Методическая разработка. Программа психокоррекционных занятий "Мир эмоций в школе"
методическая разработка (1 класс)
В жизни первоклассника происходит огромное количество изменений. Неизбежно меняется осознание времени. Оно становится более структурированным. У обучающихся появляется сразу множество обязанностей, большинство которых направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных потребностей в игре, движении и в общении. Появляется потребность в признании, ведь именно в школе впервые появляются ситуации социально оцениваемой деятельности. А депривация потребности в признании может вызвать у обучающихся не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, творческой личности, способной к саморегуляции, самопознанию, саморазвитию. Программа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы обучающегося, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психокоррекционные занятия | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: «Психокоррекционные занятия (психологические)»
«Мир эмоций в школе»
Вариант I
на 2022-2023 учебный год
1 «А» (доп.) класс
Разработала : Педагог-психолог
Поромонова Ирина Витальевна
Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Основные направления работы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Место предмета в учебном плане, учебный план
- Методы и формы обучения
- Система оценки достижений планируемых результатов
- Содержание программы
- Планируемые результаты освоения программы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Психокорекционные занятия» для обучающихся 1«А»(доп.) класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Постановление от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16
У обучающихся с умственной отсталостью имеют место трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
В 1 дополнительном классе обучающиеся отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины.
В жизни первоклассника происходит огромное количество изменений. Неизбежно меняется осознание времени. Оно становится более структурированным. У обучающихся появляется сразу множество обязанностей, большинство которых направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных потребностей в игре, движении и в общении. Появляется потребность в признании, ведь именно в школе впервые появляются ситуации социально оцениваемой деятельности. А депривация потребности в признании может вызвать у обучающихся не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, творческой личности, способной к саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Программа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы обучающегося, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Для повышения уровня эмоционально-волевого и личностного развития, развития коммуникативных навыков и успешной адаптации в школе и социуме в программу включены занятия, на которых обучающиеся знакомятся с основными эмоциями, их проявлениями, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, формируют представления о собственных возможностях и окружающем мире.
Все темы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
Цель: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- адаптация к обучению в школе и в социуме;
- формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;
- коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
- развитие различных коммуникативных умений;
- стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
- развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
- предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
- становление и расширение сферы жизненной компетенции.
- формирование положительного отношения к школе и процессу обучения и воспитания.
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Место предмета в учебном плане
На изучение коррекционно-развивающего курса «Адаптация и развитие познавательных процессов» по учебному плану в 1 «А» (доп.) классе отводится по 2 часа в неделю групповых занятий.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 66 часов групповых занятий в год, с учетом календарного графика. Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями растет постепенно: до 35 минут в первом полугодии и 40 минут, начиная со второго полугодия.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы учебного материала | Кол-во часов |
Я – школьник | 23 | |
Мои чувства | 45 | |
Итого: | 68 |
2.2. Методы и формы организации учебного процесса
Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся на занятии через активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Для реализации программы используются разнообразные формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: коррекционно-развивающие.
Формы работы на занятии: групповая форма работы.
Занятия проводятся в кабинете класса. Продолжительность одного занятия составляет 35-40 минут.
Занятия проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и материалов. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия.
Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
2.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении программы должны учитываться психофизические возможности детей, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых
результатов освоения программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на сформированность таких показателей, как: способность к осознанному планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность определять значимые условия для осуществления деятельности; способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи.
При оценке эмоциональной сферы необходимо учитывать ее общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение, склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии, выраженность агрессивности и личностной тревожности.
При определении особенностей развития личности следует оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля.
При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы (социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы, преобладающий тип отношений к окружающим).
Для регистрации положительной динамики развития ребенка предлагаются следующие критерии оценки:
- текущий мониторинг;
- творческие работы детей;
- успешность в учебной деятельности;
- наблюдение;
- опрос.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательной программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
- консультация;
- практическое занятие;
- самостоятельная работа.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательной программы или её частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания.
2.4. Содержание программы
№ | Разделы | Содержание |
Школьные истории | Цели: - формировать положительное отношение к учебному процессу; умение вести себя на уроках; - сфокусировать внимание обучающихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в первом классе; - мотивировать обучающихся к развитию силы воли и самоконтроля; Темы: Давайте познакомимся!, «Моё имя», Мои интересы, Школа, Для чего ходят в школу? Я в школе, Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни, Правила школьной жизни, Правила поведения в школе, Мой класс, Учимся работать дружно, Вежливый слова, Какие ребята в моем классе, У меня не получается в школе, У меня получается в школе. | |
Мои эмоции | Цели: - рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, грусти, страха, злости, удивления; - обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; - способствовать снижению уровня страха. Темы: Игры в школе, Дружная страна, Настроение бывает разным, Хорошее и плохое настроение, Наши эмоции, Радость, Наши улыбки, Радуем окружающих, Грусть, Признаки грусти, «Когда мне грустно, я», Как справится с грустью?. Страх, «У страха глаза велики», Страшные истории, Смешные страхи, Злость, Как избавиться от злости?, Удивление, Удивительные истории, Обида, Разные чувства, Эмоции и чувства в школе, Снимаем напряжение, Угадай эмоцию, Рисуем наше настроение |
2.5. Предполагаемые результаты освоения программы:
Личностные результаты: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
Коммуникативные результаты:
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);
- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- умения благодарить и принимать комплименты;
- умения выразить свои теплые чувства к другому;
- умение осознавать свои чувства и выражать их;
Основные ожидаемые результаты: избавление от неуверенности в себе, поднятие самооценки; готовность и способность к саморазвитию, личностному росту; гармонизация личностной сферы и формирование мотивов к учению и познавательной активности; улучшение произвольности; снижение уровня тревожности.
Регулятивные учебные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | кол - во часов | дата | Ожидаемые результаты | |
по плану | по факту | ||||
Раздел 1. Школьные истории | |||||
1 | Давайте познакомимся! | 1 | Регулятивные УУД: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. Познавательные УУД: - овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: - способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс); | ||
2 | Давайте познакомимся! Продолжение знакомства. | 1 | |||
3 | «Моё имя» | 1 | |||
4 | Мои интересы | 1 | |||
5 | Мои интересы | 1 | |||
6 | Школа | 1 | |||
7 | Школа | 1 | |||
8 | Для чего ходят в школу? | 1 | |||
9 | Я в школе | 1 | |||
10 | Я в школе | 1 | |||
11 | Знакомство с правилами школьной жизни | 1 | |||
12 | Правила школьной жизни | 1 | |||
13 | Правила поведения в школе | 1 | |||
14 | Мой класс | 1 | |||
15 | Мой класс | 1 | |||
16 | Учимся работать дружно | 1 | |||
17 | Учимся работать дружно | 1 | |||
18 | Вежливые слова | 1 | |||
19 | Вежливый слова | 1 | |||
20 | Какие ребята в моем классе | 1 | |||
21 | Какие ребята в моем классе | 1 | |||
22 | У меня не получается в школе | 1 | |||
23 | У меня получается в школе | 1 | |||
Раздел 2. Мои эмоции | |||||
24 | Игры и игрушки в школе | 1 | Регулятивные УУД: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. Познавательные УУД: - овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: - способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс); - сформированность норм в общении с детьми и взрослыми - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; - умения благодарить и принимать комплименты; - умения выразить свои теплые чувства к другому; - умение осознавать свои чувства и выражать их; | ||
25 | Игры в школе | 1 | |||
26 | Дружная страна в классе | 1 | |||
27 | Дружная страна в классе | 1 | |||
28 | Настроение бывает разным | 1 | |||
29 | Настроение бывает разным | 1 | |||
30 | Хорошее и плохое настроение | 1 | |||
31 | Наши эмоции | 1 | |||
32 | Наши эмоции | 1 | |||
33 | Радость | 1 | |||
34 | Радость | 1 | |||
35 | Наши улыбки | 1 | |||
36 | Наши улыбки | 1 | |||
37 | Радуем окружающих | 1 | |||
38 | Грусть | 1 | |||
39 | Грусть | 1 | |||
40 | Грустинки | 1 | |||
41 | Грустинки | 1 | |||
42 | Признаки грусти | 1 | |||
43 | «Когда мне грустно, я» | ||||
44 | Как справится с грустью? | 1 | |||
45 | Как справится с грустью? | 1 | |||
46 | Страх | 1 | |||
47 | «У страха глаза велики» | 1 | |||
48 | Страшные истории | 1 | |||
49 | Смешные страхи | 1 | |||
50 | Злость | 1 | |||
51 | Злость | 1 | |||
52 | Как избавиться от злости? | 1 | |||
53 | Как избавиться от злости? | 1 | |||
54 | Удивление | 1 | |||
55 | Удивление | 1 | |||
56 | Удивительные истории | 1 | |||
57 | Обида | 1 | |||
58 | Обида | 1 | |||
59 | Разные чувства | 1 | |||
60 | Разные чувства | 1 | |||
61 | Эмоции и чувства в школе | 1 | |||
62 | Эмоции и чувства в школе | 1 | |||
63 | Снимаем напряжение | 1 | |||
64 | Снимаем напряжение | 1 | |||
65 | Угадай эмоцию | 1 | |||
66 | Угадай эмоцию | 1 | |||
67 | Рисуем наше настроение | 1 | |||
68 | Рисуем наше настроение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год
В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...
методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 "Б"классе ГБОУ СОШ №326 Тема:"Письмо строчной и заглавной буквы Э"
методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 классе "Б" Тема: "Письмо строчной и заглавной буквы Э"...
Методическая разработка программы спортивного мероприятия для начальной школы «Весёлые старты».
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, ко...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...
методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Эмоции и эмоциональные переживания"
ЦЕЛЬ: ознакомить детей с различными эмоциональными переживаниями.ЗАДАЧИ:научить детей узнавать эмоциональные переживания по внешним выражениям (мимика, жесты);обучение произвольному выражению различны...
Методическая разработка урока на тему: "Эмоции и здоровье"
Методическая разработка урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...