Программа воспитания и социолизации обучающихся начальных классов "Я и мир вокруг меня"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа рассчитана на 4 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база для разработки Программы  воспитания и социализации обучающихся начальных классов «Я и мир вокруг меня»

1 Закон РФ «Об образовании».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель программы:  создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:

в области формирования личностной культуры

  • формирование способности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;
  • формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формировать способности формулировать и отстаивать свою (нравственно оправданную) точку зрения;
  • формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата (способности к преодолению трудностей);
  • формирование трудолюбия;
  • осознание ценности человеческой жизни.

в области формирования социальной культуры

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию;
  • формирование чувства гордости за своё село (деревню), за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;
  • развитие навыков  организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование демократических ценностных ориентиров и толерантности.

в области формирования семейной культуры

  • формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Перед школой ставится задача  - сформировать нравственные ценности и основы гражданского самосознания подрастающего поколения.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сделан акцент на следующих нравственных ценностях:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
  • социальная солидарность: личная свобода и права другого человека, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство;
  • гражданственность – долг перед старшим поколением, семьей; закон и правопорядок;
  • семья – здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших;
  • труд и творчество – творчество и созидание, целеустремленность  и настойчивость, трудолюбие и бережливость;
  • наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
  • традиционные российские религии, ценности, которые усваиваются в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов.

     Участники реализации программы:

  • Обучающиеся.
  • Родители.
  • Классные руководители.
  • Общественные организации.

Использование принципов воспитательной работы:

  • Личностно-ориентированные: целостное развитие; психологический комфорт; адаптивность.
  • Культурно-ориентированные: смысловое отношение к окружающему миру;

опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность;

  • Деятельностно-ориентированные: овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие); креативность.

Критерии эффективности и показатели развития воспитательной работы по программе:

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. сформированная потребность к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему физическому и психическому здоровью, а так же к здоровью окружающих;
  2. овладение сформированным нравственным идеалом, повышение социальной активности как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции, создание и реализация новых социальных проектов, а так же толерантное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
  3. разностороннее развитие личности, способность к успешной социализации в обществе, творческий подход к любому делу,  сформированная  культура;
  4.  обладание сформированной положительной Я-концепцией, чувством собственного достоинства и потребности в самореализации;
  5. сформированная трудовая мотивация, формирующиеся профессиональное самоопределение, наличие жизненных планов;
  6. умение управлять собой, общительность и тактичность, коммуникативная и социальная компетентность;
  7. усвоение общепринятых норм и культурных ценностей

Формы работы:

·         Творческие мастерские.

·         Индивидуально - групповые занятия.

·         Экскурсии.

·         Заочные путешествия.

·         Встречи с интересными людьми, представителями общественности.

·         Творческие конкурсы, акции.

·         Участие в олимпиадах.

·         Беседы и т.д..

·         Индивидуальное педагогическое консультирование.

Диагностика и мониторинг обучающихся:

Предмет изучения

Критерии оценки

Методики

Нравственные качества обучающихся

Отношение друг к другу, к взрослым, животным.

  • Ответственность за свои поступки.
  • Развитие коллективистических отношений.
  • Уровень воспитанности.
  • Социометрия.
  • Наблюдения.
  • Анкетирование родителей и обучающихся.
  • Методики изучения мотивации школьников.
  • Методики изучения сплоченности коллектива.

Интеллектуальные способности

  • Участие учащихся класса и коллектива в целом в школьных конкурсах.
  • Итоги учебного года.
  • Оценка учителями-предметниками словарного запаса учащихся, их кругозора.
  • Портфолио отдельных учащихся класса и класса в целом.
  • Индивидуальные беседы.

Гражданская позиция

  • Отношение учащихся к своей стране.
  • Участие учащихся в коллективных делах.
  • Соблюдение Устава школы, Правил для учащихся.
  • Ответственное отношение к своим поступкам.
  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.
  • Анализ состояния правонарушений в классе.

Здоровье учащихся

  • Уровень психического развития учащихся.
  • Уровень развития навыков саморегуляции.
  • Умение переносить стрессовые ситуации.
  • Отсутствие школьного травматизма.

Анализ листков здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы

Программа  воспитания и социализации  обучающихся в начальной школе расчитана на 4 года . В ней описаны технологии, формы образовательной деятельности,с помощью которых можно решить образова...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )

Целью воспитательной работы класса  на 2018 – 2019  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )

Целью воспитательной работы класса  в 2016 – 2017  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...

Программа внеурочной деятельности для ребенка с умственной отсталостью "Мир вокруг меня..."

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Мир вокруг меня…» 1 класс. Для ребенка с умственной отсталостью (Вариант II). Рецензия к программе....

Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы 1-4 классов

Духовно-нравственного развитие, воспитание и социализация учащихся начальных классов....