Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края (туристско-краеведческой направленности)
рабочая программа
Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности)
Период реализации: 5 лет в условиях надомного обучения
Рассчитана на обучающихся 5-9 классов, 17 часов в год ( 2-хчасовое занятие 1 раз в месяц
возраст : 9 -16 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по социализации" Природа родного края" | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по социализации обучающихся с ОВЗ
в условиях надомного обучения:
«Природа родного края»
(туристско-краеведческой направленности)
Период реализации: 5 лет в условиях надомного обучения
Рассчитана на обучающихся 5-9 классов, 17 часов в год ( 2-хчасовое занятие 1 раз в месяц
возраст : 9 -16 лет
Составил: учитель надомного обучения
Новицкая Татьяна Ришардовна
г. Смоленск
2021 год
1. Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа туристско- краеведческой направленности «Природа родного края» разработана на основе
примерной программы по курсу «Родной край» (региональный компонент), комитета по образованию при главе администрации Смоленской области. Смоленск. «Траст-Имаком», 1994 г.
Содержание данной программы доработано с учетом условий надомного обучения.
В настоящее время происходят значительные изменения не только в экономике, политике, науке и культуре, но также и в мировоззрении людей. Причем как позитивные, так и негативные. К последним можно отнести наступление антикультуры, насаждающей идеи обогащения любой ценой, насилия, бездуховности, безнравственности. В таких условиях даже взрослому человеку бывает сложно принять правильное решение, не говоря уже о молодежи, тем более подростках. Актуальность программы «Смоляне» в воспитании детей с активной гражданской позицией, ориентация их на духовно-нравственные ценности, развитие умения ориентироваться в разнообразной информации и жизненных ситуациях. Наибольшими возможностями для реализации этих задач обладает историческая наука, которая имеет богатейший фактический материал для сравнения, сопоставления, установления связей между поколениями, явлениями, событиями. В этой связи наиболее актуальной представляется краеведческая наука, как наиболее близкая детям. Образному и осмысленному усвоению знаний способствуют экскурсии к памятникам культуры и прогулки по историческим местам родного края. Таким образом, знакомство с близким детям наглядным материалом будет способствовать становлению нравственных качеств личности, приобщению детей к основам родной культуры. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Цель: предоставить обучающимся познавательно-образовательное пространство для самореализации, развития творческого потенциала, духовного и нравственного самосоверщенствования подростков через туристско - краеведческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с главными и важными природными и культурными объектами Смоленщины;
Развивающие:
- развить у обучающихся умения ориентироваться в разнообразной информации;
- развить умение анализировать исторические факты, познавательные способности;
- развивать внимание и объём памяти.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у отдыхающих гражданственности, патриотических чувств, любви и уважительного отношения к родной природе;
- формировать основы организации своей деятельности;
- укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся;
Специфика построения занятий за счет разнообразных видов деятельности направлена на формирование элементарного краеведческого образования и культуры, а также на повышение уровня самостоятельности обучающихся
В процессе занятий возрастает объём памяти, внимания, логических суждений, навыков ориентирования учащихся в различных видах информации.
Постоянно ведётся работа над формированием и активизацией словарного запаса и развитием речи обучающихся.
Практически в каждой теме вводятся новые социально-экологические понятия. Более тщательной работы требуют сложные для усвоения термины. Это целесообразно делать через обобщение понятий, формирование конкретного образца, развёрнутое научное определение и установление логической последовательности.
В основу программы положен тематический принцип планирования занятий.В соответствии с каждой темой разработана система понятий и творческих заданий на основе ознакомления с экскурсионными и туристическими объектами родного края как важным средством формирования познавательной активности у детей.
Программа рассчитана на 5 лет. Учитывает разные возрастные категории.
Первая возрастная категория (9-12 лет) — историческое развитие Смоленского края, основные исторические события, памятники истории, культуры, архитектуры и т. д.
Вторая возрастная категория (13-16 лет) — исторические личности, сыгравшие важную роль в истории России и Смоленщины, памятные мета города как туристические и экскурсионные объекты
Режим занятий — 1 занятие в месяц.
Занятия проходят в группах разной численности. .
Программа рассчитана на детей 9-12 и 13-16 лет.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первая возрастная категория (9-12 лет)
( 2 года обучения – 34 часа)
Название | Кол-во часов | ||||||||||||||
теор | прак | Всего | |||||||||||||
1. | Презентация курса. Техника безопасности. | 2 | 2 | ||||||||||||
2. | Пешеходная экскурсия «Тайны Красного Бора» | 4 | 4 | ||||||||||||
3. | Пешеходная экскурсия «Гнездовские курганы» | 4 | 4 | ||||||||||||
4. | Экскурсия к озеру. Информация о заповеднике «Смоленское поозерье» | 4 | 4 | ||||||||||||
5. | Экскурсия в Смоленский зоопарк. | 2 | 2 | ||||||||||||
6. | Экскурсия на озеро Ключевое. Флора и фауна. | 4 | 4 | ||||||||||||
7. | Экскурсия на остров озера Ключевое. Флора и фауна. | 4 | 4 | ||||||||||||
8 | Экскурсия в музей. | 2 | 2 | ||||||||||||
Конкурс рисунков | 2 | 2 | |||||||||||||
Занимательная викторина «Мой город» | 2 | 2 | |||||||||||||
11. | Спортивно-краеведческий марафон «Следопыт» | 4 | 4 | ||||||||||||
2 | 32 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 возрастная категория (13-16 лет)
(3 года обучения – 51 час)
Название | Кол-во часов | |||
теор | прак | Всего | ||
1. | Презентация курса. Техника безопасности. | 2 | 2 | |
2. | Пешеходная экскурсия по особоохраняемой территории «Красный бор» | 4 | 4 | |
3. | Посещение мемориала «Катынь» | 4 | 4 | |
4. | Посещение археологического комплекса «Гнездовские курганы» | 4 | 4 | |
5. | Экскурсия в Центр противопожарной пропаганды (Урицкого,7) | 4 | 4 | |
6. | Пешеходная экскурсия на спортивно-тренировочную базу ГУ МЧС России по Смоленской области | 4 | 4 | |
7. | Экскурсия в Смоленский зоопарк. | 2 | 2 | |
8. | Пешеходная экскурсия «Дары леса» | 4 | 4 | |
9. | Выставка поделок | 2 | 2 | |
10. | Спортивно-краеведческий марафон «Мы - смоляне» | 4 | 4 | |
11. | Викторина «Их имена на карте Смоленщины» | 4 | 4 | |
12. | Экскурсия в областное отделение ВДПО (Шевченко 81 А) | 4 | 4 | |
13. | Конкурс плакатов экологической направленности | 2 | 2 | |
14. | Поход . | 1 | 6 | 7 |
3 48 51
Прогнозируемые результаты
1 возрастная категория (9-12лет)
- знать наиболее важные исторические события;
- определять и объяснять понятия;
-осуществлять оценочные суждения;
- уметь взаимодействовать в группе.
2 возрастная категория (13-16 лет)
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
-определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать;
- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формой подведения итогов обучения служат творческие задания, в которых проявляются инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, творческое решение (викторины, конкурсы).
Показателями освоения учебного курса являются знания основных понятий данного курса плюс практическая деятельность обучающихся (спортивно-краеведческие марафоны «Следопыт»и «Мы – смоляне», в которых используются:
-задания с несколькими вариантами выбора;
- альтернативные задания, содержащие утверждения как истинные, так и ложные;
-задания на восстановление соответствия;
- задания на группировку;
- задания на аналогию;
- задания типа «исключи лишнее»;
- задания на определение последовательности.
-логические задания;
-проблемные задания;
-образные задания;
-задания на объяснение с использованием иллюстраций;
-комплексные задания ( с решением ряда разноуровневых задач).
При прохождении курса проводится мониторинг по результатам анкетирования.
В работе с детьми и подростками должны учитываться закономерности физиологического, психического, социального развития, т. к. в одной группе могут быть разные ребята как по возрасту, так и по социальному статусу.
В ходе реализации программы соблюдается принцип преемственности – от простого к сложному; от изучения основных элементов и отработки умений в упражнениях до самостоятельного выполнения заданий.
Программа по социализации обучающихся в условиях надомного обучения «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности) имеет познавательно- развивающий характер. Обучение в рамках программы ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала ребенка, обретение уверенности в своих силах, пробуждение творческого начала в практической деятельности и в общении.
Оно способствует духовно-нравственному формированию личности, преодолению барьера нерешительности и робости перед новыми видами деятельности, формирует у детей «ситуацию успеха», нравственные и морально-этические позиции и дает возможность ребенку попробовать себя, найти именно свою сферу применения сил, что помогает социальной адаптации ребенка в современных условиях. Важная составляющая программы - активное участие родителей и членов семьи.
Формы и методы организации учебного процесса
Целесообразно построить программу таким образом, чтобы логика изложения учебного материала строилась от общего к частному. Такое изложение учебного материала позволяет раскрыть необходимые причинно-следственные связи, что помогает обучающимся развивать умение анализировать, сравнивать, способствует более сознательному усвоению знаний, повышает интерес к истории и природе родного края. На занятиях необходимо так построить процесс усвоения новых знаний, чтобы дети сами принимали участие в поиске ответов.
В процессе обучения педагог может использовать различные формы организации образовательного процесса: занятие с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарно- трудовой, конструктивной; а также практическую занятия (викторины, экскурсии). Ведущими методами обучения являются экскурсии, беседы, рассказы, показ исторических объектов, разнообразная краеведческая деятельность.
Развитие познавательных и творческих способностей детей — сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного отношения к каждому воспитаннику. Цель занятий состоит как раз в том, чтобы научить каждого ребѐнка уважительному отношению к историческим и культурным традициям родного края. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
Реализация программы предусматривает различные виды деятельности — учебное занятие, посещение экскурсионных объектов, музеев, библиотек, природных объектов, беседы по истории и культуре края, самостоятельную работу.
Учебное занятие имеет следующие этапы:
1. Организация экскурсии.
2. Постановка темы.
3. Разъяснение правил техники безопасности
4. Разъяснение правил поведения во время пешеходной или автобусной экскурсии, правил поведения в общественных местах.
5. Закрепление пройденного.
6. Подведение итогов.
Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия: материальные затраты, связанные с организацией поездок берет на себя администрация санатория, стоимость входных билетов оплачивают родители.
Информация об учебно-методическом комплексе
1.Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках истории. Преподавание истории в школе. 1990 г. №4
2.Годер. Г.И. Задания и задачи по истории.М.1996 г.
3. Гора П.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории. М.1971 г.
4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.М.1985 г.
5. Грозберг Г.П. Исторические игры на уроках.Преподавание истории в школе. М. 1990 №4
6.Короткова М.В. Проблемные игры на уроках истории. Преподавание истории в школе. М. 2007 г. №2
7. Короткова М.В. Формирование образных представлений у учащихся в курсе преподавания истории. Преподавание истории в школе. М. 2007 №3
8. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. Преподавание истории в школе. М,2006 №5.
9. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории. Преподавание истории в школе.М.2006 №5
Литература для детей
1. Трофимов И. Писатели Смоленщины. М. 1973 г.
2. На земле Смоленской. Памятные места Смоленской области.М. 1999
3. Смоляне — Герои Советского Союза. М 1982 г.
4. Лапикова А. Прогулки по Смоленску. М. 2000 г.
5. История Отечества. Справочник школьника. Сост. Ф.К. Капица, В.А. Григорьев, Е.П. Новикова, Г.П. Долгова. М. 1999 г.
6. Энциклопедический словарь юного историка М. 1994 г.
Литература для родителей
1. Художественный мир Смоленщины. Сборник. Смоленск. 1992 г.
2. Альбом. Смоленск. История и культура края. Смоленск, 2012 г.
3. Иванова Т.Н. Сценарии ролевых игр. Чебоксары .1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"
Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Имаготерапия, как традиционное средство успешной социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями, находящихся в условиях надомного обучения.
Выступление на ШМО...
Программа по социализации в условиях надомного обучения с детьми с ОВЗ
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидо...
Пальчиковые игры как средство социализации детей с ОВЗ в условиях надомного обучения
Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помог...
Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.
Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...
Буклет объединения «Мой дом- мой край» туристско - краеведческое направление, возраст детей: 9-11 лет, срок реализации программы: 1 год
В буклете содержится информация об объединении «Мой дом- мой край» туристско - краеведческого направления....