«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»
статья (2 класс) по теме
В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zinina_l.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ»
Задачи:
1) показать, что экскурсионная деятельность является важным копонентом комплекса деятельности школы по формированию основ системы воспитания и социализации младших школьников;
2) раскрыть педагогическую эффективность использования историко-культурного пространства Москвы.
Если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то экскурсионную деятельность необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку она является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ системы воспитания и социализации школьников.
Процесс познания ребенком окружающего мира “…мне интересно, я узнаю много нового…” эффективно реализуется через организацию экскурсионной деятельности. В то же время, экскурсионная деятельность – это и процесс активного взаимодействия ребенка с окружающим его миром “...я мыслю,..я знаю,…я действую…”.
Экскурсионная деятельность становится ещё более эффективной, когда проводится в системе. Для этого учителю совместно с родительским активом следует спланировать экскурсионное сопровождение учебно- воспитательного процесса. Вот как это представлено в нашем случае.
1 класс
Название экскурсии, выездного мероприятия | Учебная, внеучебная и внеклассная деятельность | Продукт деятельности |
Просмотр спектакля в театре кукол им.С. Образцова | Литературное чтение, технология. | Создание кукол к сказке. Инсценировка сказки. |
Экскурсия в музей шоколада и какао. Мастер- класс. | Окружающий мир, математика, технология. | Изготовление кондитерского изделия с использованием шоколада. |
Экскурсия в Оружейную палату Кремля. Прогулка с осмотром культурно- исторических памятников. | Окружающий мир, проектная деятельность. Внеклассная работа. | Глоссарий в пространстве. |
Экскурсия в Планетарий. Просмотр научно-популярного фильма. | Окружающий мир, технология, проектная деятельность. | Аппликация «Звездное небо» |
2 класс
Обзорная экскурсия по территории московского Кремля. | Окружающий мир | Квест- игра, викторина в пространстве |
Экскурсия в Усадьбу Деда Мороза. Мастер- класс. | Литературное чтение, технология «Изготовление игрушек на основе пирамидки», внеурочная деятельность(проектная д-ть, развитие речи), ИЗО. | Изготовление фигурок деда Мороза, Снегурочки из бумаги и картона. Коллективный проект «Макет усадьбы Деда Мороза». Написание сочинения по мотивам сюиты к опере Глинки «Снегурочка». Расписанная гипсовая фигурка Деда Мороза. |
Экскурсия в музей вооруженных сил . | Окружающий мир, проектная деятельность. | Проект «Город-герой....» |
Посещение театра им. Н.Сац. | Литературное чтение, музыка, ИЗО. | Аннотация к произведению. Плакат к спектаклю. |
Экскурсия в усадьбу Кусково. | Окружающий мир. | Викторина в пространстве. |
Посещение страусиной фермы. Мастер-класс. | Окружающий мир, ИЗО. | Проект «Роль людей различных профессий». Расписное яйцо. |
3 класс
Название экскурсии, выездного мероприятия | Учебная, внеучебная и внеклассная деятельность | Продукт деятельности |
Экскурсия в Третьяковскую галерею | ИЗО | Выставка рисунков |
Экскурсия в Московский зоопарк | Окружающий мир | Сообщения учащихся |
Экскурсия в Измайлово | Технология | Поделки |
Как видим, экскурсионная деятельность помогает решать задачи воспитательной деятельности, поставленные в ООП НОО:
1) расширяет общекультурный кругозор;
2) формирует позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
3) включает в личностно значимые творческие виды деятельности;
4) формирует нравственные, духовные, эстетические ценности.
Эффективность указанного вида деятельности отражается такими показателями воспитанности и социализации младших школьников как
гордость за свою Родину, уважительное отношение к культурно- историческому наследию народа, языка, культуры, присущих нашему обществу, социальных ценностей и опыта , преобразование детьми данного опыта в собственные ценности и ориентация на общечеловеческие ценности.
Таким образом, очевидна педагогическая эффективность экскурсионной деятельности. Она расширяет общеобразовательные знания, является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта, служит целям обогащения когнитивной(познавательной) основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни, является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания и социализации ребенка в современных условиях.
Учитель начальных классов Зинина Л.А.
2015-2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации младших школьников
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личност...
Социализация младших школьников через внеурочную деятельность.
Материал отражает работу внеурочной деятельности по всем направлениям с точки зрения социализации младших школььников....
Социализация младшего школьника через учебный курс «Мир вокруг нас»
Педагогический опыт в области овладения навыками социализзации актуален и перспективен, так как социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют появления личности, которая должна у...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
статья для семинара...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В этой статье раскрыты взоимодействия семья и школа , как два неразделимых понятия, которые должны сотрудничать друг с другом....
"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Социализация младшего школьника через взаимодействие семьи и школы
Статья посвящена педагогическому взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать, успешности процесса социализации младших школьников. Сегодня в образовательных учреждениях отсу...