Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников
методическая разработка (4 класс)

Иванова Татьяна Ивановна

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.

Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.

Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Сегодня главным условием воспитания и социализации младших школьников является взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования.

В дополнительном образовании ребенок постигает необходимые ему в будущей жизни вещи, получает возможность проявления нераскрытых талантов.

Современным детям не требуется объяснять, что растет престиж дополнительного образования, что в жизни пригодятся не только основные знания, получаемые на предметах, изучаемых в школе. Дети хотят получить как можно больше полезной и нужной информации за время обучения в школе.

Поэтому в последнее время дополнительное образование в начальной школе выделяется как одно из приоритетных направлений и видов деятельности учебного заведения. При этом дополнительное образование ориентируется не только на “среднего” ученика, но и на нестандартных детей.

Значительно возрастает роль дополнительного образования в начальной школе. Дополнительное образование позволяет формировать у ребенка ощущение ценности собственной и чужой личности, самосознание, позволяет ребенку избавиться от привычки действовать только по подсказке. При этом он может удовлетворять свои творческие потребности и интересы, развивать индивидуальные способности. И это все при учете возможности выбора темпа и объема образования, которые ему позволяют умственные и физические данные.

Качество формирования личности младшего школьника зависит от учителя начальных классов, который является классным руководителем.
Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные возможности для их развития.

В нашей школе с углублённым изучением области знания “Искусство”, главным целевым ориентиром взаимодействия начального и дополнительного образования являются требования к уровню образованности выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование культуры личности, жизненной и нравственной позиции; информационно-методологической культуры; культуры здоровья учащихся, на развитие и проявление их индивидуальных способностей. Решение поставленной задачи реализуется в Образовательной системе "Школа 2000...2100", одним из принципов которой является принцип креативности.

Взаимодействие основного и дополнительного образования в моей работе – это стремление создавать условия для успешного обучения, приобретения опыта творческой деятельности, а в конечном итоге обеспечение эмоционально-ценностного ориентирования, самовыражения каждого ученика в мире с помощью приобретенных знаний.

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование творческих способностей школьников. Введение театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество в школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Основой для интеграции начального и дополнительного образования в моей работе является:

предметно-кружковая деятельность:

  • уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира;
  • курс детской риторики;
  • кружок "Юный художник";
  • Кружок "Ритмика";
  • Кружок "Шумовой оркестр;

культурно-досуговая деятельность:

  • классные и внеклассные мероприятия (школьные праздники);
  • экскурсии(театр кукол им.Образцова, театр теней, театральные выставки, музеи);
  • посещение театров (абонемент “Любите ли Вы театр?” в музее А.Н. Островского стал любимым местом встреч с миром искусства).

дополнительное образование:

  • кукольный театр;
  • театральная студия.

https://urok.1sept.ru/articles/588266/img1.gif

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребенка уроки литературного чтения. На уроках мы помогаем стать читателем путем чтения произведения и его элементарного анализа, вводим учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы, знакомим учащихся с особенностями искусства художественного слова. Разнообразные формы работы на уроках литературного чтения предоставляют широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, чтение по ролям, наизусть, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок. Викторины, головоломки, шарады, ребусы, анаграммы, занимательные игры, инсценировки сказок и рассказов развивают творческую активность на уроках литературного чтения.

https://urok.1sept.ru/articles/588266/Image3389.jpg

У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную информацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Риторика как интегрирующий предмет – создает базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений, творческого потенциала учеников, что предполагает развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.

https://urok.1sept.ru/articles/588266/Image3390.jpg

Курс школьной риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, так как именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Курс является межпредметным, поскольку с формированием положительного отношения к изучению общения у детей развивается стремление к получению знаний по литературе (чтение стихов, рассказов, сказок), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), русскому языку (пополнение словарного запаса), обогащается жизненный опыт учащихся.

https://urok.1sept.ru/articles/588266/Image3391.jpg

Культурно-досуговая деятельность складывается из классных и внеклассных мероприятий(школьные праздники),экскурсий(театр кукол им.Образцова, музыкальный театр им. Н. Сац, ТЮЗ, театр марионеток, театр теней, театральные выставки, музеи), посещений театров (абонемент “Любите ли Вы театр?” в музее А.Н. Островского стал любимым местом встреч с миром искусства).

Праздник для школьника – это игра. Он формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то малыш или подросток. Положительные эмоции нужны каждому. Неслучайно педагоги, врачи и физиологи отождествляют хорошее настроение, радость и веселье с физическим здоровьем человека.

В игре ребенок совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, именно во время подготовки и проведения школьного праздника развивается воображение, фантазия, способности ученика, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Эффективнее всего происходит развитие познавательной деятельности.

Для детей праздник – это целое событие. Душа ребенка одинаково восприимчива к добру и злу, но именно положительный эмоциональный заряд позволяет чистым, неискушенным детским сердцам открыться прекрасному. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения.

Зачастую в игре, в процессе праздника ребенок может научиться искусству общения, избавиться от робости, излишней стеснительности или, наоборот, эгоизма, которые делают общение мучительным, а порой просто невозможным. Одновременно с этим школьник учится принимать решение, проявлять инициативу, идти навстречу желаниям других, понимать, что он не один на свете, что в общем деле нужна слаженность, важно уважение к другим, такт, умение сходиться с людьми.

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, в учебное и внеурочное время, когда дети активно входят в мир, художественной среды, эстетических переживаний, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных перед ними задач.

В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала.

Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования.

https://urok.1sept.ru/articles/588266/Image3392.jpg

Театр – один из самых эмоциональных видов искусства, а особенно детский театр. Кроме того, это синтетический вид искусства, где переплетаются живопись и музыка, драма и поэзия, пластика и вокал. Обращение к кукольному театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями младших школьников. Когда ребенок начинает учиться, ведущим типом деятельности в первое время у него остается игра. Поэтому все происходящее в игровой форме полнее запоминается, усваивается детьми. Таким образом, кукольный театр можно рассматривать и как дидактическое средство. Кроме того, при работе над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей, что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои мысли. Здесь проявляются и межпредметные связи с литературным чтением и курсом “Риторики”. Зачастую учителю вместе с детьми приходится рассматривать моральные и правовые нормы в поведении героев. Формирование речевых навыков в ходе работы ребенка над ролью трудно переоценить. В моей практике нередко встречаются дети молчаливые и неконтактные на уроках и в общении с товарищами, но за ширмой кукольного театра преображаются и играют сложные роли, демонстрируя прекрасные актерские качества.

При самостоятельном изготовлении кукол и декораций у детей формируются терпение, аккуратность, бережливость, навыки техники безопасности, развивается мелкая моторика кисти руки, что способствует выработке красивого почерка.

Наш опыт по созданию и деятельности детского кукольного театра начался в 2008 году. В течение трех лет мы поставили спектакли "Теремок", "Заюшкина избушка", "Машенька и медведь", "Репка", "Гуси-лебеди", "Под грибом", "Снежный цветок".

https://urok.1sept.ru/articles/588266/Image3393.jpg

На все премьеры были приглашены родители, ученики начальных классов, а также дети из детского сада, которые были самыми благодарными зрителями.

Детско-взрослое объединение “Школьный театр” позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача коллектива – художественно-эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений, оформление спектакля, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка.

А также работа творческих мастерских (музыкально-хореографическая, актёрского мастерства, изготовления театрального костюма, моделирования театрального костюма, сценического оформления, техническая (свет, звук, спецэффекты). Здесь происходит обучение в действии: участники группы овладевают профессиональным мастерством. Работу творческих мастерских возглавляют педагоги-экспериментаторы, которые не являются профессионалами в театральной деятельности, но, учась вместе с детьми, осваивают эти новые для себя профессии.

– Конечным продуктом любого театра является театральная постановка. В течение года ребята с педагогами создали три спектакля: “Новогодние приключения в шахматном королевстве”, “Мышиные истории”, "Бременские музыканты"

Анализируя итоги работы по взаимодействию основного и дополнительного образования, можно сделать следующие выводы.

  • Данная работа влияет на учебно-воспитательный процесс, оптимизируя его с целью сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
  • Усиливает роль социально-гуманитарного цикла в начальном и дополнительном образовании.
  • Организация кукольного театра, школьного театра обеспечивают вариативность и индивидуализацию обучения, социализацию и активизируют субъектную позицию ребенка.
  • Расширяется образовательная среда школы – возникает взаимодействие с внешними структурами и организациями.
  • Совместная деятельность учащихся, педагогов и родителей приводит к более качественному образовательному результату. Знания, умения, навыки в определенной области становятся более глубокими и осмысленными. В результате такой деятельности участники стремятся постоянно улучшать качество своего труда, развивать творческие способности.

Литература:

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. №11.
  2. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ// Начальная школа. 1985. №3.
  3. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа. 2005. №6.
  4. Камышева Г.Н. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения в рамках Образовательной системы "Школа-2100".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации младших школьников

Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личност...

Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»

Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»...

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

Проектная технология как средство организации воспитания и социализации младших школьников

В статье представлен опыт использования проектной технологии на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Кратко описаны нравственно-ориентированные и краеведческие проекты уча...

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....

Программа воспитания и социализации младших школьников «Мир детства» (для 1-х классов)

Пояснительная запискаПрограмма воспитательной работы  для младших школьников разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развит...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...