«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»
статья (2 класс) по теме
В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ»
Задачи:
1) показать, что экскурсионная деятельность является важным копонентом комплекса деятельности школы по формированию основ системы воспитания и социализации младших школьников;
2) раскрыть педагогическую эффективность использования историко-культурного пространства Москвы.
Если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то экскурсионную деятельность необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку она является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ системы воспитания и социализации школьников.
Процесс познания ребенком окружающего мира “…мне интересно, я узнаю много нового…” эффективно реализуется через организацию экскурсионной деятельности. В то же время, экскурсионная деятельность – это и процесс активного взаимодействия ребенка с окружающим его миром “...я мыслю,..я знаю,…я действую…”.
Экскурсионная деятельность становится ещё более эффективной, когда проводится в системе. Для этого учителю совместно с родительским активом следует спланировать экскурсионное сопровождение учебно- воспитательного процесса. Вот как это представлено в нашем случае.
1 класс
Название экскурсии, выездного мероприятия | Учебная, внеучебная и внеклассная деятельность | Продукт деятельности |
Просмотр спектакля в театре кукол им.С. Образцова | Литературное чтение, технология. | Создание кукол к сказке. Инсценировка сказки. |
Экскурсия в музей шоколада и какао. Мастер- класс. | Окружающий мир, математика, технология. | Изготовление кондитерского изделия с использованием шоколада. |
Экскурсия в Оружейную палату Кремля. Прогулка с осмотром культурно- исторических памятников. | Окружающий мир, проектная деятельность. Внеклассная работа. | Глоссарий в пространстве. |
Экскурсия в Планетарий. Просмотр научно-популярного фильма. | Окружающий мир, технология, проектная деятельность. | Аппликация «Звездное небо» |
2 класс
Обзорная экскурсия по территории московского Кремля. | Окружающий мир | Квест- игра, викторина в пространстве |
Экскурсия в Усадьбу Деда Мороза. Мастер- класс. | Литературное чтение, технология «Изготовление игрушек на основе пирамидки», внеурочная деятельность(проектная д-ть, развитие речи), ИЗО. | Изготовление фигурок деда Мороза, Снегурочки из бумаги и картона. Коллективный проект «Макет усадьбы Деда Мороза». Написание сочинения по мотивам сюиты к опере Глинки «Снегурочка». Расписанная гипсовая фигурка Деда Мороза. |
Экскурсия в музей вооруженных сил . | Окружающий мир, проектная деятельность. | Проект «Город-герой....» |
Посещение театра им. Н.Сац. | Литературное чтение, музыка, ИЗО. | Аннотация к произведению. Плакат к спектаклю. |
Экскурсия в усадьбу Кусково. | Окружающий мир. | Викторина в пространстве. |
Посещение страусиной фермы. Мастер-класс. | Окружающий мир, ИЗО. | Проект «Роль людей различных профессий». Расписное яйцо. |
3 класс
Название экскурсии, выездного мероприятия | Учебная, внеучебная и внеклассная деятельность | Продукт деятельности |
Экскурсия в Третьяковскую галерею | ИЗО | Выставка рисунков |
Экскурсия в Московский зоопарк | Окружающий мир | Сообщения учащихся |
Экскурсия в Измайлово | Технология | Поделки |
Как видим, экскурсионная деятельность помогает решать задачи воспитательной деятельности, поставленные в ООП НОО:
1) расширяет общекультурный кругозор;
2) формирует позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
3) включает в личностно значимые творческие виды деятельности;
4) формирует нравственные, духовные, эстетические ценности.
Эффективность указанного вида деятельности отражается такими показателями воспитанности и социализации младших школьников как
гордость за свою Родину, уважительное отношение к культурно- историческому наследию народа, языка, культуры, присущих нашему обществу, социальных ценностей и опыта , преобразование детьми данного опыта в собственные ценности и ориентация на общечеловеческие ценности.
Таким образом, очевидна педагогическая эффективность экскурсионной деятельности. Она расширяет общеобразовательные знания, является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта, служит целям обогащения когнитивной(познавательной) основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни, является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания и социализации ребенка в современных условиях.
Учитель начальных классов Зинина Л.А.
2015-2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360722-1386155764.jpg)
Программа воспитания и социализации младших школьников
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личност...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-102199-1472150926.jpg)
Социализация младших школьников через внеурочную деятельность.
Материал отражает работу внеурочной деятельности по всем направлениям с точки зрения социализации младших школььников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-334176-1383591802.jpg)
Социализация младшего школьника через учебный курс «Мир вокруг нас»
Педагогический опыт в области овладения навыками социализзации актуален и перспективен, так как социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют появления личности, которая должна у...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
статья для семинара...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В этой статье раскрыты взоимодействия семья и школа , как два неразделимых понятия, которые должны сотрудничать друг с другом....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-460574-1405507640.jpg)
"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114588-1549699386.jpg)
Социализация младшего школьника через взаимодействие семьи и школы
Статья посвящена педагогическому взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать, успешности процесса социализации младших школьников. Сегодня в образовательных учреждениях отсу...