Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения
статья на тему

Богачева Ирина Владимировна

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Большинство документов государственного (федерального и регионального) значения (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Федеральная программа развития образования на 2007-2012 г.; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, 1997) направлены на социально-личностное развитие детей. Отличие «Школы 21 века» именно в том что, приоритетной задачей школы становится социализация личности, развитие соответствующих возрасту эмоциональных и социальных компетенций в учебе, в игре и совместной деятельности со сверстниками. И это закреплено государством как стандарт начального общего образования[1].

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. При оценке дополнительной образовательной деятельности учащихся в границах избранного вида деятельности, области знаний, должны использоваться такие средства определения результативности продвижения, которые помогали бы ребенку увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства и личности ребёнка. В соответствии с ФГОС меняется роль дополнительного образования и подходы к оценке его эффективности.

Первый уровень: Школьник знает и понимает общественную жизнь - 1 класс

Второй уровень: Школьник ценит общественную жизнь - 2 - 3 класс

Третий уровень: Школьник самостоятельно действует в общественной жизни - 4 класс.

Социализация младшего школьника - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности. Проблема приобщения к социальному миру была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей[2]. Социализация младшего школьника  предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Главное проявление эффективной социализации личности видится в том способе, каким регулируется поведение людей: внешним (социальные нормы - требования, общественное мнение) и внутренними (моральное сознание личности и добровольность поведения). Понятие «социализации» имеет междисциплинарный характер. На сегодняшний день существует несколько подходов к определению понятия «социализация». В нашей работе, мы опираемся на авторитетное мнение ряда ученых, определяющих социализацию как процесс усвоения и последующего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, которые накапливаются и передаются от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социально-значимых качеств[5]. Передача осознанного опыта, научение различным формам и способам деятельности осуществляются при помощи воспитания и воздействия внешней среды. Специфическим для младших школьников является то, что включение их в учение и трудовую деятельность формирует осознание своих общественных обязанностей, складывает интерес и стремление к участию в общественной жизни.

В начальной школе учитель формирует у ребенка мотивационно-личностные установки, межличностные установки, толерантность, коммуникативные навыки. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями - ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому, развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы в начальной школе.

Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе[12].

Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна, город) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Работа по сплочению детского коллектива, привлечение детей к выработке правил взаимодействия, обсуждение с детьми различных ситуаций взаимодействия и поведения хорошо вплетается в канву занятий краеведением. Ознакомление со способами и правилами поведения осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения жизни знаменитых людей, информирования, разбора конкретных ситуаций на экскурсиях и т. д.

Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально – значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания [13]. Мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия ребенка направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относиться к негативной в плане достижения социальной компетентности. Ожидание негативных последствий становиться определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.

Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учиться управлять ими. Они приобретает опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально – нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младших школьников.

В-третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. Самооценка относиться к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.

В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников/ Научаясь отличать свое мнение от мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия. Он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях

Следовательно, социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, (умение определять эмоциональные состояния других людей), способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях, (умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций).

Для развития социальной компетентности необходимо создание особой развивающей атмосферы. Педагогические игры [22] позволяют организовать занятие так, чтобы ребенок мог достичь успеха, то есть действенно реализовать индивидуальный подход.

Процесс социализации всегда предполагает адаптацию к социуму (приспособление себя к окружающим условиям, обстоятельствам) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг). Социальный опыт ребёнка младшего школьного возраста – это многоуровневое единство познавательного, ценностного (аксиологического), коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности.

Школьное воспитательное пространство должно стать специально организованной средой. Младшие школьники ещё не способны самостоятельно участвовать в реальной жизни общества. Понятия «учебный опыт» и «социальный опыт» различный Учебный опыт складывается непосредственно в учебной деятельности, он похож у детей одного класса. Социальный опыт отражает достижения социальной жизни конкретного ребёнка: присвоение им способов деятельности и общения, освоение социальных ролей, принятие нормативных ценностей, наличие представлений о себе как личности. Этот опыт влияет на формирование его желаний и интересов, направляет и сдерживает его активность. Если у ребёнка нет опыта творческих усилий в своей жизни, он не сможет раскрыться в общении, познании, практической деятельности.

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но потенциал урочной и внеурочной деятельности различны. Внеурочная деятельность школьников может быть основой формирования гражданской позиции и социальной активности. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает большим потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствии со своей шкалой ценностей. Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка. Внеурочная деятельность не должна быть догматической, обязательной (приказной) и формальной.

Современные дети почти всю информацию о жизни получают посредством телевизора или компьютера, а не из событий и реальных встреч. В таком общении с жизнью нет собственного выбора, волевого усилия, мало оценки и почти полностью отсутствует сопереживание. В этих условиях нужно специально создавать ситуации, которые ребёнок воспринимал бы как яркое запоминающееся событие. Скромная по форме беседа может стать событием из-за переживания неповторимости момента единения с другими людьми, с их творчеством, с природой. Нравственное развитие младших школьников отличается своеобразием. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, регулятивная роль в поведении младших школьников является слабой, их развитие требует от учителей внимания.

Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Важно развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения (в краеведении – это, как уже говорилось, примеры жизни замечательных людей). Социализация младшего школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества[9].

ФГОС подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Уровнем социального развития школьника могут служить качества, характеризующие меру его готовности к жизни в обществе: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость. дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному. Потенциал краеведения для такого развития неисчерпаем.

Дополнительное образование предполагает сотрудничества учителей и родителей, что создает неформальную дружескую атмосферу жизнедеятельности школьников. Задачами сотрудничества являются: развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми на основе общих задач воспитания; оказание родителями содержательной помощи учителю в обучении детей в домашних условиях, включение в единое информационное поле через участие в экскурсиях, совместного разгадывания ребусов, загадок, участия в заочной игре «Веришь ли ты?», обсуждение проблемного вопроса с детьми. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться исследовательской деятельности в проектах «Моя родословная», «Моя улица», «Старая фотография», написании сказок, оформлении «Словаря юного театрала», «Азбуки Петербурга».

        

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования

Статья, раскрывающая все направления в рамках осуществления внеурочной деятельности...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...

Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер-класс раскрывает  методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.Для привития об...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

Мастер-класс " Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер- класс нацелен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности....