Программа воспитания и социализации младших школьников «Мир детства» (для 1-х классов)
рабочая программа (1 класс)
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для младших школьников разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_progr_mir_detstva_1_kl.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Йошкар-Олы»
Программа воспитания и социализации младших школьников
«Мир детства»
(для 1-х классов)
на 2020-2021 учебный год
Автор - составитель:
Щетилова Л.С.
Йошкар-Ола, 2020 год
Программа воспитания и социализации младших школьников «Мир детства» на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для младших школьников разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формированы следующие направления:
- Духовно – нравственное «Наследие».
- Спортивно – оздоровительное «Тропа здоровья».
- Экологическое «Земля – наш общий дом».
- Семейное воспитание «Моя родословная». Работа с родителями.
- Эстетическое «Красота спасет мир».
- Гражданско –правовое и патриотическое «Страна граждан».
- Трудовое «Умелые ручки».
- Интеллектуальное «К вершинам знаний», работа с одаренными детьми.
В результате реализуются следующие учебно-воспитательные цели и задачи:
выявление готовности учащихся к школе, адаптировать к школьному режиму; выявление и развитие творческих способностей; формирование готовности к самонаблюдению самопознанию; дать представления о символах государства — Флаге, Гербе России, элементарные представления о правах и обязанностях школьников; воспитать уважительное отношение к русскому языку, в стремлении активно участвовать в делах класса, школы, семьи; воспитать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; расширить информационное пространство учащихся о своей Родине; создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни; воспитание интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости; научить различать хорошие и плохие поступки; дать знания о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; воспитать уважительное отношение к родителям, старшим и доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитать бережное, гуманное отношение ко всему живому; дать знания правил этики, культуры речи; научить избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке; дать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; воспитать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; дать элементарные представления об основных профессиях; воспитать ценностного отношения к учёбе, как виду творческой деятельности; дать элементарные представления о роли знаний; научить проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умению соблюдать порядок на рабочем месте; воспитать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда; развивать интерес к природе, природным явлениям, воспитать бережное отношение к растениям и животным людей.
Формы и методы учебно-воспитательной работы: урок-игра, урок-беседа, викторина, проектная деятельность, классные часы, экскурсии, ролевые игры, поисковая работа, беседы, конференции, встречи и др.
Законодательные основы программы.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Конвенция ООН о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
Ценностными приоритетами учебно-воспитательной работы детей являются:
• поддержка и развитие детского творчества;
• воспитание культуры здорового образа жизни;
• саморазвитие личности;
• создание условий для педагогического творчества;
• научно-методическое обеспечение системы учебно-воспитательной
работы детей;
• системное развитие на основе информационных технологий.
Основные принципы:
- Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания учебно-воспитательной работы предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.
- Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
Учебно-воспитательная работа может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
- Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважения посильных ритмов его жизни, труда.
- Принцип творческого начала учебно-воспитательной работы. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.
- Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.
Ожидаемые результаты реализации программы:
По каждому из направлений программы «Планета Детства» на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Ожидаемые результаты реализации интеллектуального направления «К вершинам знаний» и работа с одаренными детьми:
Реализация направления призвана способствовать:
• созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
• созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
• созданию условий для формирования системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей;
• повышению качества образования и воспитания школьников;
• формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
Приобретают следующие способности:
- способность выполнять исследовательские задания; способность осознавать себя, как часть природы; способность владеть монологической, диалогической и публичной речью;
- способность взаимодействовать со сверстниками;
- способность проявлять творческую активность способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: любовь к родине, к природе; собственное здоровье;
- способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения; способность осознанно пользоваться экологическими знаниями;
- способность сопереживать, сострадать с природой, чувственно от носиться к ее болезненным изменениям;
- способность эстетической оценки окружающей природы.
Ожидаемые конечные результаты реализации направления: «Гражданско-правовое и патриотическое направление»:
- понятия «народ», «Россия», «герб», «флаг», «гимн», «мужество», «подвиг», «топографическая карта и знаки»;
- место России в мировом сообществе; истории героических подвигов;
- о ценности физического здоровья и о необходимости здорового образа жизни.
Умеют:
• разгадывать кроссворды, ребусы, выполнять тестовые задания;
• анализировать полученную информацию;
• взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;
• оценивать результат практической деятельности в группе;
• вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии;
• высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;
• принимать активное участие в мероприятиях.
Приобретают следующие способности:
• способность выполнять практические задания;
• способность владеть монологической, диалогической и публичной речью;
• способность взаимодействовать со сверстниками;
• способность проявлять творческую активность;
• способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: любовь к родине; уважение к истории Отечества; собственное здоровье; гордость за свою страну;
• способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения.
Ожидаемые конечные результаты реализации направления «Спортивно-оздоровительное направление»:
Знания теоретические:
• понятия «здоровье», «гигиена», «режим», «здоровое питание»;
• физической культуры и спорта;
• о значении физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
• личная и социальная гигиена;
• физическое воспитание в семье и основы спортивной тренировки.
• Знания методические: об основах закаливания;
• правила техники безопасности на занятиях;
• основы спортивной тренировки;
• приемы и методы самоконтроля;
• средства и методы развития двигательных способностей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Обучающиеся умеют:
• взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;
• оценивать результат деятельности в группе;
• высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;
• принимать активное участие в мероприятиях.
Приобретают следующие способности:
• способность выполнять самостоятельно утреннюю гимнастику;
• способность выдерживать спортивные нагрузки;
• способность взаимодействовать со сверстниками;
• способность проявлять активность;
• способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: здоровье, семья, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка;
• способность осознания детьми необходимости ведения здорового образа жизни как условия для успешной реализации жизненных планов в будущем;
• способность осознания детьми необходимости приложения собственных усилий для достижения желаемого уровня здоровья;
• способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения.
Интеллектуальное «К вершинам знаний» и работа с одаренными детьми:
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Направления образовательно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми:
• развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
• формирование гуманитарного стиля мышления
• формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию
• утверждение здорового образа жизни школьника
• развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей.
Содержание понятия «Одаренность»:
Интеллектуальные способности:
• познавательный интерес
• информационная эрудиция
• высокий уровень интеллектуального развития
• нестандартность мышления
• способность к абстрагированию
• диалектическое мировоззрение.
Творческий (креативный) потенциал:
• оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов
• инициативность
• целенаправленность в выборе видов деятельности
• неординарность подходов
• интенсивность умственного труда.
Формы работы с одаренными обучающимися:
• групповые занятия с одаренными учащимися;
• предметные кружки;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• курсы по выбору;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• занятия в профильных классах;
• интеллектуальные марафоны.
Календарно-тематическое планирование программы «Мир детства»
Работа с родителями. Семейное воспитание.
Мероприятие | Участники | Сроки |
Родительское собрание «Адаптация первоклассника» | 1 –ые классы | сентябрь |
Анкетирование родителей первоклассников по стартовой диагностике | 1-ые классы | октябрь |
Родительское собрание- мастерская «Моделирование воспитательной системы класса» | 1 –ые классы | ноябрь |
«Я и ты, какого рода, племени» (семейный архив) | 1 –ые классы | декабрь |
«Профессии моих родителей» | 1 –ые классы | январь |
Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье» | 1-ые классы | февраль |
Родительское собрание «О воспитании сознательной дисциплины» | 1 –ые классы | март |
Моя родословная | 1 –ые классы | апрель |
Родительское собрание «Папа, мама, я - читающая семья» | 1-ые классы | май |
Духовно- нравственное направление «Наследие»
Мероприятие | Участники | Сроки |
«Осенины» ( День осеннего равноденствия) | 1 –ые классы | сентябрь |
«Край родной, навек любимый» ( рябины России) | 1-ые классы | октябрь |
«Моя малая Родина» (Устный журнал) | 1 –ые классы | ноябрь |
«Все в Москве пропитано стихами…» | 1-ые классы | декабрь |
«Венок поэту» (Пушкинский праздник) | 1 –ые классы | январь-февраль |
«Мы сохраним тебя русская речь…» | 1-ые классы | март |
«Люди тянутся к звездам» | 1 –ые классы | апрель |
«Эхо прошедшей войны» | 1-ые классы | май |
Спортивно-оздоровительное направление «Тропа здоровья»
Мероприятие | Участники | Сроки |
«Путешествие в страну Здоровья» (праздник). Подвижные игры. «Советы доктора Воды» (беседа) | 1 –ые классы | сентябрь |
Осенний кросс. Подвижные игры. «Режим дня» (беседа) | 1-ые классы | октябрь |
Участие в акции «Здоровым быть-это модно» | 1 –ые классы | октябрь |
«Веселые старты» «Забота о глазах» (беседа) | 1-ые классы | ноябрь |
«Мой веселый, звонкий мяч» (эстафета) «Чтобы зубы были здоровыми» (беседа) | 1 –ые классы | декабрь |
«Осанка-стройная спина» (беседа) | 1-ые классы | январь |
Лыжный кросс. «Здоровая пища» (беседа) | 1-ые классы | февраль |
«Папа, мама, я- спортивная семья» «Забота о коже. Уход за руками и ногоами» (беседа) | 1 –ые классы | март |
«Своя игра» (интеллектуально-спортивная игра) «Сон-лучшее лекарство» (беседа) | 1-ые классы | апрель |
Легкоатлетический кросс. Народные игры. «Если хочешь быть здоров- закаляйся» (беседа) | 1 –ые классы | май |
Экологическое направление «Земля – наш общий дом»
Мероприятие | Участники | Сроки |
«Осенины. Осень-золотая пора» | 1 –ые классы | сентябрь- октябрь |
«Цветы нашей Родины. Охрана растений». Конкурс рисунков и плакатов. | 1 –ые классы | ноябрь |
«Зимующие птицы. Как им помочь» | 1 –ые классы | декабрь |
«Лесные загадки Зимушки-Зимы. Путешествие в зимний лес.» | 1 –ые классы | январь-февраль |
«Изменения в природе весной.» ( устный журнал) | 1 –ые классы | март |
«Путешествие в город Огород» ( игра по станциям) | 1 –ые классы | апрель |
«Красное лето- яркая песня природы» (игра-путешествие) | 1 –ые классы | май |
Гражданско-правовое и патриотическое «Страна граждан»
Мероприятие | Участники | Сроки |
«Хлеб- всему голова» (тематический классный час) | 1 –ые классы | сентябрь |
«Государственная символика Республики Марий Эл» | 1-ые классы | октябрь |
День рождения школы. Посещение школьного музея. | 1-ые классы | ноябрь |
«Ваши права и обязанности, дети» | 1 –ые классы | декабрь-январь |
КВН «Защитники Родины» | 1-ые классы | февраль |
«Государственная символика России» | 1 –ые классы | март |
Автобусная экскурсия по городу Йошкар-Оле | 1-ые классы | апрель |
Конкурс чтецов ко Дню Победы | 1 –ые классы | май |
Эстетическое «Красота спасет мир»
Мероприятие | Участники | Сроки |
Выставка поделок «Золотая осень» | 1 –ые классы | Сентябрь |
«Час веселого настроения». Посещение кукольного театра. | 1 –ые классы | Октябрь |
«Конкурс рисунков «Малыши-друзья природы» | 1-ые классы | Ноябрь |
«Путешествие в зимний лес» | 1-ые классы | Декабрь-январь |
Конкурс рисунков по сказкам А.С. Пушкина | 1-ые классы | Февраль |
«Инструменты русского народного оркестра» | 1 –ые классы | Март |
«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и ласковым быть» (беседа) | 1-ые классы | Апрель |
«Хорошая книга- твой друг на всю жизнь» | 1 –ые классы | Май |
Трудовое «Умелые ручки»
Мероприятие | Участники | Сроки |
Сбор материала и изготовление поделок к конкурсу «Золотая осень» | 1 –ые классы | сентябрь |
«Терпение и труд-все перетрут» | 1-ые классы | октябрь |
Конкурс на лучшую и оригинальную кормушку для птиц. Начало акции «Покормите птиц зимой!» | 1-ые классы | ноябрь |
Конкурс игрушек на новогоднюю елку | 1 –ые классы | декабрь |
Конкурс снеговых фигур | 1-ые классы | Январь-февраль |
«Как быть прилежным и старательным» | 1 –ые классы | март |
Акция «Скворцы прилетели» | 1-ые классы | апрель |
Выращивание рассады для пришкольного участка | 1 –ые классы | май |
Интеллектуальное «К вершинам знаний» и работа с одаренными детьми»
Мероприятие | Участники | Сроки |
Стартовая диагностика | 1 –ые классы | сентябрь |
КВН «Пословицы и поговорки». Посвящение в первоклассники | 1-ые классы | октябрь |
«Путешествие в Сказку» (викторина) | 1-ые классы | ноябрь |
Интеллектуальный марафон | 1 –ые классы | декабрь |
«Праздник чисел». | январь | |
Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина | 1-ые классы | февраль |
«Прощание с Букварем» | 1 –ые классы | март |
Олимпиада по русскому языку | 1-ые классы | апрель |
Олимпиада по математике | 1 –ые классы | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации младших школьников
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личност...
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»...
Проектная технология как средство организации воспитания и социализации младших школьников
В статье представлен опыт использования проектной технологии на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Кратко описаны нравственно-ориентированные и краеведческие проекты уча...
«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»
В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....
«Новые технологии воспитания и социализации младших школьников с ОВЗ ».
Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности....
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности: созданы условия для социального, культурного и...
Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников
Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.Для привития об...