методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_3a2_r.yazyk_.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс
Учитель: Шевчук Н.А.
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
- познавательные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
2. развивающие
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
3. воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: окружающий мир
Ресурсы для учителя:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31
Ресурсы для учащихся:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | -Проверьте порядок на столе, всё ли готовок уроку. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. |
-Вспомним написание буквы, которая не обозначает звука. Верно, это буква Ь. Доска: ь дь нья -Напишите соединения букв, продолжите их.
Доска: Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье-свет, а неученье - тьма. - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. -Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука. - В каких словах ь предупреждает нас о том, что буквы е, ё, ю, я будут обозначать 2 звука. -В какую группу мы отнесём слово речь? Вывод: Слово речь ни в одну группу отнести нельзя, потому что буква мягкий знак выполняет какую-то другую работу. Попробуем разобраться. | Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученного материала. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке. | Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь. | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока. | -Какова же цель нашего урока? (Разобраться, какую ещё роль в словах играет ь) Доска: ДОЧЬ, МАЛЫШ, НОЧЬ, ВЕЩЬ, МЯЧ, ГАРАЖ, -Прочитайте слова. Найдём, что в них общее. - К какой части речи относятся слова? -Какие буквы на конце слов? Значит, это существительные с шипящим звуком на конце. -В чём отличие? (есть или нет ь) -В чём нам предстоит разобраться? -Сформулируйте тему и цель урока. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного. Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | Работа в парах -А сейчас поработаем в парах. -На какие 2 группы можно разделить данные слова? -Определите род. - Что заметили? -Что отличает слова 1 и 2 столбиков? - Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем? -Какую работу выполняет мягкий знак после шипящих? - Сравним с правилом в учебнике стр.31 -Вернёмся к слову речь. -Почему в этом слове пишется мягкий знак? -Сформулируйте ещё раз правило друг другу. -На что указывает ь? Физминутка Составление алгоритма -А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой. -Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет? Доска: Алгоритм
| Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило. Организует отдых. Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения. | Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. Выполняют упражнения. Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. |
Цель: Закрепить знания, полученные на уроке. | Доска: Решение орфографической задачи. ЛАНДЫШ… Есть или нет ь? МЕЛОЧ… -Как будете решать орфографическую задачу? (по алгоритму) -Прочитаем памятку: Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова- Нету знака никакого! | Проверяет понимание способа действия. | Проговаривают алгоритм работы с заданными словами. | Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. |
6. Закрепление пройденного Цель: Проверить навык усвоения новых знаний. | Работа в учебнике: с.33 упр.57. -Рассчитайте задания. -Что просит сделать 1 задание? -Прочитайте, что общее у данных слов? (сущ., шипящий на конце) -Что просит задание 5? Объясните. - Что просит задание 2? Как будем действовать? (по алгоритму) -фронтальная работа - Что просит задание 3? На какие 2 группы разделим слова? Чем одушевлённые существительные отличаются от неодушевлённых? -работа в парах -Разделите слова на 2 группы. Проверка -Запишите слова в тетрадь | Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся. | Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. | Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. |
Цель: оценить результаты учебной деятельности. Домашнее задание | -Какие открытия мы с вами сделали?
-Оцените свою работу | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя. | Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
Дополнительно:
Задание: вставь в предложения слова с изученной орфограммой, объясни правописание этих слов.
Доска! Охотник ночевал в домике лесника. В (…) он услышал жалобный (…).
Он накинул (…) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая (…). И снова повторился (…).Охотник понял, что это кричит (…).
Слова: полночь, плач, плащ, мышь, сыч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...
технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....
Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)
Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...
технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»
Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....
презентация к уроку русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"
Данная презентация создана к открытому уроку русского языка в 3 классе....