии общения и практические навыки коммуникации. Третий раздел охватывает данные составляющие. В основном занятия с детьми старшего школьного возраста проводятся в форме тренингов. Это обуславливается возрастными особенностями детей, их склонностью к групповым методам работы. Тренинг, в данном случае, представляется наиболее эффективным способом усвоения как теоретической, так и практической информации (в большей степени). Наряду с закреплением и развитием сензитивных навыков, происходит закрепление и совершенствование навыков групповой работы, которые также являются неотъемлемой частью психологической компетентности и одним из условий социальной адаптации воспитанника в обществе.
Цель программы:
социальная адаптация детей –оставшихся без попечения родителей, в условиях детского приюта.
Задачи программы:
- формирование понятия о необходимости здорового образа жизни.
- формирование социальной активности воспитанника.
- формирование профессионально-трудовой готовности воспитанников.
- формирование личностной готовности к самостоятельной жизни
Разделы программы:
- Азбука быта.
- Твое здоровье.
- Этикет.
- Мораль и право.
- Семейное воспитание.
- Профориентация.
- Психологическая реабилитация и развитие.
Состав воспитанников меняется через каждые 6 месяцев, поэтому программа составлена на 6 месяцев с последующим повторением в течение года. Всего часов по программе – 30.
Разделы: «Азбука быта», «Твое здоровье» , «Этикет», «Мораль и право», «Семейное воспитание», «Профориентация» включает 18 часов. Это 3 часа в месяц.
Раздел «Психологическая реабилитация и развитие» -6 часов, 1час в месяц.
Программа разработана с учетом возраста детей и состоит из 4 возрастных групп.
1 группа – дошкольный возраст;
2 группа – младший школьный возраст;
3 группа – средний школьный возраст;
4 группа – старший школьный возраст.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ | ТЕМА | Кол-во часов |
1.Дошкольный возраст |
1.АЗБУКА БЫТА | 1.Знакомство с названиями посуды и столовыми приборами (загадки, игры) | 1 1 |
2.ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ | 1.Друзья Мойдодыра. | 1 1 1 1 |
3.ЭТИКЕТ | 1.Правила поведения в общественных местах (театр, кино). Этикетные запреты. | 1 1 1 |
4.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1.Родина как место, где родился человек. 4.Мои права и обязанности | 1 1 1 1 |
5.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1.Я и моя семья. | 1 1 1 |
6.ПРОФОРИЕНТАЦИЯ | 1.Игры по профессиям | 2 |
7.ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ | 1.Развитие раскрепощенности и раскованности | 3 2 3 2 2 |
| ||
1.АЗБУКА БЫТА | 1.Наши домашние помощники (загадки о бытовой технике). Научить пользоваться телефоном (ролевая игра). | 1 1 |
2.ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ | 1. Личная гигиена | 1 1 1 1 |
3.ЭТИКЕТ | 1.Культура поведения на лоне природы. | 1
1 |
4.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1. Что такое правонарушение? | 1 1 1 |
5.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1.Как выбрать подарок. | 1 1 1 |
6.ПРОФОРИЕНТАЦИЯ |
| 2 |
7.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ | Коррекционные занятия с использованием методов телесной терапии и групповой символдрамы
| 12 |
| ||
1.АЗБУКА БЫТА | 1.Закрепление умения пользоваться кухонной посудой и столовыми приборами. | 1 1 |
2.ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ | 1.Гигиена тела. | 1 1 1 |
3.ЭТИКЕТ | 1.Речь как отличительная способность человека. Умение говорить и слушать. | 1 1 1 |
4.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1.Кого называют гражданином? | 1 1 1 1 |
5.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1.Любовью дорожить умейте. 2.Распределение обязанностей в семье. | 1 1 1 |
6.ПРОФОРИЕНТАЦИЯ | 1.Профессия и состояние здоровья. | 1 1 1 |
7.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ | 1Самопрезентация «Какой я?» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4.Старший школьный возраст | ||
1.АЗБУКА БЫТА | 1.Стиральные машины. Обучение пользоваться ими. Правила машинной стирки. | 1 1 |
2.ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ | 1.В здоровом теле – здоровый дух. | 1 1 1 1 |
3.ЭТИКЕТ | 1.Взаимоотношения между девушкой и юношей. | 1 1 1 |
4.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1. Мое право на образование и труд. Пакет документов выпускника. | 1 1 1 |
5.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ | 1.Семья и ее основные функции. Дискуссии: Ситуативно-ролевые игры:
Решение различных жизненных ситуаций « Дружная семья» | 1 1 1 |
6.ПРОФОРИЕНТАЦИЯ | 1. Хочу – могу – надо». Что важнее при выборе профессии. | 1 1 1 |
7.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ | 1.Жизненные сценарии в судьбе человека | 2 2 2 2 2 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность у воспитанников понятия о необходимости здорового образа жизни:
- наличие у воспитанников знаний о здоровом образе жизни;
- умение построения связи своего здоровья с различными факторами;
- наличие устойчивости к вредным привычкам.
- Сформированность социальной активности воспитанника
- знание и соблюдение норм поведения;
- знание своего статуса
- ориентированность в государственных институтах и экономической ситуации;
- умение прогнозировать будущее.
- Сформированность профессионально-трудовой готовности воспитанника
- широкая информированность о профессиях;
- умение составить учебно-профессиональный план;
- понимание значимости трудовой деятельности;
- наличие устойчивых избирательных интересов.
- Сформированность личностной готовности к самостоятельной жизни
- степень включенности в коллектив;
- эмоционально-психологическая организация (оптимальность по психологическим показателям)
Заключение
Диагностический инструментарий для исследования, по мере необходимости
- Тес Диагностика личностного роста (Степанов П.В., Григорьев Д.В. Кулешова И.В.)
- Анкета «Молодежный образ жизни»
- Анкета «Социальная готовность к семейной жизни»
- Тест «Самооценка»
- Изучение уровня агрессивности и враждебности (опросник А,Баса-А.Дарки)
- Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
- Социометрия по Д.Морено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.
Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....
План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...
Рабочая программа по социализации обучающихся «Я и много Я»
Становление гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, з...
программа по социализации обучающихся 3 класса "Первые шаги в будущее"
Предложенный материал представлеят собой программу воспитательной работы по социализации воспитанников 3 класса коррекционной школы-интерната. Содержит примерное тематическое планирование заняти...
Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края (туристско-краеведческой направленности)
Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности)Период реализации: 5 лет в условиях...
Программа по социализации обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Актуальность данной программы обусловлена существующим противоречием: с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой ...
Программа по социализации обучающихся "Мир вокруг меня" учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
Данная программа разработана в рамках социального направления внеурочной деятельности Основной разработчик программы: Бурченкова Любовь Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Сафо...