Программа по социализации обучающихся "Мир вокруг меня" учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_proektirovanie.docx | 86.1 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново, Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/М.А.Крекер/ ФИО Протокол №_____ От «___»________2020___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №6» ________/Е.И.Островская/ ФИО От «___»________2020___г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ №6» ________/О.И.Мараева/ ФИО Приказ №_____ От «___»________2020___г. |
Программа по социализации обучающихся
по
учителя начальных классов
Бурченковой Любови Александровны
2020 год
Наименование программы: «Мир вокруг меня» (социальное проектирование).
Данная программа разработана в рамках социального направления внеурочной деятельности
Основной разработчик программы: Бурченкова Любовь Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленская область
Основные исполнители программы: классный руководитель, классный и родительский коллективы.
Цель программы:
создание условий для социальных проб личности.
Задачи программы:
- Организовать совместное творчество на основе совместной распределенной деятельности как на уроке, так и вне его.
- Развивать рефлексивное мышление ученика.
- Создавать реальный социальный «продукт».
- Содействовать гармоничному развитию личности школьника.
- Способствовать социальному воспитанию учащихся.
- Воспитание у детей толерантности.
- Повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся.
- Развивать исследовательскую и творческую деятельность.
Принципы построения программы:
- возрастная адекватность;
- научная обоснованность;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации;
- модульность структуры;
- вовлечение в реализацию программы родителей учащихся;
- социально – экономическая адекватность.
Формы и методы реализации программы:
Экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Ожидаемые результаты:
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Сроки реализации: 4 года (1-4) класс.
Материально-технические ресурсы: спортивный зал, спортивная площадка, библиотека.
Информационные ресурсы: современная информационная техника (рабочее место учителя, локальная сеть и интернет).
Пояснительная записка
Актуальность программы
Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования учащихся младшего школьного возраста. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Актуальность проблемы рассматривается в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором подчеркивается «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации». В каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации. Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя. Уже в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, так как ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Проектная деятельность развивает обучающихся, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.
Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими). Эти системы сохраняются и в школе. Отношения с родителями переносятся на начальном этапе на взаимодействие с учителем. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации развития. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся.
Проектирование можно отнести к метапредметным технологиям, в которых собраны полученные знания всех школьных предметов. Ребятам, в процессе обучения по программе, необходимы знания практически из всех областей: истории, русского языка, математики, окружающего мира, литературы. Потому что социальные проекты могут решать различные проблемы: от маленькой книжки для первоклассника до помощи пожилому человеку.
Курс программы «Мир вокруг меня» (социальное проектирование) в начальной школе рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. На освоение программы отводится по 34 часа в год.
Данная программа реализуется через внеурочную деятельность.
Основные принципы, положенные в основу программы:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
3. Работа по проекту является исследовательской.
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
8. Принцип обратной связи. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах.
9. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Виды социальных проектов:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего двора.
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Выборы совета класса».
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
6. Особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.
Контроль образовательных результатов: результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Используется технология «Портфолио».
Участники программы: учащиеся класса, учащиеся других классов, педагоги, социальные работники, работники библиотек, музеев, родители.
Роль учителя:
-помогает ученикам в поиске нужных источников;
-сам является источником информации;
-координирует весь процесс;
-поощряет учеников;
-поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Правила успешности проектной деятельности:
-В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
-Команды не соревнуются.
-Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
-Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
-Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
-Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня:
-приобретение школьниками социальных знаний, знание социальных норм;
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-знание правил конструктивной групповой работы;
-знание способов взаимодействия людей;
-знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня:
-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);
-формирование позитивных отношений школьника к социальной реальности в целом;
-стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня:
-получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия;
-развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем;
-проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);
-положительный опыт волонтерской деятельности;
-опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Погружение в проект
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
2. Планирование деятельности
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
4. Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Оформляют проект, изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
5. Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.
Подготовка к занятиям
Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:
- выбрать тему;
- подумать;
- спросить у другого человека;
- получить информацию из книг;
- понаблюдать;
- посмотреть по телевизору;
- провести эксперимент;
- обсудить в группе;
- подведение итогов, оформление результатов;
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта ;
- презентация проекта.
Пример работы над проектом «Память»
Актуальность проекта
Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны.
Цель проекта:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;
Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
Адресная направленность: Проект рассчитан для учащихся 3-4 классов, которые способны реализовать данную идею за 2014-2015 гг.
Социальные партнеры проекта.
В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла.
Проект предполагает:
Проведение работы по выявлению проблем ветеранов, оказание посильной помощи, поздравление ветеранов.
Реализация программы позволит придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.
Этапы реализации проекта
1 этап – проектный
- Знакомство учащихся с идеями проекта.
- Планирование работы.
2 этап – практический
- Выявление проблем ветеранов.
- Оказание помощи.
- Поздравление ветеранов.
3 этап – рефлексивно-обобщающий
Рефлексивный классный час.
Финансирование. Спонсорская помощь родителей.
Смета расходов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути и может осуществляться не только в конце проекта, но и на любом его этапе. Используется для выявления уровня осознания содержания выполненного. Одним из наиболее эффективных приемов является прием «незаконченное предложение», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, актуализировать полученные ранее знания и социальный опыт:
- при работе над проектом я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
Для того, чтобы закончить работу над проектом на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают творческие работы друг друга. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Такой вариант дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Таким образом, результатом реализации программы курса «Мир вокруг меня» должна стать позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
Литература
1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2010
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2010.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009.
4. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. М., ВАКО, 2011.
5. Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2011.
Программа внеурочной деятельности:
«Мир вокруг меня»
(социальное проектирование).
1-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир вокруг меня» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6 г.Сафоново Смоленской области на 2016-2019 учебный год;
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.
Необходимость создания курса «Мир вокруг меня» связана с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.
Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.
Курс «Мир вокруг меня» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Одно занятие в неделю во 1-4 классах.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 – 4 классы – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, общественно-полезная.
Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника через приобретение ими опыта в практической и социальной деятельности и применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- Формирование нравственного сознания, чувств, поведения.
- Становление у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
- Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
- Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
- Сохранение психического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.
- Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
- Формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
- Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
- Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
- Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы
В основу программы курса положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учётом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманист0ической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребёнка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Программа развивает идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.
Основные ценности программы: самоопределение, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; забота о себе и близких; здоровье и безопасность; доброта, внимание к себе и другим людям.
Особенности форм работы
Содержание программы курса реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
В 1 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.
Внеурочные занятия в 1 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)
Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.
Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- упражнения и тренинги;
- экскурсии;
- тестирование
- практическая работа.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Планируемые результаты освоения программы
Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.
Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,
Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .
Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.
Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.
Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.
Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.
Опыт творческой деятельности. Коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.
Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.) Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.
Создание творческих работ. коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развёрнутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения анализа, синтеза , классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Планируемые результаты
Выделяются три уровня планируемых результатов.
Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.
Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Содержание программы
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Модуль «Мои обязанности и права» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
2 | Модуль «Мой безопасный дом» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
3 | Модуль «Моя безопасность » | Модуль « Разговор о правильном питании» | Модуль «Мои обязанности и права» | Модуль « Если нужна моя помощь»» |
4 | Модуль «Азбука экономиста» | Модуль « Азбука здоровья» | Модуль «Здоровье и безопасность» | Модуль «Я и мои друзья» |
Календарно - тематическое планирование
1 класс (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Форма занятия | Дата план | Дата факт | |
1четверть Модуль «Мои права и обязанности»- 7 часов Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни. | ||||||
1. | Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. | 1 | Беседа | |||
2. | Мои одноклассники. Наши школьные обязанности. | 1 | Занятие | |||
3. | Школьные вещи – наши помощники. | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Книги – наши друзья и помощники | 1 | Групповая работа | |||
5. | Мои учителя. | 1 | Беседа | |||
6. | Школьные традиции. | 1 | Деловой практикум | |||
7. | Итоговое занятие «»Мои права и обязанности» | 1 | Тренинг | |||
2 четверть Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | ||||||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | |||
2. | Умелый пешеход | 1 | Игра | |||
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | 1 | Путешествие | |||
4. | Мы пассажиры. | 1 | Заочная экскурсия | |||
5. | Островок безопасности | 1 | Игра «Марафон» | |||
6. | Машины и пешеходы | 1 | Викторина | |||
7. | Как разговаривает улица | 1 | Групповая работа | |||
8. | Что значит быть ответственным? | 1 | Диспут | |||
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | 1 | Брейн-ринг | |||
3 четверть Модуль «Я и мы» - 11 часов Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. | ||||||
1. 2. | Азбука эмоций. | 2 | Беседа. Групповая работа. | |||
3. | Правила жизни. | 1 | Дискуссия | |||
4. | Город вежливости. | 1. | Ролевая игра | |||
5. | Будь человеком. | 1 | Читательская конференция. | |||
6. | Что такое чувства? | 1 | Игры-шутки | |||
7. | Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния. | 1 | Диалог | |||
8. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | 1 | Беседа | |||
9. | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | Утренник-игра | |||
10. | Этюды для моделирования положительных черт характера. | 1 | Практикум | |||
11. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других | 1 | Тестирование | |||
4 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов Задача: формирование представлений о своем физическом " | ||||||
1. | Азбука здоровья. | 1 | Беседа | |||
2 | Твой организм. | 1 | Урок-познание | |||
3. | Режиму дня – мы друзья. | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Откуда берутся грязнули? | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как и чем мы питаемся? | 1 | Урок-путешествие | |||
6. | Играй! | 1 | Подвижные игры | |||
7. | Журнал здоровья | 1 | Живой журнал о здоровье |
Календарно - тематическое планирование
2 класс (36 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Форма занятия | Дата план | Дата факт | |
1четверть Модуль «Мой безопасный дом»- 7 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска | ||||||
1. | Наши помощники и враги | 1 | Беседа | |||
2. | Огонь – друг и враг человека | 1 | Занятие | |||
3. | Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Беседа | |||
6. | Как принять правильное решение? | 1 | Деловой практикум | |||
7. | Итоговое занятие «»Мой безопасный дом» | 1 | Тренинг | |||
2 четверть Модуль «Азбука безопасности» - 9 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | ||||||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | |||
2. | Умелый пешеход | 1 | Игра | |||
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | 1 | Путешествие | |||
4. | Мы пассажиры. | 1 | Заочная экскурсия | |||
5. | Островок безопасности | 1 | Игра «Марафон» | |||
6. | Машины и пешеходы | 1 | Викторина | |||
7. | Как разговаривает улица | 1 | Групповая работа | |||
8. | Что значит быть ответственным? | 1 | Диспут | |||
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | 1 | Брейн-ринг | |||
3 четверть Модуль «Я и мы» - 11 ч Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. | ||||||
1. 2. | Азбука эмоций. | 2 | Беседа. Групповая работа. | |||
3. | Правила жизни. | 1 | Дискуссия | |||
4. | Город вежливости. | 1. | Ролевая игра | |||
5. | Будь человеком. | 1 | Читательская конференция. | |||
6. | Что такое чувства? | 1 | Игры-шутки | |||
7. | Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния. | 1 | Диалог | |||
8. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | 1 | Беседа | |||
9. | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | Утренник-игра | |||
10. | Этюды для моделирования положительных черт характера. | 1 | Практикум | |||
11. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других | 1 | Тестирование | |||
4 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 7 часов Задача: формирование представлений о своем физическом " | ||||||
1. | Азбука здоровья. | 1 | Беседа | |||
2 | Твой организм. | 1 | Урок-познание | |||
3. | Режиму дня – мы друзья. | 1 | Ролевая игра | |||
4. | Откуда берутся грязнули? | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как и чем мы питаемся? | 1 | Урок-путешествие | |||
6. | Играй! | 1 | Подвижные игры | |||
7. | Журнал здоровья | 1 | Живой журнал о здоровье |
3 класс
Календарно-тематическое планирование
(36 часов)
№п/п | Тема занятия | Кол. час. | Форма занятия | Дата план | Дата факт | |
1четверть Модуль «Моя безопасность» - 8 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска | ||||||
1. | Наши помощники и враги | 1 | Беседа | |||
2. | Огонь – друг и враг человека. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решения | 1 | Занятие-открытие | |||
3. | Юный друг природы | 1 | Природоохранная акция | |||
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | 1 | Групповая работа | |||
5. | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Беседа | |||
6. | Как принять правильное решение? | 1 | Практикум | |||
7. | Итоговое занятие «Мой безопасный дом» | 1 | Игра -тренинг | |||
8. | Азбука безопасного поведения на улице | 1 | Беседа | |||
2 четверть Модуль «Разговор о правильном питании» - 8 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | ||||||
1. | Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища. | 1 | Групповая дискуссия. | |||
2. | Здоровье в порядке - спасибо зарядке. | 1 | Исследование | |||
3. | Закаляйся, если хочешь быть здоров | 1 | Ролевая игра. | |||
4. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | Диспут. | |||
5. | Где и как готовят пищу | 1 | Экскурсия | |||
6. | Блюда из зерна | 1 | Заочная экскурсия | |||
7. | Молоко и молочные продукт | 1 | Комплексное занятие Комплексное занятие | |||
8. | Вода и другие полезные напитки | 1 | Групповая дискуссия. | |||
3 четверть Всего 12 часов Модуль «Мои обязанности и права» - 6 часов Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания. | ||||||
1. | Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России. | 1 | Круглый стол | |||
2. | Я и мои права. | 1 | КВН | |||
3. | Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу. | 1 | Правовая игра | |||
4. | Герои книг имеют право. | 1 | Конкурс | |||
5. | Ответственность в семье и обществе | 1 | Деловая игра. | |||
6. | Как надо относиться к природе и животным. | 1 | Природоохранная акция | |||
Модуль « Продолжаем разговор о правильном питании» - 6 часов (Занятия по тетради «Две недели в лагере здоровья») Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | ||||||
7. | Что и как можно приготовить из рыбы | 1 | Комплексное занятие | |||
8. | Дары моря. | 1 | Игра - путешествие | |||
9. | Кулинарное путешествие по России | 1 | Праздник | |||
10. | Спортивное путешествие по России | 1 | Спортивный праздник | |||
11-12. | Олимпиада здоровья | 2 | Олимпиада | |||
4 четверть Модуль « Если нужна моя помощь» - 8 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи. | ||||||
1. | В стране здоровья. | 1 | Мини-проект | |||
2. | Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах. | 1 | Практикум. | |||
3. | Первая помощь при укусах. | 1 | Практикум. | |||
4. | Первая помощь при термических ожогах. | 1 | Практикум. | |||
5. | Средства индивидуальной защиты. | 1 | Деловая игра. | |||
6. | Первая помощь в различных ситуациях. | 1 | Беседа. Ролевая игра. | |||
7. | Что можно есть в походе | 1 | Комплексное занятие | |||
8. | Заключительное занятие «Подари улыбку миру» | 1 | Праздник |
Тематическое планирование, 4 класс
36 часов
№п/п | Тема урока | Кол. час. | Форма занятия | Дата План | Дата факт |
1 четверть Модуль «Азбука экономиста» - 8 часов Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов. | |||||
1. | Что такое экономика? | 1 | Беседа | ||
2. | Что значить экономить? | 1 | Практикум (решение задач) | ||
3. | Без чего человеку не обойтись? | 1 | Дискуссия. | ||
4. | Магазин. | 1 | Ролевая игра. | ||
5 | Потребность в образовании. | 1 | Дискуссия. | ||
6. | Бюджет: доходы и расходы семьи. | 1 | Групповая работа. | ||
7. | Может ли человек обеспечить себя сам? | 1 | Дискуссия. | ||
8 | Экономическое поле чудес. | 1 | Звёздный час. | ||
2 четверть Модуль «Азбука здоровья» - 8 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний. | |||||
1. | Понятие об инфекционных заболеваниях | 1 | Беседа | ||
2. | Коварный грипп. | 1 | Беседа. | ||
3. | Чем опасна корь? | 1 | Беседа. | ||
4. | Кишечные инфекционные заболевания. | 1 | Рассказ. | ||
5. | Полезные привычки воспитывай с детства. | 1 | Практикум. | ||
6. | Чистота и здоровье | 1 | Викторина | ||
7. | «Наше здоровье» | 1 | КВН | ||
8. | |||||
3 четверть Модуль «Здоровье и безопасность» - 11 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | |||||
1. | Что такое чрезвычайная ситуация? | 1 | Беседа. | ||
2. | Стихийные бедствия. | 1 | Рассказ с элементами видеопоказа. | ||
3-4. | Снежные опасности. | 2 | Групповая работа. | ||
5. | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | Беседа. Просмотр видеофильма. | ||
6. | Правила поведения и эвакуации при ЧС. | 1 | Сюжетная игра. | ||
7. | Аварии на транспорте. | 1 | Беседа. | ||
8. | Пожары и средства пожаротушения. | 1 | Ролевая игра. | ||
9. | Город как источник опасности. | 1 | Путешествие. | ||
10. | Я учусь думать и действовать. | 1 | Тренинг | ||
11. | Что значит быть в ответе за себя и за других» | 1 | Диспут | ||
4 четверть Цикл «Я и мои друзья»- 8 часов Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения | |||||
1. | Я творю свою жизнь | 1 | Диспут. | ||
2. | А ты вежлив? | 1 | Диалог. | ||
3. | «В стране хорошего тона» | 1 | Путешествие. | ||
4. | Добро и зло. | 1 | Ролевая игра. | ||
5. | «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе» | 1 | Игровая программа. | ||
6. | Воспитание и воспитанность | 1 | Круглый стол. | ||
7. | Мир человеческих отношений. | 1 | Ролевая игра. | ||
8. | Я творю свою жизнь. | 1 | Диспут. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ВНД "Я и мир вокруг меня"
Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг меня"
Предназначена для учащихся 2 класса...
Отзыв о системе работы учителя начальных классов, Виноградовой Любови Александровны МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ»
Виноградова Любовь Александровна начала педагогическую деятельность в МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ» в 2012 году. Она зарекомендовала себя хорошим педагогом, ...
Программа по социализации обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Актуальность данной программы обусловлена существующим противоречием: с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой ...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...
Программа по самообразованию учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
Тема самообразования «Развитие творческих способностей учащихся в рамках реализации ФГОС» Сроки реализации темы самообразования: 2021-2026 учебный год Цель: освоить новые формы и методы работы р...