ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Козлова Алина Игоревна

В данной статье мы изучаем взаимосвязь развития, воспитания, становления человека и его пола, различия в обучении девочек и мальчиков. Современные педагоги уже имеют данные, подтверждающие эту закономерность, однако не существует единого подхода к реализации гендерной теории в практической деятельности педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_lavrishinoy_a.i._dlya_sibak.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лавришина Алина Игоревна

Студентка, кафедра педагогики и психологии детства БГУ, г. Брянск

Е-mail: LavrikAlina@yandex.ru

Лапыко Татьяна Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства БГУ, Россия, Брянск

В данной статье мы изучаем взаимосвязь развития, воспитания, становления человека и его пола, различия в обучении девочек и мальчиков. Современные педагоги уже имеют данные, подтверждающие эту закономерность, однако не существует единого подхода к реализации гендерной теории в практической деятельности педагога.

Многих исследователей интересовала проблема  гендерного воспитания. В их числе такие знаменитые личности как Ж.-Ж. Руссо, Джон Локк,  А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.[1] Каждый из них внес вклад в изучение различий в воспитании и обучении девочек и мальчиков. Философ Дж. Локк в своих размышлениях  уделял внимание воспитанию джентльмена. Он рекомендовал изучать мальчикам языки, географию, математику, философию, а девочкам - танцы, пение, искусство. Русский педагог, В. А. Сухомлинский полагал, что юноши должны получать мужское, а девушки — женское воспитание, указывая на необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения.

Актуальность выбора данной темы обусловлена такими педагогическими явлениями как: наличие различных трактовок  понятия «гендер»; невысокий уровень информированности педагогов о соответствующих технологиях и возможностях применения методических разработок; объективная необходимость воспитания и обучение детей с учетом половой идентификации и недостаточное  внимание субъектов педагогической деятельности к этой проблеме.

Важно отметить, что первоначальное внешнее впечатление  о человеке связано с его идентификацией  по половому признаку. Однако в основе различий между представителями социальных групп взят гендерный признак, а не внешние черты ( цвет глаз, волос, кожи, рост, вес), так как  влияние данных критериев является спорным в контексте общественной жизни человека.

Далее рассмотрим одну из трактовок понятия «гендер, представленная в исследованиях Дж. Скотт. «Гендер - элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами.»[6]

Иными словами, гендер обозначает те культурные и социальные явления, которые приписываются биологическим различиям между мужчинами и женщинами[10]. На этом основании гендер (социальный пол) может не совпадать с биологическим полом индивида, указанным в паспорте.

 Для  разграничения  обучения и воспитания девочек и мальчиков также следует учитывать знать физиологические и психологические особенности детей[2]. Попробуем перечислить некоторые из них, которые уже не вызывают сомнений. Для этого обратимся к идеям Ж.-Ж. Руссо. Он утверждал, что мальчиков и девочек нужно воспитывать в одинаковых условиях и выступал против того, чтобы девочек учили только ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Этот ученый отмечал, что природа, которая дарит женщине утонченный ум, требует, чтобы женщина мыслила, имела собственное суждение. Ж.-Ж. Руссо предлагал женщинам и мужчинам вести себя по-разному: мужчине опираться только на свои суждения, не лгать, быть ответственным, добросовестным; женщине учитывать мнение других людей, быть стеснительной, хитрой, кокетливой[7].

Далее рассмотрим отличия представителей разного пола, которые следует учитывать в обучении и воспитании.

 Иностранные языки школьницы усваивают быстрее, качественнее, легче. Обучение языкам следует разграничивать. Это можно делать с  ранних лет, невзирая на устоявшиеся традиции. Класс нужно делить не поровну, а на мальчиков и девочек. Но направлять  мальчиков должен мужчина. Больше внимания при рассказе ребята уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета. При решении задач мальчики предпочитают объему качество, а девочки – количество. Парни более склонны к предметно-инструментальной деятельности и легче овладевают навыками работы с различными веществами, инструментами и материалами. У девочек речь обычно богаче, их словарный запас обогащается значительно быстрее; более детально описывают предметы; используют сложные предложения в речи; более эмоциональны. Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей.  Девочки предпочитают работать с вербальной (словесной) информацией, достигая при этом более высоких результатов, чем мальчики. Школьницы более склонны к изучению гуманитарных предметов, юноши – естественных. Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности, предпочитая решать проблему, а не действовать по шаблону. Девочки отдают предпочтение готовым алгоритмам, табличным способам получения результата[5].

        Это только малая часть различий между мальчиками и девочками, которые мы можем наблюдать в школьной жизни ребенка. Применительно к теме нашего исследования в современном образовании можно выделить ряд проблем гендерного характера. В образовательных учреждениях имеет место нехватка квалифицированного персонала; отсутствие мотивации у практикующих педагогов применять дифференцированные задания в классе; отсутствие или недостаточное количество  методической литературы по теме. По нашему мнению, главная проблема - недостаточная информированность субъектов образовательного процесса, СМИ о гендерных методиках обучения  и воспитания детей. Отсюда идет незнание общества о том, насколько важно учитывать особенности развития детей разного пола.

При обучении и воспитании детей, с учетом их гендерных различий, следует использовать различные методы: игровые, проектные, исследовательские, проблемные. Например, к первой группе методов можно отнести игровые задания, в которых все игрушки,  доступные мальчикам, являются объектами экспериментирования.  Для девочек лучше подойдут вода и песок - для осуществления возможных вариантов поиска  совместной деятельности. Рекомендуется дифференцировать и проектные формы работы для  мальчиков и девочек. Для девочек интересны исследования трехмерного пространства. Необходима иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями,  в конструировании.

Рекомендуем провести опрос детей для определения психологического пола с участием специалиста. Это поможет педагогу определить, правильно ли идентифицируют себя дети по половому признаку. Далее рассмотрим рекомендации родителей и педагогов, которые являются результатом обобщения педагогического опыта по изучаемой теме[8,9]:

Таблица 1. Рекомендации для обучения и воспитания детей с учетом гендерных особенностей

Мальчики

Девочки

Необходимо развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры.

Развивать крупную моторику (игры с мячом).

Необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

 Используйте чаще разные головоломки.

Дайте возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

Хвалите за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.

Важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность. Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.

Делая замечание, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Мозг ребенка как бы отключит слуховой канал, и он перестанет вас слушать и слышать.

Если вам надо сделать замечание, не спешите выражать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

Таким образом, раздельное обучение и воспитание существовало в России на протяжении всей ее истории, что указывает на учет гендерных различий детей в образовательном процессе. Это аргументировалось тем, что совместное обучение мальчиков и девочек затрудняет учебно-воспитательный процесс, не учитывает особенности  развития мальчиков и девочек, подготовки их к учебе, труду, практической деятельности и не демонстрирует  требуемой дисциплины.

В современной школе преобладают традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников, которых недостаточно для учета гендерных особенностей обучаемых. К указанным особенностям относятся: доминирующий вид деятельности, эмоциональность, коммуникабельность, особенности мышления, обработка и применение информации, решение задач.

Список литературы:

  1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. – 176 с.
  2. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. – Москва : Знание, 2014. – 80 с.
  3. Климина, Л.В.  Если вы растите сына -  СПб: Детство-Пресс, 2012.
  4. Климина, Л.В.  Если вы растите дочь  -  СПб: Детство-Пресс, 2012.
  5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 464 с.
  6. Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа / Дж. Скотт - М.: Академия, 2016. - 170 с.
  7. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. –– М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.
  8. Гайсина, Р. М. Консультация для педагогов по гендерному воспитанию [Электронныйресурс], -  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/07/konsultatsiya-dlya-pedagogov-po-gendernomu-vospitaniyu
  9. Гришанова, Т. А. Гендерное воспитание [Электронныйресурс], - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/03/gendernoe-vospitanie
  10. Балтийский федеральный университет им. И.Канта. Гендер [Электронныйресурс], - https://studfiles.net/preview/1714381/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников

Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах....

реферат проектная деятельность как фактор успешного воспитания и обучения младших школьников

В реферате  представлен обобщенный опыт работы по методу проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности...

Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности.

О формах работы с младшими школьниками по экологическому воспитанию...

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Антикоррупционное воспитание и обучение младших школьников. Общее представление.

Статья по теме антикоррупционного воспитания и обучения учащихся начальных классов. Общее представление. + презентация....

Особенности воспитания нравственной культуры младших школьников

В статье раскрывается термин "нравственной культуры", рассматриваются особенности формирования нравственной культуры в младшем школьном возрасте....

Гендерные особенности проявления эмпатии у младших школьников

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие дру...