Особенности воспитания нравственной культуры младших школьников
статья

Гнатюк Наталья Вадимовна

В статье раскрывается термин "нравственной культуры", рассматриваются особенности формирования нравственной культуры в младшем школьном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitaniya_nravstvennoy_kultury.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания нравственной культуры в младшем школьном возрасте

Воспитание нравственной культуры младшего школьника одна из важнейших задач в данный возрастной период, которая должна осуществляться преимущественно на индивидуальном подходе. С целью определения алгоритма действия педагогу необходимо знать психологические, так и физиологические особенности младшего школьного возраста. Данный факт основывается на убеждении, что именно индивидуальные особенности каждого ребенка составляют основу для определения эффективной программы его нравственного воспитания.

Вхождение в период младшего школьного возраста характеризуется, в первую очередь, поступлением ребенка в школу. Большинство детей, до начала обучения, посещали дошкольные образовательные учреждения, где им прививался определенный запас нравственных представлений и привычек. В период поступления в школу дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Помимо этого, стремление стать школьниками является отличным стимулом для нравственного воспитания.

При поступлении в школу меняется и увеличивается круг общения детей, а также и их обязанности. Ведущей деятельностью в данный возрастной период является учеба. Помимо этого, являясь частью нового коллектива, ребенок должен учиться строить взаимоотношения с одноклассниками и педагогами. Понимание и принятие важности и ценности новых обязанностей определяет готовность ребенка выполнять требования взрослых – качественно выполнять домашние задания, старательно и прилежно учиться, принимать активное участие в жизни класса.

Опираясь на исследования психологов, было установлено, что именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению нравственных правил и норм. Основу нравственного развития личности в данный возрастной период составляет формирование гуманистического взаимоотношения детей.

Именно в данный период у младшего школьника появляется новая ступень самосознания, которая лучше всего характеризуется термином «внутренняя позиция». О становлении внутренней позиции ученика начальной школы свидетельствует наличие системы нравственных норм, правил, которых он придерживается и которым старается следовать в любых условиях, вне зависимости от сложившихся обстоятельств [1].

Исследуя нравственные представления ребенка в возрасте от 5 до 12 лет, Жан Пиаже пришел к выводу, что они изменяются от нравственного реализма к нравственному анализу, основанному на убеждении, что каждый человек достоин справедливого и уважительного отношения к себе, а каждый его поступок имеет и оправданное, и осуждаемое. Под нравственным реализмом же понимается твердое, непоколебимое разграничение всего существующего только на две категории – добро и зло, хорошее или плохое. В данном случае не допускается никакой неопределенности или сомнений  в нравственной оценке [1].

Помимо этого, нравственное воспитание детей младшего школьного возраста имеет свои отличительные характеристики. В моральном сознании детей в этом возрасте преобладают повелительные (императивные элементы), которые обусловлены требованиями и указаниями педагога. Именно поэтому ученики подмечают малейшее отклонение от этих требований, о чем немедленно сообщают учителю. Однако, несмотря на повышенное внимание к проступкам своих сверстников, младшие школьники весьма некритически относятся к себе и не замечают собственных недочетов.

Так, А.Н. Леонтьев отмечал тот факт, что личность тоже «производится» - формируется и создается под влиянием тех общественных отношений, в которые ребенок вступает в ходе выполнения той или иной деятельности [2].

Процесс адаптации ребенка к общественным нормам жизни позволяет судить о его психическом здоровье, о его внутреннем согласии с самим собой. Если для ребенка созданы такие условия жизни, в которых он может успешно освоить опыт человеческой бытности,  то осуществляется развитие его психической зрелости,  которая подразумевает под собой умение контролировать свои эмоции и чувства. Логично, что к началу обучения в школе уровень психической зрелости не может быть высоким, однако именно он свидетельствует о его психическом развитии, умении контролировать свои желания, проявлять навыки делового общения, соблюдать дистанции в общении с другими, а также соблюдать правила общения в любой обстановке и ситуации.

В хрестоматии по детской психологии, автором которой выступил Э. Эриксон, отмечено, что в младшем школьном возрасте одной из важнейших личностей его мира, является педагог, к которому он пришел учиться [5]. В это же время осуществляются процессы формирования социальных компетенций и чувства ответственности  у младшего школьника. С помощью педагога учащийся учится соотносить свои возможности со своими способностями.

В этом случае педагог определяет для ребенка не только его психологическое состояние в классе, но в процессе общения с одноклассниками, а зачастую его влияние проявляется даже в отношениях на уровне семьи. В данный возрастной период именно фигура педагога является основой, с которой дети неосознанно будут брать пример для формирования нравственных качеств личности.

Т.В. Морозова выделяет три фактора, определяющие проблему воспитания нравственной культуры в младшем школьном возрасте [3]. Первым фактором выступает тот факт, что поступая в школу, ребенок отходит от бытового изучения окружающей действительности, в частности моральных норм и правил, и переходит к научному и целенаправленному изучению. Данный процесс осуществляется не только в процессе изучения учебных дисциплин (чтения, русского языка и т.д), но и в процессе внеклассной работы. Большое значение на данном этапе имеет оценочная деятельность педагога, его беседы. Второй фактор определяет включенность школьников  в реальную коллективную деятельность, которая способствует усвоению нравственных норм, регулирующих отношения школьников между собой и школьников с педагогом. Третий фактор обусловлен тезисом, что первостепенной задачей  обучения в школе выступает воспитание нравственной личности.

На основании этого встает проблема интеграции интеллектуального и нравственного воспитания учащихся в период школьного обучения.

Анализ педагогической литературы позволил нам выделить и обосновать педагогические условия, которые бы способствовали эффективному осуществлению процесса нравственного воспитания младшего школьника.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2010 г. в учебном плане появился новый вид деятельности – внеурочная деятельность [4]. Внеурочная деятельность – это нетрадиционный урок, который несет в себе компенсационный характер и способствует решению и достижению таких образовательных и воспитательных задач, решение или усвоение которых не удается осуществить в полной мере на уроке.

        Для организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении необходимо придерживаться ряда условий:

1. Внеурочная деятельность должна рассматриваться как компонент целостного учебно-воспитательного процесса, а не выступать в качестве стихийного комплекса мероприятий.

2. Для достижений целей внеурочной деятельности необходимо определить ее смысл, цель и основные функции.

3. Для организации внеурочной деятельности необходимо наличие технологического и материально-технического обеспечения.

4. Внеурочная деятельность ориентируется на интересы и потребности учащегося.

Соблюдение данных условий обеспечит корректную организацию внеурочной деятельности и будет способствовать успешной реализации ее задач.

Внеурочная деятельность объединяет в себе все виды деятельности учащегося, помимо учебной, которые направлены на решение задач воспитания и социализации школьников.

Уникальность внеурочной деятельности подтверждает тот факт, что она выступает частью учебно-воспитательного процесса, но в то же самое время, является одной из форм организации досугового времени обучающихся.

        Именно для обеспечения досуга учащихся очень важно организовать внеурочную деятельность. Правильная организация системы внеурочной деятельности будет способствовать максимальному развитию и формированию различных потребностей младшего школьника. Учитывая особенности развития детей младшего школьного возраста, воспитание и формирование может осуществляться в любой момент их деятельности, причем наиболее продуктивно это происходит в свободное от учебы время.

        Организация внеурочной деятельности способствуют созданию условия для развития личности учащегося с учетом индивидуальных потребностей. Такая деятельность характеризуется создание определенной обстановки, в которой младший школьник учится взаимодействовать с окружающим миром. Помимо всестороннего развития ребенка идет и формирование качеств личности, следовательно, осуществляется процесс формирования моральных основ.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее осуществлять процесс воспитания нравственной культуры младших школьников именно во внеурочной деятельности. Данное положение будет являться первым педагогическим условием.

Включаясь в образовательный процесс, младший школьник учится действовать целенаправленно, как выполняя различные учебные задания, так и определяя способы своего поведения. Таким образом, можно говорить об осознанности их действий.

Проблема воспитания нравственной культуры младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя условиями, которые определяет Т.В. Морозова [3]:

Первым условием выступает тот факт, что поступая в школу, ребенок отходит от бытового изучения окружающей действительности, в частности моральных норм и правил, и переходит к научному и целенаправленному изучению. Данный процесс осуществляется не только в процессе изучения учебных дисциплин (чтения, русского языка и т.д), но и в процессе внеклассной работы. Большое значение на данном этапе имеет оценочная деятельность педагога, его беседы.

Второе условие определяет включенность школьников  в реальную коллективную деятельность, которая способствует усвоению нравственных норм, регулирующих отношения школьников между собой и школьников с педагогом.

И третье условие  воспитание нравственности осуществляется равноценно как в учебной, так и в ходе внеурочной деятельности. И в этом отношении нет основных и второстепенных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Именно данное убеждение выступает одним их выявленных педагогических условий.

С целью осуществления эффективного процесса нравственного воспитания необходимо представить внеурочную деятельность в качестве коллективной деятельности, которой свойственны высоконравственные отношения. Коллектив может оптимально влиять на личность только при условии его нахождении в адекватной для его возможностей позиции. Именно тогда личность становится незаменимой для коллектива. Данный факт будет способствовать развитию чувства собственного достоинства. Именно оно побуждает младшего школьника действовать в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Работа в коллективе побуждает младшего школьниками обладать элементарными навыками самовоспитания и самообразования, которые впоследствии будут способствовать его развитию, в том числе и нравственному.

Практика воспитательной работы зачастую не учитывает нравственную самостоятельность учеников начальной школы. Это связано с тем фактом, что довольно часто их поведение напрямую контролируется педагогом или коллективом, что отрицательно сказывается на их нравственной культуре. Результаты такого взаимодействия проявляются уже позже в подростковом возрасте, когда у ребенка уже  будет сформирована нравственная сфера.

Главнейшим условия воспитания и развития любого нравственного качества является осознанность данного процесса. В связи с чем ребенку требуются знания, которые будут составлять основу его представлений о сущности нравственных качеств, а также понимание и осознании важности его овладения.  Именно на данном утверждении будет базироваться наше третье педагогическое условия.

Еще одним важным условия формирования любого нравственного качества является наличие желания у ребенка овладеть им, то есть наличие мотивов для его приобретения.  Таким образом, появление мотива способствует формированию отношения к нравственному качеству, которое, в свою очередь, способствуют развитию социальных чувств. Именно они придают данному процессу нравственного воспитания личностно значимую окраску, а в итоге оказывают влияние на прочность формируемого качества.

Новые стандарты образования определи новые возможности для обучения и воспитания детей, раскрыли содержание образования, методику преподавания, обозначили требования к личности и знаниям педагога, передающего свой нравственный опыт, нравственную культуру и мировоззрение подрастающему поколению. Все вышеперечисленные факторы составили систему воздействий, направленных на нравственное развитие детей.

Однако приобретенные знания и чувства требуют своей реализации в практической деятельности, проявление в поведении и в поступках. Именно таким способом можно проверить прочность сформированного качества, тем самым это определяет функцию обратно связи. Соответственно данное утверждение позволяет нам определить механизм формирования нравственного качества. Данный механизм проявляется при воспитании любого нравственного качества личности и носит объективный характер.  Основой его особенностью является отсутствие принципа взаимозаменяемости.

Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Именно данный механизм нравственного качества является основой формирования нравственной культуры младшего школьника.

Список литературы:

  1. Борытко, Н.М. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – СПб: Академия, 2009. – 496 с. – (серия Высшее профессиональное образование).
  2. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной конструкции /Д.А. Леонтьев//Вопросы философии. – 1996.- №4. – С.16-21.
  3. Морозова, Т.В. Этическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Т.В. Морозова; сост. А.К. Лопаткина. –  Омск: Изд-во Омскго государственного университета, 2004. – 103 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959 Дата обращения: 19.01.2018 г.
  5. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон.  СПб: Речь, 2000.  416 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника

Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, на...

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего...

Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...