СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".
статья
В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы предоставлена карточка с разноуровневыми заданиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО.
Учитель начальных классов Пантелеева Г.В.
Образование, которое ученики получают в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего процесса обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Обучение в санаторной школе-интернате связано с освоением обязательного содержания образовательных программ, установленного государственными образовательными стандартами.
Поступая в школу, ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.
Практика показывает, что ребенок, который посещал детский сад или, в крайнем случае, подготовкой к поступлению в школу с ним занимались родители, у этого ребенка развиты познавательные процессы. Таких детей менее 30% от количества учащихся класса. Но так как в нашу школу-интернат в основном поступают дети из неблагополучных, социально-опасных семей, то познавательные процессы у таких детей находятся на низком уровне, в том числе и уровень развития речи. В среднем 30% от количества учащихся данного класса имеют дефект или проблемы в речи . А нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.
В санаторную школу-интернат дети прибывают в течение учебного года, из разных школ, с разной подготовленностью, то есть дети в классе с разноуровневой подготовкой. На примере своего класса можно сказать, что за два года прибыло 8, а выбыло – 4 воспитанника. Часто среди них находятся так называемые «педагогически запущенные» дети. В таких случаях учитель уделяет больше времени на проведение индивидуальных занятий с этими обучащимися, учитывая рекомендации врача и психолога санаторной школы-интерната .
Исходя из специфики школы-интерната, разрабатывается типология учащихся. На основании этого разделения на типы учитель на уроке строит индивидуальную работу. Заведомо «слабых» учащихся педагог не ставить в ситуацию неожиданного вопроса, который требует быстрого ответа, не требует отвечать новый, только что усвоенный материал, обязательно поощряет их за старания, учить умению переживать неудачу, адекватно оценивать свою работу, работать в группах, такому ученику можно предложить карточку с разноуровневым заданием.
КАРТОЧКИ С РАЗНОУРОВНЕВЫМИ ЗАДАНИЯМИ для 3 класса Тема «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне» Уровень 1 Спишите, написав проверочные слова Извес..ный, сер..це, свис..нул, прелес..ный, мес..ность. Уровень 2 К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным - имена существительные с непроизносимыми согласными. Цветы, горячее, человек, сильное, сельское. Уровень 3 Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной. Удачная находка, хмурые дни, яркое светило, вечернее небо, близлежащие места. |
Практика показывает, что педагогическому воздействию дети в школах-интернатах поддаются быстрее, чем в массовых школах. Пробелы в их знаниях ликвидируются в меньшие сроки, так как на это направлены усилия не только учителя, но и большого коллектива воспитателей.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения .
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Дети готовятся к тому, что им предстоит принимать мнение других учащихся, вступать в спор, доказывать свою точку зрения. Чаще всего используются две традиционные формы групповой работы: выделение групп по уровню способностей (сильные, средние, слабые) и смешанных групп. В условиях школы-интерната целесообразно использовать работу в парах, так как наполняемость классов небольшая. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.
Обучение младших школьников школы-интерната основано на процессе «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление.
На уроках мы используем исследовательские и поисковые учебные задачи: проблемные ситуации, альтернативные вопросы, задания на моделирование и т. п., способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.
Таким образом, исходя из специфики учреждения, процесс обучения младших школьников в условиях санаторной школы-интерната строится таким образом:
- обучение связано с освоением обязательного содержания образовательных программ, установленных государственными образовательными стандартами;
- учебный процесс в школе-интернате ориентирован на сниженную нагрузку с включением обязательного компонента базисного учебного план
- приоритетным направлением является состояние здоровья обучаемых детей, соответственно обязательны физминутки, экскурсии, большие перемены с проведением подвижных игр на воздухе и т.д.;
- неподготовленности большего количества детей к обучению (мотивационной (личностной), интеллектуальной, эмоционально-волевой);
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- построение сценария урока и его проведение строится в соответствии с типологией уроков, структурой и методами;
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- социальная, логопедическая и психологическая помощь обучающимся;
- внеурочная деятельность и дополнительное образование (кружки по интересам и спортивные секции).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-318483-1382077243.jpg)
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-516548-1415636556.jpg)
Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.
Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531784-1416319171.jpg)
Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"
В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".
Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-771478-1458646097.jpg)
Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
Комплексная работа по теме «Математическая грамотность младшего школьника: особенности организации процесса обучения»
Комплексная (интегрированная) контрольная работа для учащихся 4 класса по предмету математика...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-1351724-1633450423.jpg)
Статья на тему: "Процесс обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью".
Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение. По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение...