Программа воспитания и социализации младших школьников «Мир детства» (для 1-х классов)
рабочая программа (1 класс)

Щетилова Людмила Сергеевна

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы  для младших школьников разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit_progr_mir_detstva_1_kl.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Йошкар-Олы»

                                                                                       

Программа воспитания и социализации младших школьников

«Мир детства»

(для 1-х классов)

на 2020-2021 учебный год

                                                               

                                                                        Автор - составитель:

                                                                                          Щетилова Л.С.

                                                                                                   

 

Йошкар-Ола, 2020 год

Программа воспитания и социализации младших школьников «Мир детства» на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы  для младших школьников разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Формированы следующие направления:

  •  Духовно – нравственное «Наследие».
  • Спортивно – оздоровительное «Тропа здоровья».
  • Экологическое «Земля – наш общий дом».
  • Семейное воспитание «Моя родословная». Работа с родителями.
  • Эстетическое «Красота спасет мир».
  • Гражданско –правовое и патриотическое «Страна граждан».
  • Трудовое «Умелые ручки».
  • Интеллектуальное «К вершинам знаний», работа с одаренными детьми.

    В результате реализуются следующие учебно-воспитательные цели и задачи:

              выявление готовности учащихся к школе, адаптировать к школьному режиму; выявление и развитие творческих способностей; формирование готовности к самонаблюдению  самопознанию; дать представления о символах государства — Флаге, Гербе России,  элементарные представления о правах и обязанностях школьников; воспитать уважительное отношение к русскому языку, в стремлении активно участвовать в делах класса, школы, семьи; воспитать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; расширить информационное пространство учащихся о своей Родине; создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни; воспитание интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости; научить различать хорошие и плохие поступки; дать знания о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; воспитать уважительное отношение к родителям, старшим и доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитать бережное, гуманное отношение ко всему живому; дать  знания  правил этики, культуры речи; научить избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке; дать  первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; воспитать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; дать элементарные представления об основных профессиях; воспитать ценностного отношения к учёбе, как виду творческой деятельности; дать элементарные представления о роли знаний; научить проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умению соблюдать порядок на рабочем месте; воспитать  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, отрицательное  отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда;  развивать интерес к природе, природным явлениям, воспитать бережное отношение к растениям и животным людей.

       Формы и методы учебно-воспитательной работы: урок-игра, урок-беседа, викторина, проектная деятельность, классные часы, экскурсии, ролевые игры, поисковая работа, беседы, конференции, встречи и др.

        Законодательные основы программы.

      Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Конвенция ООН о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

    Ценностными приоритетами учебно-воспитательной работы детей являются:

•        поддержка и развитие детского творчества;

•        воспитание культуры здорового образа жизни;

•        саморазвитие личности;

•        создание условий для педагогического творчества;

•        научно-методическое обеспечение системы учебно-воспитательной

работы детей;

•        системное развитие на основе информационных технологий.

Основные принципы:

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания учебно-воспитательной работы  предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.
  • Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.

Учебно-воспитательная работа  может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

  • Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважения посильных ритмов его жизни, труда.
  • Принцип творческого начала учебно-воспитательной работы. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.
  • Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

По каждому из направлений программы «Планета Детства»  на ступени начального общего образования  должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

•        ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;

•        элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

•        первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

•        опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

•        опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

•        начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

     Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

•        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

•        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

•        уважительное отношение к традиционным религиям;

•        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

•        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

•        уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

•        знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

   Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•        ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•        элементарные представления о различных профессиях;

•        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•        осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

•        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

•        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•        элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

•        первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

•        первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

•        знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

•        ценностное отношение к природе;

•        первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

•        элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

•        первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

•        личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

     Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

•        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

•        первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

•        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

•        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

•        первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

•        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

•        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

       Ожидаемые результаты реализации интеллектуального направления «К вершинам знаний» и работа с одаренными детьми:

Реализация направления  призвана способствовать:

•        созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

•        созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

•        созданию условий для формирования системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей;

•        повышению качества образования и воспитания школьников;

•        формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  Приобретают следующие способности:

  • способность выполнять исследовательские задания; способность осознавать себя, как часть природы; способность владеть монологической, диалогической и публичной речью;
  • способность взаимодействовать со сверстниками;
  • способность проявлять творческую активность        способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: любовь к родине, к природе; собственное здоровье;
  • способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения;        способность осознанно пользоваться экологическими знаниями;
  • способность сопереживать, сострадать с природой, чувственно от носиться к ее болезненным изменениям;
  • способность эстетической оценки окружающей природы.

     Ожидаемые конечные результаты реализации  направления: «Гражданско-правовое и патриотическое направление»:

  • понятия «народ», «Россия», «герб», «флаг», «гимн», «мужество», «подвиг», «топографическая карта и знаки»;
  • место России в мировом сообществе; истории героических подвигов;
  • о ценности физического здоровья и о необходимости здорового образа жизни.

Умеют:

•        разгадывать кроссворды, ребусы, выполнять тестовые задания;

•        анализировать полученную информацию;

•        взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;

•        оценивать результат практической деятельности в группе;

•        вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии;

•        высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;

•        принимать активное участие в мероприятиях.

Приобретают следующие способности:

•        способность выполнять практические задания;

•        способность владеть монологической, диалогической и публичной речью;

•        способность взаимодействовать со сверстниками;

•        способность проявлять творческую активность;

•        способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: любовь к родине; уважение к истории Отечества; собственное здоровье; гордость за свою страну;

•        способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения.

     Ожидаемые конечные результаты реализации направления «Спортивно-оздоровительное направление»:

Знания теоретические:

•        понятия «здоровье», «гигиена», «режим», «здоровое питание»;

 •     физической культуры и спорта;

•        о значении физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;

•        личная и социальная гигиена;

•        физическое воспитание в семье и основы спортивной тренировки.

•        Знания методические:         об основах закаливания;

•        правила техники безопасности на занятиях;

•        основы спортивной тренировки;

•        приемы и методы самоконтроля;

•        средства и методы развития двигательных способностей.

  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

•        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•        элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

•        первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

•        первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

•        знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Обучающиеся умеют:

•        взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;

•        оценивать результат деятельности в группе;

•        высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;

•        принимать активное участие в мероприятиях.

Приобретают следующие способности:

•        способность выполнять самостоятельно утреннюю гимнастику;

•        способность выдерживать спортивные нагрузки;

•        способность взаимодействовать со сверстниками;

•        способность проявлять активность;

•        способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: здоровье, семья, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка;

•        способность осознания детьми необходимости ведения здорового образа жизни как условия для успешной реализации жизненных планов в будущем;

•        способность осознания детьми необходимости приложения собственных усилий для достижения желаемого уровня здоровья;

•        способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения.

   Интеллектуальное «К вершинам знаний» и работа с одаренными детьми:

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 Направления образовательно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми:

•            развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

•        формирование гуманитарного стиля мышления

•        формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию

•          утверждение здорового образа жизни школьника

•           развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей.

Содержание понятия «Одаренность»:

Интеллектуальные способности:

•        познавательный интерес

•        информационная эрудиция

•        высокий уровень интеллектуального развития

•        нестандартность мышления

•        способность к абстрагированию

•        диалектическое мировоззрение.

Творческий (креативный) потенциал:

•        оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов

•        инициативность

•        целенаправленность в выборе видов деятельности

•        неординарность подходов

•         интенсивность умственного труда.

Формы работы с одаренными обучающимися:

•        групповые занятия с одаренными учащимися;

•         предметные кружки;

•        кружки по интересам;

•        конкурсы;

•         курсы по выбору;

•        участие в олимпиадах;

•        работа по индивидуальным планам;

•        занятия в профильных классах;

•         интеллектуальные марафоны.

Календарно-тематическое планирование программы «Мир детства»

Работа с родителями. Семейное воспитание.

Мероприятие

Участники

Сроки

Родительское собрание «Адаптация первоклассника»

1 –ые классы

сентябрь

Анкетирование родителей первоклассников по стартовой диагностике

1-ые классы

октябрь

Родительское собрание- мастерская «Моделирование воспитательной системы класса»

1 –ые классы

ноябрь

«Я и ты, какого рода, племени» (семейный архив)

1 –ые классы

декабрь

«Профессии моих родителей»

1 –ые классы

январь

Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье»

1-ые классы

февраль

Родительское собрание «О воспитании сознательной дисциплины»

1 –ые классы

март

Моя родословная

1 –ые классы

апрель

Родительское собрание «Папа, мама, я - читающая семья»

1-ые классы

май

Духовно- нравственное направление «Наследие»

Мероприятие

Участники

Сроки

«Осенины» ( День осеннего равноденствия)

1 –ые классы

сентябрь

«Край родной, навек любимый»

( рябины России)

1-ые классы

октябрь

«Моя малая Родина» (Устный журнал)

1 –ые классы

ноябрь

«Все в Москве пропитано стихами…»

1-ые классы

декабрь

«Венок поэту» (Пушкинский праздник)

1 –ые классы

январь-февраль

«Мы сохраним тебя русская речь…»

1-ые классы

март

«Люди тянутся к звездам»

1 –ые классы

апрель

«Эхо прошедшей войны»

1-ые классы

май

Спортивно-оздоровительное направление «Тропа здоровья»

Мероприятие

Участники

Сроки

«Путешествие в страну Здоровья» (праздник). Подвижные игры.

«Советы доктора Воды» (беседа)

1 –ые классы

сентябрь

Осенний кросс. Подвижные игры.

«Режим дня» (беседа)

1-ые классы

октябрь

Участие в акции «Здоровым быть-это модно»

1 –ые классы

октябрь

«Веселые старты»

«Забота о глазах» (беседа)

1-ые классы

ноябрь

«Мой веселый, звонкий мяч» (эстафета)

«Чтобы зубы были здоровыми» (беседа)

1 –ые классы

декабрь

«Осанка-стройная спина» (беседа)

1-ые классы

январь

Лыжный кросс.

«Здоровая пища» (беседа)

1-ые классы

февраль

«Папа, мама, я- спортивная семья»

«Забота о коже. Уход за руками и ногоами» (беседа)

1 –ые классы

март

«Своя игра» (интеллектуально-спортивная игра)

«Сон-лучшее лекарство» (беседа)

1-ые классы

апрель

Легкоатлетический кросс. Народные игры.

«Если хочешь быть здоров- закаляйся» (беседа)

1 –ые классы

май

Экологическое направление «Земля – наш общий дом»

Мероприятие

Участники

Сроки

«Осенины. Осень-золотая пора»

1 –ые классы

сентябрь- октябрь

«Цветы нашей Родины. Охрана растений». Конкурс рисунков и плакатов.

1 –ые классы

ноябрь

«Зимующие птицы. Как им помочь»

1 –ые классы

декабрь

«Лесные загадки Зимушки-Зимы. Путешествие в зимний лес.»

1 –ые классы

январь-февраль

«Изменения в природе весной.»

( устный журнал)

1 –ые классы

март

«Путешествие в город Огород»

 ( игра по станциям)

1 –ые классы

апрель

«Красное лето- яркая песня природы» (игра-путешествие)

1 –ые классы

май

Гражданско-правовое и патриотическое «Страна граждан»

Мероприятие

Участники

Сроки

«Хлеб- всему голова» (тематический классный час)

1 –ые классы

сентябрь

«Государственная символика Республики Марий Эл»

1-ые классы

октябрь

День рождения школы. Посещение школьного музея.

1-ые классы

ноябрь

«Ваши права и обязанности, дети»

1 –ые классы

декабрь-январь

КВН «Защитники Родины»

1-ые классы

февраль

«Государственная символика России»

1 –ые классы

март

Автобусная экскурсия по городу Йошкар-Оле

1-ые классы

апрель

Конкурс чтецов ко Дню Победы

1 –ые классы

май

Эстетическое «Красота спасет мир»

Мероприятие

Участники

Сроки

Выставка поделок «Золотая осень»

1 –ые классы

Сентябрь

«Час веселого настроения». Посещение кукольного театра.

1 –ые классы

Октябрь

«Конкурс рисунков «Малыши-друзья природы»

1-ые классы

Ноябрь

«Путешествие в зимний лес»

1-ые классы

Декабрь-январь

Конкурс рисунков по сказкам  А.С. Пушкина

1-ые классы

Февраль

«Инструменты русского народного оркестра»

1 –ые классы

Март

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и ласковым быть» (беседа)

1-ые классы

Апрель

«Хорошая книга- твой друг на всю жизнь»

1 –ые классы

Май

Трудовое «Умелые ручки»

Мероприятие

Участники

Сроки

Сбор материала и изготовление поделок к конкурсу «Золотая осень»

1 –ые классы

сентябрь

«Терпение и труд-все перетрут»

1-ые классы

октябрь

Конкурс на лучшую и оригинальную кормушку для птиц. Начало акции «Покормите птиц зимой!»

1-ые классы

ноябрь

Конкурс игрушек на новогоднюю елку

1 –ые классы

декабрь

Конкурс снеговых фигур

1-ые классы

Январь-февраль

«Как быть прилежным и старательным»

1 –ые классы

март

Акция «Скворцы прилетели»

1-ые классы

апрель

Выращивание рассады для пришкольного участка

1 –ые классы

май

Интеллектуальное «К вершинам знаний» и работа с одаренными детьми»

Мероприятие

Участники

Сроки

Стартовая диагностика

1 –ые классы

сентябрь

КВН «Пословицы и поговорки».

Посвящение в первоклассники

1-ые классы

октябрь

«Путешествие в Сказку» (викторина)

1-ые классы

ноябрь

Интеллектуальный марафон

1 –ые классы

декабрь

«Праздник чисел».

январь

Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина

1-ые классы

февраль

«Прощание с Букварем»

1 –ые классы

март

Олимпиада по русскому языку

1-ые классы

апрель

Олимпиада по математике

1 –ые классы

май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации младших школьников

Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личност...

Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»

Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»...

Проектная технология как средство организации воспитания и социализации младших школьников

В статье представлен опыт использования проектной технологии на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Кратко описаны нравственно-ориентированные и краеведческие проекты уча...

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....

«Новые технологии воспитания и социализации младших школьников с ОВЗ ».

Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности....

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности: созданы условия для социального, культурного и...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.Для привития об...