Антикоррупционное воспитание и обучение младших школьников. Общее представление.
презентация урока для интерактивной доски по теме

Терешенко Екатерина Юрьевна

Статья по теме антикоррупционного воспитания и обучения учащихся начальных классов. Общее представление. + презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антикоррупционное воспитание младших школьников

 «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,

— значит вырастить угрозу для общества».

Теодор Рузвельт 

Я начала своё выступление со слов политического деятеля Рузвельта Теодора, в которых частично отражена тема нашего семинара. Как известно, в обязанности школы входит не просто учить детей учиться, но и осуществлять воспитание обучающихся. Современная школа – это не только кладезь знаний и информации, но бесценный опыт и моральная опора в развитии достойных человеческих качеств, в формировании культуры поведения и потребности в соблюдении правил. Безусловно, школа не берет полностью на себя воспитание учащихся, но она играет немаловажную, а в некоторых случаях и определяющую роль в становлении личности. Образование неотделимо от воспитания: обучая – мы  воспитываем, а воспитывая – обучаем.

В последние годы одним из актуальных стал вопрос о «антикоррупционном воспитании». Коррупция и школа. На первый взгляд ничего общего: два разных мира – мир взрослых, в  котором очень остро стоит проблема коррупции,  и мир детей, такой далёкий от взрослых проблем, беззаботный и беспечный.

В чём же заключается антикоррупционное воспитание школьников? Какие понятия входят в него? Каковы его цель, задачи, содержание, формы и методы? А главное, как реализовать его в начальной школе;  какие качества мы должны воспитывать в младшем школьнике, чтобы содействовать формированию у него антикоррупционного сознания, мировоззрения?

Эти и другие вопросы принесли с собой ряд трудностей, с которыми, наверняка, столкнулись педагоги. Я попробовала сама разобраться и  найти ответы на эти вопросы с точки зрения учителя начальных классов.

Прежде, чем приступить к антикоррупционному воспитанию, учителям следует выяснить для себя суть коррупции как явления. Поэтому своё исследование в данном вопросе я начала с определения понятия «коррупция», а также целей и задач антикоррупционного воспитания, которые представлены на слайде.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. определяет коррупцию как социально-юридическое явление, означающее «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица».

В методических рекомендациях «Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении», подготовленные ГОУ ДПО  «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» комитета по образованию  Правительства Санкт-Петербурга, дается следующее определение: коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству).

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Итак, сейчас «коррупция» кратко характеризуется как злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды, а воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения является частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни. 

Будучи целостным процессом, антикоррупционное воспитание реализуется на разных ступенях обучения в зависимости от возрастной группы обучающихся: начальная, основная и старшая школы.  На каждой ступени оно имеет определенное  своеобразие, проявляющееся  в его содержании, формах и методах.

Для меня, как для учителя начальных классов, более актуален вопрос антикоррупционного воспитания на ступени начального общего образования, который, как я выяснила, реализовывается через воспитание ценностных установок. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также с учётом требований ФГОС НОО, в настоящее время определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников, которые можно увидеть на слайде:

 В ходе формирования личностной культуры обучающегося в начальной школе выделяют такие важные задачи, как:

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;
  • формирование осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В рамках воспитательного процесса педагогическим работникам начальной ступени общего образования также необходимо обратить внимание на решение задач антикоррупционного воспитания, определенных «Национальной стратегией противодействия коррупции РФ».

Обратите внимание, на ступени начального общего образования понятия «коррупция» и «антикоррупция» не используются.  Задачи антикоррупционного воспитания решаются в рамках следующих направлений программы воспитания общеобразовательной организации (на слайде):

  1. Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; неподкупность, честность,  доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; бескорыстие; великодушие; взаимопомощь; свобода совести и вероисповедания.

Приобщение школьников к данным нравственным ценностям осуществляется последовательно в каждом классе с расширением понятий. Учащихся обращают к примерам подвигов во имя Отечества, уважения к людям, готовности безвозмездно оказывать помощь и услуги. Однако, как заметил Жан-Жак Руссо: «Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным». Поэтому в то же время воспитывается неприязнь к отрицательным качествам: проявлениям эгоизма, жадности, лжи, лицемерия, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Именно эти результаты становятся базой для рассмотрения сущности коррупции в курсах обществознания в основной школе.

Итак, формирование антикоррупционного сознания начинается уже на ступени начального общего образования. Данная работа учитывает возрастные особенности учащихся и направлена, главным образом, на воспитание ценностных установок. С младшими школьниками мы говорим о том, что будет понятно и близко им: о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность за её судьбу. При этом, как отмечалось ранее,  понятие «коррупция» не употребляется.

Следующей моей задачей было разобраться, какие виды деятельности и формы занятий для решения задач антикоррупционного воспитания можно использовать в начальной школе. Информация представлена в таблице.

Виды деятельности

Формы занятий

Ознакомление с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, обязанностей гражданина.

Беседы, просмотр кинофильмов, в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах.

В процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, этические беседы, участие в творческой деятельности (театрализованные постановки, литературно-музыкальные композиции).

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы.

Участие в коллективных играх, опыт совместной деятельности.

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия.

Социальные проекты (на уровне класса, школы).

Проанализировав данные, мы можем с уверенностью сказать, что учителя практически каждый день осуществляют антикоррупционное воспитание, которое осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и нетрадиционных, таких как разного рода ученических занятий во внеурочном образовании:  акции, проекты, ученические конференции, круглые столы и другие мероприятия.

В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то целесообразно планировать антикоррупционное мировоззрение младшего школьника через классные часы, беседы, лекции, диспуты, дискуссии, деловые игры, игры по станциям, конкурсы сочинений и  плакатов, обсуждение на уроках и внеурочных занятиях проблем, связанных с гражданственностью и патриотизмом, понятиями морали и нравственности. 

В результате проводимой работы, ребята учатся совершать добрые, хорошие дела и поступки, у них формируется правовое отношение к явлениям окружающей жизни, воспитываются духовные и нравственные качества личности ребенка, честность, справедливость, развивается активное культурное сознание и воля для практической реализации нравственных норм и правил.

Приоритетное значение для решения задач антикоррупционного воспитания в начальной школе имеет такой учебный предмет, как «Литературное чтение».  Его программа разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений, а система вопросов и заданий обращена  к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.

Рассказы на этическую тему помогают обучающимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Они служат источником знаний, способом использования положительного примера в воспитании, обогащают  нравственный опыт личности опытом других людей. Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, порядочности, бескорыстии.

Успешную реализацию для антикоррупционного воспитания создает и учебный предмет «Окружающий мир». В результате изучения материалов блока «Человек и общество» у обучающихся формируются представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости, о  ценности дружбы, согласия, взаимной помощи, бескорыстия. В содержании некоторых разделов программы предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию элементов антикоррупционного сознания: взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Можно благоприятно реализовывать антикоррупционное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность, например, курс по экономике. Цель курса – заинтересовать экономической наукой, ввести в сложный мир экономических отношений, научить понимать негативную сторону коммерциализации. К концу освоения курса учащиеся начальной школы имеют представления: 

  • о товаре как о благе; 
  • собственных затратах; рынке как отношениях, складывающихся между потребителем и производителем; 
  • услугах как особой форме коммерческой деятельности;
  • материальных затратах; 
  • капитале как о деньгах, приносящих прибыль;
  • рассматривают положительные и отрицательные стороны конкуренции, понятие «штрафы», соблазн получения прибыли любым путем и т. д.

В курсе светской этики ставится задача создания у учащихся системы нравственных ориентиров на основе изучения ценностей (что всего дороже и ни за какие деньги не купишь). Младшие школьники знакомятся с такими ценностями, как жизнь, достоинство, здоровье, свобода человека; любовь, забота, доброта; дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека; права и обязанности человека, правила взаимодействии «я» ученика  с людьми в различных ситуациях;  общественный порядок и его охрана, строгие требования закона; Родина-Россия, и осознают их.

В заключении хочется отметить, что антикоррупционный компонент входит в духовно-нравственное развитие и воспитание личности и опирается на правовые понятия и знания. Реализация системы антикоррупционного воспитания требуют от педагогического коллектива творческих и ответственных подходов. Необходимо учитывать и то, что  эффект от любых проводимых школьных  мероприятий будет виден не сразу, т.к. формирование антикоррупционного сознания требует  времени. И только проводя систематическую и целенаправленную работу, мы сможем получить поколение, нетерпимое к коррупционным действиям, и достичь необходимых воспитательных результатов:

  • сформированы начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • сформировано неравнодушное отношение  к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • утверждена способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Изученная мной научно-методическая литература является одним из первых шагов для создания системы антикоррупционной воспитательной работы учителя начальных классов. Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению духовно-нравственных принципов человека, особенно ребят младших классов, воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, непременно дадут положительный результат в формировании антикоррупционного мировоззрения, если работа будет проводиться в системе, начиная с начальной школы и до окончания школы. Потому как школа – это большой дом, а дети, их родители, учителя – это семья, для которой очень важно не «вырастить угрозу для общества», а  реализовать главную цель – воспитать достойных личностей и настоящих граждан России. 

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека».

 В.Г. Белинский

Научная и учебно-методическая литература  

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
  2. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – 2-е изд. - М., 2000.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3-е изд. - М., 2013.
  4. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении. Методические рекомендации /Под научной редакцией С. В. Жолована. - СПб.,   2010.
  6. Антикоррупционное воспитание. Методические рекомендации по формированию и реализации системы антикоррупционного воспитания в общеобразовательных организациях Республики Татарстан./Под научной редакцией В.И. Пискарев, к. и. н., зав. отделом стратегии и программ развития образования ГАОУ ДПО «ИРО РТ».- Казань, 2014.
  7. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/11/07/antikorruptsionnoe-vospitanie-detey-i-podrostkov
  8. http://www.c-psy.ru/index.php/administarators/psyhologiyaupravleniya/kadry/11098-2012-06-21-16-15-44
  9. http://millionstatusov.ru/aforizmy/vospitanie/page-3.html
  10. http://doc4web.ru/pedagogika/antikorrupcionnoe-vospitanie.html
  11. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/28/antikorruptsionnoe-vospitanie-uchashchikhsya

Приложение 1

Антикоррупционный  компонент в документах

В соответствии со Стандартом (ФГОС НОО) на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основы духовно-нравственной  культуры народов России:

  1.  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

Приложение 2

Система формирования нравственных представлений, нравственных качеств ребенка

на уроках литературного чтения

Например, программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения, а система вопросов и заданий обращена  к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.

В первом классе обучения на примере литературных произведений, которые могут быть использованы в рамках антикоррупционного просвещения, и изучаемых тем окружающего мира, учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости. В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости. В третьем классе учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека. В течение четвертого года обучения - нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека, о человеческих пороках и достоинствах. Так, в 4 классе изучаются рассказы и стихи, в которых отражаются элементы нравственного воспитания.

Нравственные  качества

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Великодушие, сердечность, добродушие

И. А. Крылов. «Чиж и голубь»;  

Л. Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.

Н. Артюхова. «Большая береза»;

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»;

В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.

Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна- лягушка»;

К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка»;
С. Аксаков. «Аленький цветочек»;

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»;

К. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Долг, честность, ответственность

И. Токмакова. «Это ничья кошка»;

В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»;

Л. Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.

М. Зощенко.

«Не надо врать»;

русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

А. Платонов. «Неизвестный цветок»:

П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;

О. Генри. «Дары волхвов»;

А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.

Совесть, честь, достоинство,  милосердие, бескорыстие

Л. Н. Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек»; русская народная сказка «Лиса и козел» и др.

Б. Заходер. «Серая Звездочка»;

Н. Артюхова. «Большая береза»;

А. Чехов. «Мальчики» и др.

Б. Житков.

«Как я ловил человечков»;

К. Паустовский. «Теплый хлеб»;

Р. Киплинг. «Маугли» и др.

Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»;

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.

Приложение 3

Система формирования нравственных представлений, нравственных качеств ребенка

 на уроках окружающего мира

В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания: взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Разделы программы

Изучаемые темы

Я - школьник

Друг, друзья, взаимоотношения между ними.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи

Человек – член общества

Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей.  Человек – создатель и носитель культуры

Наша родина – Россия, Российская Федерация

Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Страницы истории Отечества

Выдающиеся люди разных эпох. Понятие «честь страны»

     

Приложение 4

Система формирования нравственных представлений, нравственных качеств ребенка

во внеурочной деятельности

В  процессе внеурочной  деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Осуществляя антикоррупционное воспитание в ее рамках,  классный руководитель заранее предусматривает включение в программу воспитательных действий комплекса классных часов указанной тематики.   Рекомендуется   также предусмотреть антикоррупционную тематику в цикле родительских собраний.

Примерная тематика мероприятий

Основная тема года

Темы классных часов

Родительское собрание (в дискуссионной форме)

1-й класс

«Верному другу цены нет»

«Твои новые друзья»

«Подарок другу»

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!»

«Школьная отметка: за и против» (оценка и отметка)

2-й класс

«Твори добро»

«Если добрый ты - это хорошо»

«Учимся говорить «спасибо»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Поощрение и наказание» (родительские ошибки)

3-й класс

«Честность всего дороже»

«Можно и нельзя. Хочу и надо»

«Честен тот, кто работает на совесть»

«Деньги: свои и чужие»

«Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?»

4-й класс

«Что такое бескорыстие?»

«Для себя или для других?»

«Мы все разные, но у нас равные права»

«Любая ли работа должна быть оплачена?»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» (стили семейного воспитания)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антикоррупционное воспитание младших школьников Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 425 имени академика П.Л. Капицы Терешенко Екатерина Юрьевна

Слайд 2

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт

Слайд 4

?

Слайд 5

Коррупция - социально-юридическое явление, означающее злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды , противоречащее установленным правилам (законодательству). Методические рекомендации « Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении».

Слайд 6

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. Задачи антикоррупционного воспитания: Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции. Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Слайд 7

В ходе формирования личностной культуры обучающегося в начальной школе выделяют такие важные задачи, как: укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести; формирование осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Слайд 8

Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; неподкупность, честность, доверие к людям . Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; бескорыстие; великодушие; взаимопомощь ; свобода совести и вероисповедания.

Слайд 9

Виды деятельности Формы занятий Ознакомление с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, обязанностей гражданина. Беседы, просмотр кинофильмов, в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов. Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах. В процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, этические беседы, участие в творческой деятельности (театрализованные постановки, литературно-музыкальные композиции). Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков. Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы. Участие в коллективных играх, опыт совместной деятельности. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия. Социальные проекты (на уровне класса, школы). Виды деятельности и формы занятий для решения задач антикоррупционного воспитания

Слайд 10

Формы занятий для осуществления антикоррупционного воспитания Беседы Деловые игры Игры по станциям Конкурсы Обсуждение ситуаций Проекты Уроки Внеурочная деятельность Инсценировки Работа с родителями Классные часы

Слайд 11

сформированы начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформировано неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; утверждена способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Воспитательные результаты:

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников

Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах....

реферат проектная деятельность как фактор успешного воспитания и обучения младших школьников

В реферате  представлен обобщенный опыт работы по методу проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности...

Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности.

О формах работы с младшими школьниками по экологическому воспитанию...

Этнокультурная направленность в воспитании и обучении младших школьников.

    Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом покол...

Экологическое воспитание и обучение младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Обобщение опыта по экологическому воспитанию в начальных классах....

Предупреждение депривации в процессе воспитания и обучения младших школьников

Неуверенность, тревожность , депрессия, страх, задержка интеллектуального развития - вот наиболее характерные черты депривационного состояния, которому необходимо уделять особое внимание в самом начал...

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье мы изучаем взаимосвязь развития, воспитания, становления человека и его пола, различия в обучении девочек и мальчиков. Современные педагоги уже имеют данные, подтверждающие эту законом...