МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
методическая разработка по математике (2, 3, 4 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»). Кружок имеет практико-ориентированную направленность: предполагает знакомство на пропедевтическом уровне с определённым аспектом базовой науки (физики) и направлением исследований, которые возникли на стыке окружающего мира, экологии и физики. Интеграция учебной и вне учебной деятельности учащихся, решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствуют расширению его кругозора, знакомство с широким спектром природных явлений и усилению интереса к обучению. Включение в программу вопросов, связанных с изучением физических явлений, позволит учащимся продвинуться по пути познания окружающего мира и осознать его целостность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_programmy_kruzhka_-_hochu_vsyo_znat.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
(пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
Авторы: Кислицына Наталия Геннадьевна,
учитель физики, Дмитриева Наталия Петровна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары»
Чебоксары - 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Обоснование выбора темы
На современном этапе при переходе на новые ФГОС одним из приоритетных направлений обновления содержания образования, в том числе и физического и математического образования, становится необходимость выделения новой системы универсальных знаний и умений – компетенций, жизненнонеобходимых умений, обусловленных личностно-деятельностным подходом к образованию и относящихся исключительно к личности учащегося. Основные принципы данной образовательной системы – это учет интересов учащихся, учение через обучение мысли и действию, познание и знание - следствие преодоления трудностей, свободная творческая работа и сотрудничество, что объединяет в себе принцип природосообразности обучения и воспитания. Поэтому одним из наиболее эффективных методов организации учебной деятельности учащихся становится исследовательская деятельность.
Обучение путём исследований в современном образовании рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Человек по своей природе - исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, исследовательское поведение для него – главный источник получения представлений о мире.
Используя данный вид организации деятельности, школьники развивают в себе такие личностные качества, как объективность, точность, ответственность, самооценка, умение доказывать свою точку зрения. Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка. Тем более, что именно исследовательский метод лежит в основе изучения физических явлений и формирования устойчивых физических знаний у учащихся.
В большинстве средних образовательных учреждений изучение предмета «Физика» начинается только с 7 класса, причём в небольшом объёме часов. Поэтому на этапе окончания обучения в 11 классе по профилям не физического направления у учащихся часто обнаруживается недостаточный уровень физических знаний и умений. Следовательно, целесообразно введение пропедевтического изучения физики на более ранних этапах обучения через организацию внеурочной деятельности учащихся. Когда следует начинать изучение физики? Опираясь на свой педагогический опыт, могу сказать, что изучение физики необходимо начинать уже в начальной школе (или даже раньше). Тем более основы математических знаний закладываются с начальных классов.
Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать. Исследования в области педагогической психологии подтверждают, что на возраст, соответствующий 5-6 классам, приходится максимум сензитивного периода для развития функциональной системы интеллекта, задачей которого является освоение окружающего мира. Поэтому в среднем звене в ряде школ применяются методики организации интегрированных занятий по физике и химии в 5-6 классах по программе Гуревича А.Е., но, к сожалению, в большинстве школ такой курс не изучают, часы на данный курс не предусмотрены и не выделяются.
Если говорить о начальной школе, то следует учитывать, что она стала четырехлетней, и нынешние пятиклассники стали старше бывших пятиклассников на один год. Следовательно, и начало изучения физики, которое приходится по-прежнему на 7 класс, по возрасту будет соответствовать возрасту бывших восьмиклассников. Значит, изучать «мир вещей и явлений» ученики будут вынуждены при переходе к другому сенситивному периоду, при котором они переживают критический период подросткового возраста.
Более раннее же изучение физики, как науки о природе и окружающем мире, уже в начальной школе способствует более плавному, последовательному погружению в науку, а, следовательно, активному личностному творческому развитию учащихся на соответствующих возрастных этапах, что приводит к улучшению понимания учащимися законов природы и подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах. Учащиеся легче адаптируются при увеличении нагрузок при переходе на среднюю и старшую ступень обучения, им легче даётся изучение и других школьных предметов.
В рамках программы «Окружающий мир» в 1-4 классах при 1 ч в неделю сделаны попытки изучения природы и её явлений на элементарном уровне, но в перемешанном состоянии с элементами содержания других наук, без логической последовательности изучения отдельных тем. В результате чего в голове ребёнка не формируется единая система видения окружающего мира, а только его обрывки, поверхностно. В результате у ребёнка остаётся много открытых вопросов, на которые в рамках урока он не смог найти ответы. Результаты проведённых ВПР в 4-ых классах, на котором в большей степени проверялось общее единое представление ребёнка об окружающем мире, показало более низкий результат знаний учащихся по сравнению с предыдущими годами, когда проверялись конкретные ЗУН по предметам. Это подтверждает несовершенство существующей системы и недостаточный уровень формирования у учащихся представления о единстве всех процессов в природе.
При организации внеурочной деятельности учащихся можно провести корректировку, систематизацию и расширение полученных знаний в области физики. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в рамках внеурочных занятий способствуют повышению интереса к предметам «окружающий мир», «физика», «математика», «биологии», «химии», изучение которых сопровождается проведением наблюдений и экспериментов. Изучение элементов сложных для детей наук начиная уже с начальной школы на пропедевтическом уровне приводит к их стойкому усвоению в среднем и старшем звеньях. Это объясняется особенностями возраста младших школьников, таких как стремление к познанию и учению, и их недостаток в старших классах.
Цель:
формирование у учащихся умения проводить физические исследования и эксперименты и представлять результаты собственной исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Развитие умения различать и классифицировать физические явления.
2. Развитие умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать.
3. Обучение исследовательским навыкам физических явлений.
4. Воспитание наблюдательности и внимательного отношения к окружающему миру.
Кружок «Хочу всё знать» рассчитан на учеников начальной общеобразовательной школы (2-4 классы). Продолжительность - 38 часов. Все занятия объединены в единый курс, имеют общие акценты. Один из важных моментов — беседы о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Программа направлена на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий предусматриваются исследовательские работы и проекты, ролевые игры, работа с научно-популярной литературой, физические эксперименты.
Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении окружающего мира в 1 классе и имеющиеся у них навыки исследовательской деятельности.
Данная программа ориентирована на развитие мышления, познавательных процессов, эмоциональной сферы младшего школьника.
Кружок «Хочу всё знать» является интегрированным. Кружок имеет практико-ориентированную направленность: предполагает знакомство на пропедевтическом уровне с определённым аспектом базовой науки (физики) и направлением исследований, которые возникли на стыке окружающего мира, экологии и физики. Интеграция учебной и вне учебной деятельности учащихся, решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствуют расширению его кругозора, знакомство с широким спектром природных явлений и усилению интереса к обучению. Включение в программу вопросов, связанных с изучением физических явлений, позволит учащимся продвинуться по пути познания окружающего мира и осознать его целостность.
Занятия кружка также могут организоваться и для разновозрастных категорий учащихся. Идея собрать в один коллектив детей разного возраста возникла неслучайно. Во-первых, шестиклассники постоянно посещают своих младших товарищей и интересуются их делами. Во-вторых, у них имеется ностальгия по тому возрасту и по тем временам, которые ушли безвозвратно. В-третьих, у подростков есть желание в чём-то помочь младшим, чему-то их научить. Старшие дети, имея опыт и результаты «прошлой» исследовательской деятельности, продолжают развивать имеющиеся навыки, определять для себя новые вопросы и темы для исследований, чтобы дальше иметь возможность участвовать в конференциях и конкурсах и расширять свой кругозор, обогащать личный жизненный опыт.
Планирование работы кружка составляется, опираясь на интересы и запросы самих детей, в данном случае, второклассников. Дети обрисовывают круг вопросов, на которые хотели бы получить ответы. В основном, конечно же, они касаются окружающего их мира. Почти все вопросы связаны с такой наукой, как физика или могут быть рассмотрены с точки зрения физических понятий, законов и явлений. Поэтому на занятиях кружка идёт интеграция двух предметов: окружающего мира и физики. Сотрудничают два учителя: учитель начальных классов и учитель физики.
Предполагаемыми результатами успешного освоения учащимися материала данного курса являются проведение собственных исследовательских - работ и проектов. В сотрудничестве с учителями проводится формулировка тем, проблем, гипотез с точки зрения правильного звучания и конкретного оформления, обсуждаются условия постановки физического экспериментов. Выполненные работы представляются учащимися на обсуждение на научно-практических конференциях различного уровня.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ.
При организации работы упор ставится на применение проблемно-диалогических технологии (беседы, обсуждения, дискуссии, круглый стол), интерактивных методов обучения (исследовательский метод, метод проектов, мозговой штурм, древо решений и др.), технология «открытого пространства» (групповая форма организации деятельности учащихся) и использование ИК-технологий (наглядность, методы контроля). Доля интерактивных занятий: 38 из 38, т.е. 100 % в общем объёме отведённого времени.
При организации внеурочных занятий учитель может более свободно пользоваться всем арсеналом эффективных и продуктивных инновационных технологий, таких как ИКТ, исследовательская и проектная технологии, интерактивные методов обучения, особенно при их грамотной интеграции.
В начальной школе и даже в 5-6 классах использование зрительных образов и рисунков способствует концентрации внимания лучше, чем текст. Поэтому при выборе дидактического обеспечения, опирающегося на ИКТ, на начальном этапе предпочтение отдаётся применению мультимедийных презентаций с изобилием тематических картинок, фотографий или предметов, игрушек. Рисунок и предметы выступают как основные средства подачи учебного материала, а не как иллюстрация к тексту. На данном этапе обучения не целесообразно использовать сложные цифровые дидактические материалы, представленные в различных цифровых образовательных коллекциях, т.к. учащиеся не владеют навыками работы с цифровыми объектами. Расширяя границы используемых цифровых материалов постепенно во 2-3 классах и в качестве наглядности, и в виде тренингов или материалов контроля, можно сформировать умение учащихся применять их для самостоятельных исследований уже к 4 классу, что, несомненно, облегчает изучение и изложение учащимися всех школьных предметов в среднем и старшем звене.
Среди известных на сегодня интерактивных методов следует отметить «Мозговой штурм» и «Древо решений». Они отлично подходят при организации, как индивидуальной работы, так и работы учащихся в группах. Данные методы очень продуктивны, позволяют в короткий срок прийти к решению поставленной задачи, оценить все стороны проблемы при высокой активности учащихся.
При организации внеурочных занятий отлично подходит технология «открытого пространства», в основе которой лежит самоорганизация работы учащихся в группах. Например, на первых этапах обучения (1-6 классы) наиболее эффективным видом организации деятельности учащихся является игра. В ходе дидактической ролевой игры учащиеся обобщают и расширяют свой личный жизненный опыт, развивают коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Важно продуманно проводить организационные моменты, связанные с игрой. Например, плавный переход от распределения детей по группам и ролей учителем или жребию к самостоятельному выбору учащимися группы и распределению в них ролей позволяет максимально социализироваться каждому школьнику, развить свои коммуникативные качества, самоутвердиться. Школьникам, имеющим желание стать командиром группы, предлагается собрать себе команду, привлекая к себе ребят саморекламой, рассказывая, почему учащиеся должны «пойти за ним». Т.о., класс быстро делится на группы: даже если число в группе различно, это не мешает работе; главное правило «Важно не количество, а качество». Каждый ребёнок может свободно переходить из группы в группу в ходе занятия, пытаясь реализовать себя и найти занятие по душе.
Человек по своей природе - исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, исследовательское поведение для него – главный источник получения представлений о мире. Чем лучше развито у ребёнка эстетическое чутьё, тем более полно воспринимается ребёнком мир. Ребёнок, знающий цену своему труду, по достоинству сможет оценить и будет уважать чужой труд. А о того, как развит эстетический вкус школьника, зависит, каким мир станет в будущем.
На занятиях кружка предпочтение целесообразно отдать организации самостоятельной работы учащихся над индивидуальными исследовательскими или конструкторскими проектами. При этом школьник оказывается в роли первооткрывателя, изобретателя, дизайнера, докладчика, а не пассивного слушателя. Здесь ребёнок может не только проявить свой эстетический вкус, но и развить его, осваивая и совершенствуя также навыки работы с различными материалами. Самостоятельно создав что-то своими руками, ученик испытывает эмоциональный подъем, результат работы становится для ученика объективным доказательством его способности к самостоятельному творчеству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях. Используя данный вид организации деятельности, школьники развивают в себе такие личностные качества, как объективность, точность, ответственность, самооценка, умение доказывать свою точку зрения.
Для многих школьников одним из стимулов к участию во внеурочных занятиях служит внимание к его личным достижениям со стороны учителя и товарищей, возможность получения внешнего признания успешности своей деятельности. Учащиеся, достигающие положительных результатов на занятиях кружка, имеют возможность продемонстрировать свои достижения друзьям, а также на конкурсах и конференциях творческих проектов и исследований учащихся.
Среди тем исследовательских работ, которые интересуют наших учащиеся, можно выделить и фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений, и эмпирические, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Дети любят фантазировать, придумывать что-то необычное, проявить и развить свой эстетический вкус, применить приобретённые ими трудовые компетенции. С большой охотой дети проводят эмпирические исследования и реализуют проекты, т.к. наблюдения и экспериментирование, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами являются основными методами научного познания окружающего мира. Детям всех возрастов нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. С темой, которая интересна ребёнку, он будет работать усердно и доведёт её до конца, ощутив удовлетворения от полученного результата.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВВЕДЕНИЯ КРУЖКА:
Формирование ключевых компетенций:
В области учебных компетенций:
Уметь:
- организовывать процесс изучения с целью решения учебных задач;
- решать учебные и самообразовательные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знаний.
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
- получать и использовать информацию;
- обращаться к различным источникам данных и их использование;
Знать:
- способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.
В области социально-личностных компетенций:
Уметь:
- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
В области коммуникативных компетенций:
Уметь:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- выступать на публике;
- читать графики, диаграммы и таблицы данных;
- сотрудничать и работать в команде.
ОТСРОЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВВЕДЕНИЯ КРУЖКА:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения актуальных практических задач повседневной жизни обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- личностный рост учеников, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
- практическое применение полученных навыков в дальнейшей жизни;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- участие в научно-практических конференциях.
РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА:
Для проведения кружка «Хочу всё знать» необходимо наличие в образовательном учреждении:
- кабинет, оснащённый единичным комплектом компьютерного и демонстрационного оборудования;
- компьютерный класс с выходом в Интернет,
- проектор с экраном,
- мультимедийная ресурсы по физике, окружающему миру,
- наличие научной и учебной литературы,
- наличие наборов по основам механики, робототехники и др.
Описание некоторых видов наборов для организации работы кружка.
1. Набор "Юный физик" - игра для детей от 7 до 14 лет. Знакомит маленького человека с достижениями современной науки и законами окружающего мира, учит его ориентироваться в нем. 120 экспериментов из электростатики, основ электричества, магнетизма, электромагнетизма, электрохимии, оптики и техники доступно и доходчиво объясняются в подробной книге-руководстве, которая поможет разобраться в сути явлений и процессов. Школьники получат навыки экспериментирования и построения электрических цепей, проведут опыты с резисторами, конденсаторами и диодами, узнают о свойствах жидкостей, на практике познакомятся с теорией строения вещества.
2. Набор «Основы механики» - базовый набор простых и моторизированных механизмов, предназначенный для решения практических задач. В наборе также можно найти цветную инструкцию по сборке 10 базовых и 18 основных моделей. В сочетании с интересными заданиями моделирование погружает детей в интересный мир механики, изучения основ технологии и автоматизированного управления. Наборы предназначены для изучения базовых модулей образовательной области технологии и некоторых разделов курса физики, математики, а также для изучения основ специальных технических дисциплин.
Основные принципы обучения:
- Сборка и изучение моделей реальных машин;
- Изучение машин, оснащенных мотором;
- Изучение принципов использования пластмассовых лопастей для производства, накопления и передачи энергии ветра;
- Изучение зубчатых передач с различными зубчатыми колесами.
3. Набор «Технология и физика» - является основным для всех конструкторов серии Машины и Механизмы. В наборе есть инструкции по сборке 18 основных моделей и 10 базовых, предназначение, которых изучение устройств и принципов работы машин. Рассматриваются обычные машины, которые мы встречаем в нашей жизни.
Учебные цели этого набора:
- изучение и сборка машин и устройств
- исследование машин, в которых есть мотор
- изучение энергии ветра и изготовление устройств для накопления и использования этой энергии
- зубчатые передачи и механизмы, которые их используют
С помощью этого набора можно изучать принципы действия различных машин и конструкций. Можно изучать действия силы, движения и скорости, проводить эксперименты с этими физическими явлениями. В процессе сборки мы получаем наглядный опыт работы зубчатых передач, колёс на осях и др. С набором могут работать одновременно два и более ученика.
4. Набор «Конструктор Перворобот NXT» - набор позволяет учащимся собирать и программировать модели различных роботов. В набор входят: программируемый блок управления NXT, 3 интерактивных сервомотора, датчики расстояния, звука, освещенности, касания (2шт), аккумулятор, соединительные кабели и цветные инструкции по сборке.
Конструктор Перворобот NXT позволяет достичь следующие учебные цели:
- развитие навыков поиска и выбора оптимального варианта решения задачи, сборки, тестирования и оценки моделей
- организация «мозгового штурма» для творческого поиска альтернативных решений
- обучение работе в команде, обмену идеями и навыкам общения приобретение практического опыта работы с датчиками, электромоторами и интеллектуальными устройствами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
№ | Тема занятия |
Мир, который нас окружает (вводное занятие). | |
Температура тела. | |
Почему животным не нужна одежда зимой? | |
Эксперименты по создание лучшей «шубы». | |
Почему собаки высовывают язык, когда жарко? | |
Как вода исчезает? | |
Эксперименты на испарение. | |
Как растения получают воду? | |
Измерение объёма капли. | |
Существует ли цветной снег? | |
Эксперименты по изготовлению снега. | |
Как работает батарейка? | |
Эксперименты с электричеством. | |
Почему магнит притягивает тела? | |
Эксперименты с магнитом и металлами. | |
Почему пауки не попадаются в свои сети? | |
Движения животных. | |
Зачем балансируют колесо автомобиля? | |
Эксперименты на движение. | |
Как передвигается осьминог? | |
Эксперименты с шариком. | |
Для чего нужны роботы? | |
Конструирование роботов. | |
Создание модели робота. | |
Почему корабли не тонут? | |
Определяем плавучесть предмета. | |
Эксперименты с «водолазом». | |
Откуда берётся свет? | |
Почему светит лампа? | |
Эксперименты с лучом света. | |
Почему глаза кошек светятся в темноте? | |
Эксперименты с отражением. | |
Создаём зеркало сами. | |
Изготавливаем световозвращатели. | |
Отчего бывает радуга? | |
Эксперименты с радугой. | |
Презентация собственных исследовательских и проектных работ | |
Презентация собственных исследовательских и проектных работ |
Примечание: в приложениях представлены результаты применения данной разработки - исследовательские работы учащихся, посещавших кружок, участников НПК разного уровня.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
- Ванклив Д. Простые опыты для маленьких детей.— АСТ Астрель, - Москва, 2009 г.
- Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера / Т. А. Воронько // Математика в школе. - 2004. - N 8. - С. 10-14.
- Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.
- Герасимова С.И. Взаимодействие школьников с природными объектами / С. И. Герасимова // Дополнительное образование. - 2005. - № 2. - С. 34-39.
- Гуревич А.Е. Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб. Для общеобразоватю учреждений / А.Е. Гуревич и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 191 с.: ил.
- Демидов В.А. Руководство исследовательской деятельностью учащихся в рамках общества "Естествоиспытатель" / В. А. Демидов // Естествознание в школе. - 2005. - № 4. - С. 34-38.
- Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике: Задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э.М.Бравверман. М.: Школа-Пресс. 2000. 80 с.
- Интерактивные методы обучения.// Педагогика, 200. - №7. – с.19.
- Интерактивные методы обучения.// Учитель, 2000. - №1. – с.23.
- Зверева С.В. В мире солнечного света. - Л.: Гидрометеоиздат, - 1988.
- Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физике. - М.: Просвещение, - 1983.
- Кельбас Р.В. Исследовательская деятельность в системе экологического образования школьников / Р. В. Кельбас// Внешкольник. - 2002.- N5. - С. 30.
- Коваленко И.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся на базе межпредметной связи физики и астрономии / И. Б. Коваленко // Физика в школе. - 2003. - N 6. - С. 55-58.
- Левемарк Лассе. Физика без приборов./ Лассе Левемарк, Клас Фреск; пер. со шведского О.Лозовской. – М.: Изд-ий Дом Мещерякова, 2-1-. – 64 с.: ил.
- Перельман Я. «Занимательная физика». 1 и 2 часть. - М.: Наука, - 1980.
- Разумовский В.Г. Физика в самостоятельных исследованиях: программа курса физики для 7-9-х классов / В. Г. Разумовский, В. А. Орлов // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. - №14. - С. 5.
- Рыженков А.П. «Физика. Человек. Окружающая среда» 8-9 класс М., Просвещение 2000 г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. —Издательский дом ФЁДОРОВ. Изд.: Учебная литература. — Самара, 2008 г.
- Тарасов Л.В. Физика в природе. - М.: Просвещение, - 1988.
- Третьякова С.В. Физика в жизни моей семьи: как выбрать тему исследовательского ученического проекта / С. В. Третьякова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2002.- N27-28. - С. 1.
- Харитонов Н.П. Метеонаблюдения при проведении натуралистических исследований: методическое руководство для начинающих исследователей природы / Н. П. Харитонов // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 115-128.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллеги!
Соблюдение данных правил позволят Вам успешно решать поставленные перед собой задачи обучения.
Самое главное – подходите к своей работе творчески!
Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться...
Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.
Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Веселовой Наталией Викторовной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное н...
Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.
Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Мальцевой Аллой Николаевной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное насл...
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Реализация предметной области информатика в начальной школе через интеграцию с учебными предметами.2 класс.
Разработана программа через интеграцию с учебными предметами во 2 классе....
Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»
Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. ...
Реализация этнокультурного образования через интеграцию учебных предметов.
В статье представлен опыт реализации этнокультурного образования через интеграцию предметов гуманитарного, естественно-научного и художественно-эстетического циклов, которая позволяет создать оптималь...