Проектная технология как средство организации воспитания и социализации младших школьников
статья по орксэ (4 класс) по теме
В статье представлен опыт использования проектной технологии на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Кратко описаны нравственно-ориентированные и краеведческие проекты учащихся "Звезды бескорыстия", "Наука побеждать", "Родительский дом", "Улица нашего детства", "Море бесценных слов" и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tekhnologiya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современную школу уже нельзя представить без проектной технологии. В образовательном процессе она эффективно дополняет урочную деятельность и позволяет работать над достижением личностных и метапредметных результатов образования в оптимальных условиях. Если проанализировать значение проектов в развитии и воспитании школьников, то можно констатировать наличие возможностей для становления всех важных характеристик в портрете выпускника начальной школы, определенного ФГОС [3].
Технология проектной деятельности является одной из ведущих в Образовательной системе «Школа 2100». Разработана дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Все узнаю, все смогу», которая обеспечена учебным пособием по проектной деятельности в начальной школе для 2–4-го классов (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина). По мнению авторского коллектива, главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы [5].
В учебники Образовательной системы «Школа 2100» по всем предметам включены проектные задания и жизненные задачи. Они предлагают ученикам решение проблем в чьей-либо профессиональной или социальной роли в описываемой ситуации, что реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Особой насыщенностью в этом отношении отличаются учебники курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» [1; 2]. Это объясняется уникальными возможностями проектной деятельности для духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся. Особенностью системы «Школа 2100» является формулирование целей учебных курсов в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Ведущей линией развития личности в курсе ОРКСЭ является понимание и объяснение системы общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика [4]. Именно проектная деятельность является главным средством для осуществления этой линии развития. Несколько страниц учебника посвящены вопросам организации проектной деятельности учащихся и правилам этой работы. Они сформулированы таким образом, что сами становятся иллюстрацией изучаемых на уроках нравственных понятий.
- Каждый может начать собственный проект.
- Каждый может объединиться с другими в ходе работы над проектом.
- Каждый может выйти из проекта, но, не подводя при этом других [2, с.6].
Ко всем темам в учебнике предлагается несколько вариантов проектов. Педагог при этом должен не забывать о принципе минимакса, учитывать реальные возможности учащихся, имеющийся резерв времени. Ориентируясь на интересы своих воспитанников, учитель может предложить дополнительные темы проектов: «Карта Добра и Зла», сказка «Кто охраняет границу Добра?», «Как я защищаю честь своей семьи?», «Сказки со справедливым финалом», «Самая справедливая профессия», «Самая милосердная профессия», пазлы или лото «Черты характера» и т.д.
В конце изучения каждой главы проводятся специальные уроки по представлению проектов. Так, например, после изучения главы «Как отличить добро от зла» в классе организуется творческая защита проектов «Калейдоскоп добра». Цели данного урока: поделиться друг с другом новым опытом – где в жизни нам пригодиться правильное понимание слов: добро и зло, ценности и духовность, мораль и нравственность, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие. Особенно интересным на этом уроке стала возможность увидеть, как по-разному интерпретировали ребята одну и ту же тему в своих проектах: «Разноцветное счастье», «Счастье 4Г класса» «Калейдоскоп счастья моих близких», «Сказочное счастье», «Самая счастливая профессия», «Счастье разного роста».
К фестивалю «Источники нравственности» учащиеся находили и представляли одноклассникам истоки современных правил морали в семейных ценностях, в образцах народной культуры, в школьной этике. Были подготовлены проекты в номинации «Семья – источник нравственности»: Семейная реликвия, Семейная традиция, Семейное увлечение, Семейная игра, Любимая книга нашей семьи. В номинации «Народная культура – источник нравственности»: Добрая народная сказка, Добрый народный обряд, Добрая народная песня, Доброе стихотворение. В номинации «Школа – источник нравственности»: Лучшая традиция для нашего класса, Новая традиция для нашего класса, «Урок – путь сердцу и уму».
Представление результатов изучения темы «Сокровища нравственности» осуществлялось в ходе реализации кратковременного коллективного проекта «Неделя дружбы». Темы различных уроков были интегрированы на основе главной нравственной ценности – дружбы.
- Литературное чтение: стихи о дружбе, инсценирование литературных произведений.
- Русский язык: сочинение о друге с введением цитат.
- Риторика: Подпись под фотографией друзей.
- Окружающий мир: «Дружба знаменитых людей», «Народы страны дружбой сильны».
- Технология: Коллаж Дружбы.
- Изобразительное искусство: рисуночное письмо другу «Пойми меня».
На занятиях по внеурочной деятельности школьники рассказывали о друзьях своих родителей, проводили конкурсы «Ты, да я, да мы с тобой!», узнали много новых пословиц и мудрых мыслей о друзьях. В конце недели наградили друг друга Орденами дружбы. Цель коллективного проекта была выполнена: мы доказали, что дружба – главная духовная ценность человечества!
Часто уроки светской этики становятся импульсами к созданию масштабных индивидуальных проектов. «Однажды на уроке Светской этики нам предложили записать три своих лучших нравственных качества. Я выбрал доброту, общительность и трудолюбие. Затем необходимо было поразмышлять над вопросом: «А откуда эти качества у меня появились?» Конечно, таким меня воспитывают мои родные, моя семья! Оказалось, что похожий ответ написали многие ребята нашего класса. Так мы начали изучать тему: «Каковы истоки правил морали». А в завершении всей главы провели в классе Фестиваль «Источники нравственности». Я приготовил рассказ о своем прадеде, который является для меня хорошим примером жизненной стойкости. Вместе с бабушкой мы даже сочинили о нем стихотворение! Мне захотелось написать обо всех людях, которые делают из меня настоящего человека. Вот как появилась идея этого проекта». Это фрагмент из пояснительной записки проекта четвероклассника «Мои источники нравственности». Данный проект особенно интересен своим продуктом: школьник написал рассказы и стихи, посвященные близким людям, а в день своего десятилетия вручил благодарственные письма и дипломы своим родным.
Правильно организованные проекты способствуют укреплению семейных связей. Семья – мини-проектный коллектив, который сообща работает над одной проблемой. Родные разделяют успехи своего ребенка не только в результатах проекта, но и от всего пути, пройденного вместе.
Немаловажным аспектом эффективности проектной технологии считаю обеспечение школьникам возможности реализовать созданные в ходе выполнения проектов продукты. Поэтому при планировании каждого будущего проекта мы с ребятами тщательно продумываем не только его личностную, но и социальную значимость. Так, например, главным достоинством практико-ориентированного проекта «Море бесценных слов» стал созданный ученицей слайд-словарь этических понятий, который теперь эффективно используется на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности учителями района.
Целью проекта «Звезды бескорыстия» был поиск адресов бескорыстия в современном мире через СМИ и общение с конкретными людьми. Изучена история добровольческого движения, деятельность различных волонтерских, благотворительных организаций и акций. Автор проекта сопоставил найденный материал с интересами и возможностями учащихся своего класса. В результате работы над проектом создана Карта бескорыстия: Российское созвездие бескорыстия, Уральское созвездие бескорыстия, Каслинское созвездие бескорыстия. Творческим продуктом проекта «Звезды бескорыстия» стало проведение Весенней недели добра в начальной школе.
Практический результат значительно повышает самооценку школьников, способствует дальнейшей активизации стремления выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Личностные образовательные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. Наглядной иллюстрацией данного утверждения могут стать следующие проекты.
«Огоньки нашей памяти»: главная цель проекта – сбор и описание экспонатов для семейного музея, посвященного жизни бабушки. Проект имеет не только личную ценность для данной семьи, но и помогает на примере одной судьбы показать судьбу всей страны с 40-х гг. прошлого столетия, представить трудовые подвиги нашего народа. Практическую значимость для младших школьников представляют исторические справки и фотоколлажи, созданные автором проекта.
«Родительский дом»: автор проекта узнает и обобщает для потомков историю фамильного дома из уральского села Кочкарь. Главными источниками информации являются исторические сборники, рассказы уральских писателей, а также воспоминания родственников, которые жили в этом доме. На данной основе создан очерк «Сны старого дома», в котором на примере жизни одного дома представлены страницы истории всей страны. Фрагменты проекта целесообразно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и ОРКСЭ для расширения кругозора учащихся и активизации их интереса к прошлому своего края.
Автор практико-ориентированного проекта «Наука побеждать» изучает биографию и военные подвиги великого русского полководца А.В.Суворова. Информационные материалы становятся основой для создания «Альбома суворовца». Задания в данном пособии направлены на расширение предметных знаний по истории Отечества, развитие познавательных УУД. «Альбом суворовца» содержит также примерную программу для самовоспитания, способствующую формированию универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше». Воспитательная ценность проекта заключается в реализации принципа следования нравственному примеру патриотизма, стойкости и силы воли.
Автором проекта «Русская береза» собран обширный материал о любимом дереве России: стихи, пословицы, загадки, удивительные факты, яркие иллюстрации. В результате созданы красочные сборники и викторина «Березка и ее зеленые друзья». Данные продукты проекта активно используются педагогами на уроках литературного чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности с целью экологического образования учащихся и их патриотического воспитания.
Темой проекта «Улица нашего детства» является история зданий и современный облик каслинской улицы Карла Маркса. Для создания видеоэкскурсии по своей родной улице авторы проекта провели значительную исследовательскую работу: опросили жителей города и систематизировали их воспоминания. В маршрут экскурсии вошли практически все общественные здания улицы Карла Маркса, а также частные дома, представляющие исторический интерес. Материалы данного проекта включены в фонд местной библиотеки.
Патриотична цель проекта «Мой городок»: узнать и представить одноклассникам яркие страницы жизни нашего города, чтобы юные каслинцы уважали традиции предков, гордились своей малой родиной. В результате глубокого погружения в историю, общения с мастерами художественного литья и сотрудниками историко-художественного музея была создана уникальная игра «Каслинское лото». Школьникам–авторам проекта вручены благодарственные письма Совета депутатов города Касли за значительный вклад в изучение культурного и исторического наследия малой Родины.
Значительную воспитательную ценность представляют собой не только этапы планирования и осуществления проекта, но и его презентация. С этой целью в нашем образовательном учреждении проводится День проектанта в рамках традиционной Недели науки и искусства. Победители школьного конкурса проектов среди учащихся 4–х классов представляют свои работы младшим сверстникам. Это повышает самооценку школьников, стимулирует их к новым исследованиям.
Учащиеся моего класса являются активными участниками научно-практических конференций школьного НОУ «Бригантина»: уже второй год они занимают по четыре первых места в различных номинациях. Восемь проектантов класса в прошлом году вошли в число победителей и призеров районного конкурса проектов «Открытие». Проект «Родительский дом» был представлен на XII городской открытой научной конференции молодых исследователей в г.Снежинске и занял второе место в секции «История. Краеведение». Автор проекта «Кулинарное путешествие» стала одной из победительниц межрегионального тура конкурса, организованного ООО «Нестле Россия». Подобное создание ситуаций успеха способствует развитию мотивации достижений как важной составляющей мотивационно-потребностной сферы младшего школьника.
Использование проектной технологии в воспитательном процессе позволяет учащимся организоваться в своей деятельности для осуществления важных и полезных дел. Задача учителя как воспитателя поддерживать добрые инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.
Список литературы
- Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – М. : Баласс, 2012. - 80 с.
- Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – М. : Баласс, 2012. - 128 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
- Бунеев, Р.Н., Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4–5 классы [Электронный ресурс] / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – http://www.school2100.ru/uroki/elementary/DNV.php
- Технология проектной деятельности [Электронный ресурс] http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/working-on-project/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации младших школьников
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личност...
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»...
Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»
Необходимость организации групповых проектов младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»
В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....
«Новые технологии воспитания и социализации младших школьников с ОВЗ ».
Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности....
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности: созданы условия для социального, культурного и...
Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника
Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьникаВ настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности ...