Гендерные особенности проявления эмпатии у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем младший школьник.
Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их эмоциональная отзывчивость, которая приобретает новые черты. Важнейшим показателем возраста можно считать процесс интенсивного накопления эмпатийного опыта, что становится основной для развития высоких форм отзывчивости в других возрастах.
Н. Айзенберг и её коллеги связывают большую эмпатийность девочек по сравнению с мальчиками более ранним моральным развитием первых. Большую склонность к эмпатии девочек по сравнению с мальчиками объясняют их гендерными ролями (заботливость первых и независимость вторых), а также соответствующим воспитанием детей. Игры девочек с куклами развивают эмпатийную экспрессию, а игрушки мальчиков её не развивают. По мнению Д. Блока, у мальчиков вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема проявления эмпатии учеников в начальных классах изучена недостаточно, что и обуславливало цель моего исследования. Целью исследования было изучение гендерных особенностей проявления эмпатии младших школьников/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernye_osobennosti_proyavleniya_empatii_u_mladshih_shkolnikov.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерные особенности проявления эмпатии у младших школьников
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование школьника, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.
Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем младший школьник.
Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их эмоциональная отзывчивость, которая приобретает новые черты. Важнейшим показателем возраста можно считать процесс интенсивного накопления эмпатийного опыта, что становится основной для развития высоких форм отзывчивости в других возрастах.
Н. Айзенберг и её коллеги связывают большую эмпатийность девочек по сравнению с мальчиками более ранним моральным развитием первых. Большую склонность к эмпатии девочек по сравнению с мальчиками объясняют их гендерными ролями (заботливость первых и независимость вторых), а также соответствующим воспитанием детей. Игры девочек с куклами развивают эмпатийную экспрессию, а игрушки мальчиков её не развивают. По мнению Д. Блока, у мальчиков вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема проявления эмпатии учеников в начальных классах изучена недостаточно, что и обуславливало цель моего исследования. Целью исследования было изучение гендерных особенностей проявления эмпатии младших школьников
В исследовании приняли участие ученики 4 «А» и 4 «Б» класса МБОУ «Кубяковская средняя общеобразовательная школа» в количестве 30 человек: в 4 «А» классе 16 учащихся (9 девочек и 7 мальчиков), в 4 «Б» классе 14 учащихся (6 девочек и 8 мальчиков), из этого следует, что в исследовании участвовали 15 девочек и 15 мальчиков.
В начале эмпирической работы был собран диагностический материал, который позволил выявить развитость чувства эмпатии у младших школьников.
Изучение эмпатии проводилось при помощи теста эмпатийных тенденций, И.М. Юсуповым и опросника "Проявление эмпатии к сверстнику", разработанного Е.Н.Васильевой.
Первым этапом диагностических мероприятий был тест эмпатийных тенденций И.М.Юсупова.
Как показали исследования, в целом в проявлении эмпатийного отношения у мальчиков и девочек младшего школьного возраста значительные различия не наблюдаются. Основные различия отмечаются на распределении очень высокого и нормального уровня эмпатии у мальчиков и девочек. Очень высокий и нормальный уровень эмпатии сильнее выражен у девочек, хотя и у мальчиков он выражен не слабо. Это свидетельствует о том, что и мальчики и девочки младшего школьного возраста способны сопереживать, чувствительны к переживаниям и проблемам окружающих.
Вторым этапом диагностических мероприятий являлся опросник "Проявление эмпатии к сверстнику" Е.Н.Васильевой.
Исходя из данной таблицы, мы видим, что в среднем 75,4 % мальчиков и 77,4 % девочек младшего школьного возраста в ситуации прогнозирования склонны к проявлению эмпатии и оказании помощи другому. Значительных различий в эмпатийном отношении к сверстнику у мальчиков и девочек младшего школьного возраста не наблюдается, хотя и по диаграмме, и по таблице мы видим, что у девочек сильнее развито данное чувство, чем у мальчиков. Девочки сильнее проявляют сорадость, с большим желанием оказывают помощь сверстнику. Мальчики могут с легкостью проявлять сочувствие к товарищу, нарушившему какую – либо норму поведения или указание взрослого.
Такое эмпатийное отношение младшего школьника к сверстнику можно объяснить тем, что к 4 классу у детей на первый план выходит взаимодействие со сверстниками, а не личность учителя. Для них понятие дружбы, взаимопомощи становится более осознанным и значимым.
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:
- Между уровнем эмпатии мальчиков и уровнем эмпатии девочек младшего школьного возраста нет значительных различий.
- Высокий уровень эмпатии преобладает у девочек, а нормальный уровень эмпатии преобладает у мальчиков.
- Показатели очень высокого уровня эмпатии у мальчиков ниже, чем у девочек.
- Склонность к проявлению сочувствия к товарищу, нарушившему какую – либо норму поведения или указание взрослого у мальчиков более выражена, чем у девочек.
- Мальчики и девочки младшего школьного возраста примерно одинаково выражают чувство эмпатии.
- Эмпатийное отношение младших школьников развито на уровне выше среднего.
Исходя из полученных результатов исследования можно сказать, что в целом у четвероклассников уровень эмпатии находится на уровне выше среднего, они способны сопереживать, чувствительны к переживаниям и проблемам окружающих. Значительных различий в генедерных особенностях не заметила, но могу сказать, что девочки более чувствительны к переживаниям и проблемам сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Гендерный подход в воспитании учащихся младших школьников».
Осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола....
Методические рекомендации по развитию эмпатии у младших школьников
Работу по совершенствованию коммуникативного поведения и формированию эмпатии необходимо проводить комплексно.В данной статье представлены игры,упражнения для развития трех основных компонетов эмпатии...
"Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО для проявления интеллектуального потенциала младших школьников"
обобщение опыта...
Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подг...
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье мы изучаем взаимосвязь развития, воспитания, становления человека и его пола, различия в обучении девочек и мальчиков. Современные педагоги уже имеют данные, подтверждающие эту законом...
Подбор репертуара как метод развития эмпатии у младших школьников в процессе слушания музыки
Статья посвящена подбору музыкального репертуара, способствующего развитию эмпатии личности....
Статья на тему "Гендерные особенности школьной адаптации в младшем школьном возрасте".
В статье рассматриваются вопросы школьной адаптации младших школьников, выдвигается гипотеза о проявлении некоторых гендерных различий в школьной адаптации первоклассников, описываются причины, ...