Программа внеурочной деятельности для ребенка с умственной отсталостью "Мир вокруг меня..."
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Мир вокруг меня…» 1 класс. Для ребенка с умственной отсталостью (Вариант II). Рецензия к программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryashova._vneurochka._mir_vokrug_menya.doc | 137 КБ |
jpg2pdf.pdf | 773.57 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Сочи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 Г.СОЧИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П.МАЛЫШЕВА
«УТВЕРЖДАЮ» к использованию в образовательном процессе на 2017/18 уч. год Директор школы: __________ А.К. Давыдова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Мир вокруг меня…»
1 класс
Для ребенка с умственной отсталостью
(Вариант II)
2017 – 2018 учебный год
Программу разработал учитель начальных классов:
Кудряшова Л.А.
Сочи
2017 г.
- Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня…» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями развития разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость 2 вариант) и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ по общеинтеллектуальному направлению деятельности.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование представлений об окружающем их мире происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей представления об окружающем их мире формируются искаженно, в недостаточных количествах. Дети с трудом различают формы предметов, плохо запоминают цвета, в некоторых случаях различение разных оттенков одного цвета становится непосильной задачей. Такое искаженное восприятие окружающего пространства становится причиной дизадаптации ребенка с тяжелыми нарушениями развития. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование представлений о разнообразии окружающего их мира.
Цель учебного курса: формирование у ребенка с тяжелыми нарушениями развития целостного, полноценного образа окружающего мира на фоне изменяющихся погодных и природных явлений.
Задачи курса:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование представлений о форме, размере и цвете окружающих объектов;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- стимулирование речевой деятельности;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование умения находить существенные отличия.
Программа курса позволяет ребенку с тяжелыми нарушениями развития в доступной форме получить представление об объектах окружающих его, научиться использовать их по назначению.
В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) можно представить следующие:
- -принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями);
- принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;
- принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями);
- принцип учета потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями), запросов их родителей (законных представителей);
- принцип направленности содержания курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП;
- принцип реализации направлений внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями);
- принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;
- принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
- принцип социально-адаптирующей направленности внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями).
Отличительные особенности учебного курса.
Так как детям с тяжелыми нарушениями развития свойственно наглядно-образное мышление, то данный учебный курс построен на использовании предметно-практической деятельности. Работа с ребенком в рамках данного курса предполагает использование большого количества разнообразной наглядности, работу с различными материалами (ткань, пластилин, бумага и т.д.), а так же проведение экскурсий. Программа построена циклично, в соответствии с чередованием времен года. Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями развития данный курс предполагает многократное повторение изучаемого материала. Особенностью курса является частое использование фланелеграфа, который сочетает в себе функции наглядного материала, игрового поля, сказко-терапии, может использоваться в качестве релаксации.
Место предмета.
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 33 ч. ( 33 учебные недели по 1 часу в неделю)
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
- представления об объектах неживой;
- представления о животном и растительном мире;
- элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток;
- умение различать части суток.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- усваивать разные способы запоминания информации.
- Содержание курса.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: «Что нас окружает в классе?», «Осень, сбор урожая», «Что нас окружает на улице осенью?», «Зима, холодное время года», «Весна. Изменения в природе», «Скоро лето».
Первый раздел «Что нас окружает в классе?».
В данном разделе дети с тяжелыми нарушениями развития учится находить по просьбе учителя объекты в окружающем их пространстве. Запоминают их назначение. Учатся классифицировать объекты по цвету (основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий), форме (круг, квадрат, треугольник), размеру (маленький большой) и знакомятся с тем, что предметы окружающего сделаны из разных материалов. При работе с детьми в рамках данного раздела необходимо задействовать максимальное количество анализаторов: зрительный, слуховой (сравнить звук при стуке по дереву, стеклу и металлу и т.д.), обонятельный, тактильный и вкусовой.
Второй раздел «Осень, сбор урожая».
Занятия направлены на формирование у детей представления о временах года. Обучающиеся изучают понятие осень, ее характерные особенности. Формируется представление о фруктах, овощах, ребенок из практического опыта узнает какой формы и какого цвета бывают фрукты и овощи, учатся различать их по вкусу и запаху. Ребенок работает как с настоящими фруктами и овощами, так и с картинками (включаем наглядно-образное мышление), учится соотносить картинку с предметом, находить предмет по заданным признакам. На всех занятиях данного раздела идет обогащение пассивного словарного запаса, стимулируется речевая деятельность.
Третий раздел «Что нас окружает на улице осенью?».
На занятиях в рамках данного раздела дети с тяжелыми нарушениями развития учатся подбирать одежду по сезону и по погоде. Обобщают и закрепляют знания об одежде и обуви, их предназначении. Во время экскурсии по пришкольному участку ребенок учится находить объекты живой и неживой природы по заданным учителем признакам (форма, цвет и т.д.), знакомится с разнообразием окружающих его на улице предметов, их возможным назначением, узнает о том, как можно использовать некоторые из них. Изучают какие бывают растения, из чего состоят, как отличаются друг от друга (трава, кустарник, дерево, форма листьев). Изучают, какого цвета бывают листья осенью, почему. Данный раздел предусматривает две творческие работы: аппликацию из природных материалов и рисование пальчиковыми красками и пластилином. Данные занятия направлены на развитие мелкой моторики, а также имеют релаксационную направленность. Продолжается обогащение пассивного словарного запаса, стимулирование речевой деятельности.
Четвертый раздел «Зима, холодное время года».
Занятия данного раздела направлены на формирование умений видеть и выделять существенные признаки изучаемого времени года, умения находить отличия на предложенных картинках. Закрепляют знания об одежде и обуви, их предназначении умение подбирать одежду для зимних прогулок. Закладываются предпосылки к умению находить причинно-следственные связи (куда пропали листья?). Дети изучают особенности растительного и животного мира зимой, затрагиваются понятия перелетные и зимующие птицы (зона ближайшего развития). Узнают, как человек может помочь животным и растениям пережить зиму. Данный раздел предусматривает две практические работы: аппликацию из природных материалов и создание кормушки для птиц. Кормушка вывешивается на пришкольном участке, что дает детям возможность почувствовать свою значимость, ощутить радость от совершенного доброго дела. Раздел предусматривает работу с фланелеграфом.
Пятый раздел «Весна. Изменения в природе».
Изучение данного раздела начинается с экскурсии на природу. Дети учатся видеть изменения в природе, которые наступают с приходом весны. Продолжается формирование умений видеть и выделять существенные признаки изучаемого времени года, умения находить отличия на предложенных картинках, умение подбирать одежду для разной погоды весной. Узнают, наблюдают, как меняется погода в течении весны. Изучают особенности растительного и животного мира весной, где живут птицы, детенышей разных животных. Данный раздел предусматривает две практические работы: аппликацию из тканей (отличающихся по цвету, текстуре, материалу) и моделирование птичьего гнезда. Раздел предусматривает работу с фланелеграфом.
Шестой раздел «Скоро лето».
Занятия направлены на закрепление умения выделять отличительные признаки времен года, умение разлечать времена года по картинке и с опорой на слуховое восприятие (по рассказу учителя). Выделятся отличительные особенности летнего времени года, закрепляется умение подбирать одежду по сезону (лето). Обобщаются полученные ранее знания.
- Тематический план (1 класс)
№п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
Что нас окружает в классе? 3 ч. | |||||
1 | 1 | Название, цвет предметов. | 1 | 1.09 | |
2 | 2 | Название, цвет, форма предметов. | 1 | 8.09 | |
3 | 3 | Предметы живой и неживой природы в классе. | 1 | 15.09 | |
Осень, сбор урожая. 4 ч. | |||||
4 | 1 | Осень, сбор урожая. Какие бывают фрукты. Закрепление представлений о форме предмета. | 1 | 22.09 | |
5 | 2 | Осень, сбор урожая. Какие бывают фрукты. Закрепление представлений о цвете предмета. | 1 | 29.09 | |
6 | 3 | Осень, сбор урожая. Какие бывают овощи. Закрепление понятия форма предмета. | 6.10 | ||
7 | 4 | Осень, сбор урожая. Какие бывают овощи. Закрепление понятий форма предмета, цвет предмета. | 13.10 | ||
Что нас окружает на улице осенью? 5 ч. | |||||
8 | 1 | Что мы одеваем осенью? Игра «Одень куклу». | 20.10 | ||
9 | 2 | Что можно встретить на улице осенью? Живая природа. | 27.10 | ||
10 | 3 | Растения. Цвет и форма листьев. Экскурсия. | 10.11 | ||
11 | 4 | Растения. Закрепление знаний о форме и цвете листьев. Аппликация из листьев. | 17.11 | ||
12 | 5 | Растения. Закрашивание листьев красками и пластилином. | 24.11 | ||
Зима, холодное время года. 10 ч. | |||||
13 | 1 | Что изменилось с наступлением зимы? Сравнение картин осени и зимы, работа с фланелеграфом. | 1.12 | ||
14 | 2 | Что мы одеваем зимой? Игра «Одень куклу». | 8.12 | ||
15 | 3 | Растения. Растут ли растения зимой? Экскурсия. | 15.12 | ||
16 | 4 | Куда исчезли листья и цветы. Работа с фланелеграфом: игра «измени время года». | 22.12 | ||
17 | 5 | Растения зимой. Аппликация из природных материалов. | 12.01 | ||
18 | 6 | Животные. Каких животных можно встретить зимой? Экскурсия. | 19.01 | ||
19 | 7 | Птицы. Какие птицы улетели на юг? | 26.01 | ||
20 | 8 | Птицы. Какие птицы остались зимовать? | 02.02 | ||
21 | 9 | Как помочь животным пережить зиму? | 09.02 | ||
22 | 10 | Изготовление кормушки для птиц. | 16.02 | ||
Весна. Изменения в природе. 8 ч. | |||||
23 | 1 | Что изменилось с наступлением весны? Экскурсия. | 02.03 | ||
24 | 2 | Чем весна отличается от зимы? Сравнение картин зимы и весны, работа с фланелеграфом. | 09.03 | ||
25 | 3 | Как одеваться весной? Игра «Одень куклу». | 16.03 | ||
26 | 4 | Какие птицы вернулись из теплых стран? | 23.03 | ||
27 | 5 | Птицы весной. Моделирование гнезда птицы. | 6.04 | ||
28 | 6 | Как изменились растения? Экскурсия. | 13.04 | ||
29 | 7 | Как изменились растения? Аппликация из разных тканей. | 20.04 | ||
30 | 8 | Животные весной. Работа с фланелеграфом: игра «Чей детёныш?» | 27.04 | ||
Скоро лето. 3 ч. | |||||
31 | 1 | Как изменится природа летом? Сравнение картин весны и лета, работа с фланелеграфом. | 4.05 | ||
32 | 2 | Какую одежду надевают летом? Игра «Одень куклу». | 11.05 | ||
33 | 3 | Урок обобщение. Что меня окружает. | 18.05 |
- Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным условиям. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт). Иметь представления о различиях объектов окружающего ребенка мира по цвету и форме. | Правильно находить изученные объекты. Различать объекты живой и неживой природы. Узнавать времена года на картинке. Одежда, занятия детей в разное время года. Знать особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Знать какие птицы улетают на зиму. Знать основных представителей животного мира ближайшего окружения; основные условия благополучной жизни животных и птиц. Данный курс осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- технические средства: ноутбук, колонка, проектор;
- аудио и видеоматериалы;
- природные материалы: листья, камни, овощи, фрукты;
- кукла с набором одежды для разных времен года;
- пластилин, набор лоскутов разных тканей.
- фланелеграф с различными игровыми наборами.
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. —
(Коррекционная педагогика).
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим
миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.
3. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Смышленый ребенок. Оригами" (1-4)
Программа внеурочной деятельности "Смышленый ребенок. Оригами" (1-4)...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу "Вокруг меня мир", "Риторика", «Уроки нравственности», «Истоки».
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Программа «Здоровый ребенок- успешный ребенок» разработана на основе программы курса «Планета здоровья» педагога дополнительного образования МОУ СОШ №14 им. Ф.Г. Буклова с. Курсавка Ставропольск...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС (2 вариант) "Азбука здоровья"
Программа предназначена для педагогов коррекционных школ в рамках реализации ФГОС (2 вариант)...
программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "МИР ВОКРУГ НАС"
Рабочая программа...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. "Предметно-практические действия" 3 класс.
Рабочая программа по курсу «Предметно - практические действия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталост...
Рабочая программа внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (3 класс)
В программе представлена пояснительная записка, включающая в себя цель и задачи реализации программы, основные принципы воспитательной работы, психолого-педагогическая характеристика...