Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу "Вокруг меня мир", "Риторика", «Уроки нравственности», «Истоки».
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovzvneurochka1.docx85.09 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

            Адаптированная основная общеобразовательная

             программа по внеурочной деятельности

            для 2 класса по курсу «Вокруг меня мир»

                        для Грушина Богдана

                           на 2016-2017 учебный год

              учителя первой квалифицированной категории

                        Мальцевой Ларисы Игнатьевны

с. Средние Апочки                                                                                2016

                                    Пояснительная записка.

 Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Вокруг меня мир» составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, стандартов второго поколения (Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.) и с использованием авторской программы «Изобразительное искусство.2 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский СветленскийЛицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Программа дополнительного образования «Вокруг меня мир» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения.  Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.

Направленность образовательной программы:

  • создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
  • освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.

Цели и задачи образовательной программы:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;
  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
  • поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;
  • создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
  • обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.

  Программа учитывает местные условия и возможности при обучении детей,     используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-9 лет.

Объем программы: 34 часа – 2 класс

Предполагаемые формы занятий:

                   беседа, практическое занятие, выставка.

Режим занятий: 1 раз в неделю во 2-м  классе.

Продолжительность занятия: 45 минут во 2-м классе,

Ожидаемые результаты.

Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и усвоению графических навыков.

Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки.

Формы подведения итогов реализации   образовательной программы.

Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.

Ф.И.О. ребёнка

Название работы

Техника исполнения

Аккуратность

Самостоятельность

завершенность

- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

 - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.

                                                Содержание программы.

Тематическое рисование.

Занятия тематического рисования ставят своей задачей развитие художественных способностей, внимания, зрительной памяти, эстетического вкуса, воспитание духовно эмоциональной чуткости, гармоничного развития личности.

2 класс. 11 часов.

Тема 1:«Птичьи хлопоты»

 Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге.

 Тема 2: «На что похоже?»

 Работа в технике монотипии.

Тема 3:«Что творится на реке?»

Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.

Тема 4:«Что творится на реке?»

Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.

Тема 5: Впечатления осени.

      Панно с индивидуальными работами.

Тема 6: «Осенний пейзаж»

Тема 7: Первый снег.

      Аппликация из ваты по предварительному рисунку.

Тема 8: «Птицы зимой»

      Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.

Тема 9: «Снежная кутерьма»

      Оттенки белого. Заливки акварелью, размывы.

Тема 10:  «Верба»

     Рисунок гуашью.

Тема 11: « Мои лесные друзья»

       Рисунок по представлению.

2 класс 6 часов.

Тема 1: Узоры на стекле.

Рисунок по цветному картону жёсткой кистью белилами.

Тема 2: Белые пушинки - хрупкие снежинки!

    Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого занятия.

Тема 3: Сказочные птицы.

     Мозаика из цветной бумаги.

Тема4: Открытка для мамы.

Выполнение открытки в технике граттажа.

Тема 5: «Писанки».

     Роспись пасхального яйца гуашью в традиционной народной технике

Тема 6: «Птичьи домики»

     Мозаика из цветной бумаги.

Рисование с натуры.

 Эти занятия способствуют формированию осознанного восприятия окружающего мира, развивают наблюдательность, внимание. Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).

2 класс. 4 часа.

Тема 1 « В гостях у осени»

Быстрые зарисовки простым карандашом.        

  Тема 2:«Как живут деревья?»

    Работа, изображение голых веток по светлому картону восковыми мелками.

Тема 3: В ожидании зимы.

      Работа простым карандашом по светлому картон в технике быстрых зарисовок.

  Тема 4: Скоро птицы прилетят!

Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.

Художественный труд.  (Работа с природным материалом. Лепка)

 Эти занятия способствуют развитию сенсомоторики, совершенствуют координацию движений, развивают воображение, творческую фантазию.

2 класс. 3 часа.

Тема 1: Пушистый друг.

     Аппликация из пуха рогоза.

Тема 2: Лепим любимых животных в стиле  филимоновской    игрушки.  

 Лепка из белого пластилина или оконной замазки.

Тема 3: «В мягких муравках у нас…»

     Аппликация из пластилина по цветному фону, имитирующему траву.

Тематическое планирование.

2 класс.

Тема

Форма занятия

Оборудование

Вид деятельности

Часы

дата

1 четверть.  Вокруг нас осень

1

«В гостях у осени»

Рисование с натуры

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

зарисовки

1

2

«Птичьи хлопоты»

Тематическое рисование

гуашь, цветной   глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой.

Рисунок по представлению

1

3

«На что похоже?»

Тематическое рисование

гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой.

Монотипия

1

4

«Что творится на реке?»

Тематическое рисование

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

зарисовки

1

5

«Что творится на реке?»

Тематическое рисование

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

зарисовки

1

6

«Как живут деревья?»

Рисование с натуры

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

изображение голых веток

1

7

«Как живут деревья?»

Рисование с натуры

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

изображение голых веток

1

8

Впечатления осени

Тематическое рисование

Картон синий и коричневый гуашь, баночка с водой, кисти

панно с индивидуальными работами

1

9

Осенний пейзаж

Тематическое рисование

Картон синий и коричневый гуашь, баночка с водой, кисти

панно с индивидуальными работами

2 четверть. Вокруг нас красота зимы.

10

(1)

В ожидании зимы

Рисование с натуры

простой карандаш, картон

Изображение голых деревьев

1

11

(2)

Первый снег

Тематическое рисование

Вата, картон, гуашь, кисти, баночка с водой, клей ПВА

Аппликация из ваты по предварительному рисунку

1

12

(3)

Птицы зимой

Тематическое рисование

бумага плотная, или картон, восковые мелки

Наблюдения за жизнью птиц. Рисунок по памяти

1

13

(4)

«Снежная кутерьма»

Тематическое рисование

бумага плотная, или картон, гуашь или краски.

Рисование зимних игр.

1

14

(5)

В мастерской художницы-зимы

Декоративное рисование

бумага плотная, или картон, гуашь или краски.

Рисунок по представлению или по памяти

1

15 (6)

Узоры на стекле.

Декоративное рисование

серая бумага, 2-3 цвета гуаши, жёсткая кисть.

Рисунок по представлению или по памяти

1

16

(7)

Белые пушинки - хрупкие снежинки!

Декоративное рисование

ножницы, бумага белая, цветной картон, клей.

Вырезание из бумаги.

1

17 (8)

Что за праздник, Новый год!

Тематическое рисование

акварель, кисти, баночка с водой, бумага.

Рисунок по представлению

1

3 четверть. Мы и люди вокруг.

18

(1)

Цирк

Тематическое рисование

бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти.

Рисование по памяти

1

19 (2)

Кем мы будем?

Тематическое рисование

бумага, карандаш, восковые мелки, шаблон фигуры человека,

Рисунок по представлению

1

20 (3)

В каком доме ты живёшь?

Тематическое рисование

бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти.

Рисунок по памяти.

1

21 (4)

Пушистый друг

Работа с природным материалом

клей ПВА, цветной картон, шаблон фигурки котенка, щенка.

Аппликация из рогоза

1

22

 (5)

Сказочные птицы.

Декоративное рисование

клей, цветная бумага, цветной картон для основы, черный фломастер, шаблон.

Мозаика из цветной бумаги

1

23

(4)

Подарок мужчинам к празднику.

Тематическое рисование

цветной картон, гуашь, кисти, баночка с водой

Изображаем воинов любых эпох.

1

24

(5)

Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки.

Лепка

белый пластилин или замазка, стек, клеёнка, тряпочка

Лепка

1

25

(6)

Открытка для мамы

Декоративное рисование

открытка, восковая свеча, чёрная тушь, гуашь, клей, светлая бумага по величине открытки, кисть.

Подготовка основы для открытки в технике  граттаж.

1

26

(7)

Скоро птицы прилетят!

Рисование с натуры

белая бумага, основа под лист, восковые мелки.

Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки.

1

4 четверть. Какого цвета весна и лето

27

(1)

Как просыпается природа?

Тематическое рисование

акварель, кисти, бумага, баночка с водой.

Рисунок по представлению

1

28

(2)

Верба.

Тематическое рисование

гуашь, цветной картон, баночка с водой.

Рисунок по цветному картону

1

29

(3)

Птичьи домики.

Декоративное рисование

клей, цветная бумага, цветной картон для основы, черный фломастер, шаблон.

Мозаика из цветной бумаги

1

30

(4)

Писанки.

Декоративное рисование

яйцо, гуашь, кисти, баночка с водой.

Роспись яйца

1

31

(5)

Мои лесные друзья

Тематическое рисование

акварель, кисти, бумага, баночка с водой.

Рисунок по представлению.

1

32

(6)

Апрель с водой, май с травой!

Рисование с натуры

бумага, карандаш, твёрдая основа для листа.

Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.

1

33

(7)

Наши мечты о лете.

Рисование с натуры

восковые мелки, бумага, твёрдая основа.

Зарисовка

1

34

(8)

В мягких муравках у нас…

Лепка

пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.

Лепка

1

                                   

                                                           Итого: 34 часа

           Методические рекомендации.

   Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с увлечением и интересом открывать для себя мир вокруг. Хорошо на занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.

Рисование с натуры.

   Эти занятия проходят на пленэре. Дети наблюдают за жизнью животных, растений, насекомых, делают зарисовки. Срисовывая объекты из жизни, дети учатся внимательнее относиться к сезонным изменениям в природе, открывают целый мир, живущий по своим законам, учатся осознавать себя его частью.

    Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).

Декоративное рисование.

   На этих занятиях дети овладевают азами образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия и цвета. Педагог должен широко применять богатый зрительный ряд – примеры произведений декоративного искусства, таблицы, репродукции, записи народной музыки и т.д.  На каждом занятие дети знакомятся с новым видом декоративного творчества.

Работа с природным материалом, лепка.

Для этих занятий используется в основном материал, собранный детьми на прогулках.  Это береста, опавшие листья, сухие травинки, шишки.

Много собранного материала не нужно. Главный принцип: взять ровно столько, сколько необходимо. Тогда у детей формируется бережное отношение к миру вокруг. Поделки не должны быть сложными. Ребёнок должен справляться с работой за одно занятие. Для занятий лепкой можно использовать  поделочную глину белый пластилин, или обычная замазка. Последняя хороша тем, что не дорогая и не требует обжига, но если требуется в последствии изделия расписать, то поверхность необходимо обезжирить толчёным мелом либо зубным порошком. Затем изделия грунтуются белой акриловой краской и просушиваются. Эту операцию могут сделать сами дети или педагог до занятия

Необходимые материалы и оборудование:

Для ученика.

  1. Акварель
  2. кисти колонок №2, №4-5,
  3. жёсткая кисть из щетины№4-5,
  4. гуашь 6 цветов.
  5. цветной картон не глянцевый и цветная бумага
  6. восковые мелки
  7. твёрдая основа для листа.
  8. палитра
  9. клей ПВА
  10. пластилин
  11. черная тушь
  12. альбом для рисования
  13. Ластик
  14. Простой карандаш
  15. Ножницы
  16. Ватные диски
  17. Ватные палочки
  18. Природный материал
  19. Баночка под воду

Для учителя:

  1. набор цветных таблиц «Декоративно прикладное творчество» готовый, либо самостоятельно изготовленный.
  2. магнитная доска
  3. проектор и компьютер для демонстрации презентаций
  4. CD плейер для прослушивания аудиозаписей
  5. Диски с записью инструментальных композиций для прослушивания.

Литература:

  1. Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2005 г.
  2. Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2005 г.
  3. Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2005 г.
  4. Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2005 г.
  5. Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2005 г.
  6. Нина Соколова-Кубей «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2008 г.
  7. Н. Телегина «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2008 г.
  8. И. Агапова М. Давыдова «Аппликация». «Мир книги», 2009 г.
  9. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.
  10. «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский СветленскийЛицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
  11. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральныйбазисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008

             Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

             «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

         Адаптированная основная общеобразовательная

               программа по внеурочной деятельности

              для 2 класса по курсу «Риторика»

                   для Грушина Богдана

                   на 2016-2017 учебный год

           учителя первой квалифицированной категории

                      Мальцевой Ларисы Игнатьевны

с.Средние Апочки                                                                2016 г.

Пояснительная записка к программе «Детская риторика»

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.

 Программа обеспечена УМК для 2 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения              учебного предмета

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

объяснять правила вежливого поведения,

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли;

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

–– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

давать оценку невежливому речевому поведению.

Содержание учебного предмета

2 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка в связи с пересказом.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный).

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. В авторскую программу внесены изменения, связанные с упрощением материала из-за психо - физиологических особенностей обучающегося

Календарно– тематическое планирование

по детской риторике

Класс         2 (АООП для Грушина Богдана)

Учитель: Мальцева Лариса Игнатьевна

Количество часов

Всего     34 часа;      в неделю 1 час

Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по риторике Т.А. Ладыженской

Учебник «Детская риторика» 2 класс,  Т.А.Ладыженская и др., М.:«Баласс», 2011 г.  

п/п

Наименование разделов и тем

Формируемые   УУД

Всего часов

Дата проведения

Примечания

Планируемая

Фактическая

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

2

Наука риторика.

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

3

Кто – что – кому

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

4

Кому – кто. Адресат – адресант

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

КАК МЫ ГОВОРИМ

5

Темп.

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

6

Тон речи. То же слово, да не так бы молвить

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

7

Настроение, чувства и тон говорящего

Называть несловесные средства общения (Н).

8

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги.

Называть несловесные средства общения (Н).

УЧУСЬ СЛУШАТЬ

9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

.

10

Слушали и услышали

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

11

Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

12

Слушаем, как говорят

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н)

13

Слушаем на уроке. Слушаем целый день

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н)

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

14

Вежливая просьба. Прошу вас

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

15

Скрытая просьба

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

16

О чём нам говорит шрифт.

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

17

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

18

Тема, основная мысль, заголовок.

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Озаглавливать текст (Н).

19

Опорные слова

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Озаглавливать текст (Н).

ПЕРЕСКАЗ

20

Подробный пересказ

Пересказывать текст (Н).

21

Краткий пересказ

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

22

План

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

ВЕЖЛИВЫЙ  ОТКАЗ

23

Согласие или отказ.

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

24

Отказывай, не обижая

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

25

Ответы на отказ

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

ТИПЫ ТЕКСТОВ

26

Типы текстов

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

РАССУЖДЕНИЕ

27

Рассуждение.

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

28

Примеры в рассуждении.

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

29

Точные и неточные объяснения.

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

ОПИСАНИЕ

30

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении.

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

31

Загадки-описания.

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

32

Было или придумано,

части рассказа.

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

33

Хочу вам рассказать.

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

34

Чему мы научились на

уроках риторики?

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

                                                                                                Итого: 34 часа

           Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

             «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

      Адаптированная основная общеобразовательная

              программа по внеурочной деятельности

          для 2 класса по курсу «Уроки нравственности»

                           для Грушина Богдана

                           на 2016-2017 учебный год

           учителя первой квалифицированной категории

                      Мальцевой Ларисы Игнатьевны

 с.  Средние Апочки                                              2016 г.  

                                                                                                               

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования, на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука

нравственности» М.: Просвещение, 2012г., с использованием методического пособия Л.В.

Мищенкова «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ

книга, 2013 г.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой

образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в

настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его

внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких

взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель и задачи программы

Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребѐнка через систему ценностно-

ориентированных занятий.

Задачи:

сформировать систему нравственных ценностей;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных

отношений на основе толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу

жизни;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие способности.

Отличительными особенностями являются

В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:

- аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

- системно - деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной,

общественно полезной)

- развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного

воспитания и развития учащихся»)

Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного

развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние

человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма

нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод

нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть

наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет

расширить нравственный опыт ребѐнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нѐм

нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной

системы ценностных отношений, продемонстрировать ребѐнку реальную возможность

следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль

играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными

представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью

собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического

общения человека с другим человеком, ребѐнка со значимым взрослым.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,

понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и

самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков,

но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,

представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в

любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера,

знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое

плохо» и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4

классах по 34 ч. Всего 135 часов.

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и

окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и

здоровье».

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с

образовательным планом второй год. Во время занятий у ребенка формируется позитивного

отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа,

труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и

необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В

результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития

своей личности.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на

непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется

яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно

рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с

родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях «Уроках

нравственности» важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных

ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребѐнка интерес к

внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их

нравственной сущности.

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаѐт условия

для формирования познавательной и творческой активности детей.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,

различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это

позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из

следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных

вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

Предполагаемые результаты

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков

окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других

людей;

Познавательные универсальные учебные действия:

- строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть

диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и

взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов.

Контроль и оценка планируемых результатов

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение

обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о

нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

ит. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного

отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в

целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие

обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной,

дружественной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение

приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного

общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей

поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится

гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня

результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных

социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной

среде.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к

окружающим;

- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной

системой взаимоотношений.

Содержание программы

2 класс

1.«Я и школа» (1 час).

О культуре поведения в школе.

2. «Я и семья». (2 часа).

Под крышей дома моего.

Давайте, друзья, потолкуем о маме …

3. «Я и природа» (8 часов).

Времена года.

Отправляемся в путешествие.

Зима в лесу.

Лепим снеговика.

Тропинка.

Ох уж этот ветер!..

Школа насекомых.

Лето в загадках.

4. «Я и книги» (10 часов).

Узнай меня!

Во саду ли, в огороде.

«Девочка и разбойники».

По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка».

Для чего нужны нам глазки.

И снова сказка!

Волшебники и волшебные предметы.

Животные с книжным страниц.

Сказочные фанты.

И снова сказочные фанты.

5.« Я и окружающие» (8 часов).

Не надо больше ссориться …

Учимся дружить.

Учимся обсуждать проблему.

Слушаем сказку.

Колечко красоты.

Цветик – семицветик.

Спешим на помощь бабке Ёжке.

День космонавтики.

6. «Я и животные» (2 часа).

Белый пес в сиреневый цветочек.

Поговорим о собаках.

7.«Я и здоровье» (3 часа).

«Тише, пожалуйста!»

Занимательный журнал «Имена».

Экскурсия в медицинский кабинет.

                                                                   Календарно-тематическое планирование

                                                                       по курсу «Уроки нравственности»

Класс           2 (АООП Грушин Богдан)

Учитель:  Мальцева Лариса Игнатьевна

Количество часов

Всего 34 часа, в неделю 1 час

Планирование составлено на основе пособия по курсу «Уроки нравственности» Л. С. Мищенкова ,2 класс-М,Издательство РОСТ, которое соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения.

п/п

Наименование разделов и тем

            Формируемые   УУД

Всего часов

Дата проведения

Примечания

Планируемая

Фактическая

1

О культуре поведения в школе

Воспитывать культуру общения; развивать память, внимание, мышление.

1

2

Под крышей дома моего.

Актуализировать знания детей о семье, о ценности семейных отношений, развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

1

3

Времена года.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту, развивать логическое мышление, воображение, речь.

1

4

Отправляемся в путешествие.

Воспитывать бережное отношение к природе.

1

5

Узнай меня.

Воспитывать стремление к чтению художественных произведений.

1

6

Не надо больше ссориться.

Познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций, воспитывать толерантность, доброжелательное отношение к окружающим.

1

7

Учимся дружить.

Формировать умение находить способы для примирения, воспитывать дружелюбие.

1

8

Белый пѐс в сиреневый цветочек.

Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, опрятность; развивать внимание, логическое мышление, слуховую память.

1

9

Учимся обсуждать проблему

Формировать умение обсуждать проблему, воспитывать нравственные качества.

1

10

Во саду ли, в огороде.

Представление о значении почвы в жизни живых существ, воспитывать бережное отношение к земле.

1

11

Слушаем сказку

Воспитывать стремление быть нужным, полезным окружающим, развивать ориентацию в пространстве.

1

12

Поговорим о собаках

Расширить знания о собаках, воспитывать доброжелательное отношение к животным, развивать фантазию.

1

13

«Тише, пожалуйста!»

Познакомить с некоторыми способами сдерживания негативных эмоций, развивать воображение, речь.

1

14

Занимательный журнал «Имена»

Углубить знания об именах, воспитывать бережное отношение к имени.

1

15

Колечко красоты

Формировать умение видеть в человеке лучшие его стороны, развивать мышление, речь, внимание.

1

16

«Девочка и разбойники»

Воспитывать стремление находить выход из любой ситуации,развивать слуховую и смысловую память.

1

17

Экскурсия в медицинский

кабинет

Воспитывать уважение к труду медицинского работника.

1

18

Зима в лесу

Расширить представления детей о зиме в лесу, замечать красоту природы.

1

19

По страницам русской народной

сказки «Царевна - лягушка»

Воспитывать стремление к чтению, быть добрым, отзывчивым, развивать внимание

1

20

Для чего нужны нам глазки

Воспитывать стремление к соблюдению гигиены глаз, развивать внимание.

1

21

И снова сказка!

Воспитывать стремление к чтению художественной литературы.

1

22

Лепим снеговика

Воспитывать наблюдательность, интерес к изучению природы, развивать мелкую моторику рук.

1

23

Давайте,   друзья, потолкуем  о

маме …

Воспитывать чувство любви и уважения к маме, развивать мышление.

1

24

24 Цветик – семицветик

Воспитывать доброту и отзывчивость.

1

25

Волшебники и волшебные

предметы

Погрузить детей в мир сказки, развивать конструкторские способности.

1

26

Животные с книжных страниц

Повторить известные сказочные произведения, главными героями которых являются животные.

1

27

Спешим на помощь бабке Ёжке.

Воспитывать чувство отзывчивости и доброты.

1

28

День космонавтики

Воспитывать чувство гордости за наших соотечественников-космонавтов.

1

29

Тропинка

Уточнить имеющиеся у детей знания о приметах весны, развивать внимание.

1

30

Ох уж этот ветер!..

Воспитывать отзывчивость. Сочувствие, расширить словарный запас.

1

31

Сказочные фанты.

Воспитывать стремление к чтению, развивать внимание, мышление, смысловую память.

1

32

И снова сказочные фанты

Воспитывать стремление к чтению, развивать внимание, мышление, смысловую память.

1

33

Школа насекомых

Лето в загадках

Воспитывать чувство благодарности к полезным насекомым за их труд, развивать память, мышление.

1

34

Кем быть?

 О профессиях и трудолюбии.

Продолжить знакомство с профессиями.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

1

                                                                                                     Итого: 34 часа

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

учащихся:

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

- систему нравственных качеств и этическое сознание;

- потребность в самовоспитании и саморазвитии;

- чувство уважения к правам и обязанностям человека;

- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- ценностное отношение к природе, окружающей среде;

- потребность в чтении художественной литературы.

Учебно – методическая литература для учителя

№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия

1. Мищенкова Л.В.,

Москва: РОСТ

книга, 2013 г

«Уроки нравственности, или что

такое хорошо и что такое плохо»

Методическое пособие

для 2 класса

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников:

методический конструктор: пособие для учителя /

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. –

223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной

школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и

др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. –

М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго

поколения)

Пособие для учителя

4. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пособие для

учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е

изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты

второго поколения)

Пособие для учителя

5. Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука

нравственности

», - М.: Просвещение, 2012,

Учебная литература для обучающихся

№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия

1. Мищенкова Л.В.,

Москва: РОСТ книга,

2013 г

«Уроки нравственности, или что

такое хорошо и что такое плохо»

Рабочие тетради в 2-х

Частях

          Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

             «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

              Адаптированная основная общеобразовательная

              программа по внеурочной деятельности

              для 2 класса по курсу «Истоки»

                            для Грушина Богдана

                           на 2016-2017 учебный год

           учителя первой квалифицированной категории

                      Мальцевой Ларисы Игнатьевны

с.СредниеАпочки                                                            2016 г.            

                                                                                               

Пояснительная записка.

  Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о духовно-нравственных основах обучения и восстановления  воспитания детей и молодежи в нашей стране.

    Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная тесно связана с национальными культурами не только русского народа, но многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

         Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.

            Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

      Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

         Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

          Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского региона и соответственно других регионов, если преподавание будет осуществляться в других регионах России. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.

          Соблюдение принципа светскости.

        Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светского характера образования. Изучение православной культуры относится к светскому образованию, типу религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается:

         1) культурологическим содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;

          2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;

           3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;

           4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.

         Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовывать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

        Программа написана таким образом, что позволяет учителю самостоятельно осуществлять выбор материала.

      Изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с православными религиозными организациями и образовательными учреждениями в области разработки содержания образования, учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры.

     Цель курса:

духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

   Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4.  Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение для российской культуры. Приобщать детей к освоению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Требования к уровню подготовки учащихся начальных классов

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира». Понятие о Боге, Пресвятой Троице, Боге Отце, Боге Сыне, Боге Духе Святом. Их единство и нераздельность. Изображение Троицы в русской иконописи. Свойства Божии. Бог и Его творение мира и человека. Человек как образ Божий. Тело человека – храм Божий. Человек как духовное существо. Священный дар жизни. Ценность жизни каждого человека. Необходимость беречь и заботиться о теле и душе. Чудеса Иисуса Христа исцеления людей, спасения их жизни. Что нужно для жизни тела, для жизни души? Забота о личном здоровье. Соблюдение медицинских норм, норм безопасности в быту и на улице, советов старших по сохранению здоровья. Помощь другим в беде, болезни, несчастном случае. Выполнение заветов Иисуса Христа о ценности человеческой жизни, о любви к ближнему.

2. По содержательной линии: «Православная культура и религии мира». Сотворение мира и человека. Грехопадение прародителей. Наказание за грех. Каин и Авель. Всемирный потоп. Дети Ноя. Грех Хама. Столпотворение. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде Трех Странников. Принесение Исаака в жертву. Видение Иаковом таинственной лестницы.  История Иосифа. Иов многострадальный. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев из рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чермное море. Дарование закона Божия на горе Синае. Устроение скинии. Вступление евреев в Обетованную землю. Помазание на царство Давида. Победа его над Голиафом. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима и перенесение в него Ковчега Завета. Соломон и его мудрость, построение и освящение Храма. Разделение царств. Падение царства Израильского, разрушение Иудейского. Пророки царства Иудейского. Возвращение из плена иудеев. Построение второго храма. Мученики за веру. Маккавеи.

3. По содержательной линии: «История православной религии и Церкви». Рождество Богородицы. Введение Ее во храм. Благовещение. Рождение святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретенье Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь святого Иоанна Крестителя. Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Первые ученики Господа. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о Промысле Божием. О неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Преображение Господне. Притчи: о милосердном самарянине, о милосердном царе и безжалостном должнике; о блудном сыне, о талантах, о сеятеле и семени, о десяти прокаженных, о богатом Лазаре, о мытаре и фарисее. Благословение детей. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Предательство Иуды и Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа ученикам. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Успение Пресвятой Богородицы. Святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Святые Православной Церкви. Святитель Николай Угодник, Георгий Победоносец.

4. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа». Наши предки. Как началось русское государство. Святые книжники Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Мудрая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Иларион, митрополит Киевский. Прп. Феодосий Печерский. Петр и Феврония Муромские. Святой князь Александр Невский. Прп. Сергий Радонежский. Димитрий Донской. Патриарх Гермоген, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Елизавета Романова, Серафим Вырицкий. Гонения на Православную Церковь после 1917 года. Ее признание в конце 80-х годов. Православная Церковь в наши дни. Жизнь современной церкви. Церковь как община верующих людей. Что или кто объединяет людей.

5. По содержательной линии: «Художественная культура православия». Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, собственно храм, алтарь. Певчие. Духовная литература. Устное народное творчество. Духовные стихи и песни. Книжная литература. Знакомство с доступными для детей произведениями древнерусской литературы. Изобразительная культура.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия». Отношение человека и Бога. Нравственное поведение ребенка. Основные заповеди о нравственном поведении человека. Главные нравственные качества человека. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Наибольшая заповедь, в которой весь Закон и пророки. Отношение ребенка к Богу. Иисус Христос и дети. Качества, которые Господь хочет видеть в них. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. Семья как малая Церковь. Отношение ребенка к своим родителям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Общие качества Матери Божией и матерей всех детей. Качества Пресвятой Богородицы, отраженные, по мнению ребенка, в его маме. Заповедь «Чти отца и матерь свою». Отношение ребенка со сверстниками. Доброе отношение. Прощение. Когда, кого и за что можно простить. Новый Завет о прощении. Жизнь апостолов и их служение людям – великий пример жертвенности и любви. Отношение ребенка к собственности. Христос о богатстве и бедности. Что нужно ребенку. Умение ограничивать себя. Жадность как порок. Доброта и желание помочь другим есть выполнение заповедей Христовых. Милосердие, терпение, любовь к людям. Нравственное отношение к природе. Сохранение природы и забота о ней. Забота о живом. Бережное отношение ко всему.

7. По содержательной линии: «Главные православные праздники». Происхождение церковных праздников и их обряды. Наиболее известные церковные праздники и их празднование. Местные традиции проведения праздников. Произведения искусства, посвященные праздникам, из музыкального, изобразительного и литературного творчества. Духовный, нравственный, исторический и народный смысл праздников.

8. По содержательной линии: «Региональный компонент». Храмы Курской области. Коренная Пустынь – духовный центр Курской области. Феодосий Печерский, Серафим Саровский – великие святые Курской земли.

9. По содержательной линии: «Православный образ жизни». Православная община. Устройство церкви. Священнослужители: священник, диакон. Жизнь верующего человека. Мое поведение. Мое отношение к ближним. Мое служение ближним.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры

Личностные результаты изучения учебного предмета «Истоки»  учащимися 2 класса:

        осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

        развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

        знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

        осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

        умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

        настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

        как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметныерезультатыизучения основ православной культуры учащимися 2 класса:

        развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

        любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

        умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

        умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

         Предметные результаты изучения основ православной культуры в развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

         любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

         умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

         умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

         развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

         приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

         усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

         приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

         формирование потребности в нравственном совершенствовании.

                         Содержание курса

          Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви. Причем в младшем возрасте предполагается практическое знакомство с литургическим годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребенка изучается Библия как богооткровенное знание, а не как выражение человеческой мудрости, собрание мифов, сказаний и т.п. В связи с этим изложение Священного Писания опирается на святоотеческое понимание. Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение.

  Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающими его.

        Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

       В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.

     Многообразными должны быть и средства обучения. Так изучение книг Ветхого и Нового Завета вводит детей в мир вечных истин и всегда современных идей, высочайших нравственных идеалов, в художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты, раскрывает сложные и неоднозначные ситуации, знакомит с историей, обычаями, образом мысли народов древнейших цивилизаций.

           Кроме книг Священного Писания в разрабатываемом курсе предполагается использовать произведения святоотеческой литературы, исследования по истории православия, образцы житийной литературы. При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимую в Древней Руси. В жизнеописаниях святых показаны примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества – Дмитрий Донской и Александр Невский; духовное возрастание – Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский; верность Родине – патриарх Гермоген; забота о ближних – Тихон Задонский; семейные добродетели – Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

            Большую роль играет изучение православного церковного и светского искусства: архитектура, иконопись, изобразительное искусство, художественная литература, предания, сказки, образцы музыкального и поэтического творчества. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.

          Актуальна проблема оценивания знаний учащихся. Опыт показывает, что наиболее правильным будет предоставление учителю права на максимальную гибкость в этом вопросе, многообразие форм оценивания.

   Каждый годовой цикл в школьном обучении предусматривает 34 занятий, из расчета одно занятие в неделю.

        Программа разработана на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 – 52 876 ИН/16, с учетом опыта первого издания программы, по которой курс православной культуры ведется в Курской области с 1997 года. Авторы также учитывают опыт аналогичных программ, поэтому они считают своим долгом выразить глубокую признательность авторам, на работы которых они опирались в подготовке данной программы: И.М. Альгашову, Т.П. Беляевой, А.В. Бородиной, священникам Сергию Коротких и Виктору Дорофееву, М.В. Максимову, И.В. Метлику, Б.В. Ничипорову, Б.И. Пивоварову, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и др.

                  Задачи и содержание курса

         Возраст 6–10 лет в жизни современного ребенка – это время начала систематического обучения. Соответственно систематического изучения православной культуры.

          Важным требованием построения этой части программы является сохранение преемственности с предыдущей ступенью. Это достигается тем, что и в программе начальных классов заметное место отводится изучению литургического года. Живое изучение, проживание главных православных праздников дает возможность ребенку быть включенным в жизнь общества (и природы), быть сопричастным духовной жизни, жизни видимой и умопостигаемой.

          Очень важным является раздел «Православная христианская картина мира». В этот период надо постепенно перейти от первых

представлений о Боге к понятиям, позволяющим достоверно объяснить детям явления духовной жизни.

       В изучении Ветхого Завета очень важно обратиться к этической стороне, потому что Ветхий Завет дает множество конкретных и однозначных сюжетов, которые соответствуют этическим понятиям детей этого возраста.

          Постепенно надо вводить детей в историю Русской Православной Церкви, показывая тесную, органичную связь истории Православной Церкви с исторической жизнью русского народа и государства. Знакомить детей с примерами жизни русских святых. Излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно. Для того, чтобы создать эффект реальности событий, ощутить обстановку жизни людей того времени, необходимо совершить экскурсии в места этих событий жизни святых, показать фотографии, видеозаписи, иллюстрации, иконы, дополняя живым образным рассказом.

         Продолжить знакомство с жизнью Православной Церкви, устройством православного храма и многообразием храмов.

        При изучении курса следует также изучать обычаи, культуру, искусство нашего народа. Целесообразно включать в уроки прослушивание фрагментов церковной музыки и пения. Посвящать на уроке специальное время или даже отдельные уроки знакомству с образцами церковной архитектуры и живописи. Найти возможность для посещения храма.

           Продолжается изучение православных праздников. При этом преподавателю особенно важно обратить внимание на форму проведения праздников. Если нет возможности правильно, с педагогической точки зрения, организовать в школе проведение праздников, то нужно рассказать о том, как празднуется тот или иной праздник, объяснить его нравственное, учительное содержание. Важно также иметь в виду и то обстоятельство, что в Церкви есть немало переходящих праздников – это потребует от преподавателя определенной ежегодной корректировки программы в соответствии с датами этих праздников.

          Особое значение в изучении курса отводится формированию нравственности ребенка. Этот процесс должен проходить на всех занятиях.

             Изучение курса надо связать с другими предметами: чтением, изобразительной деятельностью, пением и т.д.

         При изучении курса очень важно показать глубокую личную причастность ребенка к великим ценностям православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками самих детей, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры.

         Очень важно вовремя увидеть необходимость перемен форм и методов преподавания. При их выборе следует руководствоваться соответствием целям, содержанию курса и возрасту ребенка, их разнообразием и постепенным смещением с внешней активности к внутреннему переживанию и осмыслению материала.

       В преподавании курса в начальных классах особенно важна живая, заинтересованная позиция учителя.

 

 

Учебно-тематический план 2 класс

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

2

3

4

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА

6

9

5

14

Итого: 34ч

 

 

 

      

                                                                   

                                                             Календарно- тематическое планирование

                                                                                 по предмету «Истоки»

Класс                 2 (АООП для Грушина Богдана)

Учитель: Мальцева Лариса Игнатьевна

Количество часов

Всего          34 часа, в неделю    1 час

 Планирование составлено на основе пособия по духовно- нравственному воспитанию детей и молодёжи                         «Основы православной культуры», Курск, из-во КГУ, 2007  г.

 

п/п

 

Наименование разделов и тем

Формируемые УУД

Всего

 часов

Дата проведения

Примечания

Планируемая

Фактическая

1.    

В добрый путь!

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

2.    

Божий мир вокруг нас.

Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.

1

 

 

 

3.    

Мир видимый и невидимый. Сотворение Богом ангельского мира. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель

Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь.

1

 

 

 

4.    

Бог – Творец видимого мира и человека

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

5.    

Первый грех.

Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь

1

 

 

 

6.    

Тайна Пресвятой Троицы

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

7.    

Рождество и детство Девы Марии. Благовещение

Развивать нравственно-волевые качества ребёнка, воспитывать дружелюбие.

1

 

 

 

8.    

Спаситель приходит в мир. Рождество Христово. Поклонение волхвов

Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа; желание потрудиться, подготавливаться к празднику.

1

 

 

 

9.    

Сретение Господне. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери. Исторические события, связанные с ним

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

10.     

Детство Иисуса Христа.. Крещение Господне. Таинство Крещения в жизни человека. Крестный отец и крестная мать.

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

11.     

Чему учил людей Иисус Христос

Прививать благоговейное отношение к образу Богородицы как Матери и Ее Сыну.

1

 

 

 

12.     

Чудеса Господа нашего Иисуса Христа.

Воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о близких.

1

 

 

 

13.     

Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа

Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа; желание потрудиться

1

 

 

 

14.     

Явления воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне

Воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о близких.

1

 

 

 

15.     

Сошествие Святого Духа на апостолов. Образование Церкви Христовой

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

16.     

Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм?

Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа; желание потрудиться

1

 

 

 

17.     

Рождество.

Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа; желание потрудиться, подготавливаться к празднику

1

 

 

 

18.     

О святых иконах.

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

19.

О молитве.

Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа; желание потрудиться

20.     

Что такое пост?

Способствовать развитию у детей самосознания и эмоциональной чувствительности к другим людям.

1

 

 

 

21.     

Именины.

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

22.     

Любовь – венец всех человеческих добродетелей.

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

23.     

Совесть – голос Божий в душе человека

Способствовать развитию у детей самосознания и эмоциональной чувствительности к другим людям

1

 

 

 

24.     

Добрые и злые дела человека

Воспитывать согласию, дружбу и послушание родителям

1

 

 

 

25.     

Простить – исправить зло. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста

Воспитывать чувство раскаяния, внутреннюю потребность попросить прощение.

1

 

 

 

26.     

Радость послушания. Дети и родители

Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь

1

 

 

 

27.     

Доброе отношение к животным

Воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о близких.

1

 

 

 

28.     

Сострадание. Милосердие. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

29.     

Зависть. Праздник Входа Господня в Иерусалим

Раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и его создателе; способствовать развитию у детей образного восприятия.

1

 

 

 

30.     

Страстная седмица. Воскресение Христово

Воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о близких.

1

 

 

 

31.     

Празднование Светлого Воскресения Христова

Воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о близких.

1

 

 

 

32.     

Воровство - это грех. Отношение к чужому. Не укради

Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь

1

 

 

 

33.     

Ложь – это грех. Говорящие правду угодны Богу.

Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь

1

 

 

 

34.     

Жадность. Трусость. Смелость. О трудолюбии.

Воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о близких.

1

 

 

 

    

Итого: 34 часа

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"

В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 КЛАССА

Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)

Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...

Рабочая программа по курсу Математические представления 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуа...

Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов.  Отбор содержания курса «Окруж...

Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...

Рабочая программа по курсу Предметно-практические действия 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образован

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Задачи:- знакомство с различными материалами и предметами;- формирование приемов элеме...