Программа воспитания и социализации младших школьников
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личности школьника.
Наше общество переживает социальные, экономические, политические обновления. В свете их требований школа призвана подготовить деловых людей – предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности. При этом необходимо, чтобы это были высоконравственные люди с гражданской позицией. Однако в действительности далеко не все выпускники школы являются носителями духовно-нравственных ценностей, способны найти себя в быстро изменяющемся пространстве.
Таким образом, перед школой ставится задача - сформировать нравственные ценности и основы гражданского самосознания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания и социализации младших школьников | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база для разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
1 Закон РФ «Об образовании».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В соответствии с требованиями Концепции, ФГОС мы определили цель программы воспитания и социализации учащихся начальной школы:
Цель программы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:
в области формирования личностной культуры
- формирование способности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;
- формирование нравственного смысла учения;
- реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;
- формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способности формулировать и отстаивать свою (нравственно оправданную) точку зрения;
- формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата (способности к преодолению трудностей);
- формирование трудолюбия;
- осознание ценности человеческой жизни.
в области формирования социальной культуры
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию;
- формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения;
- формирование демократических ценностных ориентиров и толерантности.
в области формирования семейной культуры
- формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личности школьника.
Наше общество переживает социальные, экономические, политические обновления. В свете их требований школа призвана подготовить деловых людей – предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности. При этом необходимо, чтобы это были высоконравственные люди с гражданской позицией. Однако в действительности далеко не все выпускники школы являются носителями духовно-нравственных ценностей, способны найти себя в быстро изменяющемся пространстве.
Семья сегодня частично утратила свою воспитательную функцию, родители в погоне за удовлетворением материальных потребностей зачастую не имеют времени для общения с детьми. Многие родители, находясь в условиях вахтовой работы, не могут в полной мере осуществлять воспитательный процесс в своей семье. Дети остаются на попечение друзей, уличного социума.
Многие семьи в городе живут изолировано от бабушек и дедушек. Разрушаются связи поколений, утрачиваются ценности, которые были присущи старшему поколению.
В условиях открытого неконтролируемого информационного пространства младшему школьнику насаждаются чуждые нравственные идеалы – обогащение, успех любой ценой; человеческая жизнь обесценивается.
Таким образом, перед школой ставится задача - сформировать нравственные ценности и основы гражданского самосознания подрастающего поколения.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сделан акцент на следующих нравственных ценностях:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
- социальная солидарность: личная свобода и права другого человека, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство;
- гражданственность – долг перед старшим поколением, семьей; закон и правопорядок;
- семья – здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших;
- труд и творчество – творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость;
- наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
- традиционные российские религии, ценности, которые усваиваются в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов.
Срок и этапы реализации программы: 2011-2015 гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап
Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
Практический этап (2012-2014 гг.)
- Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.
- Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.
- Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с обучающимися начальной школы по всем направлениям программы.
- Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у обучающихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.
- Ориентирование обучающихся на достижения мировой науки, культуры.
- Проведение внеурочных мероприятий по всем направлениям программы, способствующих формированию у обучающихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.
Заключительный этап (2014-2015 гг.)
- Мониторинг результативности достигнутых результатов воспитательной деятельности по социализации.
- Составления портфеля достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Участники реализации программы:
- Обучающиеся.
- Родители.
- Классные руководители.
- Социальный педагог.
- Общественные организации.
Использование принципов воспитательной работы:
- Личностно-ориентированные: целостное развитие; психологический комфорт; адаптивность.
- Культурно-ориентированные: смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность;
- Деятельностно-ориентированные: овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие); креативность.
Направления воспитательной работы:
«Здоровье» - сфера физического развития и пропаганда ЗОЖ; Цель: формирование здорового образа жизни у школьников, воспитание убежденности и потребности в нем - через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности, активное использование межведомственного взаимодействия в расширении образовательной среды. Формы работы: спортивные конкурсы, спартакиада, олимпиады, марафоны, дни здоровья; спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике; конкурсы спортивных газет; встреча со спортсменами, старшеклассниками - победителями спортивных соревнований; беседы, дискуссии «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «я за здоровый образ жизни»; встречи с медицинскими работниками системы здравоохранения, индивидуальные и групповые консультации специалистов; обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, просмотр фото и видео материалов и др.
«Знание» - сфера познания (учеба, знание); Цель: повышение мотивации обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его возможностями и позволяющей достичь оптимального базового образования. Формы работы: интеллектуальные марафоны, олимпиады; предметные недели; внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления
«Патриот» - сфера нравственно-патриотического развития; Цель: формирование и развитие социальной активности, гражданской ответственности, духовности, патриотического сознания подрастающего поколения; воспитание гражданина России, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного стать встать на защиту государственных интересов России; формирование толерантного сознания, уважительного отношения к другим народам. Формы работы: тематические классные часы; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями комиссариата города; посещение школьного музея; конкурсы, викторины по патриотической тематике; акции; адресная помощь ветеранам ВОВ, инвалидам, престарелым людям
«Творчество» - сфера творческого развития, реализация творческих возможностей и природных способностей; Цель: формирование культурной творческой личности, проявляющей себя общественно и индивидуально; развитие интереса к внеклассной деятельности. Формы работы: конкурсы талантов, дни творчества; посещение кинотеатров, музеев, выставок; фестивали, презентации; концерты в клубах, больницах, домах ветеранов и др.
«Труд» - сфера практической деятельности, трудовые умения и навыки; Цель: формирование у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда. Формы работы: тематический классные часы «Профессия моих родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Твой выбор», экскурсии в училища и техникумы города; экскурсии на предприятия города, ярмарки профессий; тематические встречи с людьми разных профессий и др.
«Коммуникативность и саморегуляция поведения» - сфера отношений, познание себя, людей, навыки взаимодействия с ними; Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; формирование личности школьника, осознающего себя в этом мире, умеющего четко простроить и определить свое будущее, адаптироваться к современным условиям; оказание психолого-педагогической помощи в самоорганизации и самоопределении. Формы работы: тематические классные часы; тренинги общения учащихся и их родителей; тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей; самопрезентации; праздники, конкурсы и др.
«Семья» - сфера усвоения общепринятых норм и культурных ценностей. Цель: взаимодействие семьи и школы, создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Формы работы: Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»; Праздники, конкурсы, состязания с участием родителей, бабушек, дедушек; Индивидуальные и групповые консультации психолога, соцпедагога; дни творчества, дни открытых дверей и др.
Критерии эффективности и показатели развития воспитательной работы по программе:
Ожидаемые результаты реализации программы
- сформированная потребность к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему физическому и психическому здоровью, а так же к здоровью окружающих;
- овладение сформированным нравственным идеалом, повышение социальной активности как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне микрорайона, города (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и а так же толерантное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
- разностороннее развитие личности, способность к успешной социализации в обществе, творческий подход к любому делу, сформированная культура;
- обладание сформированной положительной Я-концепцией, чувством собственного достоинства и потребности в самореализации;
- сформированная трудовая мотивация, формирующиеся профессиональное самоопределение, наличие жизненных планов;
- умение управлять собой, общительность и тактичность, коммуникативная и социальная компетентность;
- усвоение общепринятых норм и культурных ценностей
Для реализации программы запланированы мероприятия, которые способствуют успешной социализации младших школьников в условиях крайнего севера. Данная программа позволяет не только знакомить учеников с элементарными началами культурологи, этнографии и даже философии, но и извлекать нравственные уроки из накопленного человечеством опыта. Дети должны иметь представление о традициях и обычаях, будь эта игра, сказка или танец.
Реализация программы
№ пп. | Содержание работы | Ожидаемый результат | Сроки |
1 | Разработка Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования на 2011-2015 гг. | Создание программы | август-сентябрь 2011 г. |
2 | Внеаудиторные занятия с учащимися по всем направлениям программы | Развитие различных умений и навыков, формирование творческого потенциала учащихся, ранняя социализация личности младших школьников | 2011-2015 гг. |
3 | Встречи с представителями общественных организаций, интересными людьми | Развитие коммуникативных умений и навыков | 2011-2015 гг. |
4 | Создание условий для развития содержания воспитания и социализации, методов воспитания, основных образовательных компетенций и ценностей в системе воспитания учащихся начальной школы, | Высокий уровень профессионального мастерства педагогических кадров | 2011-2015 гг. |
5 | Создание условий для самообразования педагогов в области системы воспитания. Выступления на МО и семинарах | Использование современных средств и методов в воспитании. | 2011-2015 гг. |
6 | Распространение педагогического опыта по проблеме через проведение открытых внеклассных мероприятий, классных часов, мастер-классов, педсоветов и другие формы работы | Создание воспитательной системы класса. | 2011-2015 гг. |
7 | Организация мониторинга. | Таблицы, диаграммы | 2011-2015 гг. май |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Обеспечение кабинета необходимым оборудованием в соответствии с требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
- Пополнение классной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
- Привлечение представителей общественности, родителей для организации совместных мероприятий.
Формы работы:
· Творческие мастерские.
· Индивидуально - групповые занятия.
· Экскурсии.
· Заочные путешествия.
· Встречи с интересными людьми, представителями общественности.
· Творческие конкурсы, акции.
· Участие в олимпиадах.
· Беседы.
· Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В воспитательной работе по социализации используются следующие группы методов:
- Теоретический анализ психологических и социологических источников по проблеме исследования;
- Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей социализации детей;
- Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
- Формирующий эксперимент, направленный на выявление успешной социализации детей;
- Актуальность программы воспитательной работы по социализации личности школьника. В современное время воспитание детей в условиях Крайнего Севера и социализация приобретает особую актуальность.
- Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций).
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций.
Содержание деятельности: Реализовывая данную систему воспитательной работы, необходимо соблюдение следующих условий: учет индивидуальных способностей каждого; учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности; предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных видах деятельности; опора на соревновательность в воспитательно-образовательном процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры.); учет социального заказа общества.
Использование принципов воспитательной работы:
Личностно-ориентированные: целостное развитие; психологический комфорт; адаптивность.
Культурно-ориентированные: смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность; целостная картина мира.
Деятельностно-ориентированные: овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие); креативность.
Работа с родителями
Цели и задачи:
- изучить воспитательные возможности семей;
- формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
- вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
Направления сотрудничества с родителями:
- Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса;
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями;
- Регулярное информирование родителей об успешности обучения учащихся;
- Проведение с родителями совместных мероприятий;
- Привлечение родителей к участию в решении школьных проблем;
Диагностика и мониторинг обучающихся:
Предмет изучения | Критерии оценки | Методики |
Нравственные качества обучающихся | Отношение друг к другу, к взрослым, животным.
|
|
Интеллектуальные способности |
|
|
Гражданская позиция |
|
|
Здоровье учащихся |
| Анализ листков здоровья. |
Разделы | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека | Получение первоначальных представлений о конституции России, ознакомление с государственной символикой – гербом, флагом РФ, с гимном РФ, с символикой города. | Беседы, чтение книг, | Первоначальные знания о Конституции РФ, знания о государственной символике России и города Ценностное отношение к Конституции и законам РФ |
Знакомство с героическими страницами истории России | Беседы, экскурсии, просмотры кинофильмов, лектории в краеведческом музее, библиотечные часы, творческие конкурсы, фестивали, праздники | Элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических и культурных достояниях малой Родины; Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию; | |
Знакомство с важнейшими событиями в истории страны | |||
Знакомство с историей и культурой родного края | |||
Знакомство с историей российской Армии, ее героическом прошлом и настоящим, с подвигами защитников Отечества, проведение встреч с ветеранами и военнослужащими | Беседы, классные часы, встречи, праздники, соревнования, конкурсы, библиотечные часы | Элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга | |
Подготовка и проведение мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов, спортивных соревнований | Мероприятия, конкурсы, соревнования | ||
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности | Встречи | ||
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правами и обязанностями школьника | Беседы, классные часы | Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища | |
Освоение норм и правил в жизни класса и школы | Беседы, классные часы | Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции | |
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданственной направленности, с правами гражданина | Элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве, социальной структуре российского общества | ||
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России | Праздники, фестивали, лекторий в музее | Опыт социальной и межкультурной коммуникации | |
Участие в работе органов классного самоуправления | Первоначальный опыт самоуправления | ||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры | беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности | Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения |
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий нравственной направленности | Занятия по этике, Внеурочные мероприятия | ||
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах | Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и осуждения поступков и поведения разных людей | Знание правил поведения в школе и общественных местах; Соблюдение правил поведения в школе и общественных местах; Способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей | |
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы, Овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым Обучение дружной игре, взаимной поддержке | Игры, различная совместная деятельность | Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими, младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе, | |
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, заботе о животных, природе | Различные благотворительные акции | Первоначальный опыт благотворительности и милосердия | |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье | Беседы, классные часы | Знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним; Начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | |
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье | «открытые» семейные праздники, проекты, мероприятия | Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим | |
Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий | проекты, мероприятия | Уважительное отношение к традиционным российским религиям | |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда | внеурочные мероприятия | Ценностное отношение к труду и творчеству |
Знакомство с различными профессиями, в том числе и профессиями своих родителей | Встречи с представителями различных профессий, беседы, презентации «Труд наших родных» | Элементарные представления о различных профессиях первоначальная профильная ориентация | |
Получение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия Организация сотрудничества, самостоятельное распределение ролей | Праздники труда, ярмарки, конкурсы | Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми | |
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду | Презентации учебных и творческих достижений | Ценностное и творческое отношение к учебному труду, трудолюбие | |
Творческое применение знаний | проекты | Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; | |
Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности | Занятия народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, работа творческих мастерских, творческих общественных объединений | Опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности; Первоначальный опыт самореализации в социальном творчестве, познавательной, практической, общественно-полезной деятельности; Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности | |
Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; | Ценностное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; | ||
Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома | Умения и навыки самообслуживания | ||
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Приобретение знаний о здоровье и способах укрепления здоровья | Уроки физ-ры, беседы, просмотры фильмов, встречи с мед.работниками | Элементарные представления о взаимной обусловленности физического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; Знание о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека |
Участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья | Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества | ||
Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки | Физминутки, уроки физ-ры, спортивные секции школы и доп.учреждений, походы, спортивные соревнования | Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности | |
Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха | |||
Получение гигиенических навыков (чистота и опрятность одежды, тела), навыков экологически грамотного питания | Беседы, просмотр фильмов | Гигиенические навыки | |
Поддержание чистоты и порядка на своем рабочем месте, в помещениях | Навыки соблюдения порядка на рабочем месте | ||
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях | Изучение предметов основной и вариативной части, беседы, просмотр учебных фильмов | Ценностное отношение к природе |
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе | Экскурсии, прогулки, походы | Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; Элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики | |
Получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности, в деятельности экологического центра (ЦЭВД) | Экологические акции, десанты | Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности | |
Участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов | Проекты | личный опыт участия в экологических инициативах, проектах | |
Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организациях | |||
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой | |||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России | Изучение предметов основной и вариативной части, беседы, просмотр учебных фильмов, экскурсий | Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями | Изучение предметов вариативной части, внеклассные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки | ||
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире | Учебные фильмы | Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей | |
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей | Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы по книгам, фильмам, телепередачам | ||
Обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного | |||
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности | Уроки худ.труда, занятия в ЦДОД | Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, эстетических переживаний, наблюдений | |
Участие вместе с родителями в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионной деятельности | Выставки, вечера, экскурсии | Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества | |
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека | Беседы, учебные фильмы |
Тематическая программа воспитания и социализации младших школьников
Сокращение
ВГиП - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека
ВНиЭ - Воспитание нравственных чувств и этического сознания
ВТ -Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
ВЗОЖ - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Эк.В - Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Эст.В - Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
РД – Родительское Собрание
1 класс
1 четверть
Название мероприятия | Форма проведения | Дата | |
ВГиП | Конкурс рисунков «Хорошо жить на Руси». | Уроки изобразительного искусства и технологии | Сентябрь |
ВНиЭ | Сочинение «русские зимние забавы» | Урок русского языка | Сентябрь |
Эст.В | Экскурсия в краеведческий музей «История русского народного костюма» | экскурсия | Сентябрь |
ВТ | Праздничное мероприятие, посвященное русским обычаям и традициям «Где тепло – там и добро» | Праздничное родительское собрание | Сентябрь |
Эк.В | Экскурсия в библиотеку «Русская народная сказка» | экскурсия | Октябрь |
ВЗОЖ | Спортивные игровые эстафеты «Русская банька» | Открытый урок физкультуры | Октябрь |
РС | Совместный с родителями праздник «Мы школьниками стали» | Праздник | Октябрь |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
1 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВНиЭ | Показ сказки репка детям в детском саду | Ноябрь | Выездное мероприятие |
ВГиП | Проект «История праздников на Руси» | Ноябрь | Урок защита проектов |
ВТ | Мастер-класс «Новогодняя игрушка» | Ноябрь | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВЗОЖ | Викторина « Что мы узнали о русской культуре?» | Ноябрь | Урок внеклассного чтения |
Эк.В | Конкурс рисунков «Солнце над тундрой». | Декабрь | Уроки изобразительного искусства |
Эст.В | Сочинение «Мой край». | Декабрь | Урок русского языка |
РС | Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться» | Декабрь |
1 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Экскурсия в краеведческий музей «История ненецкого костюма». | Январь | экскурсия |
ВНиЭ | Праздничное мероприятие, посвященное ненецким обычаям и традициям «Солнце над тундрой». | Февраль | Праздничное родительское собрание |
ВТ | Экскурсия в библиотеку «Ненецкие сказки». | февраль | Экскурсия |
ВЗОЖ | Спортивные игровые эстафеты «Национальные виды спорта». | февраль | Открытый урок физкультуры |
Эк.В | Показ сказки для первоклассников. «Кукушка» | март | Урок внеклассного чтения |
Эст.В | Проект «Ненецкие праздники». | март | Урок литературного внеклассного чтения защита проектов |
РС | Круглый стол «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» | март | Дискуссия |
1 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Мастер-класс «ненецкий сувенир». | апрель | Урок технологии, проведен сотрудниками выставочного зала |
ВНиЭ | Проект «Солнце над тундрой» макет тундры для инсценировки сказок и ролевых игр на переменах. | Апрель | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВТ | Сочинение «Мой край». | Апрель | Урок русского языка |
ВЗОЖ | Экскурсия в краеведческий музей «История коми костюма». | Май | экскурсия |
Эк.В | Праздничное мероприятие, Сказки коми народа. | Май | Урок внеклассного чтения |
Эст.В | Спортивные игровые эстафеты «Национальные виды спорта коми народа». | Май | Открытый урок физкультуры |
РС | Урок этической грамматики «Вся семья вместе, так и душа на месте» | Май | Круглый стол, консультация |
2 класс
1 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Показ сказки для первоклассников «Почему у собаки четыре ноги». | Сентябрь | Классный час |
ВНиЭ | Конкурс рисунков по сказкам коми народа. | Сентябрь | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВТ | Мастер-класс «коми сувенир» | Сентябрь | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВЗОЖ | Викторина « Что мы узнали о коми культуре?». | Сентябрь | Классный час |
Эк.В | Документальный фильм «Традиции народов мира» | Октябрь | Просмотр документального фильма с последующим обсуждением |
Эст.В | Экскурсия в выставочный зал и этнокультурный центр в гости Украинского землячества. | Октябрь | экскурсия |
РС | Родительское собрание «Давайте играть» | Октябрь | Совместное занятие детей и родителей |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
2 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Праздничное мероприятие, традиции народов мира. | Ноябрь | Классный час |
ВНиЭ | Спортивные игровые эстафеты «Международная эстафета». | Ноябрь | Урок физкультуры |
ВТ | Проект «Традиционные костюмы народов». | Ноябрь | Классный час |
ВЗОЖ | Викторина « Что мы узнали о культурах и традициях разных народов?» | Ноябрь | Урок окружающего мира |
Эк.В | Классный час “Мы – дружные ребята”, инсценировка “Друзья”, коллективный просмотр мультфильмов: “Приключения кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”, игра “Маски”. | Декабрь | Классный час |
Эст.В | Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый игротренинг “Лесенка”, социоигры “Разведчики”, “Найди пару”; игра “От улыбки солнечной одной”. | Декабрь | Тренинг общения |
РС | Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины» | Декабрь | Беседа за круглым столом |
2 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Изучение декларации прав ребёнка, просмотр киножурнала “Ералаш”. | Январь | Классный час с соц педагогом и инспектором |
ВНиЭ | Организация самоуправления в классе; классное собрание “Традиции нашего класса”; классный час “Как мы выполняем свои поручения”; участие в акциях “Твори добро”, “Книжкина больница”; “Чистая планета”, “Бюро добрых услуг”. | Февраль | Акция, классный час |
ВТ | Конкурс поделок «Дары осени» | февраль | Урок технологии и ИЗО |
ВЗОЖ | Беседа школьного врача «Значение осанки в жизни человека» | февраль | Классный час |
Эк.В | Игра – конкурс «Эти удивительные растения» | март | Игра – конкурс |
Эст.В | Внеклассное мероприятие «Спешите делать добро» | март | Классный час |
РС | Семейный праздник «Рыцарский турнир» | март | Семейный праздник |
2 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Конкурс сочинений «Край родной, навек любимый» | апрель | |
ВНиЭ | День защитника Отечества:«Они сражались за Родину», «Мой папа дома» «Поклон тебе, солдат России» «Герои живут рядом» «О чём рассказала награда?» | Апрель | Комплекс мероприятий: Выставка рисунков Фестиваль патриотической песни Встреча с военнослужащими Творческий проект |
ВТ | Конкурс поделок из природного материала «Зоопарк» | Апрель | Выставка |
ВЗОЖ | Беседа «Меры безопасного поведения на водоемах, покрытых льдом» | Май | Беседа |
Эк.В | Познавательная игра «Эти замечательные животные» | Май | Познавательная игра |
Эст.В | Час доверительного разговора «Мое хочу и мое надо» | Май | Час доверительного разговора |
РС | Итоги года | Май | Поход в лес |
3 класс
1 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Конкурс сочинений «Край родной, навек любимый» | Сентябрь | Урок русского языка |
ВНиЭ | «История школы в лицах и фактах» | Сентябрь | Тематические выставки в школьном музее |
ВТ | Кл. час «Мир профессий» | Сентябрь | |
ВЗОЖ | Игра – путешествие в страну «Опрятности» | Сентябрь | Игра по станциям на параллельных классах |
Эк.В | Кл. час «Как прекрасен этот мир» | Октябрь | Классный час |
Эст.В | Внеклассное мероприятие «Спешите делать добро» | Октябрь | Классный час |
РС | Родительское собрание «Проблемы и задачи 3 года обучения» | Октябрь | Круглый стол |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
3 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | «В мире дорожных знаков» | Ноябрь | Классный час Встреча с работниками ГиБДД |
ВНиЭ | «Знай и люби свой край» | Ноябрь | Выставка рисунков Беседа Творческий проект |
ВТ | Конкурс поделок «Зимняя сказка» | Ноябрь | Выставка |
ВЗОЖ | Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья» | Ноябрь | Урок физкультуры |
Эк.В | Посещение худ. выставок, музеев. Экологический праздник | Декабрь | Экскурсии КТД |
Эст.В | Конкурс снежинок | Декабрь | Беседа |
РС | «Социализация детей в условиях севера» | Декабрь |
3 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Беседа «Символы российского государства» | Январь | Классный час |
ВНиЭ | «Человек поднялся в небо» | Февраль | Исследовательская работа |
ВТ | Выставка поделок «подарок маме» | февраль | |
ВЗОЖ | Зимняя зарница | февраль | Игра |
Эк.В | «Устное народное творчество» Игра – путешествие | март | Игра-путешествие |
Эст.В | Экскурсия в Дом творчества «Мое хобби» | март | Экскурсия |
РС | Родительское собрание «Как вырастить ребенка нравственным» | март | Круглый стол |
3 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране?» | апрель | Классный час |
ВНиЭ | «Мои родные защитники Родины» | Апрель | Конкурс детского рисунка на асфальте Конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) |
ВТ | Экскурсия в пожарную охрану | Апрель | экскурсия |
ВЗОЖ | Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья» | Май | Весёлые старты на уроке физкультуры |
Эк.В | Выставка рисунков «Весна на моей улице» | Май | Выставка рисунков |
Эст.В | Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?» | Май | Концерт |
РС | Родительское собрание «Организация летнего отдыха детей» | Май | Круглый стол |
4 класс
1 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Устный журнал «Этот праздник со слезами на глазах» | Сентябрь | Устный журнал |
ВНиЭ | «Мои родные защитники Родины» | Сентябрь | Фотовыставка |
ВТ | Трудовой десант «Школьный двор самый лучший» | Сентябрь | Акция |
ВЗОЖ | Беседа школьного врача «Мои друзья – витамины» | Сентябрь | Классный час |
Эк.В | Поход в лес | Сентябрь | поход |
Эст.В | Родительское собрание «Проблемы и задачи 4 года обучения» | Октябрь | Родительское собрание |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
4 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Святки Праздник Нового года | Ноябрь | КТД |
ВНиЭ | «Через тернии к звёздам» | Ноябрь | Классный час |
ВТ | Операция «Кормушка» | Ноябрь | Акция |
ВЗОЖ | Беседа «Вредные привычки» | Ноябрь | Беседа с психологом |
Эк.В | Сделай школу чистой | Декабрь | Акция |
Эст.В | «Золотая хохлома» | Декабрь | Урок ИЗО |
РС | Святки Праздник Нового года | Декабрь | праздник |
4 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Конкурс рисунков «зимние краски НАО» | Январь | Конкурс рисунков |
ВНиЭ | «Цвети мой Нарьян-Мар» | Февраль | Акция посади своё растение, уборка территории школьного парка |
ВТ | Кл. час «профессии наших родителей» | февраль | Проектная деятельность |
ВЗОЖ | Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | февраль | Праздник |
Эк.В | «Праздник русской березки» | март | Проект |
Эст.В | А ну ка девочки! | март | Конкурс поделок своими руками |
РС | Оформление альбома «Символы моей семьи» | март | Творческая гостинная |
4 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Беседа о ПДД «Красный, желтый, зеленый» | апрель | Классный час |
ВНиЭ | «Страницы великой Победы» | Апрель | Книжная выставка Творческий проект |
ВТ | Экскурсия на почту «День пожилого человека» помощь ветеранам | Апрель | Экскурсия Акция |
ВЗОЖ | Кл. час «Огонь – друг и враг человека» | Май | Урок окружающего мира |
Эк.В | Уборка класса | Май | Акция |
Эст.В | Выпускной | Май | праздник |
РС | Выпускной вечер | Май |
Приложение.
Индивидуальная карта воспитанности ученика
_______________________________________________
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Участие в делах класса и школы | ||||
Отношение к порученному делу | ||||
Отношение к собственности другого | ||||
Речь | ||||
Общение со сверстниками | ||||
Отношение со взрослыми | ||||
Соблюдение правил поведения в классе | ||||
Соблюдение правил поведения в общ.местах | ||||
Отношение к учебному труду | ||||
Отношение к общ.труду | ||||
Навыки ролевого взаимодействия | ||||
Отношение к результатам своего труда | ||||
Отношение к результатам труда других людей | ||||
Отношение к школьному имуществу | ||||
Осознание необходимости физ-ры | ||||
Внешний вид | ||||
Организация рабочего места | ||||
Отношение к природе | ||||
Самореализация в творчестве | ||||
Участие в худ.оформлении | ||||
Средний балл |
Глоссарий
Морально-нравственное воспитание обучающихся - это
освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.
Воспитание – это целенаправленный и непрерывный процесс воздействия на физическое, психическое и духовно-нравственное развитие ребенка, направленный на подготовку его к самостоятельной жизни и заключающийся в привитии ребенку навыков поведения, соответствующего духовно-нравственным ценностям и интересам российского общества.
Гражданственность - качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства.
Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Толерантность (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.
Нравственность — совокупность норм, определяющих поведение человека, это есть принятие на себя ответственности за свои поступки.
Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
Основополагающей общечеловеческой ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. По формам духовной культуры человеческие ценности классифицируют:
- на нравственные (смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство),
- эстетические (прекрасное, возвышенное),
- религиозные (вера),
- научные (истина),
- политические (мир, справедливость, демократия),
- правовые (закон и правопорядок).
В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно выделить следующие ценности:
- предметные (результаты человеческой деятельности),
- субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»...
Проектная технология как средство организации воспитания и социализации младших школьников
В статье представлен опыт использования проектной технологии на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Кратко описаны нравственно-ориентированные и краеведческие проекты уча...
«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»
В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....
«Новые технологии воспитания и социализации младших школьников с ОВЗ ».
Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности....
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности: созданы условия для социального, культурного и...
Воспитание и социализация младших школьников
Адаптация ребенка в школе: социализация и воспитание детей с 6-7 лет до 11-12 лет....
Программа воспитания и социализации младших школьников «Мир детства» (для 1-х классов)
Пояснительная запискаПрограмма воспитательной работы для младших школьников разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развит...